Связанные понятия
Колоннадный мост (словацк. Kolonádový most, также Стеклянный мост/Sklený most) — национальный культурный памятник, расположен в городе Пьештяны над рекой Ваг. Архитектор Эмиль Беллуш. Мост считается апогеем архитектурного функционализма в Словакии. Самый длинный крытый мост на территории Словакии.
Мост Лугоу (кит. трад. 盧溝橋, упр. 卢沟桥, пиньинь: Lúgoū qiáo, Лугоу цяо (Лугоу мост)) — десятипролётный средневековый мост через реку Юндинхэ на юго-западной окраине городской зоны современного Пекина, в 15 км от исторического центра города. В Англии есть легенда, что это то самое сооружение, которое поразило воображение венецианского путешественника Марко Поло в XIII веке («превосходный мост, настолько прекрасный, что у него едва ли найдётся соперник в мире»).
Фонтан-шутиха — садово-парковый фонтан с комическим сюрпризом. Фонтаны-шутихи являлись одним из элементов парадных резиденций регулярного паркового стиля. Характерны для архитектурных стилей маньеризм, барокко и рококо.
Архитекту́ра Санкт-Петербурга , в особенности его исторического центра, представляет собой созданный в XVIII—XX веках один из самых выдающихся по выразительности архитектурных столичных комплексов. На территории России Санкт-Петербург стал первым крупным современным городом, на территории Европы — самой молодой столицей.
Архитектура Парижа, созданная в стиле Прекрасной эпохи в промежутке 1871—1914 годов, отличалась многообразием стилей — от неовизантийского и неоготики до классицизма, модерна и арт-деко. Она была также известна своим богатым убранством и творческим использованием новых и традиционных материалов, включая железо, листовое стекло, цветную плитку и железобетон. Примечательные здания и сооружения этого периода включают Эйфелеву башну, Большой дворец, Театр Елисейских полей, Лионский вокзал, универмаг...
Упоминания в литературе
Искусство мавританских мастеров увековечено в некоторых мостах Толедо. Римский Алькантара, полуразрушенный бурными водами Тахо, был восстановлен талантливым строителем ибн Аб Амери. Сложенный из крупных обломков гранита, он словно парит над поверхностью реки, удивляя смелостью замысла, завораживая размерами и красотой плавно изогнутых арок, средняя ширина которых достигает 15 м. Примыкающая к нему башня органично вписывается в величавую конструкцию, несмотря на то что построена в XIII веке. Сегодня одинокая, вначале она дополнялась
похожим сооружением с другого конца моста. В 1721 году вторая башня была разрушена и немного позже заменена игривого вида строением в стиле барокко.
Строительные работы по возведению дворца начались в 1842 году, при этом боковые части старого дворца графа Чернышева снесли, а фасад, выходящий на историческую часть площади, удлинили. Часть реки Мойки, протекавшей в непосредственной близости от нового дворца, оригинально скрыли под удлиненным мостовым сооружением, сделав его и часть водоема незаметными. Многие даже стали называть Синий мост невидимкой. Проект нового, почти стометрового,
широкого моста, ставшего практически продолжением Исаакиевской площади, тогда разработали инженеры Е.А. Адам, А.Д. Готман и С.С. Завалишин. Им удачно удалось расширить Синий мост в сторону Красного моста на Мойке, пристроить новые дополнительные чугунные арки и заменить старые массивные гранитные обелиски более изящными, легкими конструкциями из чугуна. Именно тогда Синий мост, ставший продолжением одной из красивейших столичных площадей, достиг своих современных размеров.
При Фридрихе Великом деревянный Замковый мост был разобран, а на его месте появился каменный. Существующее
ныне сооружение появилось гораздо позже, в 1824 году, и, работая над проектом, архитектор Карл Фридрих Шинкель надеялся на то, что «в будущем мост образует гармоничное целое с прекрасной Унтер-ден-Линден, а посему главной в нем должна быть эстетическая сторона». Пожелание зодчего исполнилось в полной мере. Широкий, прямой, по-берлински оформленный крупной скульптурой, Замковый мост производит неизгладимое впечатление. Выполненные по рисункам Шинкеля чугунные решетки парапета так же традиционно украшены фигурами древнегреческих богов и сопутствующих им существ – морских коней, дельфинов, тритонов.
В некоторых произведениях стилизованные волосы, глаза, драпировка одежды указывают на подражание греческому искусству, в то время как формы – компактные и тяжеловесные – дают основание отнести такие статуи к иберийской культуре. Создателя известняковой головы мужчины, ныне хранящейся в археологическом музее Барселоны, несомненно, вдохновляла фантазия, а может быть, он просто выполнял собственный портрет. Огромное количество предметов иберо-греческого происхождения обнаружено в 1907 году на развалинах античного поселения Эмпорий – единственного в своем роде памятника эллинской архитектуры в Испании. Обнаружив вблизи Барселоны древний город, археологи посчитали его самой ранней колонией греков на Иберийском полуострове. Действительно, первые поселенцы прибыли сюда в VI веке до н. э., расположились сначала на острове, а затем освоили
побережье. Впоследствии два поселка – Старый (лат. Paleopolis) и Новый (лат. Neopolis) – объединились с помощью насыпного моста, образовав полис. Поднимаясь до пятиметровой высоты, неровные ряды камней мола огибали прибрежный комплекс со всех сторон. С особой тщательностью охранялась южная стена, откуда чаще наступали финикийцы. Гарнизон располагался на трех башнях этой части сооружения, причем ворота между первой и второй стереглись непрерывно. Вход в крепость защищали двойные двери; первая представляла собой железную подъемную решетку, укрепленную на толстых столбах. Вторая двустворчатая дверь была сколочена из дубовых досок и держалась на обычных петлях. Перед воротами начиналась узкая улица, ведущая на площадь, где по античной традиции строились храмы.
