Дама (карта)

  • Да́ма — игральная карта с изображением женщины (русское название «краля»). По старшинству обычно стоит ниже короля, но выше валета и имеет числовое значение двенадцать.

    В средневековой Франции, где карты появились примерно в XIV веке, "картинки" были связаны с теми или иными историческими или легендарными персонажами. Дамы соответствовали следующим лицам:

    * Дама пик: Афина, богиня мудрости в древнегреческой мифологии.

    * Дама червей: Юдифь, библейский персонаж.

    * Дама бубён: Рахиль, библейский персонаж.

    Дама треф называлась «Argine». Происхождение слова точно не установлено. Возможно, это анаграмма латинского слова Regina, означающего Королева, или искажённое Argea (Аргия) — имя, принадлежащее нескольким персонажам древнегреческой мифологии. Иногда даму треф ассоциируют с Гвиневрой, легендарной супругой короля Артура. В неё, согласно эпическим сказаниям, был влюблен рыцарь Артура Ланселот, которому традиционно соответствует валет треф.В стандартной англо-американской колоде дамы (и другие «картинки») не обозначают конкретных лиц, хотя даму червей обычно ассоциируют с Елизаветой Йоркской, супругой английского короля Генриха VII, изображая её в соответствующем головном уборе.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Игра́льные ка́рты — прямоугольные листы из картона или тонкого пластика, используемые для карточных игр, а также фокусов, гадания и другого.
Вале́т (от араб. الولد, — «мальчик» через фр. valet — личный слуга, кавалер, лакей, камердинер; старое русское название «холоп», «хлап») — игральная карта с изображением молодого человека. Обычная стоимость валета 11 (то есть, ниже дамы и выше 10), хотя в некоторых играх типа блэкджека (буквально «чёрный валет») его стоимость равна 10. Валет — максимально возможная карта в немецком «скате», а козырной валет — в деберце. Во многих играх (например, в таких как деберц или белот) он меньше десятки по...
Туз (от ср.-в.-нем. tûs/dûs через польск. tuz) — исторически, игральная карта достоинством в одно очко, а в некоторых играх в 11.
Пиковый туз — игральная карта с одним очком (туз) пиковой масти. В англоязычных странах, где пики считаются старшей мастью, пиковый туз традиционно считается самой старшей картой в колоде, хотя в некоторых карточных играх его старшинство может быть и другим.
Карты таро́ — система символов, колода из 78 карт, появившаяся предположительно в Средневековье в XIV—XVI веке, в наши дни используется преимущественно для гадания, также сохранилась, по крайней мере, одна карточная игра с использованием полной колоды таро. Изображения на картах таро имеют сложное истолкование с точки зрения астрологии, оккультизма и алхимии, поэтому традиционно таро связывается с «тайным знанием» и считается загадочным.

Упоминания в литературе

Видимо, вслед за Италией и Испанией карты заинтересовали жителей Германии, а потом и Франции, где и сложилась «классическая», или «французская», колода с хорошо известными нам названиями и обозначениями мастей. Каждая масть представлена тузом, Валетом, Дамой, Королем и числовыми картами от двойки до десятки. Также в колоде имеются два Джокера. (На этих картах обычно изображен смеющийся шут; когда сложился этот образ, неизвестно. Видимо, классический Джокер появился уже в европейских колодах. В большинстве игр такая карта может служить заменой любой другой. И, несомненно, изображения с аналогичными правами имелись в колодах издавна, но, видимо, выглядели иначе). В изначальном («полном») варианте «французской» колоды 54 карты, но возможны вариации: например, с Джокерами или без оных, с исключением карт небольших достоинств и так далее.
Четыре восьмерки, как и четыре семерки, практически не имеют специального значения. Преобладание мелких карт – безотрадное время, безденежье, «серые» дни, особенно, если эти карты сосредоточены в правой части раскладки (в ближайшем будущем). А вообще восьмерка обозначает дом дамы, соответствующей масти, а туз – дом короля. Иначе четыре восьмерки обозначают удар, а четыре семерки – интригу.
Традиция присваивать фигурным картам названия сохранилась в разном виде в зависимости от района Франции; часто наименования выбирались в честь местных выдающихся персонажей или героев легенд и мифов. В парижской коллекции находится печатный лист игральных карт XV в. с впервые нанесенными именами Александра, Цезаря, Карла Великого и Давида, которые позже, при Генрихе IV, стали применять в качестве имен четырех карточных королей. Имена Рахили, Аргины, Паллады и Юдифи присвоили дамам, а Гектора, Ланселота, Роланда и Хогера – валетам.
Самая древнейшая колода карт в Париже хранится в Публичной библиотеке, она относится к 1390–1393 годам. С XV столетия распространилась карточная игра на деньги. В основании карточной игры лежала идея о сражающихся сторонах и первоначально состояла из восьми солдат (2–9 очков), валета (valet), шталмейстера, королевы, дамы и короля. Туз служил знаменем каждого отдела. Карты имели различные названия у разных народов. Во Франции королю, даме и валету давали имена исторические.
«Табличка Исиды, – пишет Леви, – есть ключ к древней Книге Тота, пережившей многие века, и на ней изображены древние карты Таро». Для него Книга Тота была сутью эзотерического учения египтян; после заката цивилизации египетская мудрость выкристаллизовалась в иероглифическую форму Таро. Понимание Таро было частично или полностью забыто или искажено, и его символы-картины попали в руки гадателей и любителей азартных игр. Современная колода Таро состоит из 78 карт, из которых 22 образуют специальную группу изображений. Оставшиеся 56 карт состоят из четырех мастей, в каждую из которых входят десять нумерованных карт и четыре «костюмные» карты: Король, Дама, Рыцарь и Валет. Масти таковы: Мечи, Чаши, Ветки и Монеты, соответствующие пикам, червам, трефам и бубнам. Нас интересуют 22 карты, которые занимают особое место в колоде Таро и являются прямыми потомками Иероглифического Таро. Эти 22 карты соответствуют 22 буквам еврейского алфавита и других священных алфавитов, и естественно распадаются на три множества: Троицу Матерей, Гептаду двойных букв и Дуодекаду простых букв. Сгруппированные в триады Гептад плюс одна отдельная карта, они рассматриваются как система Инициации» (см. «Табличка Исиды» У. Уэсткотта).

