Связанные понятия
С-10 «
Гранат » (Индекс УРАВ ВМФ: 3К10, по кодификации НАТО: SS-N-21 «SAMPSON») — ракетный комплекс морского базирования с крылатой ракетой стратегического назначения КС-122, предназначенный для использования из 533-мм торпедных аппаратов подводных лодок для поражения административно-промышленных центров противника с заранее известными координатами.
РПК-6М «
Водопад » (по классификации МО США и НАТО — SS-N-16 Stallion) — советский противолодочный ракетно-торпедный комплекс. Комплекс способен поражать подводные лодки противника на дальности до 50 км.
Миномётный старт («холодный» старт) — способ запуска ракеты, при котором ракета выбрасывается из пусковой установки (транспортно-пускового контейнера) за счёт давления, создаваемого в замкнутом объёме каким-либо источником, расположенным вне ракеты. Таким источником может служить, например, пороховой аккумулятор давления (ПАД) или парогазогенератор. Двигатель ракеты при этом запускается уже после того, как ракета выйдет из пусковой установки.
Воздушная цель — военный термин, обозначающий любой объект, находящийся в воздухе, и способный стать целью для поражения средствами ПВО.
Ступень разведения , автономный блок разведения (АБР), боевая ступень, иногда «автобус» (калька от англ. bus) — особое устройство баллистической ракеты, которое отделяется от последней ступени ракеты вместе с головной частью и которое автономно осуществляет наведение и отделение одного или нескольких боевых блоков и средств преодоления противоракетной обороны.Блок начинает работу сразу после окончания активного участка полёта, отделяясь от последней маршевой ступени. Ступень разведения оснащена собственным...
Упоминания в литературе
Мы поняли, что у системы
управления недостаточно мощи противостоять аэродинамическим силам. Когда дул северо-восточный ветер со скоростью 8 метров в секунду, ракета с самого старта была обречена.
Более того, необходимость наблюдения и измерения эффективности наших собственных испытаний ядерного оружия и
ракет ускорило дело усовершенствования оборудования, которое при определенной модификации может быть использовано также для наблюдения за подобными экспериментами в других странах. Радар и высокоточное фотографирование на большие расстояния являются базовыми инструментами технического сбора информации. Еще один вид – сбор и анализ воздушных проб в целях определения наличия радиоактивности в атмосфере. А поскольку радиоактивные частицы переносятся ветрами через национальные границы, нет никакой необходимости в проникновении на территорию противника ни по воздуху, ни по суше для сбора подобных проб.
Работа с описываемыми здесь приборами с борта судна возможна в дрейфе, в случае обрывных зондов, и на ходу. При сплоченности льда более трех баллов, при сильном ветре (более 10 мс) и (или) значительном дрейфе, любые океанографические станции выполняются с подработкой подруливающими устройствами, либо
с использованием главного двигателя судна.
Такая форма, по мнению наших специалистов, позволяет лучше противостоять капризам погоды при подъеме и спуске дирижабля в зоне сильных ветров. «Уже проведены испытания системы в термопрочностной вакуумной камере, которые показали надежность конструкции, – сказал Каргопольцев. – В
настоящее время ведется разработка экспериментального образца для проверки полученных данных непосредственно в режиме летного эксперимента»…
История германской воздушной разведки уходит своими корнями в Первую мировую войну. Именно немцы первыми по достоинству оценили все возможности такой деятельности. Это произошло в самом начале Первой мировой войны, когда, по сути, первыми в мире дальними разведчиками стали дирижабли кайзеровского военно-морского
флота. Так называли управляемые аэростаты, которые имели винтомоторную группу и, в отличие от свободнолетающих аэростатов, могли двигаться против ветра и совершать маневры в горизонтальной плоскости.
Связанные понятия (продолжение)
ЗРК «Штиль-1» (индекс ГРАУ — 3С90Э.1 (пусковая установка)) — многоканальный зенитный ракетный комплекс корабельного базирования с вертикальным стартом. Предназначен для осуществления круговой обороны корабля от всех средств воздушного нападения, в том числе для отражения массированных ракетных и авиационных атак; а также для нанесения ударов по наземным и надводным целям.
Подробнее: Штиль (зенитный ракетный комплекс)
Система управления вооружением корабля или подводной лодки включает в себя радиолокационные, акустические, оптико-электронные, лазерные и другие системы наведения, средства автоматизации управления ракетно-артиллерийским и минно-торпедным вооружением, средствами противолодочной обороны (торпедными аппаратами, противолодочными ракетными комплексами, бомбомётами), противовоздушной обороны (зенитные ракетные и зенитные ракетно-артиллерийские комплексы), противоракетной обороны (противоракетные комплексы...