Преобразованный отрезок правобережья реки Мойки от Зеленого моста до ее устья, ровесник Санкт-Петербурга, представляет собой немалый исторический интерес. По нему можно проследить весь процесс развития центрального района Северной столицы, ее замечательных ансамблей, знаменитых строительных шедевров отечественного зодчества, особенности эпохального строительства особняков и жилых домов, получить возможность представить себе жизнь и судьбы живших и
работавших здесь в разные годы поколений наших сограждан. Облик этого романтического отрезка правого берега реки Мойки менялся вместе с ростом и развитием нашего города. С годами чередовались поколения горожан, возникали новые общественные потребности и задачи. На набережных правого берега этого городского водоема возводились новые здания, сносились и перестраивались ранее возведенные строения. Со временем изменялась и сама архитектура домов, следуя велению новой строительной моды и требованиям владельцев зданий. В разное время над строительством домов правого берега реки Мойки трудились знаменитые зодчие, авторы архитектурных шедевров, возведенных на этом ограниченном отрезке правого берега старинного водоема.
Связанные понятия (продолжение)
«Пейзаж с каменным обрывом » (яп. 雪村周継筆 山水図) — роспись по горизонтальному свитку, созданная японским художником и дзэн-буддийским монахом Сэссоном Сюкэем, созданная примерно в конце XVI века. Работа выполнена при помощи туши, красок и бумаги. С 2015 года произведение, переданное в дар фондом Мэри и Джексона Бёрков, находится в собрании Метрополитен-музея в Нью-Йорке.
Охотничьи ворота (нем. Jägertor) — городские ворота Потсдама, построенные в 1733 году и наиболее старые из сохранившихся до наших дней. Они образуют северный въезд в город, а также служат началом улицы Линденштрассе. Своё название они получили от находившегося за городом курфюршеского охотничьего двора. Первоначально ворота были частью «акцизной» стены, окружавшей город и служившей не как оборонительное укрепление, а как препятствие для солдат-дезертиров и контрабандистов. Линденштрассе пересекала...
«Водопад » — литография голландского художника Эшера. Впервые была напечатана в октябре 1961 года.
Панорамная живопись — вид изобразительного искусства, раскрываюobq широкий, всеобъемлющий взгляд на определенный предмет, часто пейзаж , военную битву или историческое событие. Он стал особенно популярным в 19 веке в Европе и Соединенных Штатах, вызывая сопротивление со стороны некоторых авторов романтической поэзии. Некоторые из произведении дошли до наших дней и выставляются на всеобщее обозрение.
Диорама (др.-греч. διά (dia) — «через», «сквозь» и ὅραμα (horama) — «вид», «зрелище») — лентообразная, изогнутая полукругом живописная картина с передним предметным планом (сооружения, реальные и бутафорские предметы). Диораму относят к массовому зрелищному искусству, в котором иллюзия присутствия зрителя в природном пространстве достигается синтезом художественных и технических средств. Если художник выполняет полный круговой обзор, то говорят о «панораме».
Ли́нии лей, чаще лей-ли́нии (англ. ley lines), также мировые линии (фр. lignes du monde) — на сегодняшний день остающееся псевдонаучным понятие, называющее линии, по которым расположены многие места, представляющие географический и исторический интерес, такие как древние памятники, мегалиты, курганы, священные места, природные хребты, вершины, водные переправы и другие заметные ориентиры. Из лей-линий складываются геометрические формы разных масштабов, которые все вместе образуют единую сеть — предположительно...
Подробнее: Лей-линии
Дворец итальянской цивилизации (итал. Palazzo della Civiltà Italiana), также Дворец цивилизации труда (Palazzo della Civiltà del Lavoro) или Квадратный Колизей (Colosseo Quadrato) — одно из наиболее примечательных архитектурных сооружений итальянского фашизма.
Тонина (Tonina, оригинальное название — Попо) — городище цивилизации майя. Расположено на территории современного штата Чьяпас, в 13 км к востоку от города Окосинго.
Осети́нская архитекту́ра — созданные на протяжении веков свидетельства уникальной материальной культуры осетинского народа.
«Большая волна в Канагаве » (яп. 神奈川沖浪裏 Канагава-оки нами ура) — гравюра на дереве японского художника Кацусики Хокусая. Первое произведение из серии «Тридцать шесть видов Фудзи». Картина выполнена в стилистике укиё-э. Считается одним из самых знаменитых и самых популярных произведений японского изобразительного искусства за пределами самой Японии. Некоторые полагают, что на Западе эта гравюра известна лучше, чем любое другое произведение азиатского искусства в целом.В центре сюжета, на переднем плане...
Мост Инков (исп. Puente del Inca) — мост естественного происхождения через реку Мендосу. Находится в 195 км к западу от аргентинского города Мендосы на высоте 2719 м над уровнем моря.
Большой цирк (лат. Circus Maximus) — в древнем Риме самый обширный ипподром. Располагался в долине между холмами Авентином и Палатином. В соревнованиях на ипподроме могло одновременно принимать участие 12 колесниц.