Связанные понятия (продолжение)

Пятёрка — игральная карта достоинством в пять очков. Входит в состав 54- и 52-карточной колоды, отсутствует в 36- и 32-карточной колодах.
Карточная масть — это одна из нескольких категорий, на которые делятся карты в колоде. Чаще всего каждая карта имеет один из нескольких символов, показывающих, к какой масти она относится. В качестве альтернативы или в дополнение масть может выделяться отдельным цветом при печати карт. Большинство карточных колод устанавливают также ранг каждой карты и могут содержать специальные карты в колоде, которые не имеют масти, чаще всего их называют джокерами ? .
Ханафуда (яп. 花札) — разновидность колоды игральных карт японского происхождения, используемая для нескольких игр, и сами игры с использованием такой колоды.
Двойка — игральная карта достоинством в два очка. Входит в состав 54- и 52-карточной колоды, отсутствует в 36- и 32-карточной колодах.
Атла́сные ка́рты — игральные карты с рисунком карт, созданным в середине XIX века академиком живописи Адольфом Иосифовичем Шарлеманем (Боде-Шарлемань), ставшим обычным для России и используемом по настоящее время.

Подробнее: Атласная колода
Игра́льная кость — популярный источник случайности в настольных играх (особенно в одноимённой игре). Среди ролевиков также распространён англицизм «дайс» (англ. dice). В Средней Азии и на Кавказе называются зары (зарики); ед.ч. — зарик. Обиходное название — «кубик».
ОС-тан (англ. OS-tan, где OS — операционная система) — это феномен Интернета или мем, который произошел из обсуждения на японском «имиджборде» Futaba Channel. ОС-тан представляет собой олицетворение определенных операционных систем, выполненное в аниме-стилистике. Как правило, изображается в виде девушки. Чаще всего представительницы семейства ОС Microsoft Windows, обычно изображаются как сестры разного возраста.
Игра престо́лов (ЖКИ, живая карточная игра) (англ. A Game of Thrones: Living Card Game) — настольная игра по мотивам цикла романов «Песнь Льда и Огня» (англ. A Song of Ice and Fire, другой вариант перевода — Песнь Льда и Пламени) американского писателя-фантаста Джорджа Мартина .
Джо́кер (англ. joker, «шутник») — представляет собой специальную карту, входящую в стандартную 54-картовую французскую колоду. В большинстве карточных игр джокер может выполнять роль любой другой карты, как и в простом ходу, так и при составлении комбинаций.
Насто́льная игра́ — игра, основанная на манипуляции относительно небольшим набором предметов, которые могут целиком разместиться на столе или в руках играющих. В число настольных игр входят игры со специальным полем, карточные игры, кости, солдатики и другие. Игры данной категории, в отличие от спортивных и видеоигр, не требуют активного перемещения игроков, наличия дополнительного технически сложного инвентаря или специальных сооружений, игровых площадок, полей и т. п.
Пасья́нс (фр. patience — терпение) — карточная игра для одного человека. Играющий раскладывает карты, придерживаясь определённых правил и, чаще всего, преследуя некоторую цель. В зависимости от правил цель может быть достижима в той или иной степени благодаря интеллектуальным усилиям играющего и благодаря случайности (зависящей от расклада). Последнее позволяет использовать пасьянсы для гадания.
Мака дай дай сёги (摩訶大大将棋 или 摩?大大象戯 (яп. мака огромные шахматы)) — настольная игра шахматного типа для двух игроков, средневековый вариант сёги на доске 19 × 19.
Ута-гарута (яп. 歌ガルタ, «песенные карты») — японская настольная игра, в которой игроки должны идентифицировать разложенные на столе (на полу) карты с текстом стихотворений с теми, что находятся на руках.
Элузис — индуктивная карточная игра, в которой один игрок загадывает правило раскладки карт, а другие, глядя на разложенные карты, должны его угадать. Элузис — одна из первых игр, моделирующих изучение законов природы и развивающих не только логическое, но и индуктивное мышление.
Это статья об азартной игре. См. также Пасьянс Маджонг.Маджонг или мацзян (кит. трад. 麻將, упр. 麻将, пиньинь: májiàng, палл.: мацзян) — китайская азартная игра с использованием игральных костей для четырёх игроков (каждый играет за себя). Широко распространена в Китае, Японии и других странах Восточной и Юго-Восточной Азии. Игра ведётся костями, напоминающими костяшки домино, по правилам подобна покеру, требует от играющих таких качеств, как опыт, память и наблюдательность. В игре присутствует также...

