Связанные понятия
Академия арабского языка в Дамаске (араб. مجمع اللغة العربية بدمشق) — старейшее научное учреждение-регулятор норм арабского языка. Создана в 1918 году по указу короля Сирии Фейсала I, который учредил Академию на базе медресе Аль-Адильях в Дамаске по образу и подобию Французской Академии.
Сальвадорская академия языка (исп. Academia Salvadoreña de la Lengua) — научное учреждение Сальвадора, объединяющее группу учёных и экспертов в области испанского языка. Входит в состав Ассоциации академий испанского языка. Создана в Сан-Сальвадоре 17 ноября 1875 года и официально утверждена Испанской королевской академией 19 октября 1876 года.
Академия языка иврит (ивр. הָאָקָדֶמְיָה לַלָּשׁוֹן הָעִבְרִית «ха-Академия ла-лашон ха-иврит») — государственное учреждение в Израиле, занимающееся изучением иврита, его истории и развития, а также нормотворчеством в области языка иврит. Создана учениками Э. Бен-Йехуды на основе созданного им «Комитета по языку иврит».
Ассоциация академий испанского языка (исп. Asociación de Academias de la Lengua Española, ASALE) — организация-регулятор испанского языка, представляет собой объединение академий испанского языка в испаноязычных странах, а также США. Штаб-квартира Ассоциации расположена в Мадриде, нынешний президент Ассоциации — Хосе Мануэль Блекуа, генеральный секретарь — Умберто Лопес Моралес.
Институт зарубежной службы , англ. Foreign Service Institute — расположен в г. Арлингтон, штат Виргиния в здании Национального учебного центра иностранных дел им. Джорджа Шульца (англ. George P. Shultz National Foreign Affairs Training Center). Стал основным учебным заведением для дипломатов США взамен существовавшей ранее Школы зарубежной службы (англ. Foreign Service School), основанной в 1924 году.
Акаде́мия эспера́нто (эспер. Akademio de Esperanto) — независимая организация, занимающаяся нормированием языка эсперанто. Её основной задачей является сохранение и защита основополагающих принципов эсперанто и наблюдение за его развитием; кроме того, в её функции входит регистрация и официализация изменений в языке, наиболее устоявшихся в процессе его развития. Академия издаёт документы, являющиеся дополнениями к «Основам эсперанто», фиксируя принятые носителями языка новшества, а также даёт заключения...
Война языков (ивр. מלחמת השפות; милхемет ха-сафот) — дебаты в османской Палестине о языке преподавания в еврейских школах, один из ключевых моментов возрождения языка иврит.
Институт чешского языка Академии наук Чехии (чеш. Ústav pro jazyk český Akademie věd České republiky, ÚJČ) — научное учреждение, занимающееся изучением чешского языка, подразделение Академии наук Чехии. Штаб-квартира находится в Праге, имеется филиал в Брно.
Русский язык как иностранный (РКИ или РкИ) — один из разделов лингводидактики (научно-практической области педагогической деятельности, занимающейся обучением людей естественным языкам), который занимается изучением русского языка с целью разработки методов, методик, технологий его описания для преподавания носителям других, а именно иностранных языков.
Академия наук Ливана , официально известная под своим французским названием Académie des Sciences du Liban (ASL) — научное общество Ливана, занимающееся развитием и распространения наук в Ливане, а также международными научными связями. Создана указом правительства Ливанской Республики в августе 2007 года. Членство в Академии является выборным.
Институт Испании (исп. Instituto de España, IdeE) — научное учреждение, объединяющее 10 королевских академий Испании, базирующихся в Мадриде и Барселоне.
Общество белорусского языка имени Франциска Скорины (ТБМ) (белор. Таварыства беларускай мовы імя Францішка Скарыны) — белорусское общественное объединение, занимающееся культурно-просветительской деятельностью в сфере сохранения, возрождения и популяризации белорусского языка и белорусской национальной культуры.
Португали́стика — междисциплинарная область знаний, предметом которой является изучение различных аспектов португальского языка, а также истории и культуры португалоязычных стран.
Ирландская королевская академия (англ. Royal Irish Academy, общепринятое сокращение — RIA, ирл. Acadamh Ríoga na hÉireann) — общеирландская независимая академическая организация, целью которой является поощрение исследований и прогресса в точных, гуманитарных и общественных науках. Ирландская королевская академия является одним из крупнейших научных обществ и культурных учреждений Ирландии. На данный момент в ней — 404 избранных члена. Академия была учреждена в 1785 году, в 1786 получила королевскую...