Музей Гуггенхе́йма в Бильба́о — музей современного искусства в Бильбао, Испания. Является одним из филиалов музея современного искусства Соломона Гуггенхейма. Расположен на берегу реки Нервьон.
Ингушские башни — уникальные памятники средневековой ингушской архитектуры, представляющие собой монументальные жилые, оборонительные, сигнально-сторожевые и наблюдательные каменные сооружения, расположенные преимущественно в Джейрахском, а также в Сунженском районах Ингушетии.
Туре́цкий бастио́н — оборонительное сооружение в «Старом городе» Каменец-Подольского. Памятник градостроительства и архитектуры Украины национального значения. Как отмечают специалисты, «в истории фортификации города памятник является одним из примеров логического завершения стратегически важного на различных этапах оборонительного пункта». Бастион входил в систему северо-западных укреплений Каменец-Подольского (эти укрепления имеют ещё название «Верхние Польские ворота»). Турецкий бастион — значительное...
Галере́я (фр. galerie, от итал. galleria) — вытянутое в длину крытое помещение или переход между частями здания или соседними зданиями.
Корейская архитектура — совокупность всех строений и сооружений, построенных на территории Корейского полуострова, начиная с древнейших времён и до наших дней, которые, как правило, выдержаны в традиционном для корейской культуры стиле.
Зелёные ворота (польск. Brama Zielona, нем. Grünes Tor) — предположительно древнейшие из водных (речных) ворот Гданьска, упомянутые впервые в 1357 году. Первый образец характерного для города стиля фламандского маньеризма в Гданьске. Вместе с Золотыми и Высокими воротами ограничивает часть Длинной улицы и Длинного рынка, называемую Королевским трактом.
Регуля́рный парк (или сад; также францу́зский или геометри́ческий парк; иногда также «сад в регулярном стиле») — парк, имеющий геометрически правильную планировку, обычно с выраженной симметричностью и регулярностью композиции. Характеризуется прямыми аллеями, являющимися осями симметрии, цветниками, партерами и бассейнами правильной формы, стрижкой деревьев и кустарников с приданием посадкам разнообразных геометрических форм.
Меганэ-баси (яп. 眼鏡橋), или Окулярный мост — мост над рекой Накасима в городе Нагасаки, в Японии. Его название происходит от «очков», образующихся двумя арками моста и их отражением в воде.
Тройные ворота (лат. Porta Trigemina) — одни из важнейших ворот Сервиевой стены Рима, построенные в 4 веке до нашей эры; сквозь ворота проходила Остийская дорога, ведущая к Остии, крупнейшему римскому порту. До наших дней ворота не сохранились, однако они часто упоминаются античными авторами. Согласно их заметкам, они стояли между северным склоном холма Авентин и рекой Тибр, с юго-восточной стороны Бычьего форума. Название ворот позволяет предположить, что они имели три прохода, из которых центральный...
«История транспорта » — группа из трёх монументальных декоративно-скульптурных композиций в городе Тольятти.
Галерея географических карт (итал. Galleria delle Carte Geografiche) — одна из трёх высших (superiori) галерей в Папском дворце Ватикана.
Курдонёр (фр. cour d'honneur «почётный двор») — ограниченный главным корпусом и боковыми флигелями парадный двор перед зданием. По красной линии обычно отделяется от наружного пространства сквозной оградой с воротами. Курдонёры широко распространены в европейской дворцовой архитектуре XVII — 1-й половины XIX веков (в России с начала XVIII века). Как приём парадной пространственной композиции курдонёр иногда применяется и в современной архитектуре.
Хаус Кхаз - архитектурный исторический комплекс (Хинди: हौज़ ख़ास; Панджаби: ਹੌਜ਼ ਖ਼ਾਸ, Урду: حوض خاص), находится на юге Дели, состоит из бассейна и нескольких построек: медресе, мечети, гробницы и павильонов. Комплекс расположен на месте бывшей деревни тринадцатого века, возникшей во времена Делийского султаната. Это место являлось частью Сири, второго средневекового города Дели в Индии, и относится ко времени правления Ала-уд-дина Хилджи (1296- 1316 гг). Этимология названия: в переводе с урду «Хауз...
Подробнее: Хаус-Кхаз
Архитектура Ахеменидов (перс. معماری هخامنشیان) — относится к архитектурным достижениям Державы Ахеменидов, проявляющийся в строительстве красивейших городов того периода, таких как: Персеполь, Сузы и Экбатана. Архитектура Ахеменидов в основном была направлена на постройку храмов для поклонения и здания общественных мероприятий, таких как Зороастрийские храмы, мавзолеи воздвигнутые в честь погибших царей, например, мавзолей Кира Великого. Особенность персидско-ахеменидской архитектуры была в её...
Кунгстрэдгорден (шведск. — Kungsträdgården, «Королевский сад») — парк в центре Стокгольма, Швеция. В разговорном языке известен как Кунгсан (Kungsan).
Общая
краевая выставка во Львове или Галицкая краевая выставка (польск. Powszechna Wystawa Krajowa we Lwowie) — крупнейшая ярмарка в истории Королевства Галичины и Лодомерии, которая проходила с 5 июня по 10 октября 1894 года на верхней террасе Стрыйского парка во Львове с целью демонстрации культурных и цивилизационных достижений. Выставка посвящена 100-летию Восстания Костюшко, которое праздновали в 1894 году. Стала одним из крупнейших и самых массовых событий в истории Львова, а также одним из...
