Связанные понятия
Проа — специфический тип многокорпусного парусного судна у народов на островах Полинезии и Самоа, расположенных в Тихом океане. Проа характерны в первую очередь для Малайского архипелага и островов Южного Тихого океана.
Лодки народов Океании — это различные типы судов островных народов Полинезии, Меланезии и Микронезии. Они могут быть однокорпусными, иметь один или два балансира или представлять собой катамараны. Причём помимо прибрежного плавания, многие из них приспособлены и для дальних океанских походов.
Кано́э (англ. canoe, от исп. canoa — чёлн; заимствование из языка карибских индейцев) — универсальное название для безуключинных маломерных гребных судов (лодок) разных народов. Характерной особенностью является способ гребли — она осуществляется лопатообразным однолопастным веслом, которым также производится и руление путём поворота весла в воде и изменением его траектории в конце гребка. Гребцы в каноэ располагаются сидя на дне лодки или на сиденьях-банках.
Ло́дка — небольшое судно. В Военно-морском словаре лодка определяется, как судно длиной до девяти метров, шириной до трёх метров и грузоподъёмностью до пяти тонн. Как правило, лодки — гребные суда, но бывают и парусные лодки, однако небольшие спортивные парусные суда принято называть яхтами. Лодка может быть оборудована мотором (мотор может быть как вспомогательным, так и основным источником энергии). В соответствии с принятой в большинстве стран классификацией, моторными лодками называют суда с...
Вака (маори Waka) — тип каноэ, в прошлом широко распространённый среди представителей новозеландского народа маори. Вака занимает важную роль в истории и культуре маори. Согласно представлениям этого полинезийского народа, именно на таких каноэ в Новую Зеландию прибыли их предки из мифической прародины Гаваики. В результате каждое маорийское племя, или иви, идентифицирует себя с конкретной вака, на которой приплыли их прародители.Новозеландская вака имела ряд отличий, например маорийские каноэ представляли...
Упоминания в литературе
16 марта ураган еще продолжался, и судьба людей, оставшихся на борту «Адлера», была неизвестна. 17 марта, когда ураган стих, взорам предстала картина жестокого разрушения: лежащий на вершине рифа «Адлер», выброшенные и полуразбитые «Ольга» и «Нипсик», «Трентон», врезавшийся в затонувшую «Вандалию». Берега были завалены обломками судов, снесенных домов, стволами деревьев. На военных кораблях погибли 147 человек: 51 американец и 96 немцев. Под ударами океанских волн погибло свыше 100 местных жителей, 6 торговых судов и сотни
пирог , лодок и пр. «Каллиопа» вернулась в гавань 19 марта. «Трентон» и «Ольга» впоследствии были сняты с мелей, отремонтированы и продолжали службу. Остов «Адлера» пролежал на рифах 78 лет – до 1967 г., пока при строительстве искусственного мола он не был засыпан гравием и песком.
Чередование этих прослоек, похожее на
пирог , свидетельствует о расположенной в хронологическом порядке смене культур или человеческих сообществ.
Баснословные сокровища Константинополя были слишком большим соблазном для окружавших его соседей, и те не оставляли надежды откусить, сколько удастся, от имперского
пирога . Со временем в борьбу за власть на море включилось государство, точно по мановению волшебной палочки, выросшее из воды, жемчужина Адриатики – Венеция. Вскоре к ней примкнула ее торговая соперница – Генуя. Кольцо хищников, желающих поживиться богатствами Второго Рима, замкнулось. С этого дня судьба Византии была предопределена.
Связанные понятия (продолжение)
Долблёнка (также однодеревка, моноксил, комяга, комельник, дубовка и т. д.) — гребная, реже со съёмной мачтой плоскодонная лодка, выдолбленная из единого ствола дерева. Обычно не имеет киля. Долблёные лодки выделывают из кряжей стволов толстых деревьев. Обычно бортам придаётся желаемая форма посредством расширения их с помощью вымачивания, последующего нагревания над костром и распирания тонкими пружинящими распорками.
