Связанные понятия
Среднее царство — эпоха истории Древнего Египта между 2040 и 1783 (или 1640) до н. э., на которую приходится правление манефоновских XI—XII династий фараонов, происходивших из Фив. Время нового подъёма, но относительно слабой централизации древнеегипетского государства.
Новое царство — эпоха высшего расцвета древнеегипетской государственности, известная наибольшим количеством памятников, составляющих основу всего наследия цивилизации фараонов, подданные которых составляли 20 % мирового населения. Это период правления трёх знаменательных династий — XVIII, XIX, XX.
Рамессиды — историческая эпоха Древнего Египта в период Нового царства, отмеченная большим числом правителей с именем Рамсес. Именно данный аспект дал название описываемому периоду, охватывавшему XIX и XX династии.
Фарао́н — современное наименование правителей Древнего Египта. По-видимому, никогда не было официальным титулом, а возникло как эвфемизм, позволяющий обойтись без упоминания царского имени и официальных царских титулов, в эпоху Нового царства и особенно распространилось к середине I тыс. до н. э. Греческое слово Φαραώ заимствовано из Библии (ивр. פַּרְעֹה, ); оригинальное египетское per-oa буквально означает «великий дом», то есть царский дворец. Обычным же наименованием египетских царей было...
Раннее царство (Архаическая эпоха, Тинисский период, раннединастический период) — самый первый династический период в истории государства древнего Египта, период правления I и II династий фараонов. Продолжался с 3120 по 2649 годы до н. э.
Упоминания в литературе
Египет
Древнего царства представлял собой примитивное рабовладельческое общество, в котором рабский труд не захватил еще всех основных сторон производства. В земледелии работали главным образом, свободные люди. Земледелие было основной экономической базой крупных областей – номов. Ремесло играло подсобную роль. Были сильно развиты ирригационные системы на всем протяжении долины Нила. Часть земель отдавалась в непосредственное пользование отдельным крестьянским хозяйствам или же предоставлялась знати. Ирригационные сооружения производились на огромном пространстве: дамбы, предохраняющие от наводнения, каналы, осушающие долину – все эти грандиозные работы требовали громадного напряжения сил всего населения. В первую очередь на них применялся труд военнопленных и рабов, которые добывались от варварских племен, окружавших Египет – негров, нубийцев, ливийцев, семитов. Вместе с рабами, которыми номы владели раньше, они образовали многочисленный класс, в течение многих столетий, производивший основные тяжелые землекопные и строительные работы. Для ирригационных работ, требовалось огромное количество рабочей силы, поэтому царская власть привлекала не только рабов, а также свободное население, воинов и даже жрецов. Крестьяне, обрабатывавшие наделы могли быть привлечены в случае надобности для строительных работ, связанных с царскими пирамидами.
Как отмечалось выше, в эту пору бурно развивались торговля и различные ремесла, что способствовало росту городов. Возникали новые города и ремесленные центры, разрастались старые города. В связи с развитием товарно-денежных отношений происходили и изменения в формах земельной собственности. Если до VIII–VII вв. до н. э. в большинстве царств пахотные земли находились в собственности общины, которая через совет старейшин наделяла общинников равноценными наделами, то уже в VI–V вв. до н. э. положение меняется. Наблюдаются массовые случаи нарушения принципа справедливого распределения наделов в общине. Главы общин, имевшие двойные пахотные наделы, и наиболее зажиточная часть общинников стремились к отчуждению лучших участков, их уже не устраивал обычай регулярного передела полей. Пахотные поля стали переходить в наследственное владение отдельных семей. В свою очередь, появление наследственных наделов рано или поздно должно было вызвать изменения в системе налогообложения, которое, как и в других странах Древнего Востока, было основной формой формирования доходов царской казны и одновременно формой эксплуатации населения царств. Именно повсеместное распространение наследственных наделов привело к введению в
царствах Древнего Китая поземельного налога. Как сообщает Сыма Цян (145—90 до н. э.), автор «Исторических записок» (всеобщей истории страны с древнейших времен до I в. до н. э., крупнейшего исторического трактата), впервые налог на землю был введен в царстве Лу в 594 г. до н. э., в царстве Чу – в 548 г. до н. э., в царстве Чжэн – в 543 г. до н. э., самым последним из царств было Цинь, где указ о поземельном налоге был издан лишь в 408 г. до н. э. [38. С. 42–47].