Се́верный моде́рн — направление интернационального модерна, получившее развитие в архитектуре северных стран - в Швеции, Финляндии, Норвегии. В России направление связано, в основном с архитектурой Санкт-Петербурга, где развивалось в начале XX века под влиянием шведской и в особенности финской архитектуры национального романтизма. В более широком понимании — обращение к национальным истокам, переосмысление национальной средневековой архитектуры в рамках стиля модерн, в первую очередь в таких крупных...
«Березина » («Переход армии Наполеона через Березину в 1812 г.») — панорама, созданная польскими художниками Войцехом Коссаком и Юлианом Фалатом в 1895 году, посвященная сражению на Березине. Целиком до настоящего времени не сохранилась.
Индо-португальский стиль — стиль в архитектуре Гоа, сформировавшийся во время португальской экспансии (1510—1961) как слияние классических европейских моделей, традиционно индийских материалов и техник.
Исторических подземелий в Минске не так много, в основном в историческом центре — в районе площади Свободы. Город Минск стоит на песчаной почве, из-за чего длинные подземные ходы строить в старые времена было затруднительно. Раньше в «Верхнем городе» (исторический район Минска, окружающий площадь Свободы) располагалось несколько монастырей. По предположениям, в тех подземельях хранились церковные драгоценности. Во время строительства новых зданий на месте снесённых в 1950—1970 годах строители иногда...
Подробнее: Подземные ходы Минска
Великий Сибирский путь — Транссибирская железнодорожная магистраль — панорамная картина длиной 942 метра, написанная в 1894-1903 годах художником Павлом Пясецким по заказу Управления строительством Сибирской железной дороги. Создана на базе многочисленных путевых эскизов и изображает виды Транссибирской магистрали от Самары до Владивостока. Демонстрировалась на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.
Подробнее: Панорама Транссибирской железной дороги
Архитектурная графика — направление изобразительного искусства, охватывающее творческий процесс представления идей и образов в области проектирования и архитектурного дизайна. Это детальная разработка плана будущего здания в чертеже с масштабом (или сада для ландшафтного архитектора) с использованием условных обозначений будущих фундаментов, стен, пилонов или колонн, с пометкой будущих окон, дверей. Генеральный план позволяет показать расположение здания или ансамбль зданий на местности с указанием...
«Музейный остров » (нем. Museumsinsel) — название, которое получила северная оконечность острова Шпреинзель на реке Шпре в Берлине, где расположено целое созвездие знаменитых берлинских музеев. Музейный остров является центром притяжения для туристов и ценителей искусства со всего мира. С 1999 года уникальный архитектурный и культурный ансамбль включён во Всемирное наследие ЮНЕСКО.
Палладианизм или Палладиева архитектура — ранняя форма классицизма, выросшая из идей итальянского архитектора Андреа Палладио (1508—1580). В основе стиля лежат строгое следование симметрии, учёт перспективы и заимствование принципов классической храмовой архитектуры Древней Греции и Рима.
Подробнее: Палладианство
Застава Цзяюй (кит. упр. 嘉峪关, пиньинь: Jiāyù Guān) — первая пограничная застава в западной части Великой Китайской стены. Представляет собой укреплённое строение в форме трапеции с периметром стен 733 метра и высотой 11 метров. Строительство заставы было начато в 1372 году во время правления императора Хунъу династии Мин, в период строительства западной оконечности Великой Китайской стены. Названа в честь одноимённого холма, расположенного поблизости.
Капелла Скровеньи (Капелла дель Арена) (итал. Cappella degli Scrovegni) — небольшая церковь в Падуе, область Венеция, Италия, прославившаяся благодаря фресковому циклу работы Джотто.
Вися́чий сад — архитектурное сооружение, небольшой сад, расположенный на крыше, галерее, специальных каменных опорах. Имеет насыпной почвенный слой для произрастания трав, цветов, декоративных кустарников, деревьев. Вместо сплошного почвенного слоя используются также особые переносные ёмкости для растительного грунта, небольшие бассейны для водных растений. Термин употребляется преимущественно в отношении исторических сооружений, созданных по мотивам Висячих садов Семирамиды. Древнерусский синоним...
Ли́ра Орфе́я (болг. Лирата на Орфей) — металлическое скульптурное сооружение на оживлённом перекрёстке в Кырджали (Болгария). Установлено в 2006 году. Работа скульптора Зияттина Нуриева (тур. Ziyattin Nuriev), выходца из Кырджали, преподающего на факультете искусств в стамбульском университете Мармара). Один из узнаваемых символов города.
Упоминания в литературе (продолжение)
Следуя дальше по южной части моста, свернув налево, туристы проходят под его арками и с удивлением замечают, что мост состоит из двух частей, из чего ясно, что римляне строили мост на фундаменте руин времен Второго Храма. Из-за его неустойчивости легче было возвести мост из двух узких секций, чем одной широкой. Туннели, по которым посетители проходят сегодня, появились в результате сооружения моста на фундаменте еще более древних построек. Об этом свидетельствует нижняя часть туннеля, выходящего в Зал Хасмонеев, и здание времен Ирода Великого. На нем держатся
почти все части моста (Большая мостовая). Пройдя по узким проходам, можно попасть в помещение с более высоким сводом. В его восточной части находится Арка Уилсона. Она является самой большой аркой моста и примыкает к Западной Стене.
