Дым (налогообложение)

  • Дым — крестьянский двор, хозяйство одной малой или реже большой (неразделившейся) семьи, а также единица налогообложения в Великом княжестве Литовском в XIV—XVIII веках. Дым представлял собой комплекс хозяйственных построек, жилого дома, различных сельхозугодий, домашней скотины и сельскохозяйственного инвентаря. Дворы мещан также назывались дымами.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Инвентари (от лат. inventarium ― опись) ― описи магнатских владений XVI—XVIII веков в Речи Посполитой. Важнейший источник по истории имущественных и аграрных отношений в Европе. Разделяются на полные и краткие.
Сельская усадьба (крестьянская усадьба, агроусадьба) — дом в сельской местности для одной семьи, обычно с огражденным двором, включает жилище, место для скота, для хранения инвентаря, огород, иногда сад. В XXI веке термин часто используется для обозначения объектов сельского туризма — мест проживания и отдыха туристов.
Выгонные земли городов — земли, использовавшиеся для выпаса скота и других сельскохозяйственных нужд горожан. Этот вид земель был характерен для аграрных и индустриальных городских центров Западной Европы и России в Средние века и Новое время. Выгоны не входили в селитебную оседлость города, т. е. располагались за чертой жилой застройки. В России каждый вновь образовывавшийся город получал из казны выгоны, которые не могли быть отчуждаемы в частную собственность, и защищались законом от самовольного...
Двор (от. слав. -dvor в значениях «дом», «изба», «семья вместе со своим домом») — пространство земли, прилежащее к дому либо к жилым и хозяйственным помещениям. На селе — огороженный участок земли при доме, на котором расположены хозяйственные постройки; употребляется также в значении хозяйства в широком смысле: крестьянский двор, колхозный двор.
Фольва́рк (польск. folwark от диалектизма нем. Vorwerk) — хутор, мыза, усадьба, обособленное поселение, принадлежащее одному владельцу, помещичье хозяйство.

Упоминания в литературе

Вся земля – и та, которой пользовалась отдельная семья, или «дым», и та, которой пользовались все жители села (леса, выгоны, болота, озера, реки и т. д.), – считалась собственностью крестьянских объединений, называвшихся общиной, а затем громадой. Община несла ответственность за своевременное выполнение крестьянских повинностей, а позже стала принимать участие и в землеустройстве крестьянства. В крестьянской общине – истоки коллективизма, коллективистские традиции восточнославянской деревни. Крестьяне собирались и выполняли толоки (общие сезонные безвозмездные сельскохозяйственные работы), гвалты, или сгоны (общие срочные работы – строительство дорог, запруд, облавы на диких зверей, мероприятия, направленные на преодоление последствий стихийных бедствий и т. д.).
В 1894 году на Елецкой улице появились бани – на том самом месте, где и сегодня расположены «Удельные бани» (Елецкая ул., 15). В ЦГИА Санкт-Петербурга сохранилось целое архивное дело, оно так и называется: «О рассмотрении проекта торговых бань П.Я. Ершова на станции Удельной по Елецкой улице». Согласно протоколу заседания Строительного отделения С.-Петербургского губернского правления от 10 мая 1894 года, купец Ершов ходатайствовал о разрешении на принадлежавшем ему дворовом месте между Скобелевским, Удельным, Костромским проспектами и Елецкой улицами (то есть речь шла о целом квартале) построить торговые бани. Автором проекта выступал архитектор Малов. Как отмечалось в протоколе, представленный проект может быть утвержден с рядом условий, в том числе «чтобы дымовые трубы были устроены с таким расчетом и такой высоты, чтобы дым от них не распространялся на окрестности»; «чтобы бани были всегда снабжены чистой водой и чтобы грязные воды от бань не были спускаемы в окружающие открытые дорожные канавы, но были отводимы по указанию местной полиции и санитарного надзора в места безвредные для жителей».
Данные о численности категорий крестьянства в зависимости от формы их основных повинностей в пользу помещиков приведены в таблице № 10. За единицу подсчетов были взяты данные статистики о главах крестьянских семей, служивших основной единицей учета крестьянского населения в Королевстве Польском. Такой выбор представляется оптимальным. Учет по главам семей имеет наиболее полную исходную базу в источниках, соответствует старопольскому подворному учету «дымов» и в большей мере отражает статус крестьянского хозяйства, поскольку не фиксирует участия членов крестьянской семьи в дополнительных работах и промыслах.