Огромную роль в Египте играли писцы. При том значении, которое придавалось тут во всех сферах учету и отчету, править государством могли лишь по-настоящему грамотные люди, поэтому правящий слой страны был хорошо образован. Сыновья вельмож
Древнего царства часто состояли писцами в отцовских хозяйствах; даже самые знатные чиновники не брезговали писцовыми званиями. Профессиональные писцы, которых отбирали с детства и готовили в специальных школах, образовывали престижную профессиональную корпорацию. В Новое царство появились и составили главную силу войска колесницы, и колесничие заняли в обществе положение, равное рядовому жречеству. Купцов при Древнем царстве не было, все путешествия в другие страны были государственными мероприятиями, и на рынке самого Египта невозможно обнаружить ни одной фигуры крупнее торговца-лоточника; появляются они только в период Нового царства.[50]
Период
Древнего царства характеризовался высоким уровнем развития экономики. На верхушке власти находился фараон за счет имеющейся у него собственности на землю. Фараон был не только верховным правителем, но и верховным жрецом, хотя постепенно эти функции начинают разделяться. Его поддерживала рабовладельческая знать, а основной рабочей силой являлись крестьяне. Опорой царской власти были жрецы, которые обожествляли и прославляли фараонов.
На смену Раннему царству пришла эпоха
Древнего царства (около 2800—около 2250 года до н. э.), во время которого правили фараоны III–IV династий. Главной отраслью Египта оставалось сельское хозяйство, основанное на бассейновой системе орошения. Государство уделяло большое внимание строительству огромных каналов, плотин, водохранилищ (бассейнов) для сезонного накопления воды. Стала создаваться система шадуфов (приспособлений в виде колодезных «журавлей»), при помощи которых воду из Нила в кожаных ведрах подавали через несколько ступеней на «верхние» поля, где чаще всего выращивали садовые культуры. Для орошения «верхних» полей также использовались большие водоподъемные колеса.
Связанные понятия (продолжение)
Древний Еги́пет (от др.-греч. Αἴγυπτος и лат. Aegyptus), самоназвание Та-кемет, Та-мери, Та-уи и др. (транслит. егип. tA-kmt, tA-mrj, tA-wy), Ке́ми (копт. Ⲭⲏⲙⲓ) — название исторического региона и культуры значительной цивилизации Древнего мира, существовавшей на северо-востоке Африки вдоль нижнего течения реки Нил. История Древнего Египта составляет около 40 веков и подразделяется исследователями на додинастический период (относится к финалу доисторического периода, краткий обзор которого также приводится...
Маста́ба (араб. مصطبة (геол. терраса, выступ, уступ. горн. бенч) с немецким Maßstab не имеет ничего общего), или пер-джет («дом для вечности» или «вечный дом») — гробницы в Древнем Египте периодов Раннего и Древнего царств, имеют форму усечённой пирамиды с подземной погребальной камерой и несколькими помещениями внутри, стены которых покрывались рельефами и росписями.
Тронное имя («Нису-бит», «Несут-бити», «Нисут-бити») — одно из пяти имён царского титула в Древнем Египте. Являлось самым важным именем в титуле древнеегипетских царей (фараонов) начиная с 4-й династии. Нефериркаре (5-я династия) добавил его как второй картуш к имени личному (данному при рождении). Первоначально речь здесь, пожалуй, велась о двух эпитетах фараона как единого властителя объединённого Египта, которые были впервые приняты при фараоне Дене (1-я династия).
Первый переходный период в истории Древнего Египта (середина XXIII — середина XXI века или 2250—2050 гг. до н. э., VII—X династии).
Личное имя давалось фараону при рождении и являлось одним из пяти имён царского титула в Древнем Египте.
Писцы Древнего Египта (иерограмматеи, гарпедонапты) — привилегированный класс древнеегипетского общества, обладающий широкими познаниями в арифметике, грамоте иероглифического, иератического (со второй половины I в. до н. э.) и логографического (демотического) письма.
Искусство Древнего Египта — живопись, скульптура, архитектура и другие виды искусства, которые зародились в Нильской долине около 5000 лет до нашей эры и просуществовали до 300 года нашей эры.
Куш или Мероитское царство — древнее царство, существовавшее в северной части территории современного Судана (Нубии) с IX или VIII века до н. э. по IV век. Народ Куша называют кушитами.