На берегах речки Колпанки в гатчинском парке Захаровым были возведены здания «Фермы» и «Птичника» (конец XVIII в.). Грубо офактуренные известняковые плиты, пудостский камень, высокая кровля придают особое очарование «Ферме». Прекрасно вписано в
пейзаж «Сильвии» (название части парка) одноэтажное здание «Птичника» с обращенным к реке дорическим портиком, балюстрадой и мезонином. О широте диапазона мастера свидетельствует трехарочный Львиный мост, переброшенный через Карпин пруд (проспект 25 Октября). Почерк Захарова характерен для расположенного на Красноармейском проспекте, 48, здания «Соляных магазинов». Несмотря на поздние искажения, здесь можно видеть «захаровские» пропорции проемов. Одной из самых ранних построек зодчего является сложенная из известняковой плиты кирха в Малых Колпанах близ Гатчины с «готическими» стрельчатыми окнами (шпиль, колокольни, увы, разрушены в годы Великой Отечественной войны и до сих пор не восстановлены). Наряду с Н.А. Львовым Захаров сыграл важнейшую роль в формировании Гатчины на рубеже XVIII–XIX веков.
Почти всякая главная улица рано или поздно пересекает реку, преобразуясь в мост. Мосты сложно возводить, они всегда обходились дорого и ценились чрезвычайно высоко, являя собой нередко предмет гордости горожан. Более двух тысяч лет исправно служит жителям Рима мост Фабриция – два широких кольца каменной кладки, соединенных вместе. Их верхняя половина поднимается высоко над Тибром, а нижняя скрыта под его дном, обеспечивая целому чрезвычайную устойчивость. Перейдя от деревянных мостов к каменным, жители средневековых городов не могли смириться с тем, что зря пропадает столько драгоценного места, и застроили свои мосты домами, пропустив движение под
ними. Наряду с большими мостами во множестве возводились малые – через речки, каналы и ручьи, мосты проездные и мосты пешеходные, прямые и горбатые. Мост повсюду стал непременным элементом городской среды, войдя в реестр крупнейших монументов. Ценность моста взывала к тому, чтобы придать ему индивидуальный архитектурный облик и с наступлением Ренессанса, в результате конкурсного состязания, через Большой канал Венеции отважной аркой был перекинут мост Риальто, а его автор Антонио получил прозвище Даль Понте – так сказать, Антонио Мостовой.
Третья проблема связана с шумом. Проект автострады Бруклин – Куинс предусматривал сооружение закругленной задней стены, чтобы отвести шум проезжающих машин от Бруклин-Хайтс, направив его в сторону реки – именно туда, где разместится будущий парк. Чтобы снизить уровень шума, ландшафтные архитекторы планируют насыпать по всей длине автострады земляной вал. Нижняя его часть будет пологой, и там смогут гулять люди; верхняя же станет круче, чтобы обеспечить максимальную высоту вала. Доступ публики к самой крутой части, укрепленной за счет стабилизации грунта, будет закрыт. Идея отгородить часть парка представляется странной, но ван Валькенберг напоминает мне, что и в традиционных парках,
например, в Центральном, есть обширные зоны, закрытые для публики и служащие лишь «фоном». В парке у Бруклинского моста роль такого «фона» играет гавань – 800 акров водной поверхности, благодаря которым парк будет казаться куда более просторным, чем он есть на самом деле.
Представить
сегодняшнюю столицу без многочисленных мостов, перекинутых через Москва-реку, Яузу и Водоотводный канал, просто невозможно. Необходимость в мостах продиктована холмистым рельефом Москвы, обилием рек и ручьев. Мосты долговечны и в то же время утилитарны, то есть всегда служат людям и транспорту конкретного времени. В этой связи мосты постоянно нуждаются в модернизации. Инженер, преобразующий старый мост, либо создающий новый, всегда думает: как этот мост можно обновить в будущем. Таким образом, многие мосты – плод совместного творчества людей, разделенных временем на десятилетия, а то и века. Долгое время в Москве воздерживались от возведения капитальных мостов, учитывая постоянную угрозу военных нападений. На Москве-реке оборудовали плавучие мосты, которые легко убирались с наступлением ледостава, и даже разводились для прохода судов. «Живой мост» в виде плотов, связанных из могучих бревен, существовал в Москве уже в 1498 г. напротив водяных ворот Китай-города. Он соединял Тверскую и Серпуховскую дороги примерно там, где сегодня высится Большой Каменный мост. Так что тут Москва «обогнала» не существовавший тогда Петербург с его разводными мостами, воспетыми поэтами.
Бывший королевский дворец Кристиансборг, где ныне находятся и правительство, и парламент, и Верховный суд Дании, стоит на маленьком острове Слотсхольмен, то есть «Замковом острове», который соединен
с центром города восемью мостами. Это тот самый остров, где в 1167 г. епископом Абсалоном была построена первая в городе крепость и откуда, собственно, и пошел Копенгаген. В последующие годы остров значительно расширили, забив в море сваи и насыпав между ними земли и камней. За счет этого Слотсхольмен стал больше, однако недавно выяснилось, что за долгие годы, проведенные в воде, старинные сваи подгнили и основание части острова стало просто неустойчивым. Пользуясь передовыми технологиями, его как могут укрепляют. Здесь же находится и самая старая библиотека Скандинавии – Королевская библиотека (дата основания – 1673 г.), где можно ознакомиться со всей этой историей по подлинным документам и манускриптам. Старинное основное здание Королевской библиотеки соседствует с современной черной сверкающей постройкой – новым зданием библиотеки, которое сразу получило название «Черный бриллиант». Прозвано оно было так из-за своих своеобразных контуров искрящегося на солнце стекла, которое действительно делает его похожим на огромный бриллиант.