Акаде́мия интерли́нгвы (лат. Academia pro Interlingua) — организация, предназначенная для пропаганды международных воспомогательных языков, которая была главным образом связана с языком Джузеппе Пеано латино-сине-флексионе (латинский без окончаний).
Португали́стика — междисциплинарная область знаний, предметом которой является изучение различных аспектов португальского языка, а также истории и культуры португалоязычных стран.
Академия международного права (фр. Académie de droit international), или Гаагская академия международного права (фр. Académie de droit international de La Haye) была создана 21 января 1914 года по инициативе 12 известных юристов-международников европейских стран. С 1923 года Находится во Дворце мира в Гааге (Нидерланды).
Квебекское управление французского языка ((OQLF; фр. Office québécois de la langue française; до 1 октября 2002 — Офис французского языка (OLF)) — правительственное учреждение, организованное правительством провинции Квебек 24 марта 1961 года. Позднее из его состава было выделено министерство по делам культуры Квебека (сегодня это Министерство культуры и коммуникации Квебека). Основной функцией Квебекского управления французского языка стали развитие и регулирование норм французского языка в Квебеке...
В XX веке
русский язык вошёл в число так называемых мировых (глобальных) языков. Распространение русского языка географически и территориально было во многом следствием деятельности Российской империи, затем СССР, Российской Федерации, Украины, Казахстана. Статус русского языка был закреплён в ООН, где русский является одним из шести официальных международных языков.
Всемирная академия наук (World Academy of Sciences, TWAS) — позиционирующая себя как глобальная академия наук организация, базирующаяся в г. Триесте, Италия. Согласно определению с сайта ЮНЕСКО, программой которой является TWAS, это «ведущая в мире академия наук, посвященная продвижению науки на юге».
Международный институт португальского языка , МИПЯ (порт. Instituto Internacional da Língua Portuguesa, IILP) — учреждение Содружества португалоязычных стран. Основные уставные цели — «пропаганда, защита, развитие и распространение португальского языка как средства культурного, образовательного и информационного обмена, открывающего доступ к научным знаниям и технологиям и используемого официально в международных форумах". Штаб-квартира находится в столице Республики Кабо-Верде городе Прая.
Чилийская академия языка (исп. Academia Chilena de la Lengua) — научное учреждение Чили, объединяющее группу учёных и экспертов в области испанского языка. Входит в состав Ассоциации академий испанского языка и является одним из учреждений Института Чили (фактически — национальной Академии наук).
Живой язык — это любой разговорный язык, принадлежащий определённому языковому коллективу, систематически и постоянно (без разрывов во времени) используемый им в общении и изменяющийся в процессе использования. Численность группы использующих язык людей не имеет значения; важен лишь факт применения его в настоящее время в качестве разговорного языка в различных областях повседневной жизни.
Колумбийская академия языка (исп. Academia Colombiana de la Lengua) — научное учреждение Колумбии со штаб-квартирой в Боготе, входит в Ассоциацию академий испанского языка. Основана в 1871 году группой колумбийских филологов и писателей под руководством Руфино Хосе Куэрво и Мигеля Антонио Каро.
Институт практического востоковедения (ИПВ) — негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования, учреждённое Фондом содействия востоковедческому образованию и науке и существовавшее в Москве в 1993—2015 годах..
Иностра́нный член — наименование типа членства (участия), предусмотренного уставами ряда национальных организаций, преимущественно научных обществ, для иностранных граждан. Обычно данный статус приобретают лица, имеющие какие-либо заслуги перед соответствующей организацией, страной её местопребывания или же профессиональные достижения глобального масштаба. Наиболее характерный случай — избрание иностранных членов национальными академиями наук различных государств.
Ульпан (ивр. אולפן — студия, обучение, инструкция) — учебное учреждение или школа для изучения иврита. Под этим термином понимают как профессиональные, так и любительские курсы или кружок по изучению языка иврит.
Талосский язык (самоназвание — El Glheþ Talossan) — искусственный язык, созданный в 1980 году 14-летним основателем виртуального микрогосударства Талосса Робертом Бен-Мэдисоном. Талосский язык является государственным языком Королевства Талосса, основанного в 1979 году и Республики Талосса, образовавшейся в 2004 году. Талосский язык построен на основе языков романской группы.
Переводчик русского жестового языка — специалист, осуществляющий прямой и обратный перевод посредством русского жестового языка. Переводчика жестового языка следует отличать от сурдопереводчика, ввиду серьёзных различий в их должностных обязанностях. Термин «сурдопереводчик» утратил своё значение в связи с утверждением квалификационной характеристики переводчика жестового языка. С 2012 года существуют две должности — переводчик-дактилолог и переводчик русского жестового языка.
Шанхайская Академия общественных наук также ШАОН (кит. упр. 上海社会科学院, пиньинь: shànghǎi shèhuì kēxuéyuàn) — старейшее учреждение в Китае, занимающееся изучением гуманитарных и социальных наук. ШАОН является самой крупной академией за пределами Пекина. Большую часть своих средств ШАОН получает из городского правительства, также привлекается финансовая поддержка со стороны различных неправительственных организаций в стране и за рубежом. В настоящее время президентом является Ван Чжань (кит. упр. 王战...
Акаде́мия (от греч. Ἀκαδήμεια) — научная организация (учреждение, общество) — академия наук, также учебное заведение.
Францу́зская акаде́мия (фр. Académie française) — научное учреждение во Франции, целями которого является изучение французского языка, литературы, регулирование языковой и литературной нормы французского языка. Является частью Института Франции. Ежегодно академия вручает около 60 литературных премий.
Академия медицинских наук Исламской Республики Иран (перс. فرهنگستان علوم پزشکی) была создана зимой 1988 года. Она является одной из четырех академий современного Ирана. Кроме нее существуют Академия наук, Академия искусств и Академия персидского языка и литературы. Создание этой организации было утверждено Высшим советом культурной революции 5 января 1988 г., а затем Маджлесом 8 января того же года. Именно с этой даты Академия начала свою работу.
Чешская академия наук и искусств (до 1918 года Королевская Богемская академия наук, словесности и искусств императора Франца-Иосифа, позже Чешская академия императора Франца Иосифа наук, словесности и искусств), (нем. Böhmische Kaiser-Franz-Joseph-Akademie der Wissenschaften, Literatur und Kunst in Prag, чеш. Česká akademie věd a umění) — чешское научное общество, организация, целью которой была поддержка развития наук и искусства в Чешском королевстве.
Университе́т (от нем. Universität, которое, в свою очередь, произошло от лат. universitas — совокупность, общность) — высшее учебное заведение, где готовятся специалисты по фундаментальным и многим прикладным наукам. Как правило, осуществляет и научно-исследовательскую работу. Многие современные университеты действуют как учебно-научно-практические комплексы. Университеты объединяют в своём составе несколько факультетов, на которых представлена совокупность различных дисциплин, составляющих основы...
Колледж Форт-Уильяма — учебный и научный центр востоковедения, основанный лордом Уэлсли, генерал-губернатором Индии. Был основан 10 июля 1800 года в Форт-Уильяме, Калькутта.
Языковая политика в Латвии определяется статьями 4 и 114 Конституции Латвии, закрепляющими латышский язык как государственный и гарантирующими права национальных меньшинств на сохранение и развитие языков. Латгальский и ливский языки расцениваются как находящиеся под угрозой исчезновения, все остальные языки (в том числе и русский, являющийся родным для более трети населения) — иностранные. Среди других языков национальных меньшинств выделяются белорусский, украинский, литовский, польский и цыганский...
Нзима (Нзема) — один из языков ква, распространённый на юго-западе Ганы и в прилегающем районе Кот-д’Ивуар (Сюд-Комоэ). Нзима — родной язык первого президента Ганы Кваме Нкрума и философа Антона Амо (1703—1753) — первого африканца, получившего высшее образование в европейском университете. Большой вклад в развитие литературы на языке нзима принадлежит ганскому поэту Паулю Абоагье (1925—2001), сотруднику Бюро языков Ганы и почётному секретарю Ассоциации культуры и литературы нзима, составившему нзима-английский...
Глобальная сеть Институтов Конфуция (Confucius Institute, 孔子学院) — сеть международных культурно-образовательных центров, создаваемых Государственной канцелярией по распространению китайского языка за рубежом (сокр. Ханьбань, Hanban, 国家汉办) Министерства образования КНР совместно с зарубежными синологическими центрами. Помимо собственно «институтов» учреждаются «классы» Конфуция. Некоторые институты имеют специализацию, например Афинский институт Конфуция бизнеса, Лондонский институт Конфуция китайской...
Проблема наименования
белорусского государства в русском языке в России возникла в первой половине 1990-х годов. Дискуссии на эту тему в российском обществе продолжаются по настоящее время. Суть дискуссии состоит в том, следует ли сохранять традиционное русское наименование «Белоруссия» в отношении современного белорусского государства, установившего своё русскоязычное наименование «Беларусь» или «Республика Беларусь» 19 сентября 1991 года законом «О названии Белорусской Советской Социалистической...
Свобода преподавания — составная часть академических свобод, включает в себя возможность смело высказывать результаты своих научных исследований, выбирать метод исследования и изложения своей науки, план чтения своего предмета.