Номарх (др.-греч. νομάρχης; νομ-άρχης) — должность управителя нома в Эллинистическом Египте и также принятое в историографии название чиновников c теми же полномочиями во времена Династического периода Египта. Являлся представителем фараона, а также осуществлял контроль и управление административной областью. В греческом языке существовало понятие номархия (др.-греч. νομαρχία; νομ-αρχία) — звание или должность номарха, а в Эллинистическом Египте иногда так же называлось управляемое номархом земельное...
Поздний период в истории Древнего Египта охватывает правление фараонов XXVI—XXX династий (664—332 до н. э.). Это период борьбы за восстановление независимости Египта, тяжелых войн и иноземных вторжений, окончившийся завоеванием страны Персидской империей и затем Александром Македонским.
Царский сын Куша (древнеег. S-nswt-n-Kš (Sa-nisut-n-Kush)) — титул древнеегипетского наместника в Нубии (Куше) с XIV в. до н.э.
Иерати́ческое письмо — одна из форм египетского письма, применявшихся для записи текстов на египетском языке. Это ранняя форма древнеегипетской скорописи, возникшая во время I династии при нанесении иероглифических знаков кисточкой на папирус, остраконы, камень или кожу, в результате чего знаки получили более округлую, курсивную форму.
Список фараонов — список правителей Древнего Египта, традиционно называемых «фараонами». В начале перечня находятся правители, известные сегодняшней египтологии в додинастический период — конец IV тысячелетия до н. э. Заканчивается список с началом эллинистического периода — завоевание страны Александром Македонским в 332 году до н. э. Также имеется раздел посвящённый мифическим правителям-богам, изначально властвовавшим над страной согласно представлениям древнеегипетской религии.
0 династия (нем. 0 Dynastie, англ. 0 Dynasty) — термин, принятый египтологами для выделения ряда правителей додинастического Египта (так называемый протодинастический период). Является не родственным, а хронологическим объединением фараонов около 3200—3090/3060 гг. до н. э., что соответствует фазам культуры Негада — IIIb1, IIIb2 и раннему IIIс1.
Цилиндрическая печать — выточенный из камня небольшой цилиндр с продольным осевым отверстием, который использовался в Древнем мире в качестве удостоверения личности автора документа или свидетеля его подписания. Боковая поверхность цилиндра (труцил) содержала уникальную резьбу по камню, как правило, содержащую религиозный сюжет. Наибольшее распространение цилиндрические печати получили в Месопотамии, где, начиная с шумерского периода, такая печать являлась важнейшим, всегда носимым с собой, атрибутом...
Цивилизация
Древнего Египта , возникшая около 4000 лет до н. э., была одной из древнейших в мире. Благоприятные естественные условия способствовали очень раннему развитию культуры и искусства в Древнем Египте. В эту эпоху древние египтяне умели делать из драгоценных металлов ювелирные украшения тонкой работы, появилась письменность, постепенно стали накапливаться научные знания.
Золотое имя — одно из пяти имён царского титула в Древнем Египте. Смысл наименования, а также его значение не достаточно выяснено до сегодняшнего дня.
Еги́петское иероглифи́ческое письмо ́, иероглифика — одна из систем (наряду с иератикой и демотикой) египетской письменности, использовавшаяся в Египте на протяжении почти 3500 лет, начиная с рубежа 4-го и 3-го тыс. до н. э. Является рисуночным письмом, дополненным фонетическими знаками (лого-консонантный тип), то есть сочетает элементы идеографического, силлабического и фонетического писем.
Ну́бия (араб. النوبة, Эн-Нуба) — историческая область в долине Нила, между первым и шестым порогами, то есть севернее суданской столицы Хартума и южнее Асуана в Египте.
Кано́па (от др.-греч. Κάνωβος или лат. Canopus) — ритуальный сосуд, как правило, алебастровый кувшин с крышкой в форме человеческой или звериной головы, в котором древние египтяне хранили органы, извлечённые из тел умерших при мумификации. После извлечения органы промывались, а затем погружались в сосуды с бальзамом из Каноба (откуда и название). Древнейшие канопы найдены в гробнице Хетепхерес.
Титул фараона является стандартным церемониальным именованием царей Древнего Египта. Титул символизировал как светскую, так и сакральную власть, и представлял также своего рода формулу монархического правления.