Через два десятилетия оба сооружения почти одновременно были демонтированы, чтобы уступить место новым. Малый Каменный мост, построенный в
1938 г., проектировался как продолжение Большого на мощной транспортной магистрали и получил такую же ширину – 40 м. Длина его составила 63,6 м. Если прежний мост был трехпролетным, то современный перекрывает Водоотводный канал единой железобетонной аркой с пролетом 55,6 м. Авторы сооружения, инженер И.Г. Гольбродский, архитекторы К.Н. и Ю.Н. Яковлевы, смогли совместить надежность и функциональность конструкции с совершенством пропорций и красотой линий. Мост облицован серым гранитом, декорирован барельефными вставками и монументальным карнизом. Массивные чугунные перила сложного растительного рисунка придают сооружению необычную торжественность. Малый и Большой Каменные мосты, примыкающие к ним набережные вместе с соседним комплексом Дома правительства и кинотеатром «Ударник» воспринимаются как единый ансамбль, градостроительный памятник Москвы довоенной.
Правильный квадрат (каждая сторона около 0,5 км) античной Флоренции, как и пересекающиеся под прямым углом главные улицы, стал основой совсем другого, уже средневекового города. Однако римская планировка сохранилась и даже сегодня заметна в расположении кварталов, примыкающих к Арно. Окруженная толстыми стенами, Флоренция занимала удобное место на оживленной дороге из Рима в Болонью, соединявшей ее с севером Италии. Путь проходил прямо через город, направляясь по центральной улице к реке, где находилась переправа, на месте которой
позже был построен Старый мост (итал. Ponte Vecchio).
В 1836–1838 гг. возле городской заставы у пересечения Царскосельской дороги с Лиговским каналом по проекту В. П. Стасова сооружены Московские триумфальные ворота – памятник победам русского оружия в войнах 1828–1829 гг. с Персией и Турцией – самое крупное в мире архитектурное сооружение, собранное из чугунных деталей (их высота 23 м, ширина 36 м). Шесть пар мощных дорических колонн поддерживают перекрытие, увенчанное изваяниями воинских доспехов. На фризе скульптурные изображения гениев Славы со щитами, на которых помещены гербы российских губерний, полки которых участвовали в войнах. Декор ворот исполнен скульптором Б. И. Орловским. «По простоте и ясности замысла их можно считать не только лучшею постройкою Стасова, но и причислить к числу совершеннейших сооружений эпохи», – писал В. Я. Курбатов. Слева и справа от ворот находились караульные будки. Для расчистки места строительства ворот Петербургская Городская управа выкупила несколько частновладельческих дворов. Караульный дом на заставе, принадлежавший городской управе, до его разборки сдавался в аренду Морскому ведомству. Со стороны города перед воротами находилась площадь, обрамленная полукруглой металлической оградой. Металлический мост через Лиговский канал, великолепие решетки которого отмечал В. Я. Курбатов, разобрали при окончательной засыпке канала в 1926 г. Его пролетное
строение использовали при сооружении моста через овраг у речки Таракановки.
В нижнем парке Петродворца, лучше всего сохранившего следы
деятельности Леблона, находятся три павильона – Эрмитаж, Марли и Монплезир. Первый из них, Эрмитаж, окружен небольшим рвом. Его «охраняет» перекидной мост. Это полный света и воздуха приятный на вид двухэтажный павильон. Большие круглые окна и коринфские пилястры придают ему утонченность и элегантность. Один из самых ранних павильонов в России, в котором применено французское изобретение – по звонку колокольчика часть пола одного этажа перемещается на другой этаж. Таким образом, стол на двенадцать персон мог появляться и исчезать без досадного присутствия слуг. Это хитроумное изобретение было создано главным плотником, французом по имени Мишель. Второй павильон, Марли, совершенно не похож на своего французского тезку. Стоит вспомнить, что Петр посетил дворец Мансара[13] во время своей поездки во Францию в 1717 году; на Петра произвели большое впечатление водные сооружения Мансара.
Дома, расположенные вниз по течению вдоль левого берега
бывшей реки Мьи, возведенные замечательными зодчими России, на отрезке от Зеленого моста до устья старейшего водоема Санкт-Петербурга, помогут напомнить малоизвестные сведения из необычных биографий их владельцев и строителей, неожиданные «ракурсы» их жизни на Мойке, а иногда и далеко от нее, об имевших место былых драмах и трагедиях.
Почти одновременно с облицовочными работами на Крюковом канале началось строительство шести мостов – предмета вдохновения нескольких поколений отечественных художников, поэтов, писателей и иных деятелей
отечественного искусства. Первые мосты Крюкова канала были деревянными, поставленными на сваи или ряжи. Некоторые из них имели разводные пролеты в виде поднимающихся крыльев с противовесами. При постройке использовались самые различные конструктивные схемы. В их создании наравне с талантливыми инженерами принимали участие и замечательные зодчие – мосты Крюкова канала стали украшением Коломенской части Санкт-Петербурга.
