Связанные понятия
«Тор » (индекс ГРАУ — 9К330, по классификации МО США и NATO — SA-15 Gauntlet («Латная рукавица»)) — всепогодный тактический зенитный ракетный комплекс (ЗРК), предназначенный для решения задач противовоздушной и противоракетной обороны на уровне дивизионного звена.
Система «А» — первый в СССР экспериментальный комплекс стратегической противоракетной обороны. Развёрнут в 1955—1960 годах на специально построенном полигоне ГНИИП-10 (Полигон «А», «Сары-Шаган»). Крупный системный проект, значительно опередил своё время по массе технических новшеств и сыграл решающую роль в дальнейшем развитии противоракетных систем СССР.
Тундра (изделие 14Ф142) — космический аппарат Единой космической системы (ЕКС), предназначенный для обнаружения пусков ракет и пришедший на смену системе Око-1.
Баллисти́ческая раке́та — разновидность ракетного оружия. Большую часть полёта совершает по баллистической траектории, то есть находится в неуправляемом движении (см. Баллиста).
Упоминания в литературе
В частях зато был опробован и широко использовался вариант дополнительного вооружения парой ПВ-1 на нижних крыльях за счет уменьшения бомбовой нагрузки. Кроме того, начиная с 1926 года в частях устанавливали бомбовые кассеты ДЕР-10, рассчитанные на 2-кг бомбы. Такие
машины модификации под условным названием «боевик» находились на вооружении по крайней мере трех легкоштурмовых авиабригад: 250-й (Детское Село, Ленинградский ВО), 255-й (Киев, Украинский ВО) и 251-й (Чита, ОКДВА).
Перечисленные меры позволили увеличить дальность стрельбы до 147 кбт, а при переходе в начале 1930-х годов на снаряды следующего поколения, с еще более длинной головной частью, – до 163 кбт.
Очевидно, что различные типы спутниковых систем конкурируют между собой и с наземными беспроводными системами25. Геостационарный спутник обеспечивает беспрерывное покрытие огромной территории, но со значительными ограничениями возможностей и мощностей. Первоначальная стоимость спутниковых систем НОО очень высока, и на их развертывание нужно больше времени, но они
перспективны с точки зрения технических преимуществ и эффективности. Наземные системы сравнительно недороги и могут расширяться по мере необходимости; если это происходит за достаточно короткий срок, пока новая спутниковая система только планируется и запускается, большая часть потенциального рынка услуг достается именно им (в чем, к своему несчастью, убедились разработчики системы Iridium). В долгосрочной перспективе спутниковые системы, скорее всего, займут важные ниши на рынке беспроводных сервисов (такие как GPS, глобальная поисковая связь и сервисы для малонаселенных сельских районов), но универсального решения предоставить не смогут.
– боевые действия ведут не самолеты, а военная авиация; такие ее компоненты, как аэродромное оборудование, системы обслуживания, диагностики и ремонта авиатехники, метеослужба, средства радионавигации и
радиолокационного обнаружения, по меньшей мере столь же важны, как и ТТХ используемых боевых самолетов.
В Берлине 24 марта на заседании «Комитета по «А-4» были предприняты первые шаги к налаживанию массового производства ракеты. На заседании присутствовали шестнадцать ведущих специалистов по ракетостроению, включая Эрнста Штейнхоффа, директора по телеметрии в Пенемюнде, и Фридриха Кирштейна, разработчика системы
радиоуправляемого отключения двигателя. Были детально проанализированы защитные меры против воздушных налетов, поскольку сейчас проект «А-4» находился на своем наиболее уязвимом этапе: почти каждую неделю в Пенемюнде проводились запуски ракет и союзники уже наверняка должны были забить тревогу. Никак нельзя было исключить возможность воздушного налета на Пенемюнде или на связанные с проектом заводы. Программа производства была еще не готова, и возможный воздушный налет мог породить непреодолимые задержки. Учитывая сомнения фюрера в целесообразности всего проекта, это могло привести к непоправимым последствиям. На берлинском заседании было решено: всем службам, задействованным в реализации проекта, необходимо незамедлительно принять меры – если это еще не сделано – по обеспечению безопасного хранения технической документации.
Связанные понятия (продолжение)
РТ-2ПМ «То́поль» (индекс ГРАУ комплекса/ракеты — 15П158/15Ж58, по договору СНВ — РС-12М, по классификации НАТО — SS-25 Sickle, в переводе — Серп) — советский/российский подвижный грунтовый ракетный комплекс стратегического назначения с трёхступенчатой твердотопливной межконтинентальной баллистической ракетой 15Ж58.