Древние египтяне создали ряд погребальных обычаев, которые, по их мнению, были необходимы для обеспечения бессмертия в дальнейшей загробной жизни. Эти ритуалы включают в себя мумификацию, отбор магических заклинаний и обеспечение могил всем необходимым для жизни в загробном мире. В процессе погребения использовались наработанные в течение длительного времени старинные обычаи, которые то отвергались, то принимались вновь. Тем не менее, многие важные элементы сохранены. Несмотря на то, что некоторые...
Подробнее: Древнеегипетские погребальные обряды
Унут (древнеегип. wnt) — в древности XV септ (ном) Верхнего Египта, названный в честь тотемической богини-покровительницы этой территории Унут, изображавшейся в виде зайчихи. Древние греки называли этот септ Гермополисским южным номом поскольку его административным центром был город Хемену (Шмун), называемый греками Гермополис Мегале (современная локализация Эль-Ашмунейн). Очевидно во Второй переходный период центром септа становится г. Неферуси. В период правления царя Эхнатона на территории этого...
Подробнее: Заячий ном
Древнеегипетская религия — система религиозных верований и ритуалов, практиковавшихся в Древнем Египте, начиная с додинастического периода и до принятия христианства. За свою многотысячелетнюю историю древнеегипетская религия прошла через различные этапы развития: от Древнего, Среднего и Нового царств до позднего и греко-римского периода.
Пале́тка Нарме́ра — алевролитовая пластина культового назначения, которая использовалась для ритуального растирания красок. Датируется концом IV тыс. до н. э. На обеих сторонах палетки имеются рельефные изображения фараона Нармера. Палетка Нармера исполнена в виде победной стелы и повествует о триумфальной победе Верхнего Египта над Нижним. Это подарок царя Первой или Нулевой династии Иераконпольскому храму, который увековечивал его победу над мятежными ливийскими номами в Западной дельте Нила. У...
Книга пещер — это один из наиболее важных заупокойных текстов Нового царства. Как и многие другие заупокойные тексты, Книга пещер, записанная на стенах внутри гробниц, являлась своего рода справочным материалом для умерших. В книге описывается путешествие Ра через шесть пещер подземного мира. Особое внимание в книге уделяется вознаграждению и наказанию в загробной жизни. Книга пещер является одним из лучших источников информации о том, как устроен ад по мнению древних египтян.
Архитектура Древнего Египта - тип архитектуры цивилизации Древнего Египта, развившейся вдоль побережья Нила в условиях жаркого климата и определённого растительного мира. На протяжении многовековой истории отличается консерватизмом.
Остра́кон или остра́к (др.-греч. τὸ ὄστρακον — глиняный черепок) — черепок глиняного сосуда, а также реже морская раковина, яичная скорлупа, осколок известняка или сланца.
Согласно автору первой истории Древнего Египта Манефону, хронологическое деление истории страны охватывает период правления 30 династий. В современную эпоху в эту хронологию был внесён ряд уточнений. Ниже приводится периодизация древнеегипетской истории, предложенная в коллективной монографии История Древнего Востока. Ч. 2. Передняя Азия и Египет (М., 1988)...
Подробнее: Династический период
Египтоло́гия (нем. Ägyptologie, англ. Egyptology, фр. Égyptologie; араб. علوم المصريات ‘Улю́м аль-масрия́т — науки о Египте) — комплексная наука, изучающая Древний Египет, отрасль востоковедения. Иногда рассматривается как филологическая область знаний, иногда как ветвь археологии. В сфере интересов её историко-филологических дисциплин находятся история, культура, религия, искусство, язык, письмо, литература, археологические памятники, повседневная жизнь и другие аспекты цивилизации на берегах Нила...
Систр (егип. sḫm; др.-греч. σεῖστρον, лат. sistrum — «то, что встряхивают») — ударный музыкальный инструмент без определённой высоты звука.
Большой сфинкс на западном берегу Нила в Гизе — древнейшая сохранившаяся на Земле монументальная скульптура. Высечена из монолитной известковой скалы в форме колоссального сфинкса — лежащего на песке льва, лицу которого, как издавна принято считать, придано портретное сходство с фараоном Хефреном (ок. 2575—2465 гг. до н. э.), погребальная пирамида которого находится поблизости. Длина статуи — 72 метра, высота — 20 метров; между передними лапами некогда располагалось небольшое святилище.
Ложная дверь — подобие двери, с наличником, в котором дверной проём, будучи заложен, является неглубокой нишей. Может быть вырезана или нарисована на стене. Распространённый архитектурный элемент в гробницах Древнего Египта и Донурагической Сардинии. Позже ложные двери также встречаются в этрусских гробницах, а во времена Древнего Рима их использовали в интерьерах жилых домов и гробницах.
