Елейник

  • Елейник — лампадка к иконе или киоту, размещённая перед образами. Также елейник — классическая древнерусская форма сосуда, использовавшегося для хранения масла (елея). Выполняться могли и в виде зооморфных сосудов. Тулово елейника в виде закрытого шара выкручивалось на гончарном круге из цельного куска глины, без склеек.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Ранголи, или альпона (рисунок-молитва) — нанесение орнамента на внешние стены дома — особенно вокруг входной двери — и на тщательно расчищенную и утрамбованную площадку перед входом в дом. У разных народов Индии типы этих рисунков различны, причем многие уходят корнями в глубочайшую древность, в те исторические эпохи, когда им приписывали магическое значение и наносили на земле возле алтарей и мест жертвоприношений. Можно проследить прямую связь некоторых из них с узорами на печатях и сосудах, найденных...
Птица счастья — деревянная игрушка в виде птицы, изготовленная с помощью резьбы по дереву. Элемент поморского ремесла.
Ва́за — сосуд изящной формы с живописными или лепными украшениями, изготовленный из глины, фарфора, камня, стекла, металла и других материалов.
Ковче́г (от ст.-слав. «ковъчегъ» — ящик, ларь, сосуд) — в иконописи — углублённое среднее поле на лицевой поверхности иконной доски. Формой более или менее повторяет форму доски (чаще всего — прямоугольный). Глубина — до 5 мм. Края доски, не занятые ковчегом, называются полями, переход от ковчега к среднему полю — лузгой.
Костюм майя — совокупность одежды, которую носили представители мезоамериканской цивилизации майя.
Ки́ртимукха (санскр. कीर्तिमुख, kīrtimukha, kīrti-mukha IAST) — «лицо» величия, славы или великолепия, выглядящая как маска чудовища или существо без имени в искусстве и архитектуре Южной и Юго-Восточной Азии. Оно является частью декоративного дверного проёма, в котором находится божество. В Китае оно известно под именем Тао-те, или чудовище жадности. Киртимукха встречается в качестве стража ворот и дверных проёмов в храмах и дворцах. По одной из интерпретаций киртимукха отпугивает нечестивцев и...
Комболои (греч. Κομπολόι) — особые чётки, распространённые в Греции. Используются не для отсчёта молитв, как обычные чётки, а для простого перекидывания в руках. Слово «комболои» происходит от слова κόμβος (узел, бусина, костяшка) и суффиксального -λόγιον. Появляется комболои, по-видимому, с Востока в Средневековье. Наиболее вероятная версия гласит, что комболои заимствовано у турок.
Расчёска — индивидуальный предмет быта для расчёсывания волос, массажа головы и нанесения воды на волосы. Также есть расчёски для шерсти животных. Существует два основных типа расчёски — гребень и щётка для волос (массажная щётка). Гребень также может служить украшением, например, как часть испанского национального костюма.
Овручские шиферные пряслица — пряслица, выточенные из розового и красного камня — шифера (пирофиллитового сланца), который добывали на территории нынешней Украины, у города Овруч в X — XIII веках. Здесь расположено единственное в Европе месторождение такого камня. Овручские мастера старательно повторяли наиболее удачную форму глиняных пряселец — биконическую, то есть грузик как бы состоял из двух усечённых конусов, соединённых широкими основаниями. Весили пряслица в среднем около 16 г, высоту имели...
Поля́ иконной доски — обрамление средней, обычно углублённой части иконы (ковчега). От ковчега отделяется лузгой, по внешнему краю часто обводится линией контрастного фону цвета — опушью.

Подробнее: Поле (иконопись)
Крова́ть (от греч. κράββατος ) — мебельное изделие, предназначенное для сна при расположении человека лёжа. Кровать обычно располагается в спальне, где она составляет основу данной функциональной зоны жилища.
Кубышка, кубыня, кубарь (от «куб») — русский глиняный сосуд, характерными признаками которого являются широкие бока при узком горле, пузатый сосуд с горлышком. Иногда имел ручку.
Полове́цкие ка́менные ба́бы — памятники сакрального искусства половцев (кипчаков) IX-XIII века. Изваяния сделаны из серого песчаника по высоте от 1 до 4 м, встречающиеся на огромных пространствах от юго-западной Азии до юго-восточной Европы.
Мезенская прялка-Корневуха относится к типу цельной прялки — донца. Лопасть имеет трапециевидную форму и срезана по нижним углам. Верхняя часть лопасти украшена главками на тонких шейках (по центру шейка высокая; по направлению к боковым сторонам величина шеек уменьшается). Отличительной чертой мезенских прялок является не только форма, но и роспись, покрывающая как саму лопасть, так и ножку прялки.