Подробнее: Маджонг
Сенет (егип. «zn.t», позже «sn.t» или «sni.t» — «прохождение») — древнеегипетская настольная игра. Возможно, старейшая известная игра с передвижением фишек на доске.
В шахматах существует шесть разных (видов или наименований) фигур — король, ферзь, ладья, слон, конь и пешка. В шахматы играют два соперника: один играет белыми фигурами, другой чёрными. У каждого игрока 16 фигур — один король, один ферзь, две ладьи, два слона, два коня и восемь пешек. Каждая из этих фигур ходит по шахматной доске.

Подробнее: Шахматные фигуры
Король (яп. 王将 о:сё, «королевский генерал»), сокращённо о: (яп. 王) — главная фигура в японских шахматах сёги. Захват короля противника (мат) означает победу в партии.
«Пасьянс» унаследовал свою надёжность от неотъемлемой хаотичности положения карт при перетасовке колоды. Производя определённые манипуляции с простой колодой карт, человек, шифрующий сообщение может создать случайную последовательность символов, которые впоследствии объединяются с сообщением. Этот алгоритм может показаться достаточно ненадёжным, но по словам самого Шнайера «Пасьянс» может выдержать даже атаку самых сильных военных противников с огромным финансированием, мощными компьютерами и отличными...
Чатура́нга (санскр. चतुरङ्ग; caturaṅga IAST) — древнеиндийская игра, считающаяся прародителем шахмат, сёги и многих других игр. Известен вариант чатуранги для двух игроков, похожий на современные шахматы, и — с XI века — вариант для четырёх игроков (его ещё называют «чатураджи»). Полностью правила игры неизвестны, в источниках содержатся описания ходов фигур, у разных авторов имеющие некоторые отличия.
Танграм (кит.七巧板, пиньинь qī qiǎo bǎn, букв. «семь дощечек мастерства») — головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.). Фигура, которую необходимо получить, при этом обычно задаётся в виде силуэта или внешнего контура. При решении головоломки требуется соблюдать два условия: первое — необходимо использовать все семь фигур танграма...
Скрэббл (англ. Scrabble — «рыться в поисках чего-либо») — настольная игра, в которой от двух до четырёх играющих соревнуются в образовании слов с использованием буквенных деревянных плиток на доске, разбитой на 225 квадратов. В русскоязычной среде известна также под названиями «Эрудит» или «Словодел». На русском языке игра впервые описана в журнале «Наука и жизнь» (1968, № 7) под названием «Крестословица».
Коллекционная карточная игра (ККИ, англ. Collectible Card Game, Trading Card Game) — разновидность настольных и компьютерных игр. В отличие от традиционных карточных игр, коллекционные карточные игры используют специальные карты, схожие с коллекционными карточками. В крупных коллекционных карточных играх могут существовать тысячи различных карт. Нельзя приобрести все существующие карты одновременно; вместо этого от игроков ожидается, что они будут приобретать карты небольшими наборами и составлять...
Шафкопф (нем. Schafkopf) в переводе с немецкого «баранья голова, дурак»— популярная баварская карточная игра. В неё также играют в других районах Германии.
Кой-кой (яп. こいこい) — популярная в Японии карточная игра, использующая колоду ханафуда (яп. 花札). Название игры происходит от значения фразы «кой-кой» в японском языке, дословно «продолжай». Связано это с тем, что эту фразу игрок обязан произнести, если хочет продолжить раздачу.
Киото сёги (яп. 京都将棋 кё:то сё:ги) — современный вариант сёги. Изобретены Тамия Кацуей (яп. 田宮克哉) около 1976 г.
Карточная игра — игра с применением игральных карт, характеризуется случайным начальным состоянием, для определения которого используется набор (колода) карт.
Лото́ (фр. loto, от итал. lotto) — азартная игра на особых картах с напечатанными на них рядами чисел.
Льюис Кэрролл и шахматы — тема, неоднократно привлекавшая интерес историков шахмат и литературоведов. Шахматы занимали значительное место в жизни писателя Чарльза Лютвиджа Доджсона (настоящее имя Льюиса Кэрролла). Они запечатлены на нескольких фотографиях, которые сделал Кэрролл. Он активно интересовался важными событиями шахматной жизни Великобритании, сам играл в шахматы, учил играть в шахматы детей. Сюжет сказки «Алиса в Зазеркалье» построен на шахматной партии, которую придумал сам писатель...
«Свободная ячейка» (англ. FreeCell) — карточный пасьянс. Поскольку пасьянс относительно новый и известен исключительно по компьютерным реализациям, устоявшегося русского названия нет. В Windows XP игра некорректно названа «Солите́р» (этот пасьянс отличается от «Свободной ячейки» одним правилом).