Птолемеи (др.-греч. Πτολεμαῖοι, Лагиды) — династия правителей Египта в IV—I веках до н. э. — в эпоху эллинизма. Основана диадохом Александра Македонского Птолемеем I.
Папирус Эббота — древнеегипетский документ, в котором сообщается о судебном разбирательстве по поводу разграбления гробницы одного из фараонов XX династии. Датируется 1100 годом до н. э., 16 годом правления фараона Рамсеса IX. Папирус сохранился в отличном состоянии.
Дуат (егип. dw:t) — в мифологии Древнего Египта загробный мир. В Древнем царстве главным богом Дуата являлся Анубис, однако позже эпитет главы загробного мира и некоторые функции Анубиса переходят к богу Осирису, а тот остался проводником.
Книга врат — древнеегипетские заупокойные тексты, появившиеся в эпоху Нового царства. В книге рассказывается о переходе души, недавно умершего человека в следующий мир, аналогично путешествию солнца, которое отправляется в загробный мир в ночные часы. Душе требуется пройти через ряд «врат» на разных этапах своего пути. Каждые врата охраняют разные богини, поэтому от умершего требуется знание особенностей каждой из них. В тексте предполагается, что некоторые души пройдут невредимыми, в то время как...
Меджаи (егип. mđʔ) — элитная военизированная полиция в Древнем Египте, служившая также разведчиками и пограничниками на южных рубежах.
Египетский музей и собрание папирусов (кратко Египетский музей, нем. Ägyptisches Museum und Papyrussammlung) — музей в составе Государственных музеев Берлина. С 2009 года Египетский музей размещается в восстановленном Новом музее на Музейном острове. С 2009 года директором музея является Фридерика Зайфрид.
Керма (англ. Kerma, современное название — Дукки Гель англ. Dukki Gel, название означает «Красный Холм») — развалины древнего города Нубии. Город Керма был столицей древнего одноимённого государства, располагавшегося на территории современных Судана и Египта. Керма — один из самых больших археологических проектов по раскопкам древней Нубии, раскопки ведутся уже несколько десятилетий подряд, раскопаны тысячи захоронений и жилых построек на территории вокруг священной скалы, условно называемой Западная...
Музыка Древнего Египта занимала важное место в культуре и общественной жизни страны. Вначале музыка не играла важную роль в песнях — музыканты лишь аккомпанировали певцам, на которых и было сосредоточено всё внимание. Но уже в период правления XVIII династии музыка отделилась от песен и начала свой самостоятельный путь развития.
Солнечные ладьи — два полноразмерных гребных судна, запечатанных в тайниках у подножия пирамиды Хеопса более 4,5 тыс. лет тому назад (около 2550 г. до н. э.).
Упоминания в литературе (продолжение)
использовались как способ выражения культуры во времена первых двух династий, но с установлением классического египетского стиля при царях III и IV династий они были отвергнуты. К тому времени египетская культура достигла зрелости и сама определяла необходимые для самовыражения формы. Благодаря вавилонскому влиянию Египет получил возможность встать на ноги и разработать собственные выразительные средства. Когда они появились при царях III и IV династий, в Египте установился стиль, который превратился в любимую и обязательную художественную манеру на протяжении всей истории и был полностью независим от месопотамских прообразов. В эпоху
Древнего царства египетское искусство было намного более сложным и содержательным, чем современное ему искусство Месопотамии.
Фараон Эхнатон поменял религиозные традиции и ввел единобожие с богом солнца Атоном. Позже с фараоном Тутанхомоном все вернется к прежним представлениям и канонам. Однако религиозная нестабильность и ослабление власти фараона послужили серьезной предпосылкой для вложений сил и средств в храмовое строительство. Наиболее яркими храмовыми постройками Нового царства были храмы в Луксоре и Карнаке. Храм в Луксоре дает представление о традиционном планировочном решении храмовых построек – храмовый двор, обнесенный колоннами, где собирались люди, затем большой гипостильный зал, в который разрешалось входить только верховной знати и жрецам, и далее святилище, куда входили уже только жрецы (Рис. 1.11). Тонкая расчлененность порталов и других элементов храмовых сооружений еще
Древнего царства сменяется активной выразительностью построек Нового царства. Фасад храма воспринимается как единое целое (Рис. 1.12). Он резко ограничен по внешнему контуру. И воздействует он только как плоскость. Границу сверху создает сильно выступающий карниз. В последующие эпохи с развитым чувством декорации, например, в эпоху барокко, архитекторы будут стараться этот переход к воздушному небесному пространству смягчить с помощью размещения на карнизах декоративных элементов в виде скульптуры или ваз, и самое главное, придавая порталу большую высоту по сравнению с другими частями здания.