Самый знаменитый архитектурный памятник и символ города – Миланский собор. Его строительство продолжалось с 1386 г. до середины XIX в., да и сейчас время от времени собор подновляют, поэтому вечная стройка вошла у итальянцев в поговорку. Собор расположен в центре города и представляет собой грандиознейшее и сложнейшее сооружение готической архитектуры. Облицованный белым мрамором, украшенный сверху многочисленными башенками и шпилями, резными карнизами, собор кажется невесомым, кружевным. Вообще архитектурный облик Милана в основном сформировался в период пребывания у власти Бенито Муссолини, а также после Второй мировой войны. И хотя миланцы любят свой город, многие с неодобрением отзываются о таком архитектурном «новаторстве», как возведение крыши над Навильи (Navigli), судоходными каналами, устремлявшимися к самому центру города в окружении небольших площадей, садов и ажурных мостов. Теперь, как говорят миланцы, все это осталось лишь
на старых фотографиях начала века.
Второй пролет моста соединяет остров Йерба – Буэна с Оклендов. Часть движения на острове Йерба–Буэна происходит в туннеле. Мост двухъярусный, движение по мосту происходит одновременно на разной высоте. С острова Йерба-Буэна можно перебраться на другой остров – остров Сокровищ. Мост SanFrancisco – OaklandBayBridge является платным, но плата снимается только со стороны Окленда и цена зависит от дня недели и времени, когда вы едете. В настоящий момент восточная
часть моста находится на масштабной реконструкции, которая должна быть закончена к 2013 году.
В 1868 г. в башне проходили ремонтные работы, и через нее устроили сквозной проезд на Троицкий мост, при этом старинные боковые ворота пришлось заложить кирпичом. Еще один раз боковые проезды открыли в 1901 г., в 1930 г. опять заложили, и в таком виде можно видеть сооружение и в настоящее время. Со стороны города высота башни составляет 13,5 м.
Между тем попытки упорядочить застройку Мадрида, сделать его «чистым, опрятным и нарядным», для чего было учреждено в 1590 году подобие городского совета под названием «Хунта убранства и общественного благоустройства», оказались явно недостаточными. Инициатива городских реформ принадлежала Хуану де Эррере. В 1584 году им был воздвигнут Сеговийский мост – перекинутое через Мансанарес на
девяти круглых арках монументальное сооружение из гранита, которое открывало главный въезд в город по улице Сеговия. Эта улица, а также улица Аточа и Главная улица, Калье Майор – непременная принадлежность всех испанских городов, – были расширены и выпрямлены в плотной городской застройке. Однако ее планировка долгое время сохраняла произвольный характер, ибо основу мадридских улиц составляли издавна возникшие сельские дороги. Они связывались между собой в естественную сеть, которая порождалась конкретными потребностями самой жизни. Возведение богатых многоэтажных зданий было не под силу истощенной государственной казне; домовладельцы, облагавшиеся свирепыми налогами, стремились строить из дешевых материалов низкие жилища без балконов и с малым количеством окон. Недаром новая столица крупнейшего государства Европы, которое, казалось бы, достигло зенита своего могущества, а на деле переживало тяжелейший кризис, поражала в XVI веке иностранцев бедностью и отсутствием элементарных санитарных удобств, к тому же многие дома были одноэтажными и глинобитными, а незамещенные улицы утопали в грязи. Таким увидел Мадрид приехавший из Италии великий живописец Доменикос Теотокопулос, по прозвищу Эль Греко, которому суждено было навсегда остаться в Испании.
Санкт-Петербург относится к числу наиболее красивых и цельных в художественном отношении городов мира. Его планировка отличается логичностью пространственной композиции, включающей строгие прямые улицы, просторные площади, а
также многочисленные каналы, мосты (более 400), набережные, сады и парки. Его застройка богата выдающимися памятниками дворцового и церковного зодчества, монументальной скульптуры, которые в большинстве случаев являют собой уникальные архитектурные ансамбли. Все это в первую очередь относится к историческому центру города, но также к дворцово-парковым комплексам его пригородов.
Как известно, Париж возник на древнем острове Ситэ, имеющем форму колыбели. Плоский песчаный берег этого острова был его первой границей, а Сена – первым рвом. В течение нескольких веков Париж существовал
как остров с двумя мостами – одним на севере, другим на юге, и с двумя мостовыми башнями, служившими одновременно воротами и крепостями: Гран-Шатле на правом берегу и Пти-Шатле на левом.
Тогдашний кремль представлял собой замкнутый неправильный многоугольник. Стены фланкировались 13 башнями, расположенными на 50 – 300 м друг от друга.
Большие башни были поставлены на углах крепости, в особо ответственных ее участках, и в местах, имевших слабую естественную защиту. В промежутках между большими располагались малые башни. Это был период, во время которого началось широкое применение огнестрельного оружия, что было учтено при возведении крепости. Над крутыми откосами возвышались высокие стены, требовавшие для обороны незначительного количества защитников. На ровном месте стены были низкие, с расчетом на более использование живой силы. В нижегородском кремле стрельбу из пищалей разного калибра вели только с башен. Башни были квадратными и обычно имели ворота, от которых через рвы шли подъемные мосты.
Все в этой улице
необычно, начиная с названия. Узкая, изломанная, она пересекает три радиальные магистрали и не очень удобна для передвижения, тем более что и рельеф ее неровен – расположена улица на разных уровнях, с крутыми подчас склонами. Застройка ее пестра, архитектурных шедевров нет. И тем не менее слова «Кузнецкий Мост» не перестают обладать каким-то магическим звучанием. Могут сказать: Кузнецкий Мост – старинная торговая улица Москвы. Но в последние десятилетия, с появлением многих новых универмагов и торговых центров в других местах столицы, Кузнецкий Мост заметно утратил свое коммерческое первенство, конкурентов у него появилось немало. Так в чем же обаяние и привлекательность улицы? Бесспорно, в том, что на ней лежит московский «особый отпечаток», она вызывает в памяти и воображении образы далекого прошлого, дышит историей, ни на секунду при этом не теряя живого характера нашей полноправной современницы.
Это самый
известный и самый старый мост. Возведен мост был в 1883 году и соединил два района Нью-Йорка: Манхэттен и Бруклин. Он и сегодня является важным туристическим объектом. С моста открывается ни с чем не сравнимая панорама на небоскребы Манхэттена.
А что было в римскую эпоху на месте собора Парижской Богоматери? Мы можем увидеть это собственными глазами: за небольшой промежуток времени мы пересекли весь город и добрались до берегов Сены, туда, где в будущем вырастет Малый мост. В наши дни здесь открывается
романтический вид на парижские мосты, развалы букинистов на набережной Сены, а на заднем плане высится силуэт собора. А в римскую эпоху?
Мостик представлял интерес и с чисто инженерной точки зрения. Он стал одной из первых в Москве конструкций, изготовленных из предварительно напряженного монолитного железобетона. Пролетное строение моста – неразрезная четырехпролетная система – выполнена в виде монолитной ребристой плиты. Главный пролет в 20 метров перекрывает проезжую часть. Все работы по возведению
мостика были закончены в течение одного месяца. Передовое по тем временам решение разработал коллектив инженеров в составе Ю. Дыховичного, А. Петрова, К. Илленко, А. Шинкаревского, А. Цыплакова[21].
В 2013 г. Московскому метрополитену исполнилось 78 лет. Каждый день им пользуются около 7 миллионов пассажиров. Общая длина линий столичной подземки составляет почти 313 км, что практически равно расстоянию от Москвы до Орла и Смоленска. При этом самой длиной является Арбатско-Покровская линия (45,5 км), а самой короткой – Каховская (3,3 км). Самой глубокой станцией считается «Парк Победы» – 84 м под землей, что практически равно высоте 30-этажного дома. Кроме того, 84 м – это высота подвесного
Живописного моста. А ближе всех к поверхности расположена станция «Печатники». Самый длинный эскалатор – 126 м – также находится на «Парке Победы».
У моста долина поднимается на 15 метров = 49 футов 2 дюйма над уровнем моря; ширина древнего ложа здесь составляет 93 метра = 305 футов. Яма, вырытая на этом месте на правом берегу, показала, что ложе реки некогда было больше и что оно сузилось из-за скопления речного песка. В этом песке нет морских отложений; он состоит из обломков скал, которые образуют массивный блок горы Ида. Местность, заключенная между
мостом перед Гиссарлыком и небольшим холмом, который мы отождествляем с курганом Ила, обладает в высшей степени интересными чертами. Примерно в 500 метрах = 1640 футах ниже моста на левом берегу древнего ложа Скамандра поднимается большой холм речного песка, западная часть которого покрыта руинами и мусором, отмечающими место, где находился древний город; остатки его стен все еще существуют. Очень возможно, что это Полий, который, согласно Страбону, построили на Симоенте астипалийцы, обитавшие в городе Ретий; потом он назывался Полисма. Поскольку город не был построен на месте, укрепленном природой, вскоре он был уничтожен[221].
Этот канал был образован из Конюшенного канала и продолжавшей его речки Кривуши в 1764–1790 годах. Существовавшее русло было углублено, выправлены берега, созданы гранитные набережные (инженеры Ф.В. Баур, И.Н. Борисов, И.М. Голенищев-Кутузов, К.Ф. Модерах). В 1765–1766 годах по трассе проспекта возведен каменно-кирпичный Казанский мост (первый деревянный мост был сооружен в 1716 году). В 1805–1806 годах архитектор Л. Руска увеличил ширину моста до 95 метров. В то время это был самый
широкий мост в городе, теперь он является третьим по этому показателю.
Об италийских корнях
нового города свидетельствуют элементы, ставшие приметой цивилизованного общества. В отличие от греков римляне не мыслили свою страну без мощеных дорог, мостов, четко распланированных, удобных для жизни городов с отдельными зданиями библиотек и архивов, без святилищ-нимфеев, немыслимо роскошных дворцов, богатых вилл и просто добротных домов с красивой мебелью. В центре Помпей пересекались два проспекта: расположенные перпендикулярно cardo и decumanus. Название первого в переводе с латинского языка звучало как «поворотная линия». Так римляне именовали главную улицу, направленную с севера на юг.
С начала XIX века это береговая полоса с пристанями (Хлебная, Рыбная косынка, Лесная и другие), которая к середине столетия превратилась в грузовой порт. В 1871 году вдоль причалов проложили линию железной дороги, к концу столетия соорудили причальные стенки и новые портовые строения. Во время Великой Отечественной войны береговая территория сильно пострадала от бомбардировок, и её реконструировали и превратили в зелёный бульвар; были установлены парапетные литые решетчатые ограждения, с сохранением массивных причальных тумб чугунолитейного завода Пастухова – ныне они выглядят как малые памятники, напоминающие о былых временах со всем их колоритом. Пейзаж набережной дополнили
силуэты восстановленного железнодорожного моста рядом с рекой Темерник (1952) и автодорожного Ворошиловского, сооружённого в 1965 году.