«Косынка», или «Клондайк», — старинный пасьянс. Играется одной колодой в 52 карты. Цель игры — разложить карты по мастям в порядке от туза до короля в четыре стопки (их иногда называют базовыми, или «домами»).
Язы́к цвето́в (Флориография) — символика, значение, придаваемое различным цветам для выражения тех или иных настроений, чувств и идей. В Викторианскую эпоху язык цветов использовали для тайного выражения чувств, в тех случаях, когда о них нельзя было говорить открыто.
Шатрандж (перс. شَطْرَنْج‎ /šātranj) — настольная логическая игра для двух игроков, потомок чатуранги и непосредственный предшественник шахмат.
Фигура-обманка (в английском языке обычно во множественном числе — фигуры-обманки, англ. «dummy boards» — дословно «доски-манекены», англ. «chimney boards» — дословно «каминные экраны», фр. «devant de cheminée» — дословно «перед камином», а позже — англ. «painting cut out of a board», «картина, вырезанная из доски») — изображение-обманка (фр. «trompe-l’oeil») в форме человеческой фигуры или домашнего животного, нарисованное на тонкой деревянной панели, а затем вырезанное. Фигуры-обманки были популярны...
Сянци (кит. 象棋, пиньинь xiàngqí) — китайская настольная игра, подобная западным шахматам, индийской чатуранге, японским сёги. Сянци часто называют китайскими шахматами. Это одна из наиболее популярных настольных игр в мире, так как распространена и за пределами Китая. Сянци были включены во Всемирные интеллектуальные игры 2008 и 2012 годов.
Тю сёги (яп. 中将棋 тю: сё:ги, «средние сёги») — средневековый вариант сёги, играемый на доске 12x12. Фигуры в тю сёги имеют такую же, как и в классических сёги, форму клиновидных пятиугольников, на которых надписаны их названия, состоящие из двух иероглифов.
Сет (англ. Set) — карточная игра, придуманная Маршей Фалко и выпущенная компанией Set Enterprises в 1991 году. Колода карт для игры состоит из 81 карты, на каждой из которых изображены один, два или три одинаковых символа (ромба, овала или волны) одного и того же цвета (красного, зелёного или фиолетового) и одной и той же текстуры (закрашенные, заштрихованные или только контур). Одинаковых карт в колоде нет.
Геоманти́я (др.-греч. γεωμαντεία от γῆ — земля и μαντεία — прорицание) — гадание с помощью земли; популярный в арабских странах метод гадания, основанный на толковании отметок на земле или рисунков, которые образуются в результате подбрасывания горсти земли, камешков или песчинок. Восточноазиатский вариант геомантии носит название фэншуй.
«Лунные шахматы» (англ. «Selenus chess set», иногда переводятся как «шахматы Селенуса», «шахматы в стиле Селенуса», в Англии такие шахматы были близки к комплекту «ячменное зерно», англ. «Barleycorn», который был распространён с 1840 по 1910 год; в Великобритании «Selenus chess set» часто назывался «тюльпановый комплект», англ. «Tulip Sets» или «садовый комплект», англ. «Garden Sets») — комплект шахматных фигур, получивший распространение в XVII—XIX веках, преимущественно в странах Северной и Центральной...
Мавр — карточная игра. Чаще всего её называют еще «101», поскольку в неё играется цикл партий до набора 101. Смысл каждой партии — скинуть карты быстрее и набрать меньше очков. Но тот, у кого очков больше, имеет шанс выиграть, набрав ровно 101. Если же он переберет, то проигрывает. Впрочем, по договоренности это не обязательно.
Банци (кит. 半棋, пиньинь bànqí) — китайская настольная игра. Большинство игр длится от десяти до двадцати минут, но продвинутые игры могут продолжаться в течение часа или больше. Банци это социальная игра, обычно играемая для развлечения, а не для серьёзных соревнований.
Пиночо (исп. Pinocho) — национальная испанская карточная игра типа покера. Играется испанской колодой (48 листов) без джокеров. В неё могут играть от 2 до 8 игроков, но идеальное количество — 4 игрока.
«Ужас Аркхэма» (англ. «Arkham Horror») — настольная игра по мотивам мифов Г. Ф. Лавкрафта. Придумана Ричардом Лаунисом (англ. Richard Launius), первое издание было выпущено компанией «Chaosium» в 1987, второе (с другими правилами) компанией «Fantasy Flight Games» в 2005 и перевыпущено в 2007 году.
Джунгли или Dou Shou Qi (доу шоу ци) (кит. 鬥獸棋, Game of Fighting Animals) — традиционная китайская настольная игра, известная так же как «Jungle Chess» или «Animal Chess». В эту игру для 2 игроков играют на доске 7x9 клеток.
Тройка — игральная карта достоинством в три очка. Входит в состав 54- и 52-карточной колоды, отсутствует в 36- и 32-карточной колодах.