Мы попытались извлечь из данных астрономии и астрологии то, что непосредственно относится к так называемой «истории», если, конечно, у нас достаточно оснований считать эти данные достоверными. Вскоре появились династии, о которых уже было упомянуто, широко известные как исторические. Правда, справедливости ради нужно отметить, что и в сохранившихся об этих династиях сведениях много мифического и символического; особенно это касается периода, который принято называть архаическим. Один из фараонов архаической эпохи носил мистическое имя Ка, или Двойник («Астрал», как мы бы сейчас сказали). А в период
Древнего царства (III династия) другой фараон звался Каба (Хаба) – его имя имело похожее, хотя и не совсем такое же значение.
Древнейшим властителям Египта была известна зависимость урожая от высоты подъема Нила. Уже во времена I династии, как показывают анналы
Древнего Царства , велись точные записи ежегодных высот его разлива. Такие же записи велись и в последующие времена. (До сих пор на набережных древних храмов находят пометки, указывавшие уровень воды при разливах Великой реки.) Тогда же стало известно, что системой плотин можно задержать воду и с помощью каналов направить ее в такие места, куда она обычно не попадала. Уже в период Древнего Царства (2800–2250 гг. до н. э.) в основном была создана сеть оросительных каналов, которая без особых изменений просуществовала вплоть до завоевания Египта Римской империей (а может, и дольше). От Нила отходили большие и широкие каналы, от них ответвлялись более мелкие. Из мелких каналов вода бежала в канавки, орошая поля, разбитые на небольшие квадраты. В нужное время открывали воде проходы, и земля получала необходимую ей влагу. Система орошения, применявшаяся в Египте, называется бассейной. При такой системе орошения поля (огороды) обносятся земельными бортиками и после полива превращаются в небольшие бассейны. Как только поле достаточно увлажняется, вода выпускается через специальный сток.
В нескольких сотнях миль к северу от Фив по течению Нила находится Абидос, следующая достопримечательность древности, лежащая поблизости от современной деревни Эль-Араба. Абидос был основан очень давно: еще правящие семьи Первой династии и их последователи строили здесь свои гробницы и кенотафы. Изначально местным божеством было черное богоподобное существо, известное как «глава обитателей Запада» (то есть царства мертвых); однако к концу
Древнего царства произошло его слияние с другим, более сильным богом смерти Осирисом, который, возможно, был обожествленным доисторическим вождем, почитатели которого расселились из города Бусириса в Дельте по некоторым частям Египта. Слава Абидоса в качестве главного центра культа быстро росла благодаря тому, что в нем хранилась голова расчлененного бога. Египетские собиратели древностей Восемнадцатой династии, искавшие здесь реальные доказательства правдивости древних мифов, ошибочно приняли кенотаф фараона Джера из Первой династии за гробницу бога и поэтому направили туда вереницы набожных паломников, столетие за столетием жаждавших поклониться святыне. Это паломничество в священный город Абидос стало важнейшей из погребальных церемоний. Те, кто не имел возможности построить себе усыпальницу близ гробницы Осириса, приказывали на лодках отправлять туда свои мумии перед захоронением, чтобы так принять участие в водной феерии, составлявшей часть мистерий Осириса; в другом случае эти люди могли совершить путешествие по доверенности. Другие почитатели бога довольствовались мемориальными досками или статуэтками, которые устанавливали в окрестностях храма Осириса. Кроме этих частных символов, в Абидосе были воздвигнуты кенотафы нескольких фараонов. Наиболее знаменитым из них является выстроенный Сети I подземный комплекс под естественной возвышенностью.
До нашего времени Библ (Гебал) – единственное место финикийской метрополии, предоставившее много материала, который можно датировать временем ранее 1500 года до н. э. В раннебронзовом веке связи Библа с Египтом
Древнего царства проявляются в цилиндрической печати египетского стиля, найденной в подвале позднего храма. Египетский текст периода фараона Снофру из IV династии сообщает о прибытии из Гебала сорока кораблей, груженных кедром, а источники второй половины 3-го тысячелетия рассказывают о морских и сухопутных военных экспедициях фараонов Саху-Ра (V династия) и Пепи I (VI династия) в Азию.
