Связанные понятия
Архитектура маори — одно из традиционных искусств новозеландского народа маори. Здания, возводимые маори, пропитаны символизмом и зачастую богато украшены резьбой; с ними связаны суеверия и запреты в традиционной религии.
Тапа — материя из обработанного луба бумажной шелковицы у народов Океании (абелам, гавайцы, самоанцы, таитянцы и другие), Индонезии (атони, бесая, вемале, каяны, келабиты), Африки, Центральной и Южной Америки. Иногда орнаментировалась красками и штампом. Собрав кору, полинезийцы отделяли камбий, мочили его в пресной воде, а затем расплющивали. Соединившиеся между собою волокна образовывали ткань, которую расстилали на земле и высушивали. Путешественники отмечают, что эта материя не отличалась большой...
Вака (маори Waka) — тип каноэ, в прошлом широко распространённый среди представителей новозеландского народа маори. Вака занимает важную роль в истории и культуре маори. Согласно представлениям этого полинезийского народа, именно на таких каноэ в Новую Зеландию прибыли их предки из мифической прародины Гаваики. В результате каждое маорийское племя, или иви, идентифицирует себя с конкретной вака, на которой приплыли их прародители.Новозеландская вака имела ряд отличий, например маорийские каноэ представляли...
Новозела́ндский лён , или Формиум прочный (лат. Phormium tenax) — травянистое многолетнее растение из семейства Ксанторреевые, растущее в Новой Зеландии и на острове Норфолк.
Дотаку (яп. 銅鐸 до:таку) — разновидность бронзовых колоколов в древней Японии периода Яёй. Встречаются в основном на археологических стоянках региона Кинки. Точное предназначение дотаку неизвестно, предполагается, что они использовались во время ритуальных обрядов, связанных с культом земледелия. Иногда дотаку относят к металлической скульптуре.
Поко́мчи (покончи; Poqomchi') — индейское народ группы майя, живущий в центральной части Гватемалы (штаты Баха-Верапас и Альта-Верапас). Численность — 120 тыс. чел. (1978). Верующие — католики, протестанты.
Рангатира (маори Rangatira) — титул вождей (с XIX и по сегодняшний день), наследственных среди народа маори в Новой Зеландии. Эти вожди обладали важнейшим авторитетом среди маори, и считались мудрыми и решительными людьми. Они были носителями власти (земельных участков) и устанавливали жесткие границы между своей собственной землей и землями других вождей. Иными словами, это были вожди общества маори.
Керамика майя — технология и изделия из глины, существовавшие в государствах майя в разные периоды их существования цивилизации. Претерпела частичное влияния Теотиуакана и тольтеков.
Юго-восточный церемониальный комплекс , известный также как Южный культ смерти, Южный культ или Воинский культ вождеств — название, под которым объединяется стилистическая традиция археологических артефактов, иконографии, церемоний (включая религиозные) и мифологии миссисипской культуры, совпавшая с возникновением основанного на кукурузе сельского хозяйства и социальной организации на основе вождеств в период 1200—1650 годов. Несмотря на некоторое сходство произведений искусства, данное явление развилось...
Традиция изготовления керамики у индейцев как Северной, так Центральной и Южной Америки возникла задолго до контакта с европейцами, а местные стили керамики были весьма разнообразными. При этом ни одна доколумбова культура не имела гончарного круга (что можно связать с отсутствием у индейцев колеса). По этой причине все известные археологам и этнографам виды индейской керамики вылеплены вручную с использованием ряда традиционных технологий: скульптурного моделирования, лепки по форме или каркасу...
Подробнее: Керамика индейцев
Аху — церемониальные платформы на острове Пасхи, которые по верованиям коренных жителей образовывали духовное связующее звено между этим и потусторонним миром. С какой целью были созданы первые аху, до сих пор остаётся загадкой, а впоследствии их часто сооружали на местах погребения вождей. Использовались ли аху для регулярных похорон и сжигания умерших, достоверно неизвестно.