Худо́жественная ро́спись — (от писать) — искусство декорирования красками какой-либо поверхности. Искусство росписи следует отличать от живописи. Если композиции «картинного типа» рассчитаны на автономное восприятие в нейтральном пространстве или на нейтральном фоне, относительно изолированном от окружающей среды, то роспись функционально и, следовательно, композиционно является частью специально задуманного и организованного художником пространства. Искусство живописи и качества живописности подразумевают...
Абажу́р (фр. abat-jour буквально «приглушитель света») — составная часть светильника; широко используется в дизайне интерьеров, художественном оформлении помещений.
Шаркунок (от русского слова — шаркать) — погремушка, сплетённая из берёсты с семенами (яблочные косточки, горох и т. д.) внутри. Другой вариант шаркунка состоит из деревянных элементов, собираемых подобно головоломке. Шаркунок может состоять из десятков сцепленных друг с другом брусочков с пазами. Предполагается, что деревянный шаркунок происходит с побережья Белого моря.
Тсантса (цанца) — особым образом высушенная человеческая голова. Черты лица сохраняются, но размером она становится с кулак.
Коры́то — большой открытый продолговатый сосуд с округленными стенками, предназначенный для стирки белья, кормления скота и для других домашних надобностей. Бывает деревянное, оцинкованное. Изначально изготавливалась из дерева: половинку расколотого бревёшка, отделывали и выдалбливали с плоской стороны; корыта бывают: «ветловые», «липовые», «осиновые». В XIX веке начали делать металлические корыта, однако и деревянные продолжали использоваться в крестьянских хозяйствах.
Народная славянская медицина — область традиционного знания и система лечебно-профилактических приёмов славян, направленных на избавление человека от болезни и восстановление здоровья; древнейший вид профессиональной деятельности, сочетающей рациональный опыт врачевания с магической практикой изгнания, уничтожения или задабривания духа болезни (см. также Знахарство).
Украше́ние — явление, предмет или результат действия, воспринимаемые человеком или социумом в качестве гармоничного дополнения к чему-либо или кому-либо с эстетической целью.
Ханукия́ (ивр. ‏חֲנֻכִּיָּה‏‎) или менора́т Ханука́ (ивр. ‏מְנוֹרַת חֲנֻכָּה‏‎, «ханукальный светильник») — светильник, который зажигают в течение восьми дней праздника Ханука.
О́гненные часы́ (или огневые часы) — вид часов, имевших широкое распространение в древности.
Рёмер (нем. Römer) — бокал для вина из цветного (как правило, зелёного или коричневого) стекла.
Домо́вая резьба́ — метод украшения экстерьера дома посредством вырезания на внешних деревянных элементах разнообразных фигур и орнаментов.
Ко́ра (др.-греч. κόρη — «девушка») — наименование типа древнегреческой скульптуры архаического периода, женский эквивалент куроса (ок. 660—480 до н. э.).
Свеча́ — приспособление для освещения (изначально) или для некоторых других целей, чаще всего в виде цилиндра из твёрдого горючего материала, который в растопленном виде подводится к пламени с помощью фитиля (фитиль проходит вдоль цилиндра по его центру).
Кинусайга (яп. 絹彩画) — разновидность любительского искусства, создание художественных изделий (подобия мозаики) из разноцветных кусочков ткани.
Русская народная культура — духовная и материальная культура русских в её традиционном и внепрофессиональном аспекте.
«Волше́бный фона́рь» (лат. Laterna magica; магический фонарь, фантаскоп, skioptikon, lampascope, туманные картины и др.) — аппарат для проекции изображений, распространённый в XVII—XX вв., XIX в. — в повсеместном обиходе. Является значимым этапом в истории развития кинематографа.
Адора́нт (от лат. «восхищающийся, молящийся») — фигура с простёртыми к небу руками, служившая для передачи образа просящего.
Горгонейон (др.-греч. Γοργόνειον, мн. ч. Γοργόνεια — «принадлежащее горгоне») — маска-талисман от сглаза с изображением головы горгоны Медузы, которым в период античности украшали здания и различные предметы (в том числе монеты) с целью оберега от зла. В искусстве Нового времени горгонейон превратился в декоративный мотив.
Бара́бора, бара́бара (англ. barabara, алеутский: ulax̂, ulaagamax, ulaq, or ulas; алютикский: ciqlluaq) — традиционное жильё народов алутиик, алеутов Алеутских островов и Камчатки. Сегодня бараборы не используются для жилья.
Бурятский национальный костюм (бур. буряад дэгэл) — традиционная одежда бурятского народа, часть его многовековой культуры. В нём отражаются его культура, эстетика и дух. Традиции в национальной одежде бурят связаны, прежде всего, с кочевым образом жизни и суровым континентальным климатом, с резкими перепадами температур. Национальная одежда бурят хорошо приспособлена к кочевому образу жизни. Длительная езда в седле требовала такой одежды, которая не стесняла бы движения седока. Скотоводство обусловило...
Белорусская резь ― художественная резьба по дереву, способ обработки дерева методом вырезания орнаментальных или сюжетных композиций. Этим термином в искусствоведении обычно обозначают декоративно-ажурную резьбу белорусских мастеров в храмах и дворцах Московского государства XVII века.
Шкаф (устар. шкапъ) — мебельное изделие (преимущественно с дверками, с ящиками или без них) для хранения предметов различного функционального назначения.
Ботафумейро (гал. Botafumeiro; «испускающий дым») — самое большое в мире кадило, которое уже в течение 700 лет используется в соборе Сантьяго-де-Компостела. Оно прикреплено канатом к потолку, имеет 160 см в высоту и весит не менее 80 кг. Для его наполнения требуется 40 кг угля и ладана.
Кура́нт (фр. courant — бегущий, текущий) — ручное орудие для растирания чего либо.
Ри́за, или окла́д (в южных и западных областях России — шата, цата, греч. επένδυση) — накладное украшение на иконах, покрывающее всю иконную доску поверх красочного слоя, кроме нескольких значимых элементов (обычно лика и рук — так называемого лично́го письма), для которых сделаны прорези; значимый вид русского декоративно-прикладного искусства.

Подробнее: Оклад иконы
Чётки (от др.-рус. чьтѫ «считать, читать, почитать») — шнур или лента, чаще всего замкнутые в кольцо, на которых навязаны узелки, нанизаны бусины (зёрна), пластинки или иные однородные элементы. Во многих религиях: индуизме, исламе, христианстве и буддизме — используются для счёта прочитанных молитв или иных ритуальных действий, сохранения внимания и концентрации, задания ритма и тому подобное.
Писанка — пасхальное яйцо с нанесённым орнаментом-рисунком в традиционной культуре славянских народов. Одна из разновидностей практики крашения и декорирования, наряду с крашенками, капанками, шкрябанками. Атрибут весенне-летних земледельческих обрядов. Занимает центральное место в пасхальной обрядности.
О́никс (др.-греч. ὄνυξ — ноготь) также ногат и онихион — минерал, халцедоновая (волокнистая) разновидность кварца, в котором незначительные по количеству примеси создают плоскопараллельные окрашенные слои. Полосчато-окрашенную разновидность мрамора часто называют мексиканский оникс или алжирский оникс.
Магатама (яп. 勾玉, или 曲玉, «изогнутая драгоценность») — изогнутая бусина из драгоценного камня в виде запятой. Бусины-магатама встречаются в археологических находках Японии начиная с периода Дзёмон.
Вотивные предметы, вотивные дары (лат. votivus — посвящённый богам, от votum — обет, желание) — различные вещи, приносимые в дар божеству по обету, ради исцеления или исполнения какого-либо желания. Обычай приношения вотивных предметов — смягчённая форма жертвоприношения.
Бурдалю (бурдалу; фр. bourdalou) — женское подкладное судно для мочеиспускания (утка), продолговатой формы с одной ручкой, по форме напоминающее соусник — изящный предмет французского обихода XVII—XVIII веков.
Горшо́к — (от горншек, горнчек, горнец; уменьшительно от горн) в традиционной русской культуре собирательное название разнообразных, обычно низких устойчивых, керамических сосудов с широким горлом, главным образом кухонных. Предназначались для готовки и хранения пищевых продуктов. Форма их идеально приспособлена для русской духовой печи. Размеры горшков разного назначения различны: от небольших — на 200—300 г каши — до 2—3-ведёрных. Чаще они не имели орнамента или украшались круговыми прямыми или...
Афта́фа, афта́ба (перс. آفتابه‎) — кувшин для воды с длинным конусообразным носиком и ручкой, употребляемый мусульманами для омовения.
Доска́ ико́нная, цка, дска — традиционная основа под темперную живопись в иконном писании должна была отвечать требованиям, по которым квалифицировался труд иконописца. Доской для иконы служит с древности: липа, берёза, сосна, ель, сибирский кедр, лиственница, дуб или клён. Из дорогих пород считалась привозная доска, изготовляемая из кипариса. Доски, как правило, тесались из плахи топором, обстругивались теслом. Продольную распилку брёвен пилой в России начали, вероятно, с XVII века. Так что вырубленный...
Подставка для ног (также подножие) — предмет мебели, предназначенный для помещения ног при сидении в эргономических целях.
Ма́сляная ла́мпа (жировая лампа, жирник, жировик, плошка, (укр.) каганец, светник) — светильник, работающий на основе сгорания масла или жира. Принцип действия схож с принципом действия керосиновой лампы: в некую ёмкость заливается масло или растопленный жир (сало, ворвань), туда опускается фитиль — верёвка, состоящая из растительных или искусственных волокон, по которым, согласно свойству капиллярного эффекта масло или жир поднимается наверх. Второй конец фитиля, закреплённый над маслом, поджигается...
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я