В верхнеегипетском городе Фивы могущественная княжеская династия правила независимо от царей Гераклеополя. Эти Интефы и Ментухотепы не играли важной роли в период
Древнего царства и никогда не обладали заметным политическим влиянием. Мало-помалу они смогли распространить власть своей династии на территорию всей провинции и присоединить к своим владениям Абидос. В жестокой гражданской войне, в которой в качестве самых верных сторонников гераклеопольских царей участвовали могущественные князья Асьюта, победу одержали фиванцы. Весь Верхний Египет и дельта признали власть фиванских правителей, которые гордо присвоили себе прежний титул «царя Верхнего и Нижнего Египта». Фараоны Одиннадцатой династии, разумеется, были неспособны добиться полного умиротворения страны, восстановить порядок и подавить все восстания.
Как показывают находки египетских алебастровых ваз периода
древних царств во дворце или храме в Аи, контакты с Египтом не ограничивались континентом, простираясь и на острова. Ослабевшее после вторжений из Азии в последние три века третьего тысячелетия, египетское господство в Ханаане вновь установилось в начале второго тысячелетия.
Итак, первое государство возникло на территории современного Египта примерно в IV тысячелетии до н. э. Затем государство претерпевало множественные дробления и объединения. Принято делить всю историю Египта на три основных периода: период
Древнего царства (конец IV–III тысячелетие до н. э.), Среднего царства (вплоть до XVI века до н. э.) и Нового царства (до конца XI века до н. э.). В XI–IV веках до н. э. наступает поздний период, причем в VI–IV веках до н. э. – под властью персов. Эллинистический период, когда Египет завоевывают греки и включают его в состав государства Птолемеев, относится к IV–I векам до н. э. В 30 году до н. э. Египет был завоеван римским принцепсом Октавианом Августом, который положил конец 33-й династии, последней представительницей которой была знаменитая Клеопатра. Египет остается римской провинцией до 616 года н. э., когда государство переходит под власть Арабского халифата.
Объединение Египта под властью фиванских царей дало возможность возобновить ту активную внешнюю политику, которую некогда вели цари
Древнего царства .
Во времена Книги Судей и
древних царств с той стороны не существовало угроз Палестине. Более того, великая Сирийская и Арабская пустыня лежала между ними. Готовая ворваться в Палестину, вавилонская армия вначале должна была ее преодолеть и столкнуться с другими небольшими государствами.
Цивилизация Восточной Европы отличалась от Западной, как небо и земля. Там вовсю строились многочисленные селения и укрепленные города. Крупные населенные пункты, окруженные рвами и валами, существовали по Дунаю, Саве, Тисе и Драве. Остатки больших и развитых городов найдены в Отомани, Урмице, Майене. Люди здесь жили в длинных деревянных домах с несколькими жилыми комнатами и стойлами для скота на 20–30 голов. Население такого дома составляло 15–20 человек. Выявлены однозначные следы государственной организации. В Урмице город объединял вокруг себя целый ряд неукрепленных поселков, а для строительства защитных сооружений был проделан колоссальный объем работ – перерыто 60 тыс. кубометров земли, возведены прочные бревенчатые стены и палисады. В Отомани (Словакия) город окружали стены с башнями, защищавшими въездные ворота, и кроме того, существовал внутренний акрополь, застроенный каменными домами. Причем богатые археологические находки показывают, что в акрополе проживала местная знать (когда читаете это, не забывайте, что речь идет не об эпохе Средневековья, а о временах, когда в Египте правили фараоны Раннего и
Древнего царств , а Рима в помине не существовало).
Когда читаете это, не забывайте, что речь идет не об эпохе Средневековья, а о временах, когда в Египте правили фараоны Раннего и
Древнего царств , а Рима вообще не существовало. Ну а о коренных жителях Западной Европы и говорить нечего, они по всем параметрам уступали пришельцам. Во Франции жили охотничьи племена, они только-только осваивали примитивное земледелие. А в Сардинии вплоть до XIV в. до н. э., когда сюда добрались индоевропейцы, вообще жили людоеды – при раскопках их селений найдены расколотые и высосанные человеческие кости вперемешку с костями съеденных животных.