Связанные понятия
Подсве́чник — подставка для установки свечи. Декоративные многорожковые подсвечники называются канделябрами.
Лампа́да — светильник, используемый в христианском богослужении. Первые лампады христиане использовали для освещения тёмных пещер, в которых они, опасаясь преследования, совершали богослужения. В дальнейшем лампады стали важной деталью праздничного и богатого убранства христианского храма.
Ма́сляная ла́мпа (жировая лампа, жирник, жировик, плошка, (укр.) каганец, светник) — светильник, работающий на основе сгорания масла или жира. Принцип действия схож с принципом действия керосиновой лампы: в некую ёмкость заливается масло или растопленный жир (сало, ворвань), туда опускается фитиль — верёвка, состоящая из растительных или искусственных волокон, по которым, согласно свойству капиллярного эффекта масло или жир поднимается наверх. Второй конец фитиля, закреплённый над маслом, поджигается...
Кади́ло , кади́льница, кади́льник (ивр. מַחְתָּה, מִקְטֶרֶת; др.-греч. πυρεῖον, θυμιατήριον, λιβανωτὸν; ст.‑слав. кади́ло, кади́льница, кади́льник, кадѣ́ло, кадѣ́льница, кадѣ́льник) — изначально в иудаизме один из священных сосудов скинии и храма, употребляемый для курения фимиама при особенно торжественных случаях. Сожжение жертв пред Богом появилось на Земле в древнейшие времена, — жертва праведного Авеля. Сам Господь Сущий в Ветхом Завете повелел Моисею сделать в скинии особый жертвенник для...
Фона́рь (от греч. Φανάρι) — переносной или стационарный искусственный источник света. Прибор для освещения отдельных участков пространства в темное время суток. Этимология слова фонарь восходит к греческому обозначению светильника. Однокоренным фонарю является название одного из кварталов Константинополя Фанар.
Упоминания в литературе
В мантике немаловажную роль играет цвет ритуальных
свечей , поэтому при проведении гадания нужно учитывать принятые толкования, информация о которых изложена выше. Хочется только подчеркнуть, что выбирать следует качественно изготовленные и полностью прокрашенные свечи. Изделия, облитые снаружи парафином и бесцветные внутри, для гаданий не используются. Обычно подбирают восковые, парафиновые и стеариновые свечи, окрашенные в разные цвета, которые горят в течение нескольких часов. Для проведения непродолжительных сеансов применяют тонкие маканые изделия, изготовленные вручную. Они горят не больше одного часа. Свечи-колонны для гаданий не подходят, так как горят слишком долго. Чаще всего свечи помещают в подсвечники, которые делают работу с ними более удобной. В редких случаях гадальщики отдают предпочтение свечам, сделанным из животного жира по древним технологиям. Считается, что они способствуют более верному познанию будущего, но от них, как известно, исходит не слишком приятный аромат.
Помните, что цвет
свечи – это один из инструментов, и вам нужно выбрать то, что будет работать наилучшим образом в вашей магической практике. Выбор свечи зависит от того, какую цель вы перед собой ставите, совершая магический обряд. Хорошо подходят для ритуалов свечи, облаченные в стеклянный футляр. Они дают меньше копоти и более безопасны. Традиционные прямые свечи, парафиновые или восковые, являются одними из лучших для магии. Они могут гореть несколько часов и бывают разных цветов. В магии иногда используют свечи двух– или трехцветные. Например: черно-белую свечу можно зажечь для ритуала, основной целью которого является победа добрых сил над злыми. Зелено-бело-красную можно зажечь, если вы хотите получить благословение или достигнуть успеха в делах. Перед проведением ритуала свечу не будет лишним освятить. Погрузите свечу в чистую минеральную или дистиллированную воду, а затем проведите ее через дым от курящегося ладана.
Свечи как источник освещения появились очень давно, более 5 тысячелетий назад, поэтому нам неизвестно, кто стал автором этого великого изобретения. Жители Древнего Египта пользовались свечами с фитилем с 3000-х годов до н. э. Исследователи выяснили, что египтяне делали свечи из сердцевины растения ситник, а факелы сооружали из сердцевины тростника, которую вымачивали в жире. В письменных источниках свечи упоминаются с X века до н. э. В те далекие времена они представляли собой фитиль, вставленный в специальный сосуд с горючим веществом.
Свечи можно использовать как восковые, церковные, так и стеариновые, бытовые, любого цвета, кроме черного. Обычно стеариновые свечи горят несколько часов, поэтому разделите их на несколько частей, чтобы время их горения не превышало часа или получаса. Этого будет достаточно, чтобы провести ритуал.
Свечи должны быть только из церкви, то есть освященные. Именно они обладают требуемой охранительной силой. Во-первых, многовековая технология изготовления церковных свечей отработана до мелочей. Во-вторых, для их изготовления используются качественные материалы, в частности – воск. Обычные свечи делают из парафина, а не из воска. Поэтому пламя восковых свечей не только ярче, но и сильнее. Воск ближе к солнцу, а парафин – к земле. Отсюда и разница в силе воздействия. Парафиновые свечи тоже могут применяться в борьбе против сглаза и порчи. Они хорошо уничтожают следы и проявления черной негативной энергии. Особенно это касается следов-свидетельств того, что наслана порча (пучки волос, связанные нитки, кучки семечек и т. д.). Все это следует залить растопленным парафином и поджечь. Порча отступит.
Связанные понятия (продолжение)
Фа́кел , Светоч (нем. Fackel, лат. facula) — вид светильника, способный обеспечить продолжительный интенсивный свет на открытом воздухе при всякой погоде. Простейшая форма факела — пучок берёсты или лучин из смолистых пород деревьев, связка соломы и т. п. Дальнейшим усовершенствованием является применение различных сортов смолы, воска и т. п. горючих веществ. Иногда эти вещества служат простой обмазкой для факельного остова (роль которого играет твёрдые не горючие материалы, сталь, медь, свинец и...
Лучи́на (драночка, щепань) — тонкая длинная щепка сухого дерева, предназначенная для растопки печи или для освещения избы. Для получения лучин полено щепили, то есть разделяли на щепы. Для этого могли использовать специальный большой нож-косарь, обычный нож или припечный топорик. Чтобы получить больше света, одновременно жгли несколько лучин. Их закрепляли в светец. Это специальное металлическое приспособление, вбивавшееся нижним заострённым концом в чурбак или иную подставку. Под лучины ставили...
Фити́ль (тур. < ар. < крутить) — нитевидное плетёное изделие, по которому в свечах, керосиновых лампах, керосинках и керогазах подаётся жидкое горючее в зону сгорания.
Па́сха (творожная пасха, паска) — особое блюдо из творога, которое по русской традиции готовится только один раз в году — на праздник Пасхи. Обычай готовить творожную пасху известен в центральных и северных регионах России, тогда как на юге России и Украине пасхой или паской называют праздничный хлеб (кулич).
Свята́я вода ́ (освящённая вода, агиасма) — название воды в Исторических церквях, освящённой в храме во время чина водоосвящения. Традиция её использования связана как с евангельской историей о крещении Христа в водах реки Иордан, так и с ветхозаветными богослужебными традициями (возьмёт священник святой воды в глиняный сосуд — Чис. 5:17).
Пасха́л — пасхальная свеча большого размера в католическом богослужении латинского обряда, а также у англикан и лютеран.
Просфора ́, устар. просвира́ (др.-греч. προσφορά — «приношение»; мн. ч.: про́сфоры) — богослужебный литургический хлеб, употребляемый в православии для таинства Евхаристии и для поминания во время Проскомидии живых и мёртвых.
Кероси́новая ла́мпа — светильник, работающий на основе сгорания керосина. Были популярны в XIX — начале XX века, но после широкого внедрения электрического освещения керосиновые лампы используются в основном там, где нет электричества, в качестве аварийных на случай отключения электроэнергии, а также туристами.
Кра́сный у́гол (от ст.-слав. красѣнъ — «красивый, прекрасный»;) святой угол, передний угол, кутный угол (кут), большой, почётный, верхний угол, кутник — у восточных славян наиболее почётное место в избе, в котором находились иконы и стоял стол, обычно был обращён на юго-восток.
А́ртос (греч. άρτος — хлеб) — в Православной церкви освящённый на Пасхальной седмице квасной (дрожжевой) хлеб.
Еле́й (др.-евр. שמן המשחה, др.-греч. ἔλαιον «оливковое масло») — церковнославянское название оливкового, а позже — любого растительного масла в православном церковном обиходе. Использовался в древние времена израильтянами в Скинии (Исх. 29:40), а затем в Иерусалимском Храме.
Утварь (от глагола творить, то есть делать, производить, создавать) — в русском языке самое общее обозначение искусственно созданных и движимых предметов интерьера («все движимое в доме») или предметов обихода, которые не относятся к орудиям труда.
Светильник — искусственный источник света, прибор, перераспределяющий свет лампы (ламп) внутри больших телесных углов и обеспечивающий угловую концентрацию светового потока. Основной задачей светильника является рассеивание и направление света для освещения зданий, их внутренних помещений, прилегающих к зданиям территорий, улиц и пр. Светильники также могут выполнять декоративную функцию и функцию сигнализации.
Ла́дан (др.-греч. λήδανον, λάδανον; лат. Olibanum — олибанум или олибан; араб. لُبَّان — lubbān) — ароматическая древесная смола, получаемая из деревьев рода Босвеллия: Ладанного дерева (лат. Boswellia sacra), Boswellia carterii и др. из семейства Бурзеровых (лат. Burseraceae), растущих на Аравийском полуострове (в Йемене и Омане) и в Восточной Африке (в Сомали). Одно из древнейших благовоний.
Аналóй, или Анало́гий (др.-греч. ἀναλογέιον, ἀναλόγιον — подставка для икон и книг) — употребляемый при богослужении высокий четырёхугольный столик с покатым верхом; иногда аналои бывают складными (разножки).
Подробнее: Аналой
Церковная свеча — разновидность свечей, используемая в качестве религиозного атрибута в ряде христианских конфессий (католицизм, православие, некоторые направления протестантизма).
Паникади́ло (также всесве́щник, поликанди́ло (от греч. πολυκάνδηλον — многосвечие) — в православном храме центральная люстра, светильник со множеством свечей или лампад (в последнее время — электрических лампочек). Обычно термины «паникадило» и «всесвещник» употребляются по отношению к светильникам в центре храма, которые используют более 12 свечей.
Лю́стра (фр. lustre, от лат. lustro — «освещаю») — подвесной потолочный светильник, предназначенный для создания бестеневого освещения (в отличие от точечного источника) помещений. Размеры люстры (расстояние между отдельными точечными источниками) и количество точечных источников света в ней определяют равномерность освещения помещения. Изначально в качестве источника света использовались свечи, сегодня чаще всего можно встретить лампы накаливания, люминесцентные лампы и светодиодные лампы.
Благовония — группа ароматных веществ, которыми с древнейших времён пользовались люди в качестве лечебного или оздоравливающего, парфюмерного средства, а также для отправления религиозных ритуалов. К числу древнейших благовоний относятся летучие ароматные вещества, в том числе нард, ладан, камфора, сандал, мирра (растительного происхождения), мускус, амбра, оперкулум (животного происхождения).
Фимиа́м (др.-греч. θυμίαμα, от θυμιάω — жгу, курю; аналогично церк. ладан (левона)) — ароматическая смола, благовоние, сжигаемое при богослужениях в иудаизме и христианстве (Лев. 2:1; Чис. 5:15; Исх. 43:23). В Иерусалимском храме фимиам сжигали на специальном жертвеннике в качестве жертвы Богу (Исх. 30:1-10; Мал. 1:11; Откр. 5:8).
Поти́р (от др.-греч. ποτήρ, «чаша, кубок»; в латинском обряде — калеж, от лат. calix) — сосуд для христианского богослужения, применяемый при освящении вина и принятии Святого Причастия.
Самова́р — металлический сосуд для кипячения воды и приготовления чая. Первоначально вода нагревалась внутренней топкой, представляющей собой высокую трубку, наполняемую древесными углями. Позже появились другие виды самоваров — керосиновые, электрические и пр. В настоящее время почти повсеместно вытеснены электрическими чайниками и чайниками для плит.
Кугу-сорта (луговомар. Кугу сорта — «Большая свеча») — марийская синкретическая секта, объединившая традиционную веру марийцев (черемис) с элементами русского православия. Возникла в 70-х годах XIX в. в среде крещёных марийцев Яранского уезда Вятской губернии. На формирование вероучения секты оказали незначительное влияние неоднократные попытки исламизации марийцев со стороны татар.
Дароно́сица (лат. Ciborium, ср. киворий) — переносная дарохранительница для хранения Святых Даров. Используется для осуществления таинства причастия вне храма. При помощи принесённых священником преждеосвящённых Даров к таинству приступают больные, заключённые и другие верующие, которые не могут посещать храм. В Католической церкви дароносица специального типа используется также для выставления Святых Даров для их почитания (адорации).
Кули́ч (из ср.-греч. κουλλίκι(ον) от κόλλιξ «хлеб круглой или овальной формы») — русское название пасхального хлеба. У восточных славян праздничный хлеб был круглый и высокий, сверху на нём делались украшения из теста. Цилиндрическая форма кулича связана с церковной практикой выпекать артос.
Свяще́нные сосу́ды (литургические сосуды) — общее название предметов церковной утвари, применяемых в христианском богослужении, в первую очередь — во время таинства евхаристии. Некоторые из них не являются «сосудами» в собственном смысле слова — например, лжица (т.е. ложка).
Дарохрани́тельница — священный сосуд, в котором хранятся Святые Дары — Тело и Кровь Христовы, используемые для причащения. Сообразно этому своему назначению, она является самым священным предметом в христианском храме. Дарохранительницы используются в богослужениях православной, римско-католической и англиканской церквей. В католической практике называется иногда «табернакль» (лат. tabernaculum). Одной из ранних форм, близких дарохранительницам, был «евхаристический голубь».
Неде́ля крестопокло́нная (рус. Крестопоклонное воскресенье, греч. Κυριακή της Σταυροπροσκυνήσεως) — название третьей Недели (воскресения) Великого поста, с которой начинается четвёртая седмица Великого поста, которая также называется «Крестопоклонной».
Гроб (домови́на, саркофаг) — продолговатый ящик, в котором обычно хоронят в земле мёртвые тела.
Ми́ро (ст.‑слав. мѵ́ро от др.-греч. μύρον «ароматное масло») — в христианстве специально приготовленное и освящённое ароматическое масло, используемое в таинстве миропомазания для помазания тела человека. В православии используется также и при освящении вновь построенного храма, для помазания антиминса, престола и стен. В католицизме и в Армянской апостольской церкви кроме таинства миропомазания используется при рукоположении священников и епископов и при освящении храмов и алтарей. Ранее в православной...
Канделя́бр (лат. candēlābrum — «подсвечник») — декоративная подставка с разветвлениями («рожками») для нескольких свечей или ламп. Kанделябр с многочисленными рожками, расположенными по окружности, украшенный хрустальным убором, называется «жирандоль», напольный канделябр называется торшером. Если подставка рассчитана на одну свечу, используется слово подсвечник (слово применяется и как синоним канделябра). Тяжёлый подсвечник также называется шандалом.
Человек освоил огонь не менее 1 млн лет назад — ещё до формирования вида Homo sapiens. Изначально это был огонь от случайного пожара, впоследствии научились и зажигать огонь искусственно.
Подробнее: Зажигание огня
Ханукия ́ (ивр. חֲנֻכִּיָּה) или менора́т Ханука́ (ивр. מְנוֹרַת חֲנֻכָּה, «ханукальный светильник») — светильник, который зажигают в течение восьми дней праздника Ханука.
О́гненные часы ́ (или огневые часы) — вид часов, имевших широкое распространение в древности.
Бахýр (араб. بخور) — образец так называемой парфюмерии для дома, когда запах придается не человеку, а его жилищу; древняя восточная традиция, которая и в наши дни широко распространена как на Аравийском полуострове, так и во всем мусульманском мире. Все виды арабских благовоний широко используются в странах Персидского залива.
Подробнее: Бахур
Ого́нь — интенсивный процесс окисления, сопровождающийся излучением в видимом диапазоне и выделением тепловой энергии. В научном смысле — совокупность раскалённых газов (низкотемпературная плазма), выделяющихся в результате...
Спи́чка — палочка (черенок, соломка) из горючего материала, снабжённая зажигательной головкой, служащая для получения открытого огня.
Ботафумейро (гал. Botafumeiro; «испускающий дым») — самое большое в мире кадило, которое уже в течение 700 лет используется в соборе Сантьяго-де-Компостела. Оно прикреплено канатом к потолку, имеет 160 см в высоту и весит не менее 80 кг. Для его наполнения требуется 40 кг угля и ладана.
Гасильник (тушитель) — приспособление для тушения горящих свечей. Как правило, имеет форму конуса с длинной ручкой, которым накрывают пламя свечи. Позволяет избежать разбрызгивания горячего воска и ожогов, к которым может привести обычное задувание.
Лавовая лампа (лава-лампа) — декоративный светильник, представляет собой прозрачную стеклянную ёмкость (обычно цилиндр) с прозрачной жидкостью и полупрозрачным парафином, снизу которых расположена лампа накаливания. Лампочка нагревает и подсвечивает содержимое цилиндра, при этом происходит «лавообразное» перемещение парафина (или воска) в масле. Эффект основан на том, что при обычной температуре парафин (воск) немного тяжелее масла (и тонет в нём), а при небольшом нагреве парафин становится легче...
Противокомариная спираль — благовоние, репеллент от комаров, обычно выполняемый в форме спирали и изготавливаемый из высушенной пасты из пиретрума. Такая спираль либо подвешивается горизонтально за её центр, либо вставляется между двумя огнеупорными сетками, что позволяет ей постоянно тлеть. Тление обычно начинается с внешнего конца спирали, и постепенно продвигается к её центру, производя отпугивающий комаров дым. Типичная противокомариная спираль имеет порядка 15 см в диаметре и тлеет около 8 часов...
Тхе́лет (ивр. תכלת, голубой цвет) — краситель животного происхождения, применявшийся в древности для окрашивания ткани в синий, голубой или пурпурно-голубой цвет. Кроме того, словом «тхелет» обозначают сам цвет, а также окрашенную в него ткань.
Друммо́ндов свет (также свет рампы, англ. limelight) — тип сценического освещения, использовавшийся в театрах в 1860—1870 годах. Интенсивное свечение получалось с помощью кислородно-водородного пламени, направленного непосредственно на цилиндр из оксида кальция (негашёной извести, англ. lime), которая может нагреваться до 2572 °C (белого каления) без расплавления. Свет производится сочетанием теплового излучения и калильного свечения. Друммондов свет давно заменён электрическим освещением, однако...
Живо́й ого́нь (живой, новый, молодой, божий, святой) — огонь, добываемый древнейшим способом, преимущественно трением дерева о дерево (рус. вытирать огонь, серб. вадити, извиjати ватру «вытаскивать, извлекать огонь»), главным образом — с целью очищения от болезни при эпидемиях и падеже скота.
Дёготь (фр. goudron, нем. Theer, Teer, англ. tar) — жидкий продукт сухой перегонки (пиролиза) древесины (древесная смола). Содержит бензол, ксилол, крезол, толуол, гваякол, фенол, смолы и другие вещества. Растворяется в щелочах и в спирте. В воде растворяется плохо (легче воды). Получается также из твёрдого и жидкого топлива: каменных и бурых углей, сланцев, торфа, нефти. Эти продукты — битум, или пек — имеют мало общего с традиционным сосновым или берёзовым дёгтем.
Упоминания в литературе (продолжение)
Самым простым способом изготовления
свечи можно считать литье. Сейчас, слава богу, можно купить и готовые формы. Впрочем, если вы не хотите тратить на это деньги или по каким-то другим причинам формы можно изготовить из любых подручных материалов (главное, чтобы они не плавились от горячего воска). Единственно, о чем следует помнить, так это о том, для какого ритуала свеча предназначена. Если во время ритуала вам необходимо сжечь свечу до конца, то следует брать небольшую форму. Иначе вам придется провести в круге слишком много времени впустую, ожидая, пока свеча прогорит. Если же планируется серия ритуалов, посвященных одной и той же проблеме, то следует взять большую форму или же залить растопленный воск в специальный сосуд (сделать что-то наподобие больших католических свечей).
Свечи были самым дорогим и самым неэффективным способом освещения, и применялись там, где необходим был мобильный и компактный источник света, еще более компактный, чем масляный фонарь. Например, в устройствах pocket lantern, которые в «Знаке четырех» и в «Происшествии в Вистерия-Лодж» неправильно переводят как карманный фонарик. Это термин обозначал фонарь-контейнер, куда можно было поместить любой переносной источник света. Такие фонари бывали настенными, и переносными, часто они использовались для чтения в садовых беседках. Шерлок Холмс возил с собой небольшой футляр для свечи, одна из сторон которого имела стекло. Футляр этот был чуть больше самой свечи, но защищал ее нестойкое пламя от ветра и непогоды.
Бегинки, в особенности, любят зажигать эти искупительные
свечи . Они ставят их в церкви своей общины, затем они направляются иногда далеко, в какой-нибудь отдаленный приход, чтобы найти там свечи по своему выбору. Они ищут долго в ящиках, где свечи ждут своей очереди пострадать. Существуют свечи всякой длины, всех цветов: белые, похожие на очищенные от кожи тростники, сердцевина которых обнажена; другие синеватые, третьи голубые, точно поддавшиеся влиянию глаз, устремленных на них и колебавшихся при выборе.
Приятное окружение поднимает настроение обоих партнеров, «услаждает чувства и ум». Приложив совсем небольшие усилие, практически любое помещение можно превратить в самый настоящий храм любви. Для начала нужно скрыть все прямые линии и жесткие углы драпировками и балдахинами, мягкими, плавными орнаментами и светильниками. Низкие кровать и мебель создают интимную обстановку. Непременными атрибутами домашнего эротического храма являются ковры и подушки. Хорошо использовать
свечи , чей мягкий свет создает особую атмосферу. Свечи во много раз лучше электрического освещения, поскольку электрический ток имеет частоту, которая не совпадает с изменениями, происходящими с телом при эротическом возбуждении. Свечи хорошо сочетать с зеркалами. Зеркала позволяют создать ощущение пространства, избавляют от ложной стыдливости и помогают любовникам раскрыть свой эротический потенциал.
Горизонтальную ось в доме повторяет соотношение переднего угла и дверей. Их противопоставление указывается в одной из примет: после перехода в новое жилище «…под матницу[11] отпустили курицу и петуха. Если они к порогу пойдут – плохая жизнь будет, к енугöлу – хорошая» (ПМ: Юсьв., Якушево, 135). Само название переднего угла – енугöл – ‘божий угол’, ‘угол, где стоят иконы’ – говорит о его сакральном статусе. Енугöл обычно располагается в солнечной стороне – на юге, юго-востоке или юго-западе. На полке в переднем углу стоят иконы, там же хранятся священные талисманы и обереги [Смирнов, 1891: 279], дорогие и сакральные вещи (молитвенники,
свечи , деньги и т. п.). Многие ритуальные продукты и предметы, которые оставляют у икон (например четверговые хлеб и соль, веточки вербы), наделяются положительно маркированными магическими функциями. К переднему углу выливают воду, используемую в обрядах. В локальных представлениях коми-пермяков именно в енугöле находится душа в течение сорока дней после смерти. Рядом с ним оставляют душе пищу и питье, вешают на стене полотенце или одежду. «Душа, говорят, остаётся, где иконы, да тут де сидит» (ПМ: Юсьв., Тимино, 78). В локализации души умершего прослеживается параллель енугöла с небом.
Мода на накрашенное фарфоровое лицо сохранялась вплоть до эпохи Реставрации в Англии и революции во Франции. Однако бледная кожа надолго оставалась главной целью и ориентиром красоты – по причинам, связанным с социальным положением и классовой принадлежностью. Целомудренным респектабельным дамам полагалось защищать лицо от солнечных лучей зонтиком; любые физические нагрузки были противопоказаны – слишком великое усилие для «хрупких» дам. Появиться на публике с заметным макияжем на лице считалось неприемлемым, поэтому самые сильные (и ядовитые) отбеливатели потеряли популярность. Вместо этого начали применять порошок оксида цинка: он придавал искомую белизну, но выглядел более естественно. Для вечерних выходов дамы любили наносить на лицо пудры лавандового и голубого цвета: в теплом свете
свечей и масляных ламп они придавали лицам сияющую бледность. На вершине моды был макияж, который нельзя было увидеть. Бушевавший тогда туберкулез странным образом захватил воображение художников и писателей, что привело к особому (и малопонятному в наше время) благоговению перед «чахоточной красотой».
1. Натереть заряженным маслом свечку (желательно, чтобы она была зеленой – это цвет изобилия), а потом сжечь, зажигая
свечу каждый день на несколько минут – в зависимости от размера. Свеча должна успеть сгореть до 15-16-го лунного дня.
Первые спички оказались… жидкими. Их называли «маканки», потому что деревянную лучинку, покрытую с одного конца смесью бертолетовой соли с сахаром и камедью, для получения огонька следовало окунать прямо в серную кислоту. Так придумал француз Жан Шансель. Набор начинающего Прометея представлял собой деревяшки и пузырек с концентрированной кислотой – все это хозяйство таскали с собой в кармане. Реклама новой вещицы (совсем не дешевой) звучала так: «Имеем для продажи в маленьких скляночках и футлярах химический состав, который скоро и способно зажигает
свечу !»
1. Натереть заряженным маслом свечку (желательно, чтобы она была зеленой – это цвет изобилия), а потом сжечь, зажигая каждый день на несколько минут – в зависимости от размера.
Свеча должна успеть сгореть до 15–16-го лунного дня.
Другой распространенной формой ритуальной культуры были гадания, направленные на узнавание будущего. Гадания интересны тем, что с их помощью как бы провоцировалась будущая телесность, материальное выражение того или иного явления в жизни человека: образ суженого в гаданиях девушек, исход сражения в гаданиях по внутренностям животных, жизнь и смерть по горению
свечи и пр. Причем неважно было, что становилось результатом: вещь, предмет или звук, слово, поскольку и звук, и слово были столь же материальны и телесны, как и все остальное. Гадания основывались на контакте с потусторонним миром, с миром мертвых, что требовало особой осторожности и смелости. Сохранились отдельные формы обращения к нечистой силе с призывом о помощи: «Дедушка-домовой, покажи мне будущего мужа!», «Лешие лесные, болотные, полевые, все черти, бесенята, идите все сюда, скажите, в чем моя судьба?»[187] и т. п. При вхождении в контакт с нечистой силой необходимо было раскрыть, стереть, разрушить границы между этим и тем светом (развязать узлы, пояса, вывернуть одежду наизнанку; выйти на перекресток, к колодцу, к кладбищу и т. д.); а при выходе (развораживании) – восстановить и укрепить эти границы как у себя на теле, так и вокруг себя. Гадания входили составной частью в крупные языческие празднества зимнего и летнего солнцестояния, когда они совершались и коллективно, и индивидуально. В другое время гадания, как и заговоры, предпочитали совершать в одиночестве, без свидетелей, тайно.
При совершении всех церемоний необходимы еще следующие предметы: шпага, магическая палочка, жертвенный нож, кубок или чаша, письменный прибор, четыре кадильницы, восковые
свечи , венки, пентакли, курения и вода. Все эти предметы должны по возможности быть изготовлены и освящены самим магом. Они кладутся на небольшой стол, который ставится позади престола.
В качестве самого простого средства поможет обычная восковая (не парафиновая!), желательно церковная,
свеча или простое куриное яйцо.
Пристли: Мне не давал покоя такой вопрос: каким образом могло случиться, что атмосфера в течение несметных веков не утратила своей животворной силы? Я и пришел к заключению, что на поверхности нашей планеты должен существовать какой-то регулятор, процесс, улучшающий воздух. Я долго искал, многое перепробовал, пока не сделал удивительное открытие. Мне посчастливилось случайно напасть на метод исправления воздуха… открыть по крайней мере один из исправителей, которым природа пользуется для этой цели. Это – растительность. Можно было бы себе представить, что, поскольку обычный воздух необходим для жизни как растений, так и животных, то растения и животные действуют на него одинаково. Признаюсь, что и я предполагал то же самое, когда поместил пучок мяты в стеклянный кувшин, опрокинутый в сосуд с водой, но когда она продолжала расти там несколько месяцев, я убедился, что этот воздух не тушит
свечи и не вредит мыши, которую я туда поместил.
«Русский свет», «Свет исходит из России» – такими словами встретила это изобретение мировая пресса. Однако Павел Яблочков был не первым, кто предложил использовать для освещения вольтову дугу. Электрические
свечи горели и раньше, но неустойчив и капризен был их свет.
Четвертый элемент – это Огонь. Сильный, могущественный, живой и одухотворенный элемент. Символизирует не только огонь, но и различные источники света: огонь
свечи , молнию, Солнце и всевозможные осветительные приборы. Огонь всегда активизирует, он связан со страстью и развитием интеллекта. Избыток Огня также вреден, как избыток Воды: сжигает, вызывает вспыльчивость и раздражение. Поэтому Воду и Огонь необходимо держать под контролем. Предметы символизирующие Огонь имеют прямоугольную и остроконечную форму. Цвета Огня – красный, оранжевый; направление – юг; погода – теплая; время года – лето.
Во время работы в колодце каждое утро и после обеда необходимо проверять его загазованность. До спуска в него людей сначала опускают на проволоке или шнуре зажженную
свечу (рис. 54). Если при опускании свеча гаснет или изменяется пламя, это значит, что в колодце есть газ, который необходимо удалить. Для этого берут пук соломы или травы, связывают ее веревкой, опускают в колодец и быстро вынимают. Такое вымахивание газа повторяют 20…30 раз. После этого вновь опускают в колодец зажженную свечу. Если она не гаснет, газа нет, можно выполнять работу. Если свеча гаснет, вымахивание повторяют до полного удаления газа. После вымахивания нужно опустить в колодец горящий пук соломы, чтобы полностью удалить остатки газа.
Великолепный сапфир особого оттенка находился в музее Южного Кенсингтона, в Лондоне. При дневном свете он имел насыщенный синий цвет, а при искусственном освещении – фиолетовый оттенок и напоминал аметист. В XI веке этот камень находился в Польше. В своем рассказе „Прекрасный сапфир“ мадам де Жанлис использовала эту тему. Здесь сапфир применялся для проверки женской добродетели и менял цвет, указывая на неверность той, которая носила его. Если же владелица камня желала доказать свою невиновность, она должна была носить его в течение трех часов при дневном свете; в противном случае проверка длилась от первых лучей солнца до момента, когда зажигали
свечи или лампы. Этот сапфир, известный как „Сапфир великолепный“, одно время находился в коллекции герцога Орлеанского, носившего во время Французской революции имя Филипп Эгалите.
Большое значение имеет направление, в котором выходят окна, и вид из них. Естественно, нужно занавешивать или закрывать жалюзи окно, из которого видны источники ша. Несчастливое направление у каждого дома может быть свое, но традиционно неблагоприятным является запад. В Китае это сторона, с которой
светит солнце после обеда, в самое жаркое время дня. В России и европейских странах обычно худшим считается окно, выходящее на север – направление холодных ветров и наименьшего освещения. А вот восточные окна почти везде считаются благоприятными, через них утром ваше жилье освещают первые лучи солнца. При этом мы получаем хороший заряд бодрости и оптимизма, а чуть позже, когда слишком яркое освещение будет скорее утомлять и раздражать, солнце переместится к югу, и свет станет более мягким.
Спрос породил предложение. В этот период начали появляться и первые мастера «наколочных дел», профессионалы. Они быстро совершенствовали технологию. Вместо обточенного камня они «рисовали» тонкой костяной иглой, по которой ударяли деревянным молоточком. Линия орнамента получалась четкой, игривой, позволяющей создавать тонкий рисунок-украшение. Обогатилась и палитра красителей – мастера широко использовали синьку, сурьму, индиго, нитрат калия – заказчик мог выбирать узор в черном, голубом или зеленом цвете. В моде были изображения языческих богов в образе зверей, растительные орнаменты, не утратили ценность дневное и ночные
светила неба.
Иногда церемония опахивания принимает полурелигиозный характер. В таких случаях одна из женщин идет впереди процессии с восковой
свечой , иногда делаются попытки достать для этой цели подсвечник из церкви, чему священники крайне противятся по понятным причинам. Распеваемые при этом песни также принимают религиозный оттенок:
Рекомендуется начать с комнат, предназначенных для отдыха и расслабления. Если вы ощущаете себя взвинченным и раздраженным и работа у вас плохо подвигается, попробуйте разжечь огонь в камине или зажечь
свечу из красного воска. Украсьте основные комнаты в доме какими-то деталями ярких или светлых тонов. Желательно, чтобы это были предметы, лишенные всякой функциональности, – к примеру, красивая ваза с распустившимися алыми розами или фотография любимого человека. Уберите из комнат лишние настенные или настольные часы, добавьте, где возможно, детали розового или персикового цвета. Зажгите немного розового масла, чтобы его душистый, пряный аромат пробуждал у вас вкус к жизни.
Красный создаёт основу некоторых крайне изощрённых цветовых схем, когда используется тёмно-синий и тёмно-зелёный; более мягкие версии используют терракотовые или бледно-розовые тона, которые имеют естественное притяжение к тёмно-синему и оливково-зелёному. Золотой и красный являются традиционными компаньонами в роскошных цветовых решениях – это любимые цвета в столовых, где свет
свечей делает их ещё более прекрасными.
Используйте зеркальные листы размером в стену, чтобы визуально увеличить маленькую кухню, прихожую, ванную комнату или душевую. Прикрепите лист зеркального стекла позади стеллажа для коллекций в нишу или для несколько более традиционного эффекта, сделайте большие деревянные или позолоченные рамы для огромных зеркал, которые простираются почти от пола до потолка, и повесьте одно или два позади обеденного стола, чтобы отражать свет
свечей . Убедитесь, что все поставленное перед стеклом, отражается в нем. Отраженный образ так же важен, как и выбор произведения искусства или декора. Убедитесь, что вы используете освещение, которое будет добавлять искрящийся, а не слепящий блеск, когда будет отражаться.
Подбор цвета краски может стать еще более приятным и увлекательным делом, если вы будете понимать, что мир цвета можно разделить на две половины – теплую и холодную. Обратитесь к цветовому кругу, и вы сразу же увидите, как его можно разделить: одна половина – теплые цвета – красная/ желтая сторона, другая – холодные цвета – синяя/зеленая сторона. Все это, конечно, базируется на человеческом восприятии цвета и том психологическом эффекте, который оказывает на людей цвет. Цвет воздействует на настроение, и люди давно эксплуатируют это его свойство. Подумайте о том, что столовые (кухни) традиционно окрашивают в теплый насыщенный красный цвет. Почему? Потому, что он потрясающе выглядит при
свечах , а теплое чувство, которое он создает, также поднимает гостям настроение и удерживает их за столом. Кроме того, считается, что красный цвет стимулирует аппетит.
Модель «
свечи » достаточно проста: чурбаны (поленья) составляются вплотную вместе, и между ними разводится огонь. Такая конструкция очень устойчива. Всего 20 минут понадобится, чтобы на таком костре вскипятить 5 л воды в кастрюле без крышки. Прогорая, поленья постепенно принимают форму шалашика и, чтобы поддерживать дальнейшее горение, можно под них подбрасывать дрова. Чтобы обеспечить равномерное прогорание, следует правильно подобрать высоту чурбанов. Оптимальной будет высота в 2 диаметра бревна. Пламя такой свечи довольно яркое и способно осветить большую площадь вокруг.
Когда все монеты выложены, оставьте
свечу догорать и в это время начинайте шить мешочек, куда потом нужно будет убрать все, чем вы пользовались во время ритуала: рунескрипт, ваше фото, монеты и остатки от благовония и свечи. Этот мешочек будет вашим талисманом удачи и богатства.
Наиболее вероятно, что идея, ставшая настоящим скачком (или, по крайней мере, идея, его вдохновившая), который продвинул письмо от записи каких-то вещей до фиксации звуков речи, изначально появилась как забава. Шумерский язык, в котором полно омофонов, а разные слова произносятся одинаково (или почти), вероятно, был площадкой для игр остряков, достойных награды. Тот факт, что среди сотен других примеров слова «стрела» и «жизнь» звучали одинаково – ti, или то, что слова «тростник» и «восстановление» произносились как gi, видим, давал большую возможность для словесного шутовства. Легко представить себе, как кто-нибудь среди шумерских храмовых чиновников применяет то же самое чувство юмора к символам, написанным на глиняной табличке, и извлекает из этой записи каламбурный и комический смысл – быть может, древний аналог короткой телевизионной комедии 1970-х гг., в которой покупатель в скобяной лавке читает из своего списка необходимых покупок fork handles («ручки вилок»), но продавец слышит four candles («четыре
свечи »).
Белый солнечный свет состоит из электромагнитных волн различных длин. Определенная длина волн соответствует каждому цвету. Если управлять пучком солнечных лучей стеклянной призмой, то станет видна радуга. При возникновении радуги множество маленьких дождевых капель образуют в воздухе призмы, через которые
светит солнце. Взаимодействие всех световых волн создает впечатление белого света. Цветные предметы осознаются как цветные только в том случае, если в спектре источника света имеются все соответствующие цвета. Это случается, например, на солнце, при лампах накаливания и люминесцентных лампах с хорошими качествами цветопередачи.
Врачеватели Месопотамии собственноручно собирали сырье, сортировали, хранили, варили снадобья на воде, меду, пиве, жире или уксусе. Подобно египетским, их микстуры и порошки состояли из множества компонентов. Вавилонские лекари использовали огромное количество трав, минералов или продуктов, полученных от животных. Из растений брались почти все части, включая корни и семена. Часто употреблялись культурные растения: лук, чеснок, салат-латук, огурцы, горох, листья и плоды фиников. Широкий спектр продуктов животного происхождения включал в себя воск, мед, кровь, экскременты, топленое масло, рыбий жир, раковины моллюсков, кожу козла и овцы. Заменяя ткань, кожа использовалась как перевязочный материал. Лекарственные средства наружного и внутреннего применения имели вид микстур, мазей, порошков, таблеток,
свечей и тампонов. Основная цель асу состояла в облегчении страданий, поэтому все усилия направлялись на то, чтобы остановить лихорадку, снять отек, понизить температуру тела, «успокоить выступающие сосуды конечностей».
Только в 1922 году удалось, наконец, Камерлингу Онесу, доведшему понижение температуры до —268,8 °C, сгустить этот «последний перманентный газ». Кезанг при – 271,9 °C заморозил гелий в твердое, абсолютно прозрачное тело. Это произошло в 1926 году. Камерлингу Онесу не удалось дожить до этого дня, он умер несколькими месяцами раньше. О гелии, об интересном пути его открытия, нам еще придется сказать в дальнейшем. Это легчаишии из газов, за исключением водорода, и идет он на наполнение дирижаблей, так как он не горюч и не взрывается в смеси с воздухом. Им же наполняют газосветные лампы, сигнализирующие сквозь туман. При прохождении через гелий тока такая лампа
светит красным светом.
Плоды пальм содержат жиры, то есть жирные масла, в большом количестве. Африканская масличная пальма используется, например, главным образом для получения пальмового и пальмоядрового масел, которые представляют собой основной предмет экспорта для стран тропической Западной Африки. Масличная пальма образует почти чистые насаждения в некоторых регионах Нигерии и Конго. Знакомство человека с этой пальмой произошло случайно: сами того не ведая, охотники и сменившие их позднее земледельцы создали условия для широкого распространения пальмы и возникновения ее культуры вырубкой леса, приводившей к смене растительности. Поэтому масличную пальму называют еще в шутку «пальмой покинутых стоянок человека». Пальмовое масло получается из мякоти плода. Оно богато каротиноидами, поэтому его применяют в производстве
свечей , смазок, мыла, при получении каротина. Пальмоядровое масло получают из семян. Это пищевое масло, применяемое в производстве маргарина. Оно похоже на кокосовое масло, и эти масла легко заменяют друг друга в пищевой промышленности.
Вдруг среди общего разгула появился Боуэрс, и за ним несколько человек внесли громадную «рождественскую елку» с ветвями, увешанными горящими
свечами , пестрыми хлопушками и маленькими подарками для всех, предусмотрительно заготовленными, как я потом узнал, сестрой Уилсона. Самую «елку» соорудил Боуэрс из палок и прутьев, искусно связанных бечевками; «ветви» он обернул цветной бумагой. Все это было сделано замечательно ловко, и раздача подарков доставила огромное удовольствие.
Очень сильную аллергию, как это ни удивительно на первый взгляд, вызывают
свечи . Их использование наносит значительный вред здоровью. При сгорании свечей высвобождаются свинец, ртуть, сажа, различные ароматические соединения и токсины. Все эти вещества очень неблагоприятно воздействуют на нервную и сердечно-сосудистую системы людей любого возраста, особенно детей и пожилых.