ПМР- 1 «Кальмар» - Противолодочная широкополосная мина-ракета с системой наведения для активных скрытных минных постановок из 533-мм торпедных аппаратов подводных лодок или с помощью забортных погрузочных устройств на надводных кораблях.
Кинетический перехват («Зенитное бревно») — американская теория противодействия ракетному удару, которая подразумевает прямое попадание ракеты в цель.
Противовоздушная (противовертолетная) мина — вид минного оружия, предназначенный для поражения воздушных целей без участия человека, в том числе и без отдачи приказа на запуск. Разработки подобного оружия велись еще с 1970-х и продолжаются сейчас. Дополнительным стимулом стало появление БПЛА, в т.ч. мультикоптеров, в т.ч. работающих группой.
Система частично-орбитального бомбометания — советская программа разработки стратегических ракет в 1960-х годах, боевое оснащение которых после запуска и выхода на низкую околоземную орбиту, совершив неполный оборот по орбите, поражало цель на поверхности Земли. Такая система не имела ограничений по дальности стрельбы, а траектория орбитального полёта не позволяла прогнозировать точку прицеливания. Система позволяла наносить ракетно-ядерные удары по территории США по наименее ожидаемым траекториям...
РПК-9 «Медве́дка» (по классификации НАТО — SS-N-29) — российский малогабаритный ракетный противолодочный комплекс с противолодочной ракетой 87Р оснащённой самонаводящейся торпедой в качестве боевой части.
Подробнее: Медведка (ракетный комплекс)
Командное наведение — тип наведения управляемых ракет, когда наземная станция, корабль или самолёт по радиоканалу (иногда по проводам) передаёт ракете зашифрованные команды управления движением ракеты, которые приводят к перехвату цели. Радиокоманды могут также включать команды на подрыв боевой части, так как ракете не обязательно физически поразить цель, достаточно, чтобы цель находилась в секторе поражения осколками боевой части.
МШМ — морская шельфовая реактивно-всплывающая широкополосная мина для активных скрытных и оборонительных минных постановок из 533-мм торпедных аппаратов подводных лодок или с надводных кораблей.
«Гибка » (индекс ГРАУ — 3М-47) — комплекс управляемого вооружения (КУВ), представляющий собой турельную установку с автоматизированной системой управления, оснащённую опто-электронной системой обнаружения и сопровождения, а также комплектами аппаратуры и пусковых модулей «Стрелец» (с ракетами типа «Игла») и комплектами пусковых установок ПТУР (с ракетами типа «Атака»).
Телеуправление (ТУ) — управление положением или состоянием дискретных объектов и объектов с непрерывным множеством состояний методами и средствами телемеханики.
PGM-19
Юпитер (англ. PGM-19 Jupiter, до 1962 года носила обозначения B-78 и SM-78) — одноступенчатая баллистическая ракета средней дальности, разработанная в Соединённых Штатах во второй половине 1950-х годов, вторая после PGM-17 «Тор» БРСД в истории США. Считается, что размещение этих ракет в Италии и Турции в начале 1960-х годов, вызвали ответную реакцию СССР, приведшую к Карибскому кризису.
М-1 «
Волна » (Индекс ГРАУ — 4К90, по классификации МО США и НАТО — SA-N-1 Goa) — советский зенитно-ракетный комплекс малой дальности корабельного базирования. Морской вариант комплекса С-125.
Операция «Бамблби» (англ. Operation Bumblebee, буквально «Операция „Шмель“») — программа ВМС США по разработке и испытаниям зенитных управляемых ракет с прямоточным воздушно-реактивным двигателем для оснащения ими кораблей, начатая в конце Второй мировой войны. Первые испытания экспериментальных аппаратов PTV-N-4 Cobra/BTV (от англ. Propulsion Test Vehicle/Burner Test Vehicle) оснащённых ПВРД и разработанных Лабораторией прикладной физики (APL) были выполнены в октябре 1945 года. Полученные наработки...
«Фрегат » — семейство советских и российских трёхкоординатных радиолокационных станций корабельного базирования с облегчённым нестабилизированным антенным постом и системой электронной стабилизации лучей. Главный конструктор — лауреат Ленинской премии 1977 года Леонид Алексеевич Родионов.
Упреждение (при стрельбе) — вид поправок, состоящих из расчёта расстояния перемещения движущейся к точке прицеливания цели от момента выстрела (пуска) снаряда до предполагаемого момента их встречи. При этом предполагается, что скорость и направление вектора движения цели за время полёта снаряда не изменятся или изменятся незначительно.
«Сосна-А » — российский лёгкий мобильный буксируемый зенитный пушечно-ракетный комплекс. Разработан во ФГУП «КБ точного машиностроения им. А. Э. Нудельмана».