Чернение зубов — сохраняющаяся у некоторых народов Юго-Восточной Азии, Индии (у гуджаратцев), Южной Америки, Нигерии и Марокко практика, заключающаяся в нанесении краски на зубы. Чернение зубов практикуется также в Японии, там оно именуется охагуро. Производится в эстетических и статусных целях, охагуро даёт ещё и утилитарный эффект.
Шрамирование , (скарификация) (от лат. scarifico — царапаю) — специальное нанесение на тело шрамов, в законченном виде представляющих собой какой-либо рисунок или узор. В настоящее время, как правило, к шрамированию прибегают либо поклонники экстравагантного модифицирования тела, либо те люди, которые уже имеют шрамы и желают их замаскировать. Также шрамирование используют как и татуировки.
Па (маори pā) — термин в языке народа маори, используемый для обозначения деревень и посёлков, однако чаще всего употребляющийся применительно к укреплённым, окружённым частоколами холмам со специально устроенными для обороны террасами, а также — в целом — применительно к любым видам укреплений.
Челури́т , реже члури́т (мад. и индон. celurit) — вид серпа, традиционный для мадурцев, одного из народов Индонезии.
Присва́ивающее хозя́йство — один из четырёх принципов производства, хозяйство с преобладающей экономической ролью охоты, собирательства и рыболовства, что соответствует самой древней стадии хозяйственно-культурной истории человечества. «Присваивающей» эта стадия называется довольно условно, так как деятельность охотников, собирателей и рыболовов не ограничивается простым присвоением, а включает ряд довольно сложных моментов как в организации труда, так и в переработке продукции, требующей разнообразных...
Полинезийская мифология — совокупность религиозных и мифологических представлений народов Полинезии, которые характеризуются рядом общих черт, общим героями и т. п. В отличие от близких ей меланезийской и микронезийской мифологии, полинезийская мифология связана с устоявшимся пантеоном. Почти все полинезийские культуры главой пантеона признают бога Тангароа (небесно-морской бог-осьминог) или Атуа (обожествленное небо). Повелителем водной стихии выступает Икатере (внук Тангароа через Пунги). Покровителем...
Пиро́га — ставшее традиционным название лодок экзотических народов. Происходит из языка карибов (piraua) и распространилось через испанский. Оно применяется к лодкам самых разных конструкций (долблёным, каркасным, с балансирами-аутригерами), близко по значению терминам «каноэ» и «челнок». Но в русском языке его не принято использовать для обозначения подобных же лодок, местного происхождения, для которых применяются традиционные названия (долблёнка, ботник, бат, оморочка и другие).
Хапу (маори hapū) — наиболее важная общественно-политическая единица новозеландского народа маори. Несколько хапу составляли племя, или иви. Хапу, в свою очередь, могло состоять из более сотни человек, объединённых в фанау (маори whānau), или расширенные семьи, которые контролировали часть племенной территории. Многие хапу существовали как самостоятельные общественные единицы, тесно взаимодействовавшие с представителями других иви. Как правило, они назывались в честь общего предка или какого-то важного...
Жад — общее название минералов жадеита и нефрита. Название происходит от исп. piedra de ijada — «поясничный камень» и было дано испанцами при покорении Америки в связи с приписываемыми камню свойствами талисмана, якобы излечивающего почечные болезни.
Теслó, Тесла́, Тесни́к, Шля́хта (англ. adze; фр. herminette; нем. Dechsel, Querbeil) — плотницкий инструмент (плотничье орудие), род топора напоминающий его, но, в отличие от него, имеющий лезвие, перпендикулярное топорищу (как у мотыги).
Подробнее: Тесло
Декупа́ж (фр. découper «вырезать») — техника декорирования различных предметов, основанная на присоединении рисунка, картины или орнамента (обычно вырезанного) к предмету и далее покрытии полученной композиции лаком ради сохранности, долговечности и особенного визуального эффекта.
Проа — специфический тип многокорпусного парусного судна у народов на островах Полинезии и Самоа, расположенных в Тихом океане. Проа характерны в первую очередь для Малайского архипелага и островов Южного Тихого океана.
Кури (маори Kurī (), собака) — новозеландская собака, отродье полинезийской собаки пои. Исчезли около 1800 года.
Набедренная повязка — предмет одежды, прикрывающий гениталии и иногда ягодицы. Является древнейшим и простейшим по конструкции предметом одежды. Распространён у множества народов по всему миру, преимущественно проживающих в тропическом и субтропическом регионах.
Цутухили , или сотохили, атитеки, цикинаха (самоназвание), — индейский народ в Гватемале. Один из народов группы майя.Численность — ок. 80 тыс. чел. Язык — цутухиль, относится к группе киче. Говорят также по-испански и на языках соседних киче и какчикелей. Верующие — формально католики, сохраняют традиционные верования.
Плете́ние — способ изготовления более жёстких конструкций и материалов из менее прочных материалов: нитей, растительных стеблей (конопля, солома), волокон, коры (лыко), прутьев, корней и другого подобного мягкого сырья, имеющегося в распоряжении ремесленника.
Реимиро — пектораль, полинезийский нагрудник, широко распространён на острове Пасхи. Имеет форму полумесяца, которая может быть интерпретирована как полинезийское каноэ. Реимиро могло быть частью защитной амуниции воина и вождя. Вероятно, происходит от боевого снаряжения, защищавшего верхнюю часть груди и плечи. Изображение реимиро используется на флаге острова Пасхи.
Эта статья о традиционной культуре Кореи; о современной культуре см. статьи культура Северной Кореи и культура Южной Кореи.
Подробнее: Культура Кореи
Цивилизация
Нок , названная так по месту первой находки их скульптуры (африканская деревушка Нок), возникла в Нигерии примерно за 900 лет до нашей эры и загадочно исчезла в 200 году нашей эры. Её социальная система была чрезвычайно развитой и представляла собой конец неолита (каменного века) и начало Железного века. Как полагают, цивилизация Нок раньше всех в регионе, расположенном к югу от Сахары, стала изготавливать терракотовые статуэтки.
Кельтское искусство — это определенный стиль, который исторически связан с кельтами — племенами, населявшими Западную и Центральную Европу. Наибольшего расцвета их искусство достигло в период латенской культуры, когда происходило формирование цивилизации, носителями которой являлись кельтские племена.
Армянский ковёр — термин, определяющий ворсовые и безворсовые ковры, которые были сотканы армянами, проживающими как на территории Армянского нагорья, так и за его пределами начиная с дохристианского периода (до 301 года) до наших дней.
Древо Жизни — разновидность глиняной скульптуры, распространённая в центральной Мексике, особенно в муниципалитете Метепек Штата Мехико.
Азербайджанский ковёр — термин, используемый для обозначения различных типов безворсовых и ворсовых ковров. Среди азербайджанских ковров выделяют бакинские, гянджинские, казахские, ширванские, шемахинские, карабахские, кубинские, ардебильские и тебризские. Большинство западных авторов, в том числе энциклопедии «Ираника» и «Британника», как правило, относят ковры, вытканные в Иранском Азербайджане к персидским (иранским), а ковры вытканные в Азербайджане и районах компактного проживания азербайджанцев...
Ковёр (др.-рус. ковьръ, коверъ) — плотное тканое изделие из пряжи различного рода (или синтетическая его имитация), употребляемое для покрытия полов, иногда других поверхностей в помещении (столов, диванов и т. п.) в декоративных, утеплительных, ритуальных или акустических целях.
Японская керамика — одна из старейших в мире, наиболее ранние образцы датированы началом периода Дзёмон (15 000 — 11 800 годами до н. э.). Другая особенность японской керамики — необычайная развитость, вызванная широким распространением чайной церемонии. Значительная часть керамических изделий Японии характеризуется нестандартным и «естественным» внешним видом, в том числе намеренно оставленными «дефектами» поверхности, потёками, трещинами и пузырями глазури, следами пальцев и так далее, выражая...
Персидский ковёр (пехл. bōb перс. فرش; иногда قالی qāli) — одна из наиболее известных в мире разновидностей ковров ручной работы, являющийся одним из символов персидской культуры и государства Иран.
Великоустю́жское черне́ние по серебру ́ — русский народный художественный промысел, сложился в XVII веке в Великом Устюге (ныне — районный центр в Вологодской области). Заключается в украшении черненёнными рисунками различных серебряных изделий (например, портсигаров, подстаканников, столовых и посудных наборов).
Ткачество занимало важную роль в обществе мезоамериканской цивилизации майя. Оно было достаточно хорошо развито для региона. Представлено оно было традиционной майяской одеждой, которая кардинально различалась у мужчин и женщин, жрецов и вождей и т. п.; циновками, которые майя активно использовали, также плетением верёвок и корзин, созданием мозаик из перьев.
Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно - три и более. Обычно они имеют форму яйца с плоским донцем и состоят из двух частей: верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и платке. В наше время темы для росписи разнообразны: это сказочные персонажи, девушки, а также семьи.
Синга́лы , синга́льцы (сингальск. සිංහල ජාතිය ) — основное население Шри-Ланки. В 1979 году сингальцы составляли семьдесят два процента населения острова — более 12 млн, к 2012 году численность населения возросла до 15 млн Ещё 60 тысяч сингальцев живёт в Австралии, Сингапуре и Новой Зеландии. Язык — сингальский. Основная религия — буддизм, некоторый процент исповедует христианство.
Турецкие ковры — одно из самых известных ремесел, с древней историей и традициями, которые занимают особое место в культурном наследии Турции.
Азуле́жу , или азуле́йжос (порт. azulejo), иногда также азулье́хо — название португальских изразцов. Традиционный португальский азулежу представляет собой расписанную глиняную плитку, чаще всего квадратной формы, обожжённую, глазурованную, размером 14 см на 14 см.
Половики и одеяла навахо — это одеяла из ткани, произведенные индейцами племён навахо, обитающими в регионе, который известен как «Четыре угла». Эти одеяла высоко ценятся и являются предметами торговли уже более 150 лет. Коммерческое производство домотканых одеял и ковров было важным элементом экономики индейцев этого племени. В некоторые исторические периоды данный народный промысел был единственным источником дохода для индейцев.
Нэ́цкэ (яп. 根付 нэцукэ) — миниатюрная скульптура, произведение японского декоративно-прикладного искусства, представляющее собой небольшой резной брелок.
Лозоплете́ние — ремесло изготовления плетёных изделий из лозы: домашней утвари и ёмкостей различного назначения, таких как короба, корзины, вазы и др., мебели (столы, стулья, сундуки, колыбели) и др. Под лозой подразумевается любой природный материал растительного происхождения, способный при определённой обработке с лёгкостью гнуться, а в обычных условиях держать форму. Название материала — «лоза» произошло от виноградной лозы, из которой плели корзины. Часто материалом для плетения служит ивовый...
Термин «
каменный век » используется для обозначения археологами обширного периода человеческого развития, предшествующего эпохе металлов. Ещё в I веке до н. э. Тит Лукреций Кар высказал предположение, что эпохе металлов предшествовало время, когда основным оружием и орудием человека были камни. Идея о выделении предложена французским антикваром Никола Мауделем в 1734 году. Предложение научно обосновано датским археологом Томсеном в 1836, который выделил в периоде развития человечества 3 культурно-исторические...
Культура Шумера — одна из наиболее ярких культур Двуречья, развивавшаяся в конце IV и в III тысячелетиях до н. э., когда она достигла очень значительного расцвета. Это время укрепления экономики Шумера в его политической жизни. Развиваются ирригационное земледелие и скотоводство, бурно расцветают различные ремёсла, продукция которых, благодаря широко развившемуся межплеменному обмену, распространяется далеко за пределы Двуречья. Устанавливаются связи с долиной Инда и, вероятно, с Египтом. В общинах...
Скульпту́ра ма́йя — архитектурные и культурные памятники, оставленные мезоамериканской цивилизацией майя. Несмотря на агрессивную политику испанских конкистадоров и католической церкви, сохранилось большое количество монументальной архитектуры и мелкой майяской пластики.