Упоминания в литературе (продолжение)

Раскладывают 51 карту по три карты веером, последнюю карту кладут отдельно. Для перестановок можно использовать верхние карты каждого веера. Они перекладываются друг на друга по рангу: дама на даму, тройка на тройку и т. д. Освободившиеся тузы используются в качестве базовых карт, на которые собирают по масти свободные карты в восходящей линии до королей.
Численное значение туза может быть равно 1 или 11 по выбору игрока. Численное значение «картинки» (короля, дамы или валета) равно 10, а численные значения остальных карт просто равны их достоинству. «Руку» (набор карт, розданных участнику игры) называют «мягкой» (soft hand), если в ней содержится туз, и его можно считать стоящим 11 очков без превышения общей суммы 21; все остальные руки называются «жесткими» (hard hand). Поскольку для мягкой руки есть две возможные суммы очков, мы договоримся считать суммой мягкой руки число, полученное с использованием 11 в качестве значения туза.
К тому слою образов, который можно было бы считать в широком смысле архетипическим, в «Уединенном домике…» и «Пиковой даме» относится мотив карточной игры10. В титовском рассказе он возникает дважды, сперва в связи с играми, в которых участвует демонический персонаж – Варфоломей вместе с героем, а потом в сценах в доме графини И., где в карты, как и в адских стихах Пушкина, играют черти. В работах той предструктуральной школы, которая в 1920-1930-х годах в России изучала архаические ритуалы и мифы в их связи с литературой, была показана значимость карточной игры как одного из эквивалентов древней обрядовой игры в кости; он был раскрыт (в трудах О.М. Фрейденберг) и по отношению к Пушкину. Из работ представителей этой школы и ее современных продолжателей можно сделать вывод о том, что к архетипическим символам, связываемым в разных традициях со смертью, принадлежат не только уже названные череп, скелет, гробовщик или кладбищенский сторож, но и возница и карты для игры и гадания [Иванов 2000], [Иванов 2004]. У позднего Пушкина весь комплекс связанных с картами и числами образов, которые могут быть соотнесены и с хорошо ему известной с юности масонской символикой, в последнее время связывают с побеждающим в начале XIX века в Европе направлением, проявившимся в готическом романе и распространении оккультных иррациональных символов. Но едва ли стоит несколько одностороннее представление советских пушкинистов о Пушкине как об атеистическом гармоническом поэте заменять новым односторонним образом иррационального оккультного писателя с барочной поэтикой.
Однако с 1813 г. короли, дамы и валеты все же возвращаются. В 1827 г. правительство решает возвратить на карты изображение двух рисунков: короля и дамы, которые изображались ранее обезглавленными в качестве напоминания о казни Людовика XV и Марии Антуанетты. Лишь 31 декабря 1945 г. косвенный налог на игральные карты во Франции был отменен.
Изображения женщин останавливают, прежде всего, своими одеяниями. Мы видим не народные национальные костюмы, только сделанные более богато, из лучшего материала, и не одежды, приспособленные к тем или иным потребностям жизни, а характерные создания тиранической моды, мало считающейся с условиями действительности. Туалеты эгейских женщин, «хозяек лабиринта», подчинены одному закону: красоте. Дамы в критских дворцах одевались так, чтобы согласно со своими представлениями о прекрасном и изящном радовать взоры окружающих и, вероятно, даже изумлять их. Так одеваются и современные дамы, выезжая на бал, на премьеру, на пышный вернисаж. Многие изображения эгейских женщин прежде всего приводят на память, – что и было не раз отмечено, – картинки современных модных журналов. Одно из таких изображений слывет среди исследователей эгейской старины под многозначительным названием «парижанка». Между тем изображение это относится к началу 2-го тысячелетия до P. X. Париж XX в. по P. X. и Крит XX в. до P. X. как бы совпадают в туалетах представительниц своего «большого света».
Чтобы дать нашим читателям наиболее полное представление об этом открытии, мы приведем здесь некоторые примеры египетских надписей, найденных в различных частях страны, которые переводятся как «Клеопатра», что было очень распространенным именем среди дочерей фараонов династии Птолемеев. Мы проставим рядом с каждой фигурой древней надписи современную букву, означающую похожий звук. Тогда сразу станет понятно, что они образуют с малым расхождением имя «Клеопатра».