СПО Л-150 «Пастель» — авиационная станция предупреждения об облучении, разработанная в Центральное конструкторское бюро автоматики (ЦКБА, г. Омск) в 1980-х годах. Изначально предназначалась для установки на новый противотанковый штурмовик Су-25Т который и стал первым самолетом получившим новую СПО. В упрощенных вариантах Л-150 применялась и на палубном истребителе Су-33. Также планировалась установка на разрабатываемый тогда истребитель Як-141. Изначально на Су-33 , Су-25Т и его усовершенствованном...
МДМ -1 — морская донная мина для активных скрытных и оборонительных минных постановок из 533-мм торпедных аппаратов подводных лодок или с надводных кораблей.
РМ-2 — придонно-якорная реактивно-всплывающая мина для активных скрытных минных постановок из 533-мм торпедных аппаратов подводных лодок.
Эпицентр ядерного взрыва (англ. ground zero) — проекция на земную или водную поверхность точки центра ядерного взрыва. Это точка на поверхности...
Акаш (санскр. आकाश - Небо) — зенитный ракетный комплекс малой дальности, разрабатываемый в Индии, предназначенный для обеспечения противовоздушной обороны объектов и группировок войск.
«Гном » — проект межконтинентальной малогабаритной баллистической ракеты разработанный в коломенском КБ машиностроения под руководством Бориса Шавырина. Ракету предполагалось оснастить маршевым сверхзвуковым прямоточным двигателем, который разрабатывался в ОКБ-670 Министерства авиационной промышленности под руководством Михаила Бондарюка. Разработка по неизвестным причинам прекращена в конце 1965 года. Hа вооружение ракета не поступала.
А-222 «Берег» — советский и российский береговой самоходный артиллерийский комплекс (артиллерийская система береговой обороны) калибра 130 мм, предназначенный для поражения малых и средних надводных кораблей, в том числе быстроходных, со скоростью до 100 узлов (более чем 180 км/ч), на непосредственных подступах к побережью — в приливных зонах, островных и шхерных районах, а также для поражения наземных целей. Радиус обнаружения целей до 30 км, радиус поражения до 23 км.
Ограждение выдвижных устройств (амер. англ. Sail, англ. Fin) — элемент архитектуры подводных лодок, башнеподобная конструкция, служащая для визуального наблюдения за поверхностью моря, защиты выдвижных устройств (перископы, антенны, радары и пр.), входа и выхода экипажа, увеличения курсовой устойчивости в подводном положении и, иногда, размещения горизонтальных рулей.
Баллистические ракеты
малой дальности (БРМД), а в терминах договора о ликвидации РСМД Баллистические ракеты меньшей дальности — баллистические ракеты дальностью действия от 500 до 1000 километров. Могут оснащаться ядерной боеголовкой.
Бумеранг-БМ — российский необитаемый боевой модуль, предназначенный для оснащения боевых машин пехоты К-17, Б-11 и Т-15. Модуль разработан тульским КБП, производится на заводе «Щегловский вал».
«Зарница » — малогабаритная обзорная радиолокационная станция для торпедных катеров. Назначение — обнаружение надводных целей и выработка данных для управления торпедной атакой. Первая советская корабельная станция, которая обслуживалась одним человеком.
«Дон » — навигационная радиолокационная станция (РЛС) судового базирования с антенным постом. Предназначалась для освещения навигационной обстановки и решения навигационных задач. РЛС принята на вооружение в 1957 году.
Боевые космические станции (платформы) — в настоящее время основной космический компонент боевой космической системы, рассматриваемый как возможное средство повышения надёжности ракетно-космической обороны, в частности, для поражения баллистических ракет противника на активном участке траектории и боевых блоков баллистических ракет на пассивном участке траектории. Как ожидается, боевые космические станции будут оснащены различными средствами поражения (ракетами, кинетическим, лазерным, ускорительным...
Макет массо-габаритный (ММГ) — копия устройства, соответствующая оригиналу по размерам и массе. Используется при проектировании техники для отработки компоновки, а также для совместных испытаний нескольких видов техники. В случае оружия используется на начальных этапах обучения и как объект коллекционирования.
Ядерный снаряд — боеприпас для нанесения тактического ядерного удара по крупным целям и скоплениям сил противника. Наиболее эффективное и разрушительное средство, доступное артиллерии. Данные боеприпасы есть у большинства ядерных держав, в том числе у США и России.
Сверхманёвренность — способность некоторых самолётов сохранять устойчивость и управляемость на закритических углах атаки с высокими перегрузками, обеспечивающая безопасность боевого маневрирования, а также способность самолёта к изменению положения относительно потока, позволяющая наводить оружие на цель вне вектора текущей траектории.
Покладка на грунт — вид подводного маневрирования подводных лодок с дизельными силовыми установками, который применяется в целях сбережения имеющихся на борту энергоресурсов и достижения максимальной скрытности, а также — в ситуациях, которые вынуждают субмарину находиться в погруженном положении с отключенными двигателями.
Курсовой угол — понятие навигации, обозначающее угол между диаметральной плоскостью судна и направлением на какой-либо наблюдаемый с судна объект. Курсовой угол измеряется в градусах, отсчитываемых на азимутальном круге от 0 до 180° в сторону правого или левого борта от направления в нос.
Боевое патрулирование подводной лодки — маневрирование подводной лодки в назначенном районе моря (океана), или по заданным маршрутам в постоянной готовности к применению оружия по приказанию с командного пункта или по обстановке. Как правило боевое патрулирование осуществляется произвольными курсами, малошумными скоростями и на глубинах, обеспечивающих скрытность, возможность наблюдения за обстановкой и получения информации (в т. ч. приказаний) с командного пункта. Маршруты боевого патрулирования...
Компоновка — совокупность проектных работ по обоснованию формы ЛА, взаимного расположения составных частей ЛА, его агрегатов, систем и узлов, которое определяет их взаимодействие и функционирование на всех этапах применения ЛА. Результат проведения таких работ отображается на конструктивно-компоновочной схеме.
Бал (индекс ГРАУ 3К60, по кодификации НАТО: SSC-6 «Sennight» (рус. «неделя»)) — береговой ракетный комплекс с противокорабельной ракетой Х-35. ГСИ завершены в 2004. Принят на вооружение ВС РФ в 2008 году.
Китолов — комплекс управляемого артиллерийского вооружения, разработанный в Тульском КБ Приборостроения.
BM25 «
Мусудан » (также известна под названиями Тэпходон X, Нодон-B / Родон-B и Мирин) — северокорейский подвижный ракетный комплекс с баллистической ракетой средней дальности. «Мусудан» впервые был продемонстрирован 10 октября 2010 года на военном параде в честь 65-летия Корейской трудовой партии, хотя некоторые эксперты считают, что это были макеты ракет. «Мусудан» напоминает формой советскую баллистическую ракету Р-27, но немного длиннее.
БРЛС-8Б «Заслон» — советский и российский всепогодный многолучевой авиационный радар, разработанный в период с 1969 по 1980 годы НИИП имени В. В. Тихомирова как часть системы управления оружием самолёта МиГ-31. Кодовое название НАТО — Flash Dance с дополнением «SBI-16», «RP-31», «N007» и «S-800».
Противотанковый управляемый реактивный снаряд (сокр. ПТУРС) — разновидность управляемых реактивных боеприпасов, предназначенная для стрельбы из ствольного артиллерийского и танкового вооружения (пушки или орудия). Часто отождествляется с противотанковой управляемой ракетой (ПТУР), хотя синонимами два указанных термина не являются.
Ракетные сани — испытательная платформа, скользящая по специальному рельсовому пути с помощью ракетного двигателя. Как понятно из названия, у данной платформы отсутствуют колёса, а вместо них использованы специальные салазки, которые повторяют контур рельсов и не дают слететь платформе.
Бомбодержатель — у авиационных специалистов такого термина нет. Используется термин «держатель» — узел внутренней или внешней подвески для изделий, как правило — боеприпасов различного характера, от простых свободнопадающих бомб до различных кассет, буёв и т.п. Для ракет большой дальности предназначены балочные держатели (балки), с которыми дополнительно монтируется масса агрегатов и аппаратуры.
«Байка́л» — проект многоразового ускорителя (МРУ) первой ступени ракеты-носителя Ангара. Разработан в ГКНПЦ им. Хруничева совместно с НПО «Молния». Основная идея проекта состоит в том, чтобы выполнивший задачу ракетный ускоритель, отделившись от носителя, автоматически возвращался к месту старта и приземлялся на самолётную взлётно-посадочную полосу как крылатый беспилотный летательный аппарат. Ускоритель может применяться как в составе РН семейства «Ангара» лёгкого, среднего и тяжёлого классов, так...
Подробнее: Байкал-Ангара
Упоминания в литературе (продолжение)
Оборудование первых аэропортов состояло из лестниц-стремянок, по которым пассажиры и пилоты поднимались в самолёт, тележек с бочками для топлива и воды да полосатого конуса на столбе, указывающего направление ветра. Самолёты взлетали и садились только днём в хорошую погоду. Современный аэропорт – это сложнейший производственный
комплекс, оснащённый навигационным оборудованием, системами радиолокационного наблюдения и автоматизированного управления работой всех служб, обеспечивающими круглосуточный приём и отправление воздушных судов в любую погоду. Он имеет парк машин для поддержания взлётно-посадочных полос в рабочем состоянии в любое время года, разнообразные автоматизированные устройства погрузки, выгрузки и сортировки грузов, свой собственный пассажирский и грузовой транспорт и т. д. Небольшие аэропорты располагают одной взлётно-посадочной полосой; крупные международные аэропорты имеют обычно несколько (до четырёх) взлётно-посадочных полос. Их длина может достигать 4–5 км при ширине 60—100 м. К концу и началу полосы примыкают рулёжные дорожки, по которым самолёты выкатываются на старт или подъезжают после приземления к аэровокзалу. На краю лётного поля находятся самолётные стоянки – специально оборудованные площадки, где самолёты стоят в ожидании рейса, проходят предполётный осмотр и заправляются топливом. Кроме того, в аэропортах имеются пункты управления полётами и ангары – сооружения для технического обслуживания самолётов и профилактического ремонта их частей и агрегатов. Пункт управления полётами обычно размещается в башне, возвышающейся над остальными строениями аэропорта, откуда, как на ладони, видно всё лётное поле. Это рабочее место авиадиспетчеров, которые управляют воздушным движением в зоне своего аэропорта.
По плану операции боевые пловцы на борту подводной лодки «ГЦ-112» типа «Щука» (командир ПЛ (подводная лодка. – Примеч. ред.) – капитан 3-го ранга Берестовский) 13-го дивизиона подводных лодок ТОФ подошли к входу бухты, перегороженному противолодочными сетями, для наглядности отмеченными оранжевыми буйками. На расстоянии около двух кабельтовых от сетей подлодка застопорила
ход, и разведдиверсанты в подводном положении лодки покинули ее, после чего скрытно, под водой, перерезав сети, проникли в бухту. Под действием волны, течения и ветра перерезанные сети стало сносить в стороны, что обеспечило возможность, при необходимости, проникновения в бухту боевых кораблей.
Чем большую плавучесть имела ваша подлодка, тем дольше наполнялись цистерны и больше времени уходило на погружение. В любом случае не следовало до конца освобождать балластные цистерны, и по сравнению с надводными
кораблями субмарины имели очень небольшую плавучесть. Лодка типа «S» при благоприятных обстоятельствах погружалась под воду приблизительно за пятьдесят секунд. Если погода была штормовая, дул сильный ветер на нос, то времени для погружения требовалось больше, поскольку цистерны заполнялись не так быстро. Находясь во вражеских водах, можно было не полностью заполнить цистерны главного балласта, чтобы держать на поверхности только одну боевую рубку, то есть идти в крейсерном положении. В подводной войне все зависит от сбалансированности действий экипажа. Если вы правильно балансируете, вам нечего опасаться.
В Карском море подводники получили ледовое крещение. 12 августа ледовая обстановка усложнилась до 8–9 баллов. Приходилось даже приостанавливать движение. При форсировании крупнобитого льда крен порой доходил до 7–8°, а дифферент до 5–6°. По многу часов на мостике, открытом для ветра, обжигающего лицо, приходилось нести командирам свою нелегкую вахту. Ни отвернуться, ни укрыться от него нельзя – надо было внимательно следить за маневрами ледокола, не допустить опасного сближения с ним, вписаться в его кильватерный след, уклониться от льдин, внезапно появляющихся из-под кормы ледокола, чтобы они не попали под винты подводной лодки. В такой обстановке и проверялись мастерство командиров, слаженность действий мотористов, быстро отрабатывающих
команды машинных телеграфов. При осмотре на Диксоне особых замечаний по подводной лодке не было, что является главным показателем умелого управления ею во льдах. А вот у транспорта обнаружили поломку одной лопасти гребного винта.
В Карском море подводники получили ледовое крещение. 12 августа ледовая обстановка усложнилась до 8–9 баллов. Приходилось даже приостанавливать движение. При форсировании крупнобитого льда крен порой доходил до 7–8°, а дифферент до 5–6°. По многу часов на мостике, открытом для ветра, обжигающего лицо, приходилось нести командирам свою нелегкую вахту. Ни отвернуться, ни укрыться от него нельзя – надо было внимательно следить за маневрами ледокола, не допустить опасного сближения с ним, вписаться в его кильватерный след, уклониться от льдин, внезапно появляющихся из-под кормы ледокола, чтобы они не попали под винты подводной лодки. В такой обстановке и проверялись мастерство командиров, слаженность действий мотористов, быстро отрабатывающих
команды машинных телеграфов. При осмотре на Диксоне особых замечаний по подводной лодке не было, что является главным показателем умелого управления ею во льдах. А вот у транспорта обнаружили поломку одной лопасти гребного винта.
В Карском море подводники получили ледовое крещение. 12 августа ледовая обстановка усложнилась до 8–9 баллов. Приходилось даже приостанавливать движение. При форсировании крупнобитого льда крен порой доходил до 7–8°, а дифферент до 5–6°. По многу часов на мостике, открытом для ветра, обжигающего лицо, приходилось нести командирам свою нелегкую вахту. Ни отвернуться, ни укрыться от него нельзя – надо было внимательно следить за маневрами ледокола, не допустить опасного сближения с ним, вписаться в его кильватерный след, уклониться от льдин, внезапно появляющихся из-под кормы ледокола, чтобы они не попали под винты подводной лодки. В такой обстановке и проверялись мастерство командиров, слаженность действий мотористов, быстро отрабатывающих
команды машинных телеграфов. При осмотре на Диксоне особых замечаний по подводной лодке не было, что является главным показателем умелого управления ею во льдах. А вот у транспорта обнаружили поломку одной лопасти гребного винта.
Системы параллельного вождения и автопилотирования помогают точно соблюдать расстояния между
проходами машин при выполнении полевых работ. При их использовании технологические операции выполняются с минимальными перекрытиями, экономятся рабочее и машинное время, топливно-смазочные материалы, семена, удобрения и средства защиты растений. Навигация очень удобна для опрыскивания, которое лучше проводить ночью, когда ниже температура воздуха и отсутствует ветер. Таким образом, преимуществами систем параллельного вождения являются:
Германское соединение флотов прошло пролив Шетландские острова – Берген в полной темноте. Ветер с юго-запада усилился до 7–8 баллов, волнение моря возрастало, и эсминцы не могли больше
сохранять скорость 26 морских миль. Сформированный по приказу строй для ночного марша – две колонны рядом – при плохой рулевой обстановке на кораблях в тяжелых условиях то и дело приводил к столкновениям. Контакт удавалось поддерживать только с помощью кильватерных фонарей. В этой штормовой обстановке головной эсминец «Ганс Людеман» развернулся на 90° и проломил непосредственно за кормой шедший по правому борту эсминец, а вскоре после этого корабли «Вильгельм Хейдкамп» и «Антон Шмитт» чудом смогли избежать столкновения, в последний момент отойдя друг от друга. 8 апреля около 4 часов утра соединение было сильно рассредоточено, пропала связь с несколькими эсминцами, и лишь изредка появлялась возможность обменяться ультракороткими радиограммами. Командующий флотом вопреки угрожающей потере времени снизил скорость до 22 морских миль, чтобы эсминцы смогли сократить дистанцию. Штормовое море мешало движению, крены кораблей доходили до 50°.
Западногерманский п/х «Иоган Блюменталь» 22 мая 1958 г. находился в Белом море, следуя в порт Архангельск под погрузку леса. Недалеко от устья реки Северной Двины судно попало в крупнобитый лед и вынуждено было остановиться. Капитан связался по радио с
советским ледоколом № 8, который осуществлял проводку судов во льду на подходах к порту, и попросил содействия. Капитан ледокола рекомендовал никаких самостоятельных действий не предпринимать и ждать подхода каравана судов, которых ледокол вел в это время из Архангельска. Расстояние между ледовым пленником и ледоколом в момент переговоров было около 20 миль. Однако вскоре в положении судна произошли существенные перемены: подул сильный северный ветер, и п/х «Иоган Блюменталь» вместе со льдом начал дрейфовать в сторону скал. Ввиду реальной опасности гибели судна в случае выжимания его льдом на скалы капитан попытался с помощью переменных передних и задних ходов вырваться из западни, но своими действиями только ухудшил положение судна, поскольку оно лишилось хода из-за поломки винта от ударов лопастей о лед и потеряло управление, ибо балер руля (стержень из стали, к которому крепится перо руля) оказался свернутым на 45°. Когда расстояние до скал сократилось до 1,3 мили, капитан запросил срочной помощи у ледокола. Форсированным ходом ледокол преодолел ледовую перемычку, взял п/х «Иоган Блюменталь» на буксир и отвел его в порт Архангельск. За свою спасательную работу ледокол получил 75 000 руб., а все убытки п/х «Иоган Блюменталь» были отнесены на ледовый аварийный случай[155].
К 19 часам вечера того же дня, закончив измерение магнитного поля, подводная лодка взяла курс на Палдиски через Суурупский проход. Дул небольшой северный ветер. На море был штиль. Несмотря на небольшую облачность, видимость оставалась хорошей. М-200 шла по судоходному
фарватеру. Скорость хода была 11,6 узла. В 19.30 произвели смену вахт. Вместо опытного и грамотного капитан-лейтенанта Колпакова вахтенным офицером заступил лейтенант Макаров, не имевший допуска к самостоятельному несению вахты.
Функции спасательных судов при отсутствии в конвое специально предназначенных для этой
цели кораблей (например тральщиков) выполняли концевые транспорты колонн. При этом они не имели права останавливаться для спасения людей с судов, поврежденных противником, если имелся риск уничтожения их самих, а могли лишь сбросить на воду спасательные средства и пытаться на ходу оказывать помощь людям, находящимся в воде. Только строгое выполнение этого жестокого закона морской войны могло обеспечить безопасность всего конвоя. Шансы на выживание у человека, оказавшегося за бортом, были минимальными. Английский писатель Алистер Маклин, участник событий тех лет, так написал об этом в романе «Корабль Его Величества «Улисс»: «В складках громоздкой одежды, носимой в здешних широтах, воздуха достаточно, чтобы человек мог удержаться на плаву по крайней мере минуты три. Если же его не успевали подобрать за это время, ему все равно наступал конец. Его убивал шок: человеческое тело, имеющее температуру 96 градусов по Фаренгейту, внезапно погружалось в воду, температура которой была на 70 градусов ниже, ибо в арктических морях температура воды зачастую опускается ниже точки замерзания. Более того, морозный ветер тысячей кинжалов рассекал промокшую одежду моряка, очутившегося в воде, и сердце, не выдержав резкого перепада температуры величиной почти в сто градусов, просто останавливалось. Но, говорили моряки, то была легкая смерть».
По завершении всех подготовительных работ и определении девиации, 27 мая 1978 года в 12 часов атомный ледокол «Сибирь» под командованием капитана дальнего плавания В. К. Кочеткова, имея на борту 178 человек команды и 77 человек экспедиции, вышел из Кольского залива, а 28 мая в 15 часов на широте 75°37?с. ш., долготе 53°15?в. д. принял под проводку дизель-электроход «Капитан Мышевский». За двое с половиной суток суда дошли до мыса Арктический. Ледовая обстановка по пути следования была благоприятной, чему способствовали ветры восточных и северо-восточных направлений. Средняя
скорость на этом участке составила 8,8 узла».
Ураганы и тайфуны способны уничтожить сразу целый флот. В сентябре 1954 г. тайфун у берегов Японии потопил 876 судов. На одном из них – морском железнодорожном пароме погибло 1172 человека. Однако тайфуны и ураганы топят не только торговые суда, но и военные корабли, в том числе во время войны, внося тем самым существенные коррективы в ее ход. Например, во время англоиспанской войны 1586–1604 гг. Испания создала крупную эскадру военных и торговых судов для переброски в Англию десанта и уничтожения английского флота. Эскадра называлась «Непобедимая армада» и состояла из 128 судов, в том числе 75 военных кораблей – галионов. На кораблях имелось 2430 орудий небольших калибров, расположенных главным образом в носу и на корме. В мае 1588 г. «Непобедимая армада», имея на кораблях и
десантных судах более 30 тыс. человек (в том числе 8 тыс. матросов, 19 тыс. солдат и более 2 тыс. человек невольников-гребцов), направилась к берегам Англии, где потерпела сокрушительное поражение в морском Гравелинском сражении. На обратном пути оставшиеся корабли и суда (осталось менее половины) попали в ураган и «Непобедимая армада» практически полностью была уничтожена стихией. Ее гибель подорвала военно-морское могущество Испании.[133] В декабре 1944 г. Третий американский флот стал жертвой тайфуна к востоку от филиппинского острова Лусон. 150 самолетов были уничтожены или унесены ветром с палуб авианосцев, словно пылинки. Три эскадренных миноносца с командами, насчитывающими 800 человек, пошли ко дну. Тяжкие повреждения взлетных палуб получили авианосцы, особенно «Беннингтон». Запланированное наступление против японцев было сорвано.[134]
Незадолго до 20.00 один из офицеров построил экипажи, и сразу же в дверях появился шеф[46]. «Привет, летчики! – приветствовал он нас и сразу же скомандовал: – Вольно, пилоты и штурманы ко мне!» С бумагой и карандашами в руках мы столпились вокруг большого стола, на котором перед нами лежала карта. «Итак, налет всеми имеющимися в наличии машинами на военный завод в Горьком на Волге. Время старта с 20.00 до 20.10 в следующей последовательности: «Антон», «Цезарь», «Паула», «Эмиль», «Фриц», «Берта», «Зигфрид», «Отто», «Мари», «Северный полюс» и последним «Курфюрст»[47]. Бомбежка в районе 22.40–22.45, перед нами действуют 2-я эскадрилья из KG4, таким образом, цель может уже гореть и, кроме того, освещена осветительными
бомбами. Последние помогут облегчить бомбометание. Заход на цель с севера на юг, затем – отворот вправо. Высота произвольная, но тем не менее не ниже 2000 метров. Ветер дует с курса 30 градусов со скоростью 10 км/ч, над целью безоблачно. У кого есть вопросы? Сверим часы! Так, ну, а теперь ни пуха ни пера!»[48]
Первые варианты такого оружия не предусматривали механизма, который бы точно подавал фитиль непосредственно к запальному отверстию.
Полки, предназначенные для пороха, позднее видоизменили и прикрепили специальную откидную крышку, которая позволяла избежать неблагоприятного воздействия ветра, дождя, а также снега. Один из образцов такого оружия, изобретение которого относится к XIV в., хранится в музее г. Нюрнберга, в Германии.
Однако по плану прошло не все. В частности, сброшенные через 45 минут на парашютах контейнеры с тяжелыми пулеметами и другим оборудованием унесло ветром, в результате, когда началась контратака бельгийской пехоты, десантники вынуждены были долгое время отбиваться из имевшегося на руках оружия. Группы «Сталь» и «Бетон» понесли значительные потери, прежде чем
мостов достигли передовые части сухопутных войск.
Транспортник дрейфовал в нейтральных водах, незаметно впадая в циркуляцию. От ветра сухо трещал Андреевский стяг за кормой. На палубе суетилась техническая обслуга. Ярко-оранжевый аппарат, подобный гигантской сигаре, уже висел на тросах, и мощный подъемник осторожно направлял его в сторону моря. На носу сигарообразного аппарата, рядом с надписью «Русский витязь», поблескивал огромный стальной манипулятор, неуловимо напоминавший клешню камчатского краба, сильно увеличенную в размерах. Натужно урчал электромотор подъемника, скрипели
тросы. Палубная команда внимательно отслеживала все перемещения загадочного аппарата, существующего пока еще только в одном экземпляре: не дай бог, сорвется в волны.
д) штормовые повреждения – повреждение корпуса, механизмов, систем,
устройств и других элементов судна в результате воздействия штормового ветра и волнения;
Измерять
характеристики океана с высоты спутника не так-то просто, но возможно. Даже изменения цвета воды, замеченные космонавтами, многое могут сказать о движении вод. Еще точнее движение вод прослеживается по перемещениям наблюдаемых со спутников дрейфующих буев. Но больше всего информации извлекается из регистрации испускаемого поверхностью океана электромагнитного излучения. Анализируя это излучение, улавливаемое спутниковыми приборами, можно определять температуру поверхности океана, скорость приводного ветра, высоту ветровых волн и другие показатели, которые интересуют океанологов.
Дальние завоевательные походы начались очень давно, еще до нашей эры. Боевые суда с трудом справлялись с бушующими волнами и ветром, но любыми средствами стремились сражаться с кораблями противника. Обычно древние греки и римляне руководствовались в своих действиях не столько силой, сколько хитростью. Флотоводцам не хватало умения в
управлении кораблями, зато было достаточно военной мудрости.
Да, вот именно, придется пешком. Сразу предупреждаем, дабы избегнуть обморожений и худшего, сезон зимы отбросьте. Не стоит верить глобусу, череде параллелей, отгораживающих север: фокус самого большого материка – это все же кое-что. Резко континентальный климат, температурные перепады… Нет, не нужно тянуть с собой сенбернара-спасателя – в снегу вы не утонете: такого добра здесь мало по причине все того же резко континентального. Но… Минус двадцать с ветерком… Двигаетесь в наклоне, стремясь держать параллель с ветром. Даже если идти долго, цель ведь была не в том. Да и вообще, не забывайте, эта с
географической точки зрения ровная поверхность тянется больше чем на тысячу км. Не дай Бог заблудиться. И ведь, наверное, случается?
Когда полярный работяга Ми-8 привычно поднялся в небо, мы залюбовались фантастической панорамой, открывшейся в иллюминаторах. Погода благоприятствовала смелым путешественникам. Ветра не было. Редкие белоснежные облака оттеняли
купоросную синеву высокого неба. Температура воздуха – около нуля по Цельсию. Если бы не суровые вечные льды до самого горизонта, ничто не указывало бы на то, что мы находимся в одной из самых пустынных и труднодоступных областей Земного шара – в географической точке Северного полюса.
Иногда вулкан на этом успокаивался. В другое время к поселку устремлялись вулканические сернистые газы. Тогда раздавалась команда: всем приготовить противогазы! Но до их
применения доходило редко – тихоокеанские ветры отгоняли сернистые облака прочь.
Переговариваясь, они принялись
наблюдать за процессом спуска «Цербера» в полынью за кормой ледокола, поглядывая на бескрайнее ледяное поле со снежными торосами, не нарушаемое никаким движением. Температура воздуха держалась на уровне минус тридцати градусов, но ветра не было, и небо, свободное от облаков, казалось бездонным сине-фиолетовым куполом, расшитым нитями солнечных лучей.