Связанные понятия
Засте́нок (польск. zaścianek, белор. засценак) ― вид сельского поселения в Великом княжестве Литовском, а впоследствии и в Российской империи, образовавшийся в результате волочной померы XVI века. Застенки также существовали в некоторых регионах Польши.
Инвентари (от лат. inventarium ― опись) ― описи магнатских владений XVI—XVIII веков в Речи Посполитой. Важнейший источник по истории имущественных и аграрных отношений в Европе. Разделяются на полные и краткие.
Корчма ́, шино́к — питейное заведение, частное, неоткупное, с вольной продажей, иногда постоялый двор, с продажей крепких напитков. Древнеславянская корчма может считаться родоначальником кабака.
Воло́ка — единица измерения площади, равная 30 моргам или 20 десятинам (21,36 га), а также единица обложения в Великом княжестве Литовском.
Ветряная мельница (ветряк) — аэродинамический механизм, который выполняет механическую работу за счёт энергии ветра, улавливаемой крыльями мельницы. Наиболее известным применением ветряных мельниц является их использование для помола муки.
Упоминания в литературе
Социальное положение польского крестьянства определялось сохранением в польской деревне по существу феодальных отношений, усугублявшихся обезземеливанием крестьянства и консервацией его сословного неполноправия, которое зачастую приобретало крайние формы, мало чем отличавшиеся от крепостного права. В случае, если в крестьянском хозяйстве не было достаточных людских сил или рабочего скота, чтобы нести повинности на барщине, крестьянин – держатель надела должен был оставить свое хозяйство и, как правило, стать батраком, а помещик-землевладелец передавал его надел другому крестьянину, способному нести повинности. Часть урожая снопами или зерном крестьяне отдавали приходскому священнику в качестве десятины, иногда десятину переводили на деньги, однако в большинстве случаев она оплачивалась зерном с небольшой денежной доплатой. Крестьянские земли в основном были хуже, чем помещичьи, так как лучшие земли помещики постепенно присоединяли к
фольварку .
В результате проведения реформы создавались фольварочно-панщинные хозяйства, крупные латифундии, которые насчитывали тысячу и больше крестьянских дворов.
Фольварки представляли собой комплекс жилых и хозяйственных построек, вокруг которых размещались огороды, пахотные земли, сенокосы, леса, пруды для разведения рыбы, водяные мельницы, корчмы. Главное отличие фольварков от бывших поместий заключалось в том, что основная часть продукции, полученной в фольварке, предназначалась не для удовлетворения личных потребностей феодала и его двора, а для вывоза в качестве товара на местные или зарубежные рынки. В фольварках наряду с производством зерна осуществлялась заготовка лесоматериалов, пепла, поташа. Но главным все-таки было зерно. Поэтому в фольварках расширялись площади пахотных земель, как правило, за счет крестьянских.
Как известно, в ряде стран Восточной Европы, в частности, в Польше, помещики, принимавшие участие в торговле через своих управляющих, обменивали произведенный в барщинных
фольварках хлеб на западные предметы роскоши, и этот обмен служил непосредственным стимулом к распространению барщины и отягчению крепостничества.[616] Некоторые авторы проводили аналогию между процессом становления крепостничества в России и Восточной Европе, акцентируя роль экспортной торговли хлебом.[617] Действительно, русские помещики проявляли заинтересованность в налаживании хлебного экспорта, и отмена ограничений на экспорт стала одним из следствий революции 1762 года. Однако транспортные условия в то время не позволили наладить широкий вывоз хлеба из России. Лишь в немногих доступных для мирового рынка районах страны (в частности, на Смоленщине) получили развитие ориентированные на экспорт барщинные экономии.[618] В 1790-х годах среднегодовой экспорт хлеба из России составлял лишь 2,5 млн. пудов, тогда как из Польши только через Данциг экспортировалось 170 тыс. лаштов, то есть примерно 23 млн. пудов. По некоторым оценкам, общая масса продаваемого хлеба в России составляла в это время около 140 млн. пудов, таким образом, на экспорт шло лишь около 5 % товарных поставок.[619]
«Базарные площади облепились со всех сторон гостеприимными шинками, куда евреи всячески заманивали крестьян, приезжавших на торг, и где слабодушный хлоп нередко пропивал последнюю копейку, как и ныне пропивает ее. Базары сделались благодаря шинкам да корчмам притонами разгула, пьянства и нравственного растления. Благосостояние крестьян чахло, гибло и пришло, наконец, к тому, что в настоящее время, когда крестьянин стал свободным землевладельцем, земля его, принадлежащая ему, на самом-то деле принадлежит корчмарю-еврею, ибо нет почти такого крестьянина, который не состоял бы в неоплатном и вечном долгу этому корчмарю своей деревни. Евреи веками высасывали крестьянские пот и кровь, веками обогащавшись за счет холопского труда и хозяйства. Такой порядок вещей давно уже породил в высшей степени напряженное, ненормальное состояние, продолжающееся и по сей день и отразившееся инерцией и вредом на все классы производителей. Довольно будет, если мы для более наглядного примера скажем, что в 1817 г. на 655 ярмарочных и торговых мест одной лишь Гродненской губернии было 14 000 шинков и корчм, содержимых исключительно евреями, стало быть, более чем по 12 на каждое место! Четырнадцать тысяч кабаков в области, которая имеет всего лишь около 6000 разного рода поселений – местечек, деревень, усадеб,
фольварков и т. п.!»[29].
Связанные понятия (продолжение)
Разде́лы Ре́чи Посполи́той , разде́лы По́льши (польск. Rozbiory Polski, rozbiory Rzeczpospolitej) — раздел территории польско-литовского государства (Речи Посполитой) между Прусским королевством, Российской империей и Австрийской империей в конце XVIII века (1772—1795).
Месте́чко (польск. miasteczko, белор. мястэчка, укр. мiстечко, чеш. městys (městečko), лит. miestelis, латыш. miests) — один из типов населённых пунктов, исторически — сложившаяся разновидность поселения в Речи Посполитой, то есть на территории современной Белоруссии, Литвы, восточной Латвии, Польши, Украины и западной России, часто — со значительной долей еврейского населения, еврейским местечком (идиш שטעטל — штетл, букв. «городок»).
Вели́кое кня́жество Лито́вское (ВКЛ; лат. Magnus Ducatus Lithuaniae), полное название — Вели́кое кня́жество Лито́вское, Ру́ское, Жема́йтское и ины́х — восточноевропейское государство, существовавшее с середины XIII века по 1795 год на территории современных Белоруссии (полностью), Литвы (за исключением Клайпедского края), Украины (большая часть, до 1569 года), России (юго-западные земли, включая Смоленск, Брянск и Курск), Польши (Подляшье, до 1569 года), Латвии (частично; после 1561 года), Эстонии...
Лито́вская ме́трика (сокращённо от Метрика Великого княжества Литовского; от лат. matricula — канцелярская книга) — собрание специфических материалов (тетрадей, книг) канцелярии Великого княжества Литовского XV—XVIII веков с копиями документов, издаваемых от имени великого князя, рады, сеймов и подлежащих неограниченному по времени хранению. Кроме того, в состав метрики входили и некоторые другие материалы, в частности перевод ярлыков крымских ханов, списки с московских дипломатических документов...
Уборть — исторические удел, имение, ключ, волость виленских бискупов (1412—1794), графа Я. Е. Сиверса (1794—1808) в Мозырском павете Киевского, позднее Менского воеводства ВКЛ, а затем Российской империи; размещался в поречье Уборти на части территории современного Лельчицкого района Гомельской области Беларуси.
Мула - имение, существовавшее на территории современного Сморгонского района Гродненской области c XVII века, уничтоженное в годы Второй мировой войны.
Агрогородо́к (белор. аграгарадок) — тип сельских населённых пунктов в Белоруссии.
Дым — крестьянский двор, хозяйство одной малой или реже большой (неразделившейся) семьи, а также единица налогообложения в Великом княжестве Литовском в XIV—XVIII веках. Дым представлял собой комплекс хозяйственных построек, жилого дома, различных сельхозугодий, домашней скотины и сельскохозяйственного инвентаря. Дворы мещан также назывались дымами.
Плебания (польск. plebania, белор. плябанія) — двор священника католической, реформаторской или униатской церкви в Польше и в Белоруссии в XVI—XX веках. Обычно располагался около храма, включал жилой дом и хозяйственные постройки. Использовались плебании и как своеобразные общественные центры (типография в несвижской плебании, 18 в.). Деревянная жилая застройка выполнялась преимущественно в традициях народного зодчества. Планировка дома обычно 3-камерная, в XIX — нач. XX века более сложной структуры...
Околица (от околъ «окружность, близость») — изгородь вокруг деревни или у края деревни; вообще край деревни. Также — место вокруг селения, окрестность, округа. В переносном значении — окольная дорога, т. е. окружная, в объезд.
Сельская гмина (польск. gmina wiejska) — гмина Польши, территория которой не имеет в своем составе ни одного города (иногда правление такой гмины находится в соседнем городе).
Чинш (польск. czynsz, нем. Zins — процент, от лат. census) — в Речи Посполитой оброк (деньгами), платившийся с земли или дома, отданных в чужое продолжительное владение.
Присёлок (приселье, приселение, выселок, переседина, передселье, также поселица, осада, оседлость, селидба, место) — историческое название небольшого сельского поселения, отделённого от большого села, но связанного с ним. В названии присёлка обычно указывалось основное село, например, «села Семендяева присёлок Соболы».
Среди́нная Литва ́ (польск. Litwa Środkowa, белор. Сярэдняя Літва, лит. Vidurinė Lietuva) — частично признанное государство (октябрь 1920 — март 1922) на территориях современной Литвы и Белоруссии, занятых в октябре 1920 войсками генерала Люциана Желиговского, с центром в Вильне. Образовалось при негласной поддержке польских властей и де-факто являлось марионеточным государством Польши, которая была единственным государством, признавшим её независимость. Позже вошло в её состав.
Столо́вое име́ние (польск. dobra stołowe) — в Речи Посполитой, переданное в личную собственность монарха государственное имение, обеспечивающее доходом королевский престол. Позже столовые имения были переименованы в «экономии». По-русски также употребляется термин «королевские имения».
Ревизская душа — единица ревизского учёта лиц мужского пола, входивших в податные сословия, для налогообложения в Российской империи. Использовалась с 1718 по 1887 год, а в Сибири — до 1899 года. Термин «ревизская душа» появился в указе Петра I от 26 ноября 1718 года при замене подворного обложения подушной податью. Каждая ревизская душа считалась в наличии даже после смерти вплоть до следующей переписи (отсюда — «Мёртвые души»).
Земяне — категория военнослужилого населения Польши и Великого княжества Литовского в XVI—XVIII вв.
Земельная реформа 1920 года (лат. 1920. gada agrārā reforma Latvijā) была националистической по сути земельной реформой (фактически экспроприацией), проведенной в интересах титульной национальности первой Латвийской Республикой в 1920 году в ходе так называемой Войны за независимость. Реформа осуществила национализацию латифундий остзейского дворянства, поделила их на более мелкие земельные наделы, переданные в собственность безземельным представителям титульной нации для ведения фермерского хозяйства...
Сельское общество (обчество, сельская община, крестьянская община, мир) — единица административно-хозяйственного самоуправления крестьян Российской империи. Несколько сельских обществ составляли волость. Сельские общества управлялись сельскими сходами, избиравшими сельских старост. До 1904 года они несли коллективную ответственность за уплату налогов своими членами.
Ма́нор (англ. manor) — феодальное поместье в средневековых Англии и Шотландии, основная хозяйственная единица экономики и форма организации частной юрисдикции в этих государствах. Манор представлял собой комплекс домениальных земель феодала, общинных угодий и наделов лично-зависимых и свободных крестьян, проживающих во входящей в состав манора деревне. Основой манориального хозяйства были отработочные повинности зависимых категорий крестьян (вилланов, коттариев, хазбендменов) и судебная юрисдикция...
Госуда́рственные крестья́не — особое сословие крестьянства в России XVIII—XIX века, численность которого в отдельные периоды доходила до половины земледельческого населения страны. В отличие от помещичьих крестьян они считались лично свободными, хотя (до отмены крепостного права) и прикреплёнными к земле.
Выгонные земли городов — земли, использовавшиеся для выпаса скота и других сельскохозяйственных нужд горожан. Этот вид земель был характерен для аграрных и индустриальных городских центров Западной Европы и России в Средние века и Новое время. Выгоны не входили в селитебную оседлость города, т. е. располагались за чертой жилой застройки. В России каждый вновь образовывавшийся город получал из казны выгоны, которые не могли быть отчуждаемы в частную собственность, и защищались законом от самовольного...
Чересполосица (также узкополосица, многополосица, длиннополосица) — термин, используемый в русской историографии для обозначения расположения земельных участков одного хозяйства полосами вперемежку с чужими участками. Чересполосица возникала в России при регулярных переделах общинной земли.
Крепостно́е пра́во — совокупность юридических норм, закрепляющих запрет крестьянам уходить со своих земельных наделов без разрешения властей (то есть прикрепление крестьян к земле или «крепость» крестьян земле; беглые подлежат принудительному возврату), наследственное подчинение административной и судебной власти определённого феодала, лишение крестьян права отчуждать земельные наделы и приобретать недвижимость, иногда — возможность для феодала отчуждать крестьян без земли.
Крестья́нин (мужик, землепашец, земледелец, селянин, поселянин, сельский обыватель) — сельский житель, занимающийся возделыванием сельскохозяйственных культур и разведением сельскохозяйственных животных как своей основной работой.
Отре́зки (укр. відрізки) — насильно отрезанные от крестьянских наделов земли в пользу помещиков во время проведения крестьянской реформы 1861 года. Согласно «Положениям», по которым осуществлялась реформа, помещикам предоставлялось право забирать так называемые излишки земли у крестьян без их на то согласия, если крестьянское землевладение превышало заново установленные нормы наделов или если после выделения крестьянских наделов у помещиков оставалось меньше: В Черниговской и Полтавской губерниях...
Землевладе́ние — это обладание участком земли юридическим или физическим лицом на определенных основаниях (право собственности, право пользования и так далее).
Крестьяне-дарственники — бывшие крепостные крестьяне в России получившие в результате Крестьянской реформы 1861 года дарственные наделы. Такие наделы размером не менее 1/4 высшего надела для данной местности, предусмотренного по Положениям 19 февраля, предоставлялись крестьянам безвозмездно по соглашению с помещиками. В среднем надел крестьян-дарственников составлял около 1 десятины на мужскую душу и был значительно меньше, чем дореформенный.
Общи́на — традиционная форма социальной организации. Первобытная (родовая) община характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма — соседская (территориальная, сельская), сочетает индивидуальное и общинное землевладение.
Госуда́рственная мы́за , также коро́нная мыза, казённое име́ние (нем. Krongut, Königsgut, польск. Królewszczyzna, эст. riigimõis, kroonumõis, латыш. kroņa muiža) — мыза, находившаяся в собственности государства (короны). Государственной мызой руководили назначенные чиновники, в чьи обязанности входило управление производством и обеспечение доходов государства, или избранные государством арендаторы, выплачивавшие ему арендную плату.По сравнению с рыцарскими мызами государственные мызы обычно были выстроены...
Вотчинная промышленность — промыслы и промышленные предприятия, в основе которых лежал принудительный труд лично или поземельно зависимых простолюдинов, преимущественно крестьян. Произошла из вотчинного ремесла, которое оформилось в Киевской Руси.
Земельный переде́л (от рус. переделать — сделать заново по-другому) — один из способов регуляции крестьянской общиной в России уравнительного землепользования, постоянно нарушаемого изменениями в семейном составе и количестве дворов членов общины. При крепостном праве земельный передел производился или контролировался помещиком.
Майер (нем. Meier, Mehre, Meyer, Maier, Mäher, Mäger, Major, Meiur, Mayr) — первоначально означал должностное лицо, служившее у дворянина или священнослужителя-землевладельца в качестве управляющего его недвижимым имуществом. Начиная с позднего Средневековья термин приобрёл значение «арендатор» или «независимый фермер».
Латифу́ндия — землевладение, занимающее большую площадь. В Древнем Риме латифундиями (лат. lātus «просторный» + fundus «ферма, недвижимость») назывались обширные поместья, специализирующиеся на экспортных областях сельского хозяйства: выращивании зерновых, производстве оливкового масла и виноделии. Они были характерны для Великой Греции, Сицилии, Египта, Северной Африки и провинции Бетика в Испании. Древнеримские латифундии были наиболее близки к современному индустриальному сельскому хозяйству...
«Непохожие» крестьяне — в XV—XVI веках основная категория сельского населения Великого княжества Литовского, живущего в течение длительного времени на одном месте, и от этого подвергшаяся закрепощению и утрате права перехода между феодалами (ставшая «непохожей»). Закрепощение непохожих крестьян усиливалось каждой последующей редакцией Литовского статута.
Старожильцы — категория крестьян феодальной Руси XIV—XVII веков. Термин «старожильцы» в этом значении встречается в источниках XIV—XVII веках. Появился в XIV веке в силу необходимости отмежевать старинных феодально-зависимых крестьян от увеличившейся массы «новоприходцев». Старожильцы являлись исконными тяглыми крестьянами, жившими на определённых земельных участках. В XV веке старожильцы пользовались правом свободного перехода (до Судебника 1497 года), но находились в наиболее прочной зависимости...
Удельные крестьяне — категория феодально-зависимого сельского населения Российской империи конца XVIII — середины XIX века, образованная в 1797 году из дворцовых крестьян, на основании «Учреждения об Императорской фамилии». К удельным крестьянам относились крестьяне, проживавшие на удельных землях и принадлежавшие императорской семье. Крестьяне платили оброк и несли государственные повинности.
Котта́рии (лат. cottarii; англ. cottars) или ко́ттеры (англ. cotter) — категория малоземельного зависимого крестьянства в средневековых Англии и Шотландии. От основной массы лично несвободных крестьян (вилланов в Англии, хазбендменов в Шотландии) коттарии отличались незначительностью размеров своего надела и относительно необременительными отработочными повинностями, что превращало этот слой в сельскохозяйственных наёмных рабочих.
Ры́царская мы́за (лат. praedium nobilium sive equestrum, нем. Rittergut, эст. rüütlimõis, лит. domenas) — тип мызы в Остзейских губерниях Российской империи, в Пруссии и некоторых других странах Европы. Владение рыцарской мызой было связано с определенными правами, привилегиями и обязанностями.
Дехка́не (туркм. daýhan, перс. dehqān دهقان, тадж. деҳқон, узб. dehqon, деҳқон «землевладелец») — обозначение среднеазиатских крестьян.
Копиго́льд (англ. copyhold — держание по копии, от copy — копия и hold — держание) — форма феодальной зависимости крестьян от дворян, при которой безземельные крестьяне были вынуждены арендовать наделы для прокорма. Основная форма феодально-зависимого крестьянского держания в Англии в позднее Средневековье и в начале нового времени.
Крепостное право в России — существовавшая, начиная с Киевской Руси XI века, система правоотношений, вытекавших из зависимости земледельца-крестьянина от помещика, владельца земли, населяемой и обрабатываемой крестьянином.
Городска́я мы́за (нем. Stadtgut, эст. linnamõis) — тип мызы в остзейских губерниях Российской империи; большое земельное владение, принадлежавшее городу.
Система открытых полей (англ. open field system) — одна из систем землепользования в средневековой Европе, наиболее характерная для Англии. При системе открытых полей пахотные земли сельского поселения делились на наделы крестьян, которые не огораживались. В пределах одного поля каждый крестьянин имел одну или несколько полос пахоты, которые чередовались с полосами других крестьян и феодала, при этом, однако, сохранялось единство пахотного пространства, а поле обрабатывалось совместными усилиями...