Младенец

  • Младе́нец, грудной ребёнок — ребёнок в возрасте от рождения до года. Различают период новорожденности (первые 4 недели после рождения) и грудной возраст (от 4 недель до 1 года). Развитие грудного ребёнка оказывает решающее влияние на его дальнейшее умственное и физическое развитие. Его организм неустойчив ко внешним воздействиям, восприимчив к заболеваниям, поэтому ему необходим наиболее тщательный уход.

    Грудной возраст характеризуется особенно интенсивным ростом и развитием. В возрасте от одного до трёх месяцев рост ребёнка увеличивается ежемесячно на 3 см; в 4—6 месяцев — на 2,5 см, в 7—9 месяцев — на 1,5—2 см, в 10—12 месяцев — на 1 см. За первый год жизни рост ребёнка увеличивается в среднем в 1,5 раза, достигая 75 см, масса тела увеличивается в среднем в 3 раза, достигая 10 кг.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Милови́дность — субъективный термин, описывающий тип привлекательности, обычно ассоциируемый с приятными чертами лица.
Ребёнок (множ. дети) — в основном значении, человек в период детства. Возрастные границы детства разнятся в различных культурах, теориях жизненного цикла и юридических системах. В общем случае ребёнком называют человека от рождения до окончания пубертатного периода. Де́вочка — ребёнок женского пола; ма́льчик — ребёнок мужского пола.
Нятнам (вьетн. Võ Nhất Nam) — одна из древних оздоровительных и боевых систем, в основе которой лежат дыхательные, статические, динамические упражнения и прикладные тактические приёмы . До недавнего времени система практиковалась внутри родовой традиции, семьи Нго Суан и прочих родственных семей, приближенных к королевскому двору вьетнамских династий на протяжении целого ряда веков, поэтому мало известна широкому кругу исследователей и просто увлеченных людей. Её родина- земли Тяу-хоан и Тяу-ай...
«Природа любви» — это название эксперимента Гарри Харлоу, американского психолога, профессора Висконсинского университета (1930—1974 г.), президента Американской психологической ассоциации (1958 г.). Эксперимент был проведён в Университетской лаборатории штата Висконсин во второй половине 1950-х годов. Современники считали его неэтичным и жестоким, однако раскрытые в нём истины сильно повлияли на подход к воспитанию детей.
Сон (лат. somnus) — естественное физиологическое состояние, характеризующееся пониженной реакцией на окружающий мир, присущee млекопитающим, птицам, рыбам и некоторым другим животным, в том числе насекомым.

Упоминания в литературе

Однако представленная в описанном выше эксперименте процедура была тесно связана с уже достигшей определенного развития моторикой и восприятием (например, со способностью младенцев ползать). Дж. Кампос с коллегами провел аналогичный опыт с детьми в возрасте 2 месяцев[43], подвешивая их над мелкими и глубокими частями установки. Оказалось, что сердцебиение младенцев резко изменялось при переходе от мелкой к глубокой части – оно замедлялось. Данное обстоятельство говорит о том, что у младенцев на 2-м месяце еще не сформирована боязнь падения, поэтому результаты приведенного эксперимента не могут свидетельствовать о восприятии детьми глубины.
Поскольку рука младенца – это недоразвитое орудие, поначалу она способна лишь к неточным, случайным движениям. Эти движения приблизительно совпадают с тем уровнем информации, который доступен для мозга младенца: сначала младенец может оценить лишь чувство фактуры (какая она – поверхность) и понять, что большой палец во рту – это отличная штука. Иными словами, уровень мышечных навыков и координации совпадает с уровнем ментального развития; рука и мозг функционируют синхронно. Но по мере взросления ребенка в этой чувствительной сфере совпадения ментального развития с развитием физическим могут возникнуть проблемы. Если развитие мозга опережает развитие руки, возникает конфликт, и рука перестает питать разум. То есть когда навыки руки и, следовательно, информация, поступающая в мозг, несбалансированы, недоразвитая рука тянет мозг назад. Такой дилеммы Мария Монтессори и стремилась избежать, обеспечивая максимальную поддержку для развития руки ребенка с самых первых лет жизни.
Долгое время ученые полагали, что прекращение рефлекторного перебирания ножками связано с развитием мозга, однако, по результатам исследования, проведенного в 1984 г., истинная причина исчезновения шагового рефлекса кроется в том, что у новорожденного мало жира, и силы мышц хватает для совершения шаговых движений в вертикальном положении, а впоследствии это становится невозможным, поскольку ребенок набирает вес. Если младенца, который, казалось бы, уже утратил шаговый рефлекс, поставить по пояс в воду, он снова начнет легко перебирать ножками благодаря выталкивающей силе жидкости. Ученые также установили, что дети, которые особенно активно набирали вес в первые недели после рождения, «идут» медленнее, чем их более сухощавые сверстники. Этот факт подтверждает гипотезу о зависимости между прибавкой в весе и проявлением шагового рефлекса.
Среди всех млекопитающих ложные голосовые складки наименее развиты у человека, ибо он больше не перемещается с ветки на ветку, а ведет наземный образ жизни. У певцов, например, во время толчка диафрагма находится полностью под контролем. Чтобы с филигранной точностью использовать диафрагму, вдох делается на две трети. Такой контроль – ключ к управлению выдохом при пении. Если бы пришлось убрать ложные голосовые складки, то сила верхних конечностей человека, сила толчка музыканта, играющего на духовых инструментах, эффективность упражнений для тяжелоатлетов в определенной степени уменьшились бы. Фонация бы практически не изменилась, но смазка голосовых складок ухудшилась бы ощутимо. С первых дней жизни младенец, уцепившись за палец, может секунд десять удерживать свой вес, реализуя хватательный рефлекс. Он цепляется ручками за указательный палец матери или педиатра. Этот тест, называемый test grasping, проводят в роддомах. Хватательный рефлекс – рефлекс архаический. Если он отсутствует, значит, речь идет о младенце либо недоношенном, либо с психомоторной задержкой. С двадцать восьмого дня младенец может висеть, обхватив палец взрослого, в течение двух минут. Рефлекс сохраняется примерно до трех месяцев. Исследование гортани в этот период показывает, что ложные голосовые складки достаточно велики, но впоследствии они станут уменьшаться.
Когда же все эти конструкции соединяются с остальным мозгом, позволяя младенцам слышать? К данному моменту ответ должен быть понятен: не ранее начала третьего триместра беременности. В шесть месяцев вы можете подавать звуки плоду в утробе (в основном щелчки) и с замиранием прислушиваться, как его мозг посылает слабый электрический импульс в ответ! В следующем месяце этот щелкающий обмен мнениями возрастает не только по интенсивности, но и по скорости реакции. Дайте ему еще месяц или чуть больше – все изменится. Теперь у вас недоношенный малыш, который способен не только слышать и отвечать, но и различать различные звуки речи, например, отличать «ааааа» от «ээээээ» или «ба» от «би». Мы вновь наблюдаем эту десантную схему, когда сначала захватывается территория, а затем устанавливается связь с командным постом.

Связанные понятия (продолжение)

Де́тская психоло́гия — отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития ребёнка. Тесно связана с педагогической психологией и педагогикой, а также с возрастной морфологией и физиологией. Предметом детской психологии является изучение условий и движущих причин онтогенеза (индивидуального развития организма) человеческой психики, развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных), различных видов деятельности (игр, труда, учения), формирования личности...
Детский апперцептивный тест (англ. Children’s Apperception Test; САТ) — вариант Тематического Апперцептивного Теста (ТАТ) для детей; проективная психодиагностическая детская методика, которая была разработана Леопольдом и Соней Беллок. CAT предназначен для психологической диагностики эмоционального состояния, потребностей и личности детей в возрасте от 3 до 10 лет.
Психопатология животных — это изучение психических или поведенческих расстройств у животных.
Метод Кенгуру, или метод кожа к коже, это техника выхаживания, практикуемая при преждевременных родах , в которой ребенок находится кожа к коже со взрослым. Метод ухода Кенгуру за недоношенными детьми может быть ограничен до нескольких часов в день, по медицинским показателям малыша. Но если с медицинской точки зрения малыш является стабильным, время нахождения на родителях может быть продлено. Некоторые родители могут держать своих детей в течение многих часов в день.
Челове́к разу́мный (лат. Homo sapiens; преимущественно лат. Homo sapiens sapiens) — вид рода Люди (Homo) из семейства гоминид в отряде приматов. В начале верхнего палеолита, около 40 тысяч лет назад, его ареал уже охватывает практически всю Землю. От остальных современных человекообразных, помимо ряда анатомических особенностей, отличается относительно высоким уровнем развития материальной и нематериальной культуры (включая изготовление и использование орудий труда), способностью к членораздельной...
Трансплантация мозга — хирургическая операция, целью которой является перенос головного мозга, с сохранением личности пациента в другом теле. 17 ноября 2017 года под руководством итальянского хирурга Серджо Канаверо была проведена трансплантация головы человека на тело трупа.
Тяга к полноте (англ. Fat Admiration) — разновидность перверсий, для которой характерна любовь к партнёрам с избыточной массой тела.
Запечатле́ние, или импри́нтинг (от англ. imprint — оставлять след, запечатлевать, отмечать) — в этологии и психологии специфическая форма обучения; закрепление в памяти признаков объектов при формировании или коррекции врождённых поведенческих актов. Объектами могут являться родительские особи (выступающие и как носители типичных признаков вида), братья и сестры (детёныши одного помёта), будущие половые партнёры (самцы или самки), пищевые объекты (в том числе животные-жертвы), постоянные враги (образ...
И́гры с асфикси́ей (уду́шьем) — умышленное перекрытие доступа кислорода к мозгу с целью вызвать кратковременный обморок и состояние эйфории. Существуют два различных метода, используемых для достижения гипоксии (кислородного голодания): странгуляция (удушение) и самоиндуцированная гипокапния (недостаточность углекислоты в крови), часто они могут совмещаться. Эта опасная забава встречается среди детей и подростков; занимаются ей как минимум с начала XX века. В отличие от сексуальной асфиксии, целью...
Науче́ние, обучение (англ. learning) — относительно постоянные изменения в поведении, происходящие в результате практики — взаимодействия организма со средой; при­об­ре­те­ние зна­ний, уме­ний и на­вы­ков. Способностью к научению обладают люди, животные и некоторые машины; есть также свидетельства некоторого обучения у некоторых растений. Природа и процессы, участвующие в обучении, изучаются во многих областях, включая педагогическую психологию, нейропсихологию, экспериментальную психологию и педагогику...
Смерть (ги́бель, кончи́на) — прекращение, полная остановка биологических и физиологических процессов жизнедеятельности организма. В медицине изучением смерти занимается танатология. В естественной среде после смерти тела умерших организмов начинают разлагаться.
Материнская деприва́ция (лат. deprivatio — потеря, лишение) — процесс эмоционального и психологического обеднения ребёнка, вследствие отрыва ребёнка от матери в раннем возрасте. В основе этого феномена лежит полное или частичное отсутствие у ребёнка привязанности ко взрослым, подрыв доверия ко взрослому миру.
Тактильная коммуникация (тактильный контакт; англ. haptic communication) — это форма коммуникации, которая передает прямой физический контакт с другим человеком (напр., рукопожатие, похлопывание по плечу или спине). Также тактильный контакт, как правило, зависит от культуры, к которой принадлежит человек. Каждый имеет свой предел, который определяет границы приемлемого.
Синдром детского сотрясения (СДС) (синдром встряхнутого ребёнка, SBS) – комплекс органических нарушений, которые могут возникнуть, если организм ребёнка испытает сотрясение. Незафиксированная головка болтается, из-за чего разрываются мембраны клеток головного мозга, и повреждается мозг в целом – кровоизлияния под оболочки головного мозга (без наружных признаков повреждения). СДС служит одной из основных причин гибели младенцев. СДС не обязательно возникает из-за грубого обращения с малышом. Он может...
Беременность женщины делится на три периода по три месяца каждый, которые называются триместрами. Также внутриутробное развитие человека принято разделять на два периода: эмбриональный (или зародышевый) и фетальный (или плодный). Эмбриональный период длится от оплодотворения яйцеклетки до конца 8 недели беременности (или 10 недели акушерского срока, то есть от последней менструации). Во время эмбриогенеза происходят оплодотворение, дробление эмбриона, его имплантация, гаструляция (образование зародышевых...

Подробнее: Течение беременности у человека
Пол и интеллект — гипотеза о прямой связи интеллектуальных способностей и особенностей мышления человека с биологическим полом. За время своего существования нашла достоверные подтверждения лишь в верхних и нижних диапазонах (в частности, преобладание мужчин среди людей с высоким IQ), в то время, как в среднем уровни интеллекта равны. Тем не менее, является весьма распространённой — как в узких кругах специалистов, так и в обществе в целом. Данная гипотеза иногда используется в качестве довода для...
Рост челове́ка, или длина́ те́ла челове́ка — расстояние от верхушечной точки головы до плоскости стоп. В антропологии рост является одним из общих антропометрических признаков. Входит в список показателей физического развития человека.
Мастопто́з (от др.-греч. μαστός «грудь» + др.-греч. πτῶσις «падение») — медицинский термин, которым обозначают опущение и потерю упругости женской грудью. Многие ошибочно полагают, что мастоптоз вызывается грудным вскармливанием, а также что его можно предотвратить с помощью ношения бюстгальтера, хотя его ношение не предотвращает, а, согласно одному исследованию на небольшом числе женщин, может провоцировать обвисание груди.
Инерция зрения (персистенция, от лат. persisto — постоянно пребывать, оставаться) — особенность зрительного восприятия дискретных последовательных событий, которые кажутся непрерывными. Так, например, когда крутят горящий факел, глаз видит огненный круг вместо нескольких положений одного и того же горящего факела. Кинескопный телевизор , если он имеет частоту кадров 50 герц, имеет мерцание , но из за инерционности нашего зрения мы этого мерцания не видим.
По́за (из фр. pose через немецкий, ранее из лат. pono (супин positum) «класть, ставить») — положение, принимаемое человеческим телом, положение тела, головы и конечностей по отношению друг к другу.
Определение пола у человека (также приписывание пола или назначение пола) — распознавание пола при рождении ребёнка. Как правило, при рождении ребёнка родственник, акушер или врач осматривает гениталии ребёнка и приписывает ему мужской или женский пол. Определение пола также может проводиться до рождения при помощи ультразвуковой диагностики.
Сте́реосугге́стия (лат. suggestio — сугге́стия, внушение; др.-греч. στερεός — объёмный, пространственный) — внушение, осуществляемое в гипнотическом или трансовом состоянии посредством визуальной и слуховой стимуляции, основным принципом которого является разграничение подаваемой информации в различные полушария мозга в соответствии со спецификой их функционирования.
Детство — период человеческого развития, когда человек учится понимать окружающий мир, тренирует необходимые навыки, усваивает культуру своего общества. При этом следует понимать, что детство — не просто фаза человеческого развития, а понятие, имеющее в разные эпохи и у разных народов неодинаковое социальное и культурное содержание. Развитие и социализация ребенка протекают в определенной культурной среде, связанной с другими сторонами жизни общества. Понимание детства меняется с течением истории...
Визуальный снег (англ. visual snow) представляет собой расстройство восприятия, при котором люди видят белые или чёрные точки в частях или во всех своих визуальных полях. Чтобы удостовериться, что человек страдает визуальным снегом, у него должен быть замечен как минимум один дополнительный симптом помимо постоянной ряби в глазах. Бывают периоды, когда одна симптоматика сменяет другую. Зачастую больные имеют множество симптомов одновременно.
Субитизация — функция восприятия, обеспечивающая моментальное определение количества предметов в поле зрения, когда это количество укладывается в диапазон от одного до четырёх (диапазон субитизации). Этот термин был введен Э. Л. Кауфманом (E. L. Kaufman) и его коллегами и происходит от латинского subitus (внезапный).
Ме́тод Лама́за (употребляется также «роды по Ламазу») — техника подготовки к родам, разработанная в 1950-х годах французским акушером Фернаном Ламазом в качестве альтернативы медицинскому вмешательству во время родов. Основная цель «метода Ламаза» — повышение уверенности матери в её способности родить, помощь в устранении болезненных и болевых ощущений, облегчение родового процесса и создание психологически комфортного настроя. В программу подготовки входят дыхательные методики, комплекс упражнений...
Вечная молодость — концепция, заключающаяся в бессмертии человека при отсутствии старения.
Ранний возраст — период в развитии человека между младенчеством и дошкольным возрастом.
Мужчи́на — человек мужского пола. Тот, кто обладает функциональными и морфологическими признаками, которые определяют мужской пол. Обычно слово «мужчина» обозначает взрослого человека, а для обозначения ребёнка и подростка используются слова «мальчик» и «юноша» или «парень».
Эссенциальный тремор (ЭТ, так же именуемый доброкачественный тремор, семейный тремор, или идиопатический тремор) — наиболее распространенное нарушение движения, его причина неизвестна. Обычно вовлекает тремор рук, кистей или пальцев, но иногда подключается голова, голосовые связки или другие части тела во время выполнения умышленных движений, таких как прием пищи или письмо. Это отдельное от болезни Паркинсона заболевание и часто происходит неверная постановка диагноза, так как некоторые особенности...
Холотро́пное дыха́ние (ХД) (англ. holotropic breathing, от др.-греч. ὅλος «целый» и τρόπος «направление, способ») — метод трансперсональной психотерапии, заключающийся в гипервентиляции лёгких за счет учащённого дыхания. В результате вымывается СО2 из крови, сосуды мозга сужаются (на короткое время — до 10 минут), начинается торможение коры головного мозга, и активируется подкорка, что вызывает чувство эйфории, галлюцинации, изменённое состояние сознания и, по мнению сторонников метода, переживания...
Фаза быстрого сна, БДГ-фаза, REM-фаза (от БДГ — «быстрые движения глаз», фаза парадоксального сна, англ. REM — rapid eye movement) — фаза сна, характеризующаяся повышенной активностью головного мозга. Одним из признаков этой фазы являются быстрые движения глазных яблок. Открытие фазы быстрого сна и её связи со сновидениями было признано за Натаниэлом Клейтманом и Юджином Асерински из Чикагского университета в 1953 году.
Плетизмограф — аппарат для графического определения колебаний объёма различных частей тела в зависимости главным образом от степени их кровенаполнения.
Лошади обладают самыми крупными глазами среди наземных млекопитающих. Зрительные способности напрямую связаны с их поведением и тем фактом, что лошадь — это животное, которое спасается бегством. При обучении лошадей необходимо учитывать как сильные, так и слабые стороны их зрительных способностей, а понимание устройства и функционирования лошадиного глаза может помочь понять причину, почему животное ведет себя определённым образом в той или иной ситуации.
Зеркальный тест — эксперимент, разработанный в 1970 году психологом Гордоном Гэллапом-младшим, чтобы определить, обладают ли животные способностью к распознаванию себя в зеркале. Это основной индикатор самосознания у животных и признак входа в зеркальную фазу у человеческих детей в психологии развития.
Мю-ритм (μ-ритм, роландический ритм, сенсомоторный ритм, аркоидный (arceau) ритм, аркообразный (wicket) ритм, гребенчатый ритм, дугообразный ритм) — периодические колебания биопотенциалов в сенсомоторной области коры головного мозга на частоте 8 — 13 Гц (чаще всего 9 — 11 Гц). Эти колебания могут быть зарегистрированы методами электроэнцефалографии (ЭЭГ), магнитоэнцефалографии (МЭГ), или электрокортикографии (ЭКОГ). Наиболее выражен в состоянии физического покоя. В отличие от альфа-ритма, который...
Иллю́зия рези́новой руки́ — психологический эксперимент, направленный на создание у испытуемого телесной иллюзии, что лежащая на столе искусственная резиновая рука является частью его собственного тела.
Искусственная утроба (искусственная матка) — гипотетическое приспособление, которое предназначено для вынашивания плода без участия живого существа. Предположительно прибор должен иметь систему газообмена и циркуляции питательных веществ, систему удаления продуктов обмена из кровотока плода, систему гормональной регуляции развития плода, систему поддержания оптимальной температуры и прочее. По состоянию на первые десятилетия XXI века, подобные устройства так и не были созданы.
Размер полового члена мужчины — характеристика мужского полового члена по длине и ширине.
Клини́ческая смерть — обратимый этап смерти, переходный период между жизнью и биологической смертью. На данном этапе прекращается деятельность сердца и процесс дыхания, полностью исчезают все внешние признаки жизнедеятельности организма. При этом гипоксия (кислородное голодание) не вызывает необратимых изменений в наиболее чувствительных к ней органах и системах. Данный период терминального состояния, за исключением редких и казуистических случаев, в среднем продолжается не более 3—4 минут, максимум...
Щекотка — процесс воздействия на кожный покров человека или некоторых видов животных. Вызываемое этим ощущение щекотки обыкновенно сопровождается общим возбуждением с порывистым смехом и массой невольных, нестройных отражённых движений (рефлекторных). Лицо при этом обыкновенно краснеет, пульс и дыхание учащаются, и человек после продолжительного щекотания может впасть в изнеможение.
Криптофазия (от греч. kryptos — секрет и phasis — нарушение речи) — непонятная для окружающих система общения между близнецами младенческого возраста. Может включать в себя не только речь, но и мимику, жесты (часто зеркальные).
Когнити́вная этоло́гия (лат. cognitio — знание) — наука, изучающая интеллект животных, рассудочную деятельность.
Зрительный контакт, взгляд «глаза в глаза», является важной частью невербального общения у людей и различных видов животных. Характер зрительных контактов играет большую роль в социальном поведении. Негласные правила, по которым оценивается зрительный контакт и определяется его оптимальная длительность и частота, сильно различаются в разных обществах и культурах и меняются по мере смены традиций. В психологии, психиатрии и нейробиологии исследуется роль зрительного контакта при развитии ребёнка...
Полово́й или гормона́льный криз — одно из переходных состояний, связанных с адаптацией ребёнка к жизни (окружающей действительности). Через это проходит до ¾ доношенных новорожденных, чаще встречается у девочек.

Упоминания в литературе (продолжение)

В общем, на функциональность глаза это влияет незначительно – мы продолжаем видеть им, его структуры едва ли постареют раньше, чем у кого-либо другого. Однако зрение наше будет далеко от идеала, так же как и форма глазницы. Если близоруким или дальнозорким является только один глаз из двух, дело, скорее всего, не в наследственности. Хотя может быть и в ней, конечно. И все же гораздо более распространенный сценарий одностороннего дефекта фокусировки – травма черепа, которая привела к смещению костей. Такую можно получить и при родах, ведь речь идет отнюдь не об ударе молотком в висок. Как известно, в течение нескольких лет после рождения черепные кости младенца сохраняют относительную мягкость и подвижность. Именно в этом периоде возможно буквально все – в том числе заложить зрительную патологию на всю оставшуюся жизнь. Также к появлению различий формы или положения костей в различных частях черепа приводят нарушениявнутриутробного развития. Например, заболевания матери или плода, дефициты рациона матери, неправильное положение плода, его травмы.
Можно сказать, что первое «знание» возникает у младенца на девятый день рождения, когда образуется, как свидетельствуют ученые, первый условный рефлекс. На основе пищевой и ориентировочной реакций формируется относительно сложное ориентировочное поведение: стоит ребенка положить в позу, характерную для кормления («положение под грудью»), и он открывает рот. Так он ведет себя и видя бутылочку с едой для него. А в течение первого месяца жизни ребенок начинает отличать, например, бутылочку с водой от бутылочки с молочной смесью, т. е. реагировать на цвет.
Ребенок появляется на свет с относительно несовершенным зрением. Однако острота зрения (способность предметного зрения) вполне достаточна, чтобы различать лицо человека, крупные формы разных предметов, следить за движущимся большим предметом. Острота зрения младенца стремительно развивается в первые 6 месяцев жизни, достигая к году фактически 90 % остроты зрения взрослого человека. Так, если новорожденный может увидеть лишь разницу между решеткой, состоящей из черных и белых полос шириной 3 мм, и серым фоном, то уже в 3 месяца он различает более тонкие линии до 0,3 мм. Центральная область сетчатки (воспринимающий орган глаза), отвечающая за остроту зрения, созревает к 4 месяцам, и ее функциональные возможности быстро возрастают.
Во время кормления, если ребенок лежит в позе «под грудью», его взгляд устремляется на лицо матери, иногда он слегка перемещается, малыш как бы пытается рассматривать лицо. Но в первое время чаще всего его взгляд фиксирует границу волос и лба, лишь к трем неделям становится очевидно, что взгляд младенца фиксирует глаза матери. Это очень важный момент – малыш устанавливает контакт взглядов. Взгляд в глаза – один из самых важных, но не единственный компонент общения у человека. Зрительное сосредоточение на лице взрослого, слуховое сосредоточение на его голосе составляют ориентировочный компонент общения, который свидетельствует о том, что ребенок уже выделяет взрослого из окружающих объектов и готов воспринимать его воздействия.
Общаясь с близким взрослым, проявляют интерес к игрушкам, переводят взгляд с видимого предмета на лицо говорящего. Интонацию речи различают слабо, понимание ее не соответствует возрастным показателям. Эмоциональная речь взрослого может вызывать улыбку. Иногда в период бодрствования у младенцев наблюдаются монотонные вокализации, лепетных слогов дети не произносят. При активной тактильной стимуляции взрослого появляются единичные звуки гыканья, кряхтение, смех. У многих из них имеется не свойственный нормально развивающимся младенцам второго полугодия жизни комплекс оживления. Он чаще всего неполный, неяркий, невыразительный и без дополнительной стимуляции быстро затухает. Некоторым детям нравятся игры с изменением положения тела в пространстве, активные раскачивания, неожиданные подъемы и опускания.
Для плода зеркальные нейроны играют главную роль. Желания и стремления его матери отражаются на нервной системе младенца. Мозг малыша благодаря своей пластичности продолжает развиваться до 18-месячного возраста. В нем формируется эмоциональный отклик, в котором главную роль играет эмпатия. Вся полученная таким образом информация заложит основу его существования как Homo sapiens и будет созидать, программировать, лепить многочисленные грани его дальнейшей жизни. Зеркальные нейроны позволили нам оценить с научной точки зрения силу воздействия голоса и пения беременной женщины на ее плод, поэтому я советую матерям с третьего месяца беременности слушать спокойную, красивую музыку. Позднее при звуках песни, которую пела мать во время беременности, или музыки, услышанной еще до появления на свет, плачущий младенец будет утихать, он обретет душевное спокойствие и чувство уверенности в себе.
В 1988 году в статье New York Times о важности осязательного контакта в развитии детей сообщалось об «отставании в психологическом и физическом развитии у детей, лишенных физического контакта, но получающих достаточное питание и уход…». Это было установлено ученым, исследующим развитие недоношенных младенцев, то же подтверждали и наблюдения за сиротами Второй мировой войны. «Недоношенные младенцы, получавшие трижды в день 15-минутный массаж, набирали вес на 47 % быстрее, чем те, кого оставляли в одиночестве в инкубаторах… получавшие массаж также демонстрировали признаки более быстрого созревания нервной системы, они были более активны… и лучше отзывались на такие раздражители, как лицо или звук погремушки… получавшие массаж выходили из больницы в среднем на шесть дней раньше». Через восемь месяцев младенцы, получавшие массаж, лучше выполняли тесты на умственные и физические способности, чем дети, лишенные этой процедуры.
Для ребенка совершенно необходим телесный контакт с мамой и папой уже потому, что для младенца именно это общение несет жизненно важную информацию, и воспринимает он ее через мышечный тонус, мышечные вибрации, форму, напряжение и расслабление мышц родителей. Малыш впитывает сведения, буквально воспроизводя на своем маленьком тельце все мышечные напряжения родителей. Вот здесь и находится ключ к тем болезням, которые не наследуются впрямую. Как принято говорить, наследуется «предрасположенность к ним». Поскольку все дети к моменту рождения здоровы (мы пока не рассматриваем случаи врожденной патологии), то все последующие дефекты, пороки развития, болезни привносятся (впечатываются) родителями, которые сами, в свою очередь, получили эти дефекты от своих родителей, приобрели их в процессе собственной адаптации к среде и социуму, создали собственным поведением и образом мыслей.
Леонардо писал, что набухание полового члена наступает благодаря приливу крови. Ранее считалось, что пенис наполняется воздухом. Великий художник и мыслитель эпохи Возрождения фактически представил секционный разрез полового члена мужчины и проиллюстрировал половой акт с женщиной, показав, куда приливает кровь, чтобы сделать такой контакт возможным. Рисунок – результат его работы с трупами, на которых он изучал строение мужского органа. Правда, на известном рисунке есть и ошибки, отражающие поверья того времени и развенчанные в дальнейшем: в век Леонардо полагали, что существуют каналы, соединяющие матку женщины и грудь, а молоко для вскармливания младенцев поступает из менструальной крови. Также считалось, что головной мозг связан с пенисом (связь, конечно, есть, но не та, в которую верил да Винчи!), и сперматозоиды зарождаются в мозге, проходят по специальным руслам через все тело и выходят из пениса. Но это еще цветочки! 2,5 тысячи лет назад Пифагор думал, что эякуляция – это испарения, содержащие частички головного мозга, которые вылетают горячими из тела, пройдя долгий и сложный путь из головы до пениса.
И вообще, не следует забывать, что нынче в этом месте у человека находится мозжечок. Был ли эпифиз когда-либо «третьим глазом» или нет, современное его назначение носит совершенно другой характер. Но от этого не менее важный для организма. Как уже было отмечено ранее, способность группки полупрозрачных клеток вырасти за девять месяцев до размеров трехкилограммового здорового младенца – это чудо не худшее, чем превращение ломтя хлеба в стакан водки. Все зависит исключительно от точки зрения на вопрос.
Офтальмологи знают, что периферическое зрение, позволяющее видеть слева, справа и даже сзади, у женщин развито значительно лучше, чем у мужчин. В древности они должны были внимательно смотреть вокруг себя, чтобы своевременно обнаруживать признаки надвигающейся опасности. Женщины лучше видят близкие и мелкие предметы – способность, оставшаяся с тех времен, когда они собирали съедобные корешки. Мужчины хорошо смотрят лишь вперед и вдаль – подарок далеких предков, которые должны были замечать опасность с большого расстояния. У женщин хорошо развит музыкальный слух. Они лучше распознают звуки, напевая или насвистывая, фальшивят в 6 раз реже. Мужчины различают меньше звуков, хуже ассоциируют их с источниками, но они могут точно определять, откуда звуки исходят. Женщина мгновенно поймет, если ее партнер встревожен или обижен. Мужчине для осознания этого часто требуются солидные физические доказательства: поток слез или битье посуды. Женщина, подобно большинству женских особей млекопитающих, вооружена чувственным восприятием с гораздо более тонкой настройкой, чем у мужчин. Эта способность развилась у женщины, хранительницы детей и очага, для улавливания мельчайших изменений в настроении и отношении окружающих. Природа подчинила чувства женщины родительскому инстинкту, научив ее интуитивно понимать жесты и движения ребенка – иначе голодным младенцам пришлось бы очень долго ждать еду и чистые пеленки. Нейропсихолог профессор Рубен Гур из университета штата Пенсильвания провел исследования с помощью сканирования и установил, что у отдыхающего мужчины электрическая активность мозга падает на семьдесят процентов. Сканирование мозга женщины в состоянии отдыха показало только десятипроцентное падение активности, подтверждая ее способность непрерывно получать и анализировать информацию, поступающую из окружающей среды.
Кто бы мог подумать? Серьезные исследования взаимосвязи прикосновений и развития детей начались после открытий, связанных с развитием недоношенных младенцев. Многие ученые пишут сейчас о недостатке сенсорной (чувственной) стимуляции у недоношенных детей, последние исследования подтверждают, что таких малышей нельзя лишать контакта с матерью, постоянное пребывание в инкубаторе не позволяет им так быстро развиваться, как при постоянном контакте с матерью, например на ее животе (такой тип реабилитации становится все более популярным в США). Оказывается, многие из нарушений обмена веществ, наблюдаемые у недоношенных новорожденных, связаны не с собственно недоношенностью, а с недостатком или отсутствием сенсорной стимуляции и человеческой любви, особенно с изоляцией ребенка от матери.
Такой младенец рано начинает выделять маму, но привязанность, которая формируется по отношению к ней, носит характер примитивной симбиотической связи. Постоянное присутствие матери необходимо для него как основное условие существования. Так, у семимесячной девочки при уходе мамы на несколько часов возникала рвота, поднималась температура, хотя она оставалась с бабушкой, постоянно с ними живущей. Конечно, в таком возрасте и обычный ребенок остро переживает даже непродолжительную разлуку с близким человеком, однако он не реагирует столь катастрофически. С возрастом эта тенденция не сглаживается, а, наоборот, порой усиливается. Часто мама не может вообще выйти из поля зрения малыша – вплоть до того, что оказывается невозможным даже закрыть дверь в ванную комнату во время купания, в туалет.
Ребенок в этот период необыкновенно чувствителен к неизвестным ему питательным веществам. Всякое искусственное «детское» питание чуждо младенцу. Оно заставляет его отвечать на мощный внешний раздражитель, хотя организм ребенка пока плохо приспособлен к тому, чтобы защищаться и противостоять ему. Это дается в основном ценой здоровья внутренних органов, за счет траты их жизненной силы. Таким образом, при искусственном питании пищеварительная система ребенка испытывает шок, который парализует жизненные силы и так еще слабого организма, при этом в первую очередь особенно страдает печень. Факт шока не всегда можно установить сразу, но позже он обнаружит себя, как следствие, в дисфункции печени. Она проявится уже в юном возрасте, поначалу заявляя о себе постоянной, непреодолимой жаждой. Функциональное же расстройство печени у взрослых – одно из самых распространенных явлений нашего времени.
Справедливость в таком случае восстанавливается лишь к концу жизни, в старости, перед смертью. Тело из «фона» явно превращается в «фигуру», заявляя во весь голос о своих правах – болью, бессонницей, одышкой и т. д. Человек возвращается к осознанию и ощущению ценности простейших физических и физиологических актов. В этой связи уместно сравнение детского и старческого тела – своеобразная кольцевидная структура, где концы этого разорванного кольца оказываются близки друг к другу (отсутствие сознания у детей – маразм у пожилых, отсутствие чувств – первичные эмоции у маленьких детей и у глубоких стариков, сепарация/преодоление собственного тела у тех и других). Даже название «старый пердун» точно характеризует специфику телесных проявлений – старческое пожилое тело не способно удерживать (кстати, как и младенцы!) зажатыми анальные сфинкторы.
Иногда подозрения либо даже четкое убеждение приходит раньше, чем подтверждение отсутствием менструального цикла и медиками. Это вовсе не значит, что вы непременно почувствуете слабость, подташнивание или повышение аппетита через 2–3 недели после овуляции. Просто на подсознательном уровне начнут появляться характерные жесты (например, прикосновения ладони к животу) или внезапные немотивированные желания. Бывает обострение обоняния и общее повышение чувствительности. Может покалывать грудь, тянуть низ живота. Внезапное желание съесть определенный продукт или беспочвенная плаксивость. Обычно множество характерных признаков подсказывают женщине о ее особом состоянии. Реже встречается обратная картина: будущая мама совершенно не подозревает о беременности до третьего – четвертого месяца. Полагаю, это не ваш случай, и вы мечтаете о малыше, со всей ответственностью воспринимая новые знания и подготавливаясь к предстоящим переменам. Опыт придет в течение нескольких месяцев после родов, а необходимые навыки по уходу за младенцем вы получите во время подготовки к родам и из различных источников. Не беспокойтесь, все получится!
Уже совершенно очевидно, что с варикозным расширением можно родиться. Конечно, его самого у младенцев не бывает – даже с ярко выраженной предрасположенностью. Ее, за крайне редкими исключениями, не встретишь и у подростков. Для запуска процесса в любом случае необходимо некое дополнительное условие. Как и в случае с почти любым врожденным заболеванием, в жизни пациента должен появиться некий фактор, который заставит чашу весов склониться в определенную сторону.
Сегодня неоспоримо доказано, что ребенок, продолжительность жизни которого насчитывает один день, с первых дней четко фокусирует взгляд. Ведь во время искусственного кормления, когда мать наклоняется над младенцем, он вглядывается в ее лицо, о чем свидетельствует тот факт, что скорость, с какой ребенок сосет соску, замедляется. Затем ребенок, сося соску равномерно, без труда удерживает в своем глазу четкое изображение маминого лица. А если вдруг ребенок начнет сосать быстрее или медленнее, изображение «задрожит», то есть перестанет быть сфокусированным. Таким образом, младенец понимает, что, желая рассматривать маму, он должен сосать с одной и той же скоростью, иначе мама «расплывется». Следовательно, у всех новорожденных детей, за исключением немногих обремененных действительно тяжелой наследственностью, все в порядке со способностью к аккомодации.
В результате взаимодействия с окружающей средой в первые три года жизни ребенка особенно интенсивно развиваются функции коры головного мозга. В этом возрасте важно своевременно и правильно закладывать основы полноценного здоровья и развития малыша. В решении этих проблем особая роль принадлежит взрослому. Однако воздействия со стороны взрослых будут успешными лишь при условии равноправного сотрудничества родителей и воспитателей, которое строится на основе взаимопонимания и доверия друг к другу. Одновременно следует подчеркнуть, что приоритет в воспитании малыша остается за семьей, так как с момента рождения при тесном эмоциональном контакте с матерью у младенца формируется чувство защищенности, базисное доверие к миру.
На 8-й неделе малыш уже достигает длины около 33 мм, вес до 9 г. Зародыш уже похож на человека. Сердце малыша бьется. В это время, в конце второго месяца беременности, можно определить пол будущего младенца. Ведь именно сейчас между нижними конечностями начинает образовываться бугорок, который станет основой для развития наружных половых органов. На 8-й неделе под влиянием У-гена хромосомы происходит формирование мужских гонад (яичек). И если они начинают продуцировать тестостерон – мужской половой гормон, то сформируется мальчик.
Развитие моторики младенца подчиняется определенной схеме: движения совершенствуются от крупных, размашистых к более мелким и точным, причем сначала это происходит с ручками и верхней половиной тела, затем – с ножками и нижней частью тела. Сенсорика младенца развивается быстрее, чем двигательная сфера, хотя они обе связаны. Этот возрастной этап является подготовительным к речевому развитию и называется довербальным периодом.
Ученый из Дании, врач и создатель методики общения с младенцем в период внутриутробного развития, Франц Вельдман считает, что такой ранний контакт помогает установить крепкую эмоциональную связь с ребенком до родов. Это дает возможность младенцу чувствовать себя во чреве матери безопасно и комфортно. Ничего необычного в этом общении нет. Оно должно быть простым, естественным, теплым, желанным и выражаться в простом поглаживании живота, в ласковых разговорах с малышом.
Как правило, подобные изменения функции приводят к гибели клетки. Вы помните пример с часами. Лишь некоторые (не очень значительные) изменения не убивают клетку и в дальнейшем, когда эта клетка размножается, измененный ген, а, соответственно и измененные функции передаются следующим поколениям. Это то, что называется «мутационная изменчивость» – изменчивость, вызванная изменением структуры гена (мутация). Изменчивость бывает и другая – вызванная факторами внешней среды. Об этой форме изменчивости мы уже говорили. Конечно же мышцы при интенсивных тренировках увеличивают свою массу. Но дело в том, что эти изменения происходят под влиянием внешних факторов, без изменений структуры гена и, следовательно данные изменения по наследству никак не могут быть переданы. Можете ли Вы себе представить, что у активно занимающегося штангой папаши, рождается младенец, с уже сформировавшейся фигурой штангиста или какая-нибудь дама, загоревшая на юге до черноты, через некоторое время становится матерью чернокожего ребенка?
Особое внимание исследователей привлекает изучение становления слухового восприятия и поведенческих ответов к звуку у новорожденных. Установлено, что доношенные новорожденные являются активными слушателями, которые, несмотря на незрелость системы слуха и ограниченный спектр поведенческих ответов, хорошо различают звуки речи [345]. К шести месяцам дети при восприятии речевых звуков извне могут воспроизводить фрагменты слов, которые они услышали; младенцы могут помнить слова из рассказа в течение более двух недель. Самое интересное, что обнаружена функциональная основа этой способности: результаты нейровизуализации свидетельствуют о наличии взаимосвязи структур слухового восприятия и артикуляционного аппарата у таких детей.
В первые же минуты после рождения глазам младенца уделяется особое внимание: врач закапывает в них специальный состав для защиты от инфекции. Однако последующая гигиена зрения включает не только промывание самих глаз. Пыль и инородные предметы удаляются с поверхности вокруг глаз с помощью мягкой ткани или гигроскопической ваты. Действие слезных желез и обычное моргание является естественным способом очищения глаз. Однако глаза младенца не нуждаются в защите от прямого яркого света, солнечного или электрического. Для всех новорожденных до трех месяцев характерен «блуждающий» взгляд. Если оказывается, что глаза косят после этого срока, на это нужно обратить внимание врача.
Для этого возраста характерен быстрый темп физического и психического развития. Зрелый, доношенный младенец к 6 месяцам удваивает, а к году утраивает свой вес. В первые месяцы жизни он не в состоянии изменить положение своего тела, к 7 месяцам овладевает ползанием, а к году – ходьбой. Новорожденный только плачем способен поведать о дискомфорте, к 5 месяцам он уже призывно гулит, а к году произносит от шести до десяти слов.
Книга содержит упражнения, игры и тренинги, адаптированные для детей разного возраста – от младенцев до старшеклассников. Они помогут при наиболее часто встречающихся у детей дефектах зрения – прогрессирующей близорукости, астигматизме, амблиопии, косоглазии, проблемах с сетчаткой. Эти упражнения привьют ребенку правильные навыки пользования органом зрения. Ребенок перестанет заставлять свои глаза смотреть, а будет позволять им видеть. При условии ежедневных тренингов – а об этом должны позаботиться вы, родители! – ребенок станет видеть лучше уже через месяц! И в дальнейшем прогресс пойдет по нарастающей! Потому что при правильном использовании зрение обостряется.
Доктор Блейзер, руководитель программы по изучению микрофлоры человека в Университете Нью-Йорка, далее отмечает, что каждый третий новорожденный в США сегодня появляется на свет с помощью кесарева сечения, что в два раза больше по сравнению с тем же показателем в 1996 году. Если эта тенденция продолжится, к 2020 году половина младенцев в США будет рождаться с помощью хирургического вмешательства. Мне очень нравится, как красноречиво доктор Блейзер описывает суть проблемы: «Замысловатые названия этих бактерий не настолько важны, как тот факт, что основные популяции микробов, обнаруженных у новорожденных после кесарева сечения, совсем не те, что были отобраны в ходе сотен тысяч или даже больше лет человеческой эволюции»{36}.
У маленького ребенка время жизни чрезвычайно насыщено. Новорожденный, который еще совсем мало времени бодрствует, зависим практически от каждого такого часа своей жизни, когда он получает новые впечатления. Мы иногда не помним целые месяцы, а то и годы своего взрослого, зрелого существования. Нам кажется, что в структуре нашей индивидуальности подолгу ничто не меняется. Но чем моложе человек, тем стремительнее темп его развития. И для младенца каждый день на счету.
При прохождении через родовые пути ребенок приобретает необходимую ему биофлору, проще говоря, бактерии, нужные для нормального развития организма. Чтобы эти бактерии, попав в его кишечник, не погибли там «от голода», необходимо, чтобы младенец пососал грудь в первые часы, а лучше – минуты жизни. Иначе велик риск развития дисбактериоза. Никуда не деться нашему новорожденному и от патогенных микроорганизмов, как бы мы ни следили за чистотой тела и помещения. И здесь добрую службу сослужит молозиво, насыщенное веществами, укрепляющими иммунитет. Как важно, чтобы эта помощь подоспела как можно раньше! Впрочем, если по какой-то причине вам не удалось выполнить это – не отчаивайтесь. Отчаяние снизит вашу лактацию сильнее, чем отсрочка первого кормления. Настройтесь на лучшее – еще не все потеряно.
С рождения ребенок реагирует на свет и может очень недолго последить за движущимся объектом, источником света. Новорожденные способны фокусировать взор в диапазоне от 17 до 25 сантиметров и расплывчато видят объекты за пределами этого расстояния. Считается, что лицо матери идеально попадает в фокус, когда ребенок лежит на своем месте – у ее груди. Уже в возрасте двух недель младенец способен узнавать мать и предпочитать ее лицо всем остальным.
Языковое развитие ребенка начинается еще до рождения. Исследования показывают, что шестимесячный эмбрион способен слышать и может воспринимать звуки извне. Новорожденный младенец может четко отличать голос своей матери от голосов других людей. Он способен распознавать даже интонации ее голоса. Новорожденный нормально развивающийся младенец общается с матерью с помощью невербальной коммуникации.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я