Стало быть, звероловство здесь весьма сомнительно. Платеж дани мехами, конечно, говорит только о наличии мехов и об их ценности, и больше ни о чем[34]. Необходимо, наконец, пересмотреть и обычное понимание некоторых слишком хорошо знакомых и традиционно толкуемых мест летописи. К числу их относится и известное место под 859 г. о том, что «козари имаху на полянех и на северех и на вятичех, имаху по белей веверице от дыма». Но не правильнее ли будет читать «по беле и веверице», где «бель» будет серебряная монета? Тогда наше представление об этих племенах и характере их обложения представятся нам в другом свете[35]. Для решения этого вопроса совершенно необходимо в первую очередь обратить внимание не на предметы, которыми покоренное население облагалось в виде дани, а на единицу обложения. Это есть дым, или дом, рало, плуг. Дым, или дом, – это, несомненно, оседлое хозяйство – очаг, двор, индивидуальное хозяйство, поскольку оно облагается как особая хозяйственная единица. Плуг или рало говорят сами за себя. Все эти термины, в сущности, обозначают одну и ту же единицу обложения, в основе которой лежит сельское хозяйство.
Дом зажиточного горожанина представлял собой трехуровневую конструкцию, как правило объединенную с другим, жилым или хозяйственным, строением. Первый, именовавшийся подклетом, холодный этаж отводился для хранения продуктов, инструментов, содержания скота. Выше располагалась горница (от др.-рус. «горнее» – «верхнее») с печью, а на третьем этаже устраивалась светелка – самая теплая комната дома. Вход в полуземлянку начинался с сеней, где холодный воздух немного согревался, перед тем как попасть в жилище. В трехуровневых домах было гораздо чище и уютнее, чем в обычной землянке, ведь печь располагалась у входа и дым, минуя помещение, уходил в приоткрытую дверь.

Связанные понятия (продолжение)

Мула - имение, существовавшее на территории современного Сморгонского района Гродненской области c XVII века, уничтоженное в годы Второй мировой войны.
Присёлок (приселье, приселение, выселок, переседина, передселье, также поселица, осада, оседлость, селидба, место) — историческое название небольшого сельского поселения, отделённого от большого села, но связанного с ним. В названии присёлка обычно указывалось основное село, например, «села Семендяева присёлок Соболы».
Сельское хозяйство Древней Руси составляло одну из основ её экономики. Ряд историков рассматривал его в качестве господствующей отрасли древнерусского хозяйства. Особую роль в сельском хозяйстве играли княжеские и боярские земли.
Хозяйство башкир — совокупность предметов домашнего обихода, средств производства и производственных отношений для обеспечения жизнедеятельности башкир.
Ту́шино — местность и исторический район на северо-западе Москвы. Впервые упоминается как деревня в 1512 году. С 1938 года — город. С 1960 года — в составе Москвы. Ныне территория эта разделена на три района: Покровское-Стрешнево, Южное Тушино и Северное Тушино.
Гости́ный дво́р (от слова «гость») — комплекс зданий, предоставляющий услуги для оптовой торговли товарами и жизнедеятельности торговцев (обычно из других регионов). В крупных городах обычно существовало несколько гостиных дворов, практиковалось деление по географическому охвату (расположение в разных районах города), по отраслевому признаку, по национальному признаку. Гостиные дворы всегда создавались обособленно от других построек города и не принадлежали городским общинам, а составляли отдельную...
Сельцо́ (польск. siołko) — обособленный мелкий хуторок, исторический тип населённого пункта в России и Речи Посполитой, с XVI века: сельский населённый пункт без церкви, но хотя бы с одним двором землевладельца и комплексом хозяйственных построек, иногда с часовней.
Двор (от. слав. -dvor в значениях «дом», «изба», «семья вместе со своим домом») — в сельской местности все живущие в одном месте семейным союзом, так что крестьянская «семья» и «крестьянский двор» тождественны. Термин «двор» принимается за единицу счисления во многих случаях и в особенности при распределении натуральных повинностей.
Лесна́я да́ча — ограниченная часть лесных угодий в Российской империи, подчинённая единому хозяйственно-техническому плану и прикреплённая к какому либо владельцу. Большинство лесных дач было государственными (казёнными).
Ко́нная Ла́хта — исторический район Санкт-Петербурга (Приморский район), примыкает к Ольгино с севера. Включён в черту города 17 января 1963 года. В настоящее время входит в состав внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Лахта-Ольгино.
Село Михаила Архангела, на 1917 год — населённый пункт на левом берегу Невы за Невской заставой, между селом Смоленским и Фарфоровой колонией в 11 верстах от городской черты по Шлиссельбургскому тракту. В селе располагались...
Букеевская Орда (или Внутренняя Орда) — вассальное казахское ханство в составе Российской империи, существовавшее в 1801—1845 в междуречье Урала и Волги. Было создано в 1801 году пятью тысячами семей, переселившимися из Младшего жуза. Административно входило в Астраханскую губернию.
Да́ча — загородный дом для городских жителей, как правило, не используемый его владельцами для постоянного проживания.
Поселение Па́нское (Panskoe / Panskoye) 45°33′09″ с. ш. 32°48′47″ в. д. — представляет собой агломерацию античных греческих усадеб, состоящую из нескольких больших расположенных по соседству комплексов. Поселение Панское I — единственное из них, детально изученное археологами (исследования проводились Тарханкутской экспедицией ЛОИА АН СССР / ИИМК РАН в период 1969—1994 гг.). Усадьба расположена примерно в 5 км к юго-западу от села Межводное (Черноморский район, Крым).

Подробнее: Панское (усадьба)
Важница, или важня ― строение в городах и некоторых местечках Европы, где взвешивалось привезённое торговцами зерно, измерялись различные товары, предназначенные к продаже.
Но́вая Дере́вня (фин. Mantere) — исторический район Санкт-Петербурга на правом берегу Большой Невки, напротив Каменного острова (Приморский район). В административном устройстве Петербурга-Петрограда до 1917 года входила, наряду со Старой Деревней и Коломягами, в Новодеревенский участок.
Сельское общество (обчество, сельская община, крестьянская община, мир) — единица административно-хозяйственного самоуправления крестьян Российской империи. Несколько сельских обществ составляли волость. Сельские общества управлялись сельскими сходами, избиравшими сельских старост. До 1904 года они несли коллективную ответственность за уплату налогов своими членами.
Рядо́к — небольшое торгово-промысловое поселение в Древней Руси, преимущественно в Новгородской земле.
Мерчик (Всесвятское) — один из старейших усадебно-парковых комплексов Слободской Украины. Расположен на берегу реки Мерчик, на окраине посёлка Старый Мерчик Валковского района Харьковской области. Принадлежал Шидловским, которые, наряду с Кондратьевыми, были богатейшими землевладельцами Харьковской губернии.
Уса́дьба (от «садить», «сажать») — в русской архитектуре отдельное поселение, комплекс жилых, хозяйственных, парковых и иных построек, а также, как правило, усадебный парк, составляющих единое целое. Усадьбы появляются в XV веке в Московском государстве и связаны с системой поместья, когда помещик строил дом в деревне и окружал себя домочадцами.
Фермер (англ. farmer) — предприниматель, владеет землёй или арендует её, и занимается на ней сельским хозяйством. Также существуют фермеры, занимающиеся лесным хозяйством, в том числе и в России.
Вы́селок или вы́селки — вид крестьянских поселений, населённый пункт и адресный объект. Выселок принадлежал тому же владельцу, что и основное селение.
Личное подсобное хозяйство (ЛПХ) — натуральное хозяйство, использовавшееся крестьянами СССР с середины 1930-х годов как источник личного пропитания. Ввиду широко проводившейся в то время политики коллективизации положение крестьян резко ухудшилось и привело к голоду, что вынудило советские власти разрешить использование приусадебных земельных участков под личное хозяйство.
Уборть — исторические удел, имение, ключ, волость виленских бискупов (1412—1794), графа Я. Е. Сиверса (1794—1808) в Мозырском павете Киевского, позднее Менского воеводства ВКЛ, а затем Российской империи; размещался в поречье Уборти на части территории современного Лельчицкого района Гомельской области Беларуси.
Удельные крестьяне — категория феодально-зависимого сельского населения Российской империи конца XVIII — середины XIX века, образованная в 1797 году из дворцовых крестьян, на основании «Учреждения об Императорской фамилии». К удельным крестьянам относились крестьяне, проживавшие на удельных землях и принадлежавшие императорской семье. Крестьяне платили оброк и несли государственные повинности.
Ко́прино — село, располагавшееся на правом берегу реки Волги в Рыбинском уезде Ярославской губернии (ныне территория Рыбинского района Ярославской области). В настоящее время не существует. В 2010 году был открыт отель среднего класса «Бухта Коприно» под брендом "Heliopark Koprino Bay". В 2012 отель перешёл под управление сетью Mercure, а с сентября 2015 года работает под собственным управлением инвестора под названием "Парк-отель Бухта Коприно". Идёт благоустройство и освоение земель этого села...
Эстонская национальная архитектура состоит из нескольких традиционных стилей народной архитектуры Эстонии, олицетворённых в деревнях, фермерских хозяйствах и фермерских домах. Старейшие письменные источники, описывающие эстонские деревни, датированы XIII веком, когда они были упомянуты в летописцем Генрихом из Леттии...
Великокняжеское — село, одно из поселений России, основанное 63 семьями «русских немцев».
Полумы́за (нем. Landstelle, эст. poolmõis, maakoht) — существовавшая в 19-ом — начале 20-ого столетия в Остзейских губерниях самостоятельная в сельскохозяйственном отношении мыза, чаще всего небольшой площади, у которой отсутствовали права рыцарской мызы.
Петербургский форштадт — одно из исторических предместий Риги, административный район города, оформившийся в XVIII веке после создания и одобрения плана реорганизации городских предместий.
Ка́менка (Больша́я Ка́менка) — исторический район в Приморском районе Санкт-Петербурга с элементами промышленной застройки .
Система открытых полей (англ. open field system) — одна из систем землепользования в средневековой Европе, наиболее характерная для Англии. При системе открытых полей пахотные земли сельского поселения делились на наделы крестьян, которые не огораживались. В пределах одного поля каждый крестьянин имел одну или несколько полос пахоты, которые чередовались с полосами других крестьян и феодала, при этом, однако, сохранялось единство пахотного пространства, а поле обрабатывалось совместными усилиями...
Отре́зки (укр. відрізки) — насильно отрезанные от крестьянских наделов земли в пользу помещиков во время проведения крестьянской реформы 1861 года. Согласно «Положениям», по которым осуществлялась реформа, помещикам предоставлялось право забирать так называемые излишки земли у крестьян без их на то согласия, если крестьянское землевладение превышало заново установленные нормы наделов или если после выделения крестьянских наделов у помещиков оставалось меньше: В Черниговской и Полтавской губерниях...
Ху́тор (укр. хутір; мн. число хутора́) — малый населённый пункт, состоящий из одного, иногда нескольких домохозяйств; отдельная крестьянская усадьба с обособленным хозяйством. Житель хутора назывался хуторянином.
Село́ — один из видов населённых пунктов России, а также Украины, Белоруссии, Казахстана, Молдавии, Болгарии и Израиля, относящихся к так называемым сельским населённым пунктам.
Крестья́нин (мужик, землепашец, земледелец, селянин, поселянин, сельский обыватель) — сельский житель, занимающийся возделыванием сельскохозяйственных культур и разведением сельскохозяйственных животных как своей основной работой.
Шарва́рок (от нем. Scharwerk, Schar — толпа, отряд, ватага, Werk — действие, дело, работа) — на территории Королевства Польского и Великого княжества Литовского в XV — первой половине XVI веков, совместная работа, дополнительная феодальная повинность на сооружении и ремонте дорог, мостов, противопаводковых валов, переправ, помещичьих (шляхетских) зданий и других объектов.
Бу́тово — историческая местность к югу от МКАД, которая включает в себя два района Москвы: Северное и Южное Бутово, относящиеся к Юго-Западному административному округу, а также прилегающие к ним населённые пункты в восточной части Ленинского района Московской области, в том числе деревня Бутово, давшая название всей местности. Бутово является «спальным районом» с довольно благополучной экологией.
Микрорайон Фрязиново - микрорайон Вологды, назван в честь одноимённого села, ранее существовавшего на его месте. Микрорайон ограничен улицами Фрязиновская, Дальняя, Северная, Прокатова, Горького. Также по территории микрорайона пролегают улицы Карла Маркса и Судоремонтная.
Своеземцы, или земцы, — социальный слой крестьян-собственников. Был характерен для Новгородской и Псковской республик. Этого класса не существовало на всем пространстве княжеской Руси: там все крестьяне работали либо на государственных, либо на частных господских землях.
Земельная реформа 1919 года (эст. 1919. aasta maareform; нем. Estnische Landreform 1919) была националистической по сути...