Байда́ра (чук. лыгъытвъэт, корякск. култаытвыыт, эским. аньяпик, умиак) — большая традиционная промысловая и транспортная лодка у северных народов Восточной Сибири и западной части Северной Америки, в том числе у береговых чукчей, алеутов, коряков и эскимосов. Вместимость до 30 человек. На байдарах, которые вмещали около 15 человек и имели одну или две мачты с парусами, плавали и русские промышленники.
Сампан (от китайского «шаньбань», кит. 舢舨) — собирательное название для различного вида дощатых плоскодонных лодок, плавающих недалеко от берега и по рекам Восточной и Юго-Восточной Азии. Размеры могут сильно различаться: длина до 9 м, ширина до 3 м. Для гребли используют 1—2 кормовых весла. Современные чаще оснащаются подвесным мотором, внутреннего сгорания или электрическим. Многие сампаны, особенно старых конструкций, могут ходить под прямым парусом из циновок. По традиции сампанами управляют...
Во́дные коммуника́ции ма́йя — речные и морские пути, которые использовались мезоамериканской цивилизацией майя в торговле, мореплавании и сообщении поселений, а также вспомогательные постройки. В статье также рассматриваются лодки майя и их изготовление.
Садо́к рыболо́вный — приспособление для хранения пойманной рыбы во время рыбалки. Пойманную рыбу живой кладут в садок и, на время рыбалки, опускают его на глубину 1-2 метра.
Гама́к (фр. hamac, от исп. hamaca; заимствовано из языка карибских индейцев) — предмет мебели, ложе для сна и отдыха, представляющее собой подвешенный за два противоположных конца прямоугольный кусок ткани или плетёной сетки.
Да́у (араб. داو — «да́у»), иногда (менее правильно) до́у (от англ. dhow) или дха́у — общее название разных арабских судов (багала, бателла, самбук, зарук и т. д.) с латинским парусным вооружением. Эти лёгкие, но прочные суда производят из тикового дерева, растущего в Индии, по выверенным веками технологиям.
Плот — конструкция для плаванья, из связанных совместно брёвен или стеблей камыша, тростника, скрученных в пучки. Обычно ширина плота относится к длине как 1 к 2—3,5. Средняя скорость плотов при сплаве по рекам составляет 30—50 км в день, а при благоприятных условиях превосходит 100 км.
Кая́к — тип гребной одно-, двух- или трёхместной традиционной промысловой лодки народов Арктики, то же, что промысловая байдарка.
Караве́лла — тип парусного судна, распространённый в Европе, особенно в Португалии и Испании, во второй половине XV — начале XVII века. Один из первых и наиболее известный тип кораблей, с которых начиналась эпоха Великих географических открытий.
Тапа — материя из обработанного луба бумажной шелковицы у народов Океании (абелам, гавайцы, самоанцы, таитянцы и другие), Индонезии (атони, бесая, вемале, каяны, келабиты), Африки, Центральной и Южной Америки. Иногда орнаментировалась красками и штампом. Собрав кору, полинезийцы отделяли камбий, мочили его в пресной воде, а затем расплющивали. Соединившиеся между собою волокна образовывали ткань, которую расстилали на земле и высушивали. Путешественники отмечают, что эта материя не отличалась большой...
Жемчужный промысел — исторический способ получения жемчуга из раковин пресноводных жемчужниц и некоторых других моллюсков. Промыслом занимались ныряльщики за жемчугом. Для того чтобы получить 3-4 качественные жемчужины, требовалось открыть раковины до тонны моллюсков.
Расши́ва — парусное речное плоскодонное судно, использовавшееся на Волге, Мариинской водной системе и Каспийском море в XVIII—XIX веках.
Вояжёры — люди, занимавшиеся транспортировкой мехов в каноэ во время развития меховой торговли. Вояжёр — французское слово, дословно переводится как «путешественник». Этот термин использовался в Канаде и северных штатах Среднего Запада США в середине XVIII — начале XIX веков, когда перемещение на большие расстояния было непростым и опасным занятием.
Пина́с (также тамила, реже пинасс, пинасса, нидерл. pinas, исп. pinaza) — в XVI веке парусно-гребное судно. Использовалось как посыльное, разведывательное, канонерская лодка, или как рабочий баркас корабля. Могло быть разборным. В XVII—XVIII веках — трёхмачтовое судно. Получил распространение в северной Европе.
Цезальпи́ния ежо́вая , или Цезальпиния шипова́тая, или Фернамбуковое дерево, или Пау-бразил (лат. Caesalpinia echinata) — вид древесных растений из рода Цезальпиния подсемейства Цезальпиниевые семейства Бобовые. Бразилия была так названа португальцами именно по причине открытия на её побережье этого растения.
Ба́льса , ба́льза, ба́льзовое де́рево, охрома (лат. Ochroma) — монотипный род деревьев семейства Мальвовые (Malvaceae) из подсемейства бомбаксовых (Bombacoideae). Включает единственный вид Ochroma pyramidale, произрастающий в Южной Америке. Редкое растение, источник ценной древесины, в сухом виде чрезвычайно мягкой и лёгкой.
Грузовое судно Великих озёр (англ. Lake freighter, в буквальном переводе — «Озёрный грузовик», также англ. Laker, «озёрник») — специфический тип грузовых судов, использующийся на Великих озёрах. Грузовые суда Великих озёр являются самыми большими неморскими судами в мире, их длина может достигать трёхсот метров, а ширина — тридцати двух.
Карибы (караибы) — группа индейских народов в Южной Америке. Общая численность — 100—150 тыс. чел.
Балтийский кеч — тип торгового парусного судна для прибрежных перевозок, характерный для английского побережья Северного моря в век паруса.
Бат — русскоязычное название лодки, традиционно использующейся малым коренным народом Дальнего Востока — удэгейцами. На удэгейском языке бат называется а́на.
Куррах (ирл. Currach или Curach, в английском обычно используется -gh; также встречаются варианты курога и каррех) — тип традиционных ирландских и шотландских средних и больших лодок с деревянным каркасом, обтянутым кожей или шкурой животных (обычно бычьей). Современные лодки обтягиваются, преимущественно, плотной тканью наподобие брезента, на который наносится защитное покрытие, например, гудрон в несколько слоёв. Обводы и, порой, технология постройки курраха различаются для разных регионов Ирландии...
Прикол — вертикальный или наклонный стержень, закреплённый в грунте для привязывания чего-либо.
Уклю́чина — элемент гребного судна, в котором подвижно закрепляется либо судовой руль, либо весло. Как правило, устанавливается на борту судна (лодки) или на выносном кронштейне.
Рекреацио́нный да́йвинг , рекреацио́нные погруже́ния — подводное плавание, позиционируемое для отдыха, развлечения. Во главу угла поставлена безопасность и общедоступность.
Искусство маори — часть искусства Новой Зеландии; искусство аборигенов-маори, которые поселились на новозеландских островах в конце XIII века, за пять столетий до прибытия европейцев. Маори относятся к восточнополинезийским народам.
Ловцы трепанга из района Макассар на Сулавеси (современная Индонезия) начали совершать плавания в Австралию задолго до открытия континента европейскими мореплавателями. Они стали посещать побережье Северной Австралии примерно в середине XVIII века, сначала в районе Кимберли, а несколько десятилетий спустя в Арнем-Ленде с целью лова и обработки трепанга (также известного как морской огурец), морского беспозвоночного, высоко ценимого на китайских рынках из-за своей кулинарной ценности и за свои лечебные...
Подробнее: Контакты макасаров с Австралией
Алакалуфы (халаквалуп, кавескар, кавешкар, Alacaluf, Halakwulup, Kawésqar, Kaweskar) — южноамериканский индейский народ, обитающий на территории Чили на землях Магелланова пролива (полуостров Брансуик, острова Веллингтон, Санта-Иньес и Десоласьон, а ранее — на острове Гордон и других островах региона). Традиционно говорили на алакалуфских языках какауа (вымер) и кавескар (на грани исчезновения).
Аху — церемониальные платформы на острове Пасхи, которые по верованиям коренных жителей образовывали духовное связующее звено между этим и потусторонним миром. С какой целью были созданы первые аху, до сих пор остаётся загадкой, а впоследствии их часто сооружали на местах погребения вождей. Использовались ли аху для регулярных похорон и сжигания умерших, достоверно неизвестно.
Южный гладкий кит (лат. Eubalaena australis) — вид семейства гладких китов (Balaenidae). Он похож на оба других вида рода Eubalaena — японского и североатлантического кита, и ранее даже считалось, что он образует с ними один вид.
Парусное судно (парусник) — судно, которое использует парус и силу ветра для движения. Первые парусные и парусно-гребные суда появились несколько тысяч лет назад в эпоху древнейших цивилизаций. Парусные суда способны развивать скорость, превышающую скорость ветра.
Скуче (з.-фриз. Skûtsje), или фризский тьялк — разновидность тьялка, распространённая во Фрисландии. Грузовое парусное судно для плавания по рекам и каналам. От других тьялков скуче отличались небольшими размерами и некоторыми другими особенностями.
Плавучий остров — плотная масса, состоящая из плавающих водорослей, других органических веществ, тины, торфа или других объектов, собранная в компактный объект (остров), свободно перемещающаяся по водной поверхности, чаще всего по озёрам, маршам и схожим гидрографическим объектам. Толщина такого острова составляет от нескольких сантиметров до метра и более, а площадь может достигать нескольких гектар. Плавучие острова — не феномен, они встречаются практически повсеместно. Как правило, такие острова...
Бар — песчаная подводная отмель в устье реки, образовавшаяся в результате осаждения речных и морских наносов. Бар отгораживает устье реки от моря.
Кури (маори Kurī (), собака) — новозеландская собака, отродье полинезийской собаки пои. Исчезли около 1800 года.
Новозела́ндский лён , или Формиум прочный (лат. Phormium tenax) — травянистое многолетнее растение из семейства Ксанторреевые, растущее в Новой Зеландии и на острове Норфолк.
Арава́ки — группа индейских народов в Южной Америке, общей численностью 400 тыс. человек (2000 год), из них половина приходится на гуахиро. Говорят на аравакских языках.
Ларга , или пёстрая нерпа, или дальневосточная нерпа (лат. Phoca largha) — вид тюленей, находящийся в близком родстве с обыкновенным тюленем и имеющий схожую внешность. Обитает в северном Тихом океане от Аляски до Японии и дальневосточного побережья России.
Хольк , хулк, халк — североевропейское парусное судно X—XVI веков. В современном толковании термин неоднозначный и может означать как весьма разные суда (в разные периоды), так и скорее своеобразную уникальную технологию, нежели судно определённых параметров.
Байда́рка — длинная узкая лёгкая лодка приморских народов тихоокеанского севера: алеутов, чукчей, коряков, эскимосов, предназначенная для охоты на морского зверя. То же, что и каяк. Современные аналоги используются в первую очередь для спорта и туризма. Обычно приводится в движение двухлопастным веслом, поэтому не имет уключин. Иногда используется парус.
Сандек (мандар. sandeq, заостренный) — тип балансирного парусника, который издавна использовался рыбаками народности мандар для морского промысла и как межостровное морское транспортное средство. Размеры лодки Sandeq варьируются в пределах — ширина корпуса от 0,5 до 1,5 метров, длина от 5 до 15 метров, что обеспечивает грузоподъемность от нескольких сотен килограммов до 2 тонн и более. Стройные обводы корпуса делают Sandeq самой скоростной лодкой.
Подробнее: Сандэк
Скиф (нидерл. Schuit) — традиционный тип голландского маломерного парусного судна, существующий с XVI века.
Когг , ког (от др.-в.-нем. kogho и ср.-нижн.-нем. kogge, koggen) — средневековое одномачтовое палубное парусное судно с высокими бортами и мощным корпусом, оснащённое прямым парусом площадью 150—200 м². Использовалось как основное торговое, а также военное судно союза ганзейских городов.
Тьялк (чалк, чьялк, тялка, от нидерл. tjalk) — голландский тип грузовых парусных судов для прибрежного и речного плавания. Самый известный тип традиционных голландских судов, один из символов Нидерландов.