Подробнее: Тополь (ракетный комплекс)
Многоцелева́я авиацио́нно-косми́ческая систе́ма (МАКС) — проект использующего метод воздушного старта двухступенчатого комплекса космического назначения, который состоит из самолёта-носителя (Ан-225 «Мрия») и орбитального космического корабля-ракетоплана (космоплана), называемого орбитальным самолётом. Орбитальный ракетоплан может быть как пилотируемым, так и беспилотным. В первом случае он устанавливается вместе с одноразовым внешним топливным баком. Во втором — баки с компонентами топлива и окислителя...
«Игла » (индекс ГРАУ — 9К38, кодовое обозначение МО США и НАТО — SA-18 Grouse ) — российский и советский переносной зенитный ракетный комплекс, предназначенный для поражения низколетящих воздушных целей на встречных и догонных курсах в условиях воздействия ложных тепловых помех. Комплекс принят на вооружение в 1983 году.
«Томага́вк » ( ориг. произн. «То́махок» англ. Tomahawk — по назв. одноименного боевого топора североамериканских индейцев) — семейство американских многоцелевых высокоточных дозвуковых крылатых ракет (КР) большой дальности стратегического и тактического назначения подводного, надводного, сухопутного и воздушного базирования. Совершает полёт на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности. Находится на вооружении кораблей и подводных лодок ВМС США, использовалась во всех значительных военных...
Раке́та (от итал. rocchetta — маленькое веретено, через нем. Rakete или нидерл. raket) — летательный аппарат, двигающийся в пространстве за счёт действия реактивной тяги, возникающей только вследствие отброса части собственной массы (рабочего тела) аппарата и без использования вещества из окружающей среды. Поскольку полёт ракеты не требует обязательного наличия окружающей воздушной или газовой среды, то он возможен не только в атмосфере, но и в вакууме. Словом ракета обозначают широкий спектр летающих...
«Байка́л» — проект многоразового ускорителя (МРУ) первой ступени ракеты-носителя Ангара. Разработан в ГКНПЦ им. Хруничева совместно с НПО «Молния». Основная идея проекта состоит в том, чтобы выполнивший задачу ракетный ускоритель, отделившись от носителя, автоматически возвращался к месту старта и приземлялся на самолётную взлётно-посадочную полосу как крылатый беспилотный летательный аппарат. Ускоритель может применяться как в составе РН семейства «Ангара» лёгкого, среднего и тяжёлого классов, так...
Подробнее: Байкал-Ангара
Противоспутниковое оружие — виды вооружений, предназначенные для уничтожения космических аппаратов, используемых в навигационных и разведывательных целях. Конструктивно (по размещению) делится на два основных вида...
Зенитный ракетный комплекс морского базирования — комплекс функционально связанных боевых и технических средств, установленный на кораблях, обеспечивающих решение задач по борьбе со средствами воздушно-космического нападения противника.
«Транспортный корабль снабжения » (ТКС) — советский многофункциональный космический корабль, разработанный ОКБ-52 Челомея для доставки экипажа и грузов на орбитальную пилотируемую станцию (ОПС) военного назначения «Алмаз». ТКС в виде автоматического грузового корабля и отсека стыковался к гражданским орбитальным станциям «Салют», а также, в модифицированных вариантах, — к ОПС «Мир» и «Международной космической станции». Имеет возвращаемый на Землю спускаемый аппарат для экипажа и результатов исследований...
«Буран » — орбитальный корабль-ракетоплан советской многоразовой транспортной космической системы (МТКК), созданный в рамках программы «Энергия — Буран». Один из четырёх реализованных в мире орбитальных кораблей МТКК.
Фрам — серия советских (российских) космических аппаратов ДЗЗ (фотонаблюдения). Первые советские «гражданские» спутники ДЗЗ. Использовались в целях проведения многозонального фотографирования поверхности Земли, и для исследования природных ресурсов Земли (ИПРЗ), в частности.
РПК-1 «
Вихрь » (Индекс ГРАУ 82Р, по классификации МО США и НАТО FRAS-1) — советский противолодочный ракетный комплекс корабельного базирования. Принят на вооружение Постановлением правительства № 440—168 от 12 июня 1968 года.
«Восток » — наименование серии советских космических кораблей, предназначенных для пилотируемых полётов по околоземной орбите. Создавались ведущим конструктором О. Г. Ивановским под руководством генерального конструктора ОКБ-1 С. П. Королёва с 1958 по 1963 год.
Муссон (Гео-ИК, индекс ГРАУ: 11Ф666) — серия аппаратов, являющихся основным элементом космического геофизического комплекса. Комплекс обеспечивал создание единой геодезической системы координат повышенной точности, уточнения формы Земли, её гравитационного поля.
«Оса » (индекс ГРАУ — 9К33, по классификации МО США и НАТО: SA-8 Gecko («Геккон»)) — советский автоматизированный войсковой зенитный ракетный комплекс. Комплекс является всепогодным и предназначен для прикрытия сил и средств мотострелковой (танковой) дивизии во всех видах боевых действий.
Гиперзвуково́й лета́тельный аппара́т (ГЛА, ГЗЛА) — летательный аппарат (ЛА), способный осуществлять полёт в атмосфере с гиперзвуковой скоростью (бо́льшей или равной 5 М) и маневрировать с использованием аэродинамических сил.
РПК-7 «
Ветер » (по кодификации НАТО: SS-N-16 «STALLION» — «Жеребец») — советский ракетный противолодочный комплекс с подводным стартом, предназначенный для использования из 650-мм торпедных аппаратов подводных лодок против быстроходных ПЛ противника с заранее известными координатами.
ЗРК «Штиль-1» (индекс ГРАУ — 3С90Э.1 (пусковая установка)) — многоканальный зенитный ракетный комплекс корабельного базирования с вертикальным стартом. Предназначен для осуществления круговой обороны корабля от всех средств воздушного нападения, в том числе для отражения массированных ракетных и авиационных атак; а также для нанесения ударов по наземным и надводным целям.
Подробнее: Штиль (зенитный ракетный комплекс)
«Зенит » — тип военных советских (российских) разведывательных космических аппаратов, запущенных в период между 1961 и 1994 годами. Для того чтобы скрыть их характер, все спутники запускали под порядковыми названиями «Космос». За 33-летний период было запущено более пяти сотен «Зенитов», что делает его самым многочисленным типом спутников подобного класса в истории космических полётов.
РС-28 «
Сармат » (по классификации НАТО Satan-2) — перспективный российский стратегический ракетный комплекс шахтного базирования пятого поколения с тяжёлой многоступенчатой жидкостной межконтинентальной баллистической ракетой (МБР).
«Форт » (С-300Ф, классификация НАТО — SA-N-6 Grumble, экспортное наименование — «Риф») — зенитный ракетный комплекс морского базирования с установкой вертикального пуска, предназначенный для уничтожения высокоскоростных, маневренных и малоразмерных целей во всём диапазоне высот от сверхмалых до больших. Главный конструктор — Титов, Евгений Афанасьевич.
Ракетная пусковая установка — комплекс специальных агрегатов и сооружений, предназначенных для размещения ракет, выполнения всех операций в процессе их эксплуатации, подготовки и проведения пусков. Пусковая установка (ПУ) занимает центральное место в наземном оборудовании, которое, наряду с ракетой, является второй, не менее важной, составной частью ракетного комплекса. Именно совершенствование ПУ, во многом определяющих технический облик ракетных комплексов, позволило в основном решать задачу обеспечения...
PGM-17 Тор (англ. PGM-17 Thor) — первая баллистическая ракета среднего радиуса действия, принятая на вооружении в США в 1958 году. 60 оснащённых термоядерными боеголовками ракет было развёрнуто в позиционных районах в Великобритании с 1959 по 1963 годы. Были сняты с вооружения в 1963 году, в связи с моральным и техническим устареванием. В дальнейшем послужила основой для создания ракеты-носителя «Дельта».
Семейство разгонных блоков Д — семейство разгонных блоков (верхних ступеней), происходящих от разгонного Блока «Д» — пятой ступени космического ракетного комплекса Н1-Л3, предназначенного для полёта на Луну советских космонавтов. Используют в качестве топлива пару жидкий кислород — керосин, при этом допускается заправка синтином без переделки конструкции.
Орбитальный самолёт (ОС), воздушно-космический самолёт (ВКС), воздушно-космический летательный аппарат — крылатый летательный аппарат самолётной схемы, выходящий или выводимый на орбиту искусственного спутника Земли посредством вертикального или горизонтального старта и возвращающийся с неё после выполнения целевых задач, совершая горизонтальную посадку на аэродром, активно используя при снижении подъёмную силу планёра. Сочетает в себе свойства как самолёта, так и космического корабля.
Тайфун — серия калибровочных космических аппаратов, предназначенных для юстировки, калибровки и паспортизации специальных комплексов наземного и космического базирования Министерства обороны СССР. Относятся ко второму поколению котировочных и калибровочных космических средств.