Упоминания в литературе (продолжение)

Здание полицейской части, независимо, находилось ли оно на площади или где-либо на городской улице, ничем не отличалось от присутственных мест, но увенчивалось пожарной каланчой с открытой площадкой наверху: пожарные команды под руководством брандмейстеров находились при полицейских частях, так что во дворе части были конюшни для пожарных лошадей и сараи для пожарного инвентаря и повозок. На каланче круглосуточно дежурил пожарный часовой. Заметив в городе дым или огонь, он звонил в колокол и поднимал на мачте, венчавшей каланчу, фонари (ночью) или черные шары (днем), указывая тем самым на место и силу пожара. При полицейской части был суд по мелким уголовным и гражданским делам, и частная квартира, или съезжая для задержания нарушителей порядка и мелких преступников, а также для телесных наказаний приговоренных к ним частным приставом или направленных помещиками крепостных; наказание розгами производили пожарные солдаты. Так, в Рыбинске в 1811 г. имелись: «Полиция и при ней, для содержания от всех присутственных городских и уездных мест арестантов, тюрьма, деревянная… Съезжая, или дом для занятия принадлежностями городовой части, где помещается словесный частный суд и пожарные инструменты, деревянная…». По своей «необширности» (1498 жителей мужского пола и 1,5 тыс. женского) в 1811 г. Рыбинск в полицейском отношении делился на два квартала и управлялся с 1805 г. полицеймейстером, частным приставом и двумя квартальными офицерами (132; 29, 30). Вспомним, что в гоголевском городе, столь встревоженном приездом «инкогнито» Хлестакова, полицию осуществляли, кроме городничего, частный пристав и два квартальных.
Лучины были частой причиной пожаров. Крестьянские избы были черны от дыма. Двор и хлевы покрывались соломой.
На кIара готовилась еда, дым обогревал лахъру, на которой сидели, ели, занимались мелкими домашними хлопотами. Со временем их заменили железные печи, которые летом иногда убирали. Во второй половине XIX века появились стенные камины – тав – сначала в углу комнаты, затем в середине стены. Их порой строили в нескольких комнатах.
Для более раннего времени также известно о приходах казанских татар на Устюжскую землю. Во время прихода 700 татар весной 1446 г. после трёхдневной осады жители Устюга откупились 11 тысячами рублей. В ряде летописей эта выплата названа «копейщиной», а понимается под ней старинный копеечный сбор с дыма. В 1462 г. был приход к Устюгу татар с черемисами, а в 1468 г. татары пришли на верховья р. Юга и к Кичменгскому городку, который был ими сожжён, а люди уведены в плен. В следу ющем 1469 г. вологжане и устюжане стали участниками грандиозного общерусского похода на Казанское ханство. В нём погибло 110 устюжан, а остальных трёхсот Иван III наградил «по денге золотой», запасами (маслом) и одеждой (шубами, однорядками, сермягами).
В первой четверти XIX века научились изготавливать листовое железо, которое получило широкое распространение в больших городах, в том числе и в Москве. Хотя оно было очень дорогим, все домовладельцы, кто мог это себе позволить, стали крыть свои дома листовым кровельным железом. Окна в избах, топившихся «по-черному», были волоковые, небольшого размера. Такие окна прорезали между двух горизонтальных бревен и закрывали доской-задвижкой. Высота окна не превышала толщины бревна, а ширина была не больше полуторного размера высоты. Затягивали их бычьим пузырем, тонкой телячьей кожей. Очевидно, что дневного света такие окна почти не пропускали. Реже закрывали окна слюдой. Дым из топившейся «по-черному» печи выходил через дверь и волоковые окна. В 1727 году волоковые окна в Москве были запрещены особым указом.
Повседневную жизнь предместья нарушали пожары, эпидемии. В царствование Ивана Грозного в мае 1571 г. к Москве внезапно подступило 120-тысячное войско крымского хана Девлет-Гирея. Русская рать князя И.Д. Бельского успела преградить путь недругу в Замоскворечье. Большой полк встал на Большой улице (вероятно, Ордынке), полк правой руки – «в Якиманской улице», а передовой полк – на «Ногайскому лугу против Крутиц» (район современного Павелецкого вокзала). «И под Москвою бояре и воеводы билися…» – сообщает Разрядная книга. Иван Бельский был ранен, но татары не смогли прорваться в город. Тогда хан приказал поджечь неукрепленные посады. Выгорела вся Москва, тысячи людей погибли в огне и дыму, утонули, пытаясь спастись в реке.
Потек в пещеру дым. И не было в ней другого выхода, чтобы мог выбраться человек. От удушливого дыма погибли многие мирные жители, так и не покорившиеся злобному врагу.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я