Пентакли (Монеты, Диски, Круги, Камни, Щиты, Талисманы): первоначально были монетами (и остаются ими во многих колодах), затем – бубнами в игральной колоде. Исторически олицетворяют купеческое сословие и коммерцию. В XVIII веке Антуан Курт де Гебелин назвал эту масть «талисманы», а Элифас Леви в середине XIX века дал ей имя «Пентаклей» (имея в виду талисман). Поскольку монеты и без того считались талисманами (распространяющими силу и прославляющими правителей, чье лицо на них высекалось), а Пентакли – это идеальный талисман, перемена кажется вполне уместной.
Но тут возникает вопрос: как же могли проявлять себя лидеры моды раньше, когда еще не сложилась современная система? Проще всего было лансёрам с высоким положением в обществе. Герцог Филипп Бургундский постриг волосы во время болезни, после чего короткая стрижка сразу стала популярна среди его подданных в качестве знака лояльности. «Нам известно, как в далекие времена каприз или особая потребность отдельных лиц создавали моду, – пишет Георг Зиммель, – юбки на обручах <возникли> вследствие желания задающей тон дамы скрыть свою беременность»[22].
Главным персонажем можно считать мужчину тридцати – тридцати пяти лет. Шванкмайер, показывая комнату персонажа и его рабочий стол, говорит зрителю о том, что этот взрослый мужчина инфантилен: на стенах висят плакаты с изображением известных актёров Джеймса Дина и Клода Ван Дамма, имеющих репутацию "крутых парней", детская фотография самого персонажа, на столе лежат игрушечные машинки, гонщики, зайчик, военный корабль. Исследователи отмечали, что присущая предметному содержанию кадра коллажность связана с подменой человеческой речи предметами[21]. По движениям и мимике персонажа видно, насколько он закомплексован, не уверен в себе. Начиная с первых кадров фильма, герой с заговорщицким видом покупает порножурналы и зонтики, а дома у него заготовлены глина, бутылки, клей и, главное, пёстрый петух. Этот персонаж живёт в коммунальной квартире, и объектом его ненависти является пышная, агрессивная в поведении дама за пятьдесят – его соседка.
Отдельно от многих произведений Пикассо находится картина «Королева Изабо»[150]. Причем выделяется она не стилистикой, так как по манере к ней близка исполненная тогда же «Дама с веером»[151], но названием. Эти картины, несомненно, представляют модели (возможно, одну и ту же модель) костюмированными. У «Дамы с веером» в руках не только веер, но и зонтик. Довольно причудлив ее головной убор. Много преднамеренного и в «Королеве Изабо» (причем первоначально, судя по рентгенограммам[152], орнамент на платье был более активен, чем при завершении). Это произведение близко к задуманной композиции «Карнавал в бистро» (не исполнено[153]). Там же есть набросок натюрморта, который был создан зимой 1908 года («Хлеб и компотница на столе»[154]), который намечен и в композиции «Карнавал». С «Королевой Изабо» его сближает не только колорит, но и такой мотив: салфетка, накинутая на край компотницы, напоминает своеобразный головной убор на голове модели.
Созданная в 1853 году карикатура Джона Лича для журнала «Панч» изображает мир, где женщины и мужчины поменялись ролями. Молодые люди удаляются в гостиную после обеда, оставляя женщин выпить, покурить и поговорить об охоте на фазана. Комната в полном беспорядке: съехавшая набок скатерть, разбросанные стулья. Женщины, вместо того чтобы степенно сидеть за столом, уподобляются мужчинам и составляют стулья парами друг напротив друга; одна из дам кладет ноги на стул. В романах часто встречаются описания подобного, чисто мужского, стиля послеобеденного времяпрепровождения, где особое внимание уделяется беседе, иногда описываются манеры персонажей. Но те отрывки, в которых речь идет о подобном использовании мебели, можно пересчитать по пальцам. Однако, за отсутствием других материалов, мы будем считать эти редкие строки иллюстрацией типично мужского поведения в обществе того времени, причем в разных его слоях. Заметьте, это исключительный случай, когда мы делаем допущение, основываясь на таких слабых доказательствах.
Возможность такого сдвига в определенной форме предвидел молодой Витгенштейн. Он считал, что мы способны воспринимать факты мира и их взаимосвязь, формулируемую в утверждениях и высказываниях, только если спроецировать эти высказывания на изображения, образы. Видимый образ дает нам зримую картину взаиморасположения и связей элементов. Вспомним странные иероглифы, обозначающие неподвижные звезды. В фигуре «маленькой девы или фигуре лампы» нет ничего, что бы сообщало нам о звезде, деве или лампе. Это чисто условный знак, который может быть с таким же основанием отнесен к «изображению задумчивого человека, быка или теленка». Ту же самую звезду можно обозначить любым иным произвольным знаком – черточкой, кружком или крестиком. В таком изолированном знаке нет никакой существенной информации о мире. Но если мы поместим знак «маленькой девы» или «лампы» слева, а знак «задумчивого человека» справа и будем рассматривать эти две картинки как взаимосвязанные, мы получим информацию о расположении неких тел в пространстве, о степени их близости и т. д. Иными словами, в таких соединенных картинках уже возникнет некая синтаксическая связь, которая может нести в себе информацию о «фактах мира», как сказал бы Витгенштейн. Более того, только картинки могут дать нам информацию о конфигурации и взаимосвязи этих «фактов». Но поскольку «содержание» этих диаграмм не имеет никакого позитивного смысла, они оказываются превосходными матрицами подмен, символических перестановок. Изображение тут оказывается моделью логических и языковых высказываний.
На оборотной стороне карт колоды изображена Вселенная: небо выше облаков, пересекающий его орёл (птица-проводник), шаманский «конь». Он несёт нас в сказку, в мир, где откроются тайны, узреть которые невооружённым взглядом подчас невозможно. Фактически гадать, предсказывать по рубашке карт колоды Vision Quest можно множеством разных способов. Например, начиная процесс дивинации, перемешивая карты, внимательно смотрите за направлением полёта орла. Как только птица меняет направление движения (летит в другую сторону, карта переворачивается) – пора приступать к раскладыванию карт. Это своего рода сигнал о том, что ваш вопрос колодой принят, понят и индейцы готовы дать ответ.
Typewriter art, или (более позднее название) date stamp painting (рисунки на пишущей машинке) – изображения, созданные хаотически расположенными повторяющимися печатными символами. Появление программ автоматической генерации таких изображений дало начало новейшим разновидностям этого творчества – ANSI-графике и ASCII-apmy. Известны имена Тайри Каллахан, Федерико Пьетреллы, Киры Ратбон, Пабло Гамбоа Сантоса. Здесь уже картинка превращается в «слово», художественное высказывание, а иногда даже в целую историю на бумаге.
В начале XIX века отношение общества к макияжу претерпело очередные изменения. Заявление королевы Виктории о вульгарности «всех этих красок» означало, что теперь всем надлежит быть бледными. Согласно предписаниям монархии, леди обязали ходить с «голым» лицом и сложносочиненной прической на голове, а женщину со следами румян автоматически относили к «актрискам» или, как тогда было принято выражаться, «дамам низкой морали». Женщинам, которые по разным причинам не были готовы с этим согласиться, оставалось только щипать щеки и кусать губы, чтобы стимулировать естественный прилив крови. В то же время к 1850 году во Франции производство косметики стало национальной индустрией. Центром ее был Париж, где румяна производились в невиданных ранее промышленных масштабах. К концу века покупательницам предлагали выбор из десятков возможных цветов и текстур.
Заимствованные фразеологизмы пришли также и из литературных произведений других народов. Лопе да Вега написал как-то: «Если хорошо сказано, то не все ли равно, на каком языке?». И действительно, целый ряд давно ставших русскими фразеологизмами имеет иностранного автора. Таково, например, выражение как собака на сене в значении «сам не пользуется и другим не дает», возникшее на основе басни древнегреческого баснописца Эзопа. К авторским заимствованиям принадлежит приписываемое Цезарю выражение жребий брошен, что означает «принято окончательное решение». «Сколько людей, столько и мнений», – повторяем мы вслед за Теренцием. Лукиан посоветовал нам не «делать из мухи слона». Авторским заимствованием фразеологизма является также выражение а король-то голый – дословный перевод известного выражения из сказки Г.Х. Андерсена «Новое платье короля». Его сказки « Принцесса на горошине» и «Гадкий ут?нок» дали рождение устойчивым сочетаниям, обозначающим в первом случае привередливого человека, а во втором – гонимую всеми, но изначально благородную натуру, которая после всех мытарств превращается в величественную, значимую личность.
В крупнейших музеях и частных коллекциях хранятся работы таких художников, как мастер пятнадцвтого века Бонифацио Бембо и современные Сальватор Дали и Ларри Риверск, и менее известных, но тоже талантливых в меру сил: Памелы Коулмен Смит («Дорожная колода»), леди Фреды Харрис (эротические «Карты Тота»), Фергюса Холла («колода Джеймса Бонда, агента 007») и многих, многих других.
По поводу «тайнописи» на колоколе, изображенной на старом гербе Звенигорода 1781 года (рис. 1.70, это – всего лишь одно слово), В.Н. Смоляков высказал в своем письме к нам следующую мысль: «Я решил попробовать перевести надпись, применив "алфавит Воланского"». О таблице Воланского, в которой предложена расшифровка «древних» эт-русских букв как букв старой кириллицы, мы подробно расскажем в книге «Империя». «Все буквы переводятся однозначно, за исключением второй буквы. Ее можно читать и как ДА, и как АЛ. Если вторую букву читать как АЛ, – получается вполне обычное славянское слово ДАЛДОВХОМ. Можно разбить слово на две части: ДАЛДОВ – далдонить, звонить, болтать (В. Даль, т. 1, с. 414), и ХОМ или ХАН – царь. Мое мнение, надпись гласит "царь (хан) колокол"». Конечно, надпись всего из нескольких букв уверенно перевести трудно. Тем не менее, идея перевода выглядит вполне правдоподобно.
Богато содержательны не только имена героев, но и имена неодушевленных предметов. «Дафна» и «Амариллида» (так называются два корабля в романе) – названия двух лучших мелодий флейтиста XVII века Якоба ван Эйка (вспомним, что оба корабля – флиботы, flte, «флейты»). Немаловажно помнить, что флейта – именно тот музыкальный инструмент, на котором почти профессионально играет сам автор, Эко. Вдобавок дафния и амариллис – названия цветов. Цветок Amaryllis принадлежит к семейству Liliales класс Liliopsida подкласс Lillidae, а Прекрасная Дама романа носит имя Лилея… Раз начав плести подобные цепочки, трудно остановиться: потому-то автор и сам ничего не комментирует, и от издателей и переводчиков ожидает того же.
В этом процессе приходится начинать с самого главного момента, а именно с того, что Рут Хендлер – одна из первых владельцев компании, так называемая «мама Барби», посмела придумать «взрослую» куклу и предложить ее маленьким девочкам, до сих пор в качестве объектов игры располагавшим только пупсами и пучеглазыми малышами. Сама Хендлер повествовала о своей блестящей догадке следующим образом: ее осенило, когда она заметила, что ее маленькая дочь Барбара (в честь которой и была названа Барби) предпочитает куклам-детям игру с бумажными куклами, изображающими модно одетых дам. Барбара не просто меняла им наряды – ей нравилось заставлять эти фигурки играть взрослые роли, ходить на работу, принимать гостей, отправляться в путешествия ит.д. По словам Хендлер, именно тогда ей и пришло в голову нарушить все правила и создать куклу-даму (это сейчас Барби стала подростком; я еще буду много говорить об изменениях ее внешности в отдельной главе, но сейчас упомяну, что первая Барби с ее очень взрослыми прической и макияжем, не говоря уже о пресловутых пропорциях фигуры, о которых тоже пойдет речь, тянула на все тридцать). На самом же деле – что ничуть не умаляет гениального маркетингового чутья Хендлер – она осмелилась не произвести новацию, но вернуть традицию. Позже в некоторых интервью она даже признавалась, что иногда «брала то, что уже было популярным, и добавляла новое».
Боди-арт исследует много различных способов изменения человеческого тела, как на время, так и навсегда. Он близок, но не тождествен татуированию, может лишь в отношении боли. Роспись тела позволяет человеку создать другую, краткосрочную идентичность, отличную от своей. В отличие от нее постоянные формы боди-арта – такие, как самая старая его модификация – тату, – отмечают человека на всю жизнь. По древним поверьям, нательные рисунки способны преобразовать человека в дух, произведение искусства или даже в некое подобие карты священного места. Они могут подчеркнуть его внешнюю привлекательность и дать определенные преимущества, то есть быть показателем принадлежности к какой-либо общественной группе. Видимо, поэтому их так часто используют представители нетрадиционных религий, осуществляя переход одной сущности в другую.
Основанная на работе Гротефенда древнеперсидская версия надписи Дария довольно быстро поддалась переводу, дав возможность взяться за другие языки, надписи на которых были вырезаны на скале. Вторым расшифрованным стал силлабический шрифт, в котором каждый значок представлял сочетание звуков, вроде «а», «ба», «аб» или «баб» и т. д. Перевод с помощью персидского текста показал, что это неизвестный язык, который после нахождения других написанных на нем документов в одной из частей Персии (в древности – Эламе) стал называться эламским.
Обычно, желая указать библиотекарю номер нужной вам книги, вы просите дать вам каталог и предварительно справляетесь в нем, – потому что в каждом книгохранилище существует обыкновенно своя нумерация книг. Однако имеется и такая система распределения книг по номерам, при которой одна и та же книга должна иметь одинаковый номер во всякой библиотеке. Это так называемая десятичная система классификации книг.
Одним из более примечательных разновидностей Кетцалькоатля является Дракон, известный в северной части Восточной Азии. В этих рамках, древние осуществили крайне условный дизайн, они наделили дракона образом, у которого не было крыльев и ноги вместо когтей. Они дали ему возможность не только летать, но и бегать, чего он делать явно не мог.
Рассмотