Связанные понятия
Корча́га — большой глиняный, в XIX веке также чугунный горшок или большая кринка с широким горлом с двумя вертикальными ручками. Использовалась для хранения различных пищевых продуктов и напитков (зерна, молока и т. п.). Например, корчага была пивная, бражная. Уменьшительное — корчажка.
Ендова ́ (также яндова́) — вид древнерусской братины, низкая и широкая медная (лужёная) или деревянная посуда с отливом в виде желобка, используемая для подачи алкогольных напитков (пива, браги, мёда, вина) на праздничный стол (во время пира) и их розлива по чаркам или стаканам.
Ту́ес , туесо́к, бурак — сосуд из бересты цилиндрической формы. Используется в быту для хранения различных пищевых продуктов и жидкостей, засолки грибов.
Луко́шко — небольшая ручная корзина из лубка или прутьев, предназначенная для сбора ягод и грибов. Возможно изготовление из бересты (берестяное лукошко). Выделяется из всех видов корзин, прежде всего, своей лёгкостью и возможностями приспособления к другим видам деятельности, например, посеву зёрен или сбору пчелиного роя (роевница или роёвка). И даже в качестве подушек.
Черни́льница — сосуд, в который во время письма периодически окунают незаправляемую перьевую ручку для набора порции чернил.
Упоминания в литературе
По словарю известного исследователя русской словесности Владимира Ивановича Даля туес – восточно-сибирское слово (уменьшительное – туесок) – «…бурак, бурачок, берестяная
кубышка, с тугою крышкою и со скобкой или дужкой в ней».
Местные названия. Астраханская водяная роза. Каспий, Алые или Пестрые кубышки, Кувшинчики, Купавки, Дикие орехи, Морские орехи, Чибак, Чебак, Египетский боб.
Связанные понятия (продолжение)
Тёрочник , тёрочный камень (англ. pestle, hand stone, rubbing stone, time stone, mano, muller; фр. broyeur, molette), по-другому, курант или пест (пест-тёрочник) (преимущественно если удлинённый и работает в вертикальном положении) — каменное орудие, используемое для растирания или толчения любых веществ (минералов, красок, лекарственных растений и т. п.). Так же называется верхний камень зернотёрки. Тёрочники применялись и для обработки других каменных изделий или строений путём их стачивания, шлифовки...
Тря́пка — кусок материи (ткани), как правило, используемый для вытирания, уборки, очистки, мытья. В технике принят термин — «ветошь». Кусок материи, используемый для протирки.
Полиме́нт (через нем. Poliment, из фр. Poliment, от Polir — полировать) — клеящий тёмно-коричневого оттенка состав под позолоту.
Шпа́тель (нем. Spatel лопатка) — резиновая, деревянная, пластмассовая, стеклянная или стальная пластина с ручкой.
Пе́пельница — сосуд для окурков и табачного пепла. Частый атрибут процесса курения.
Казеиновый клей — натуральный клей животного происхождения, основным веществом которого выступает казеин, получаемый из молочного белка.
Кура́нт (фр. courant — бегущий, текущий) — ручное орудие для растирания чего либо.
Зава́линка (синоним призба — при избе, укр. призьба, белор. прызба) — сооружение-насыпь вдоль наружных стен в основании по периметру деревянного дома (бани), служит для предохранения постройки от промерзания зимой. Завалинка может быть просто земляной насыпью вдоль стен. В более продвинутом варианте устраивается из досок, тёса (которые для красоты иногда даже белятся известью) или жердей, установленных на расстоянии 30—50 см от стен дома; в образованное пространство засыпают (заваливают) опилки...
Драгоценность — термин, широко используемый в быту и в литературе для указания на материальную и культурную ценность предмета и духовную сущность человека. Драгоценности могут выступать как дорогая вещь, например, ювелирные изделия, предмет важного исторического и общественного значения, то что представляется особенно дорогим и памятным для кого-либо, является талантливым, самобытным, отличается необходимыми для культуры качествами, свойствами.
Кашпо ́ (от фр. cache-pot, букв. «прятать горшок») — декоративный сосуд без отверстий в нижней части, внутрь которого ставится горшок с растением.
Ско́бель (струг, наструг, кородёр) — старинное орудие плотников в виде прямого или изогнутого ножа с рукоятями на концах, предназначенное для сдирания коры с брёвен и их первичного обстругивания, а также основная снасть для строгания вручную клёпок при изготовлении бондарной посуды (ушат, кадь и т. п.).
Горшо́к — (от горншек, горнчек, горнец; уменьшительно от горн) в традиционной русской культуре собирательное название разнообразных, обычно низких устойчивых, керамических сосудов с широким горлом, главным образом кухонных. Предназначались для готовки и хранения пищевых продуктов. Форма их идеально приспособлена для русской духовой печи. Размеры горшков разного назначения различны: от небольших — на 200—300 г каши — до 2—3-ведёрных. Чаще они не имели орнамента или украшались круговыми прямыми или...
Ковш , ковшик — ёмкость с одной рукоятью, предназначенная для питья и подачи напитков на стол, зачерпывания и переливания жидкостей, пересыпания сыпучих продуктов.
Чугу́н (чугуно́к) — крупный сосуд, горшок из чугуна (отсюда и название посуды), позднее также из алюминиевого сплава, округлой формы, для тушения и варки в русской печи. Особенностью чугуна является его форма, повторяющая форму традиционного глиняного печного горшка: зауженный к низу, расширяющийся к верхней части и снова сужающийся к горлу. Такая форма позволяет ставить чугун в печь и вынимать его из печи с помощью особого инструмента — ухватa, представляющего собою разомкнутое металлическое кольцо...
Кото́мка (котома́) — дорожный заплечный мешок на лямках из грубой холщовой ткани, сукна, кожи или замши. Вместе с посохом котомка является известным атрибутом странников, бродяг, нищих, богомольцев и других представителей «бродячей Руси» по выражению этнографа графа С. В. Максимова. Как и торба, являлся символом бедности и нищенства. Котомка широко используется в русских пословицах: «пойти по Руси с котомой», «пустить по белу свету с котомой», «не завидуйте тому, кто напялил котому», «ни хлеба в...
Клеевая живопись — живописная техника, использующая растительный или животный клей в качестве основного связующего вещества красок.
Таз — широкая и неглубокая, круглая или овальная ёмкость, лохань, больше для умывания, для варки варенья, для мелкой стирки и пр.; может быть с ручками; как правило, таз сделан из оцинкованного листового железа или пластмассы; бывает также эмалированным. Небольшие тазы — тазики — делались из меди, использовались для бритья; богачи предпочитали серебряные тазики для бритья.
Банка — сосуд, как правило, цилиндрической формы с широким отверстием вверху, в отличие от бутылки, с достаточно короткой и широкой горловиной либо вообще без горловины.
Люстр (от фр. lustre — глянец, блеск, лат. lustro — освещаю) — красители для росписи керамики, придающие изделиям металлический или перламутровый блеск различных оттенков.
Бёрдо , бёрдышко (фин. pirta, kaide, piirta, piirto, белор. бёрда, бярдо, укр. бердо, болг. бърдо, сербохорв. бр̏до, словен. brdȯ, словацк. brdo, чеш. brdo, польск. bardo) — орудие труда для ручного ткачества, род гребня.
Кельт или цельт (устар.) (англ. celt, socketed axe, нем. Tüllenbeil) — разновидность бронзового топора и мотыги со втулкой на месте обуха, направленной перпендикулярно лезвию, в которую вставлялась коленчатая или прямая рукоятка.
Цвето́чный горшо́к — это горшок для выращивания растений в искусственных (домашних) условиях, может иметь различные размеры и форму. В зависимости от материала изготовления горшки для цветов бывают: пластмассовые, керамические, металлические, глиняные, деревянные, стеклянные, каменные или поликарбонатные.
Расчёска — индивидуальный предмет быта для расчёсывания волос, массажа головы и нанесения воды на волосы. Также есть расчёски для шерсти животных. Существует два основных типа расчёски — гребень и щётка для волос (массажная щётка). Гребень также может служить украшением, например, как часть испанского национального костюма.
Трепа́ние — один из этапов подготовки льняного волокна к прядению. В процессе трепания из сырья (льняной соломы) выделяют волокна. Таким образом, в связи с тем, что нити находятся внутри льняного стебля для получения льноволокна необходимо удалить лишние элементы стебля. Трепание может осуществляться как вручную так и с помощью специальной машины-мельницы. Конечными продуктами трепания являются длинные льняные волокна (льноволокно), короткие грубые волокна (пакля) и отходы — одревесневшие части стеблей...
Галалит — пластмасса из казеина, казеин-формальдегидная смола, получаемая при обработке казеина формальдегидом. Коммерческое название «галалит» происходит от греческих слов γάλα (молоко) и λιθος (камень). Галалит — вещество без запаха, нерастворимое в воде, биоразлагаемое, неаллергенное, антистатическое и практически негорючее. В зависимости от удельного веса и содержания воды — прозрачное светло-жёлтое до совершенно непрозрачного темноокрашенного. Технология производства позволяла получать материал...
Шкату́лка (устар. ларе́ц, ла́рчик, бау́льчик, укла́дочка) — маленькая коробка или ящик обычно, но не всегда, в форме прямоугольного параллелепипеда, используемая для хранения драгоценностей, денег, бумаг и других мелких, но обычно ценных предметов. Шкатулки появились в глубокой древности и ведут происхождение, вероятно, от сундуков для хранения одежды.
Цемянка (от лат. caementum «щебень») — кирпичная или керамическая крошка, добавляемая в известковый раствор для кладки стен, и сам этот раствор. Широко использовался в древнем строительстве как связующее вещество аналогично современному цементу. Применение цемянки — характерная черта каменного зодчества Киевской Руси, обнаруживаемая в главнейших памятниках Киева (Софийский собор, Десятинная церковь и др.), Чернигова, Переяслава и т. д.Поскольку кирпич был цветной, цемянка как раствор получалась окрашенной...
Скань (восходит к др.-русск. съкань, от глагола съкати «сучить», «свивать в одну нить несколько прядей»), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.
Стеко́льщик — специалист, занимающийся резкой стёкол (зеркал). В качестве инструмента используютcя стеклорезы различных видов (алмазные и твердосплавные), линейки и метры — для отмеривания, угольники — для проверки прямых углов (в случае прямолинейной резки). Резка стекла производится, как правило на столе, который должен быть исключительно ровным, в противном случае повышается брак: стекло колется неровно. Стекольщики делают как прямолинейные, так и криволинейные нарезки. Существует множество способов...
Рейсфедер (нем. Reißfeder) — чертёжный инструмент для проведения линий и знаков на бумаге тушью или краской.
Кадка (кадь; от др.-греч. κάδιον, κάδος «кувшин, ведро», от др.-евр. kad) — ёмкость цилиндрической формы, сделанная из деревянных клёпок (дощечек) и обтянутая металлическими или деревянными обручами. Также являлась мерой зерна.
Кру́жка — посуда для хранения и употребления напитков, холодных или горячих (напр., молока, чая, кофе и т. п.), крупный толстостенный стеклянный или керамический (глиняный) стакан с ручкой на боковой поверхности . В общих чертах кружка имеет форму, приближающуюся к усечённому конусу или цилиндру, и варьирующуюся от одного производителя к другому.
Осело́к (водный камень) — брусок из мелкозернистого абразивного материала, применяемый для доводки вручную поверхностей и режущих кромок инструментов (резцов, пил, ножниц, бритв, ножей, кос и т. п.) после заточки.
Чувяки (адыг. цуакъэ — «обувь») — мягкая кожаная обувь без каблуков, распространённая на Кавказе и в Крыму. Так же называют вообще мягкие открытые туфли без каблуков. Их подразделяют по конструкции заготовки и материалам верха, они могут быть с задним и передним ремнями или без них. Детали верха изготовляют из натуральных и синтетических кож; подошвы могут быть кожаными, резиновыми или пластиковыми.Представляют собой кожаные тапочки с закрытой пяткой. Встречаются также матерчатые чувяки.
Подстака́нник — подставка, охватывающая и поддерживающая стеклянный стакан, в большинстве своём цилиндрической формы, имеющая ручку для того, чтобы употреблять горячий чай, не обжигая ладони. В России и СНГ подстаканники традиционно используются в железнодорожном транспорте как обязательный элемент сервировки стола (их использование значительно повышает устойчивость стаканов). Кроме того, подстаканники служат для отвода тепла, чтобы стаканы при наливании в них кипятка не лопались.
А́спидная или грифельная доска — письменная принадлежность в виде пластины из сланца, на которой некогда учились писать. Получила своё название из-за материала, чёрного твёрдого сланца — аспида. Вышла из употребления в середине XX века.
Рю́мка — вид стеклянной или хрустальной посуды для употребления спиртных напитков.
Набойка (набивка) — вид декоративно-прикладного искусства; получение узора, монохромных и цветных рисунков на ткани ручным способом при помощи форм с рельефным узором, а также ткань с рисунком (набивная ткань), полученным этим способом.
Ва́за — сосуд изящной формы с живописными или лепными украшениями, изготовленный из глины, фарфора, камня, стекла, металла и других материалов.
Андара́к (а́ндрак) — славянская женская поясная одежда типа юбки. В России андараки получили распространение в губерниях южнее Москвы — Рязанской, Тульской, Курской.
Глазе́т (фр. glacé — «блестящий») — разновидность парчи, ткань с шёлковой основой и металлическим утком серебряного цвета.
Однорядка — русская верхняя широкая, долгополая до щиколотки, женская и мужская одежда, без воротника, с длинными рукавами, под которыми делались прорехи для рук. Однорядка застегивалась встык, и часто опоясывалась.
Нубу́к — мелковорсистая кожа, в процессе выделки подвергающаяся хромовому дублению и шлифовке лицевой поверхности мелкоабразивными материалами, например, песком или мелкозернистой абразивной шкуркой. Нубук похож на замшу, однако изготавливается из других видов кожи, как правило, крупного рогатого скота.
Погреба́льная ма́ска — изделие декоративно-прикладного искусства, иногда из драгоценных металлов или камней (также из дерева, гипса или глины; у алеутов — из китового уса), которую в некоторых культурах клали при захоронении на лицо покойника перед погребением.
Зернь — мелкие золотые, платиновые или серебряные украшения в форме шариков диаметром от 0,4 мм, которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из скани. Зернь создаёт эффектную фактуру, игру свето-тени. Эта техника стала использоваться в Древней Руси с IX—X веков, обычно вместе с эмалью. Также добавлялись драгоценные камни.