«Атлас » — семейство американских ракет-носителей для запуска военных и коммерческих полезных нагрузок, разработанных на базе первой американской МБР «Атлас», поступившей на вооружение США в конце 1950-х годов. Первоначально проект был предложен фирмой Convair, на боевое дежурство МБР встала, когда Конвэр принадлежала General Dynamics. Сейчас права на всю серию «Атлас» принадлежат Lockheed Martin.
Ракетоплан : * изначальное (1920—1950-е гг.) название самолёта с ракетным (жидкостным или твердотопливным) двигателем, например...
Барак (ивр. בָּרָק — молния) — израильский зенитный ракетный комплекс корабельного базирования, предназначенный для ведения объектовой противовоздушной обороны кораблей от авиации, противокорабельных ракет и управляемых бомб. Разработан наземный вариант системы.
Курс — радиотехническая система взаимных измерений параметров движения для поиска, сближения и стыковки космических аппаратов с орбитальной станцией. С 1986 года пришла на смену системе «Игла».Разработчик научно-исследовательский институт точных приборов («НИИ ТП»). Производство Киевский радиозавод (ныне ПАО «Элмиз»); с 2002 года и по настоящее время Ижевский радиозавод. Системы «Курс» с комплектующими производства ПАО «Элмиз» летали до 2016 года.
Баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ) — баллистические ракеты, размещаемые на подводных лодках, которые именуются как (ПЛРБ и ПЛАРБ). Практически все БРПЛ оснащаются ядерными боезарядами и составляют Морские Стратегические Ядерные Силы (МСЯС) — одну из составляющих ядерной триады. Практически все реализованные штатные ПЛРБ являются атомными. Первые БРПЛ были малой и средней дальности. Современные БРПЛ обладают межконтинентальной дальностью, оснащаются разделяющимися головными частями с индивидуальным...
Упоминания в литературе (продолжение)
По его словам, ракета длиной в 6 м и
весом в 1000 кг при скорости 4,5 тыс. км/час и перегрузке в 6,8 g сможет подняться на высоту в 100 км, имея на борту, по крайней мере, одного человека.
По имеющимся сведениям в настоящее время автономные робототехнические системы (АРС) в военном деле используются в той или иной мере 30 государствами и несколькими негосударственными акторами. В подавляющем большинстве случаев АРС используются в качестве средств разведки, логистики, транспорта, автоматизированной доставки вооружений (самонаводящиеся
ракеты) и т. п. Менее распространены Боевые Автономные Роботизированные Системы (БАРС), которые предусматривают автономное принятие решений об использовании огневой мощи или других типов поражающего оружия.
«Велосипед» – транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт,
автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.
Это не совсем обычная непрерывно-последовательная «чулочная» закалка (рис. 3), при которой несколько спрейеров охватывают изделия с разными углами охвата (270°, 180° и 90°). Деталь, естественно, вращается. В процессе ее перемещения от спрейера к спрейеру импульсный цикл активного охлаждения уменьшается. В момент выхода изделия из первого спрейера его температура в течение 4 с повышалась до 370 °C. Далее в течение 4 с закаливаемый участок охлаждался во втором спрейере до температуры 180 °C, а по выходу из него в течение 8 с температура достигала 320 °C, далее этот участок попадает в третий спрейер, угол охвата которого составляет 90°. В нем поверхность изделия охлаждается до 120 °C. По мере дальнейшего
перемещения закаленная область изделия входит в отпускной виток индуктора, который осуществляет ее подогрев до заданной температуры отпуска.
В становлении и развитии авиации принято выделять три основных периода: зарождение и начальный
период развития авиации; период винтомоторной авиации; период реактивной авиации. Эта периодизация в значительной мере условна, в основу её положены изменения лётно-технических характеристик самолётов. Мечта человека подняться в воздух существовала много веков. О многочисленных попытках летать с помощью искусственных крыльев существует немало документов (летописей). В 1783 г. состоялись полёты на воздушном шаре братьев Монгольфье. В 1885 г. российский морской офицер А. Ф. Можайский построил самолёт, названный им воздухоплавательным снарядом. При попытке взлёта самолёт Можайского потерпел аварию; восстанавливать его не стали. Значительный вклад в теорию и практику летания внёс немецкий учёный О. Лилиенталь. В 1891—96 гг. он построил и облетал несколько планёров. Значительным прогрессом в развитии авиации в нач. 20 в. стали успешные полёты братьев Орвилла и Уилбера Райт на самолёте собственной конструкции с поршневым двигателем внутреннего сгорания, работавшим на керосине. Вслед за ними создают самолёты А. Сантос-Дюмон (Бразилия), Г. Вуазен, Л. Бле-рио, А. Фарман, Э. Ньюпор, Л. Бреге (Франция), А. Ро, Дж. де Хэвилленд, Ф. Хендли Пейдж (Великобритания),
В 1939 году на стадии проектирования, строительства и первичных испытаний
находилось 40 новых самолетов и 29 модификаций; на стадии государственных испытаний – 11 новых самолетов и 14 модификаций; 5 машин были приняты в серийное производство[340]. М.Ю. Мухин обращает внимание на то обстоятельство, что в 1939 году начались работы по массовому обновлению ассортимента выпускаемой авиапродукции. Из 17-ти самолетостроительных заводов 12-ть получили задания на производство новых типов самолетов; из пяти моторостроительных новые модели должны были быть внедрены на четверых. Из 8705 боевых самолетов утвержденной программы 3135 (36 %) относились к новым типам; из 18831 мотора – 7188 (38 %). «Необходимость освоения новых образцов продукции тяжелым бременем ложилась на плечи авиаиндустрии. Разумеется, смена ассортимента продукции не является чем-то экстраординарным, однако в 1939 году этот процесс был осложнен, во-первых, своей глобальностью – сразу большинство заводов меняли значительную долю ассортимента; а во-вторых, необходимостью синхронно с внедрением новой техники резко увеличивать авиавыпуск. Характерно, что в течение года, по мере замещения в производстве старых моделей новыми, снижалась и степень выполнения плана»[341]. В Таблице 3 дается сравнение Плана НКОП по поставкам самолетов в 1939 году, представленного на рассмотрение КО при СНК СССР, с фактическим производством того же года.
Оператор струйной обработки, вне сомнения, является важнейшим элементом системы струйной очистки. Если операторы струйной очистки не прошли тщательную подготовку по эксплуатации оборудования и не приобрели все необходимые знания в области абразивоструйной очистки, то даже
самое продвинутое оборудование не будет использоваться с максимальной отдачей. Безопасность является приоритетной задачей, стоящей перед оператором, она даже важнее, чем выполнение рабочих функций. Струйная обработка является операцией, которая требует от оператора и находящегося рядом персонала соблюдения всех возможных мер предосторожности.
Реконструкция сети и принятые меры по модернизации технических средств наблюдений и передачи информации положительно повлияли на уровень информационной работы и
качество, в первую очередь, метеорологических и аэрологических наблюдений, по результатам которых осуществляется выпуск продукции общего пользования – краткосрочных прогнозов погоды и штормовых оповещений об опасных природных явлениях – в интересах обеспечения жизнедеятельности населения и безопасности в экономической сфере.
Капитан и экипаж обязаны обеспечивать меры противопожарной защиты судна, обнаружение и тушение пожара, использовать, при необходимости, все спасательные средства и устройства судна, аварийную радиосвязь, в том числе в
рамках Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности[7], соблюдать международные стандарты безопасности при перевозке судном пассажиров, навалочных грузов, грузов в упаковке, зерна, опасных грузов, в том числе нефти, газа, радиоактивных материалов и пр.[8].
Очень важна
безопасная эксплуатация объекта. Как руководитель спортивного сооружения, так и весь обслуживающий персонал должны применять необходимые меры по инженерно-технической, физической защите, антитеррористической и пожарной безопасности объекта спорта.
Динамические качества транспортного средства во многом зависят от технических характеристик двигателя, установленного на автомобиле. Как их оценить в полной мере?
8 июля состоялся третий испытательный полет на километраж (определение скорости на мерной базе при полете у земли), но задание на этот раз полностью не
выполнили. По мере увеличения скорости самолет стало кренить влево. Летчик вынужден был прекратить полет. К тому же на земле обнаружился обрыв ленты, крепившей собиратель пара в левой плоскости.
В предвоенные годы еще господствовали взгляды о том, что самолеты морской авиации должны обязательно быть если не амфибийными, то по крайней
мере способными базироваться на воде. Этому содействовало и то обстоятельство, что сухопутная авиационная техника еще не обеспечивала необходимую безопасность полета над водой, да и аэродромов в авиации ВМФ было мало. В связи с этим в 1938 году создали поплавковый торпедоносец ДБ-ЗТП и заказали серию из 15 таких машин. Однако после государственных испытаний, подтвердивших ранее сделанные оценки о значительном снижении летных характеристик, хотя и соответствовавших требованиям заказчика, вынудили прекратить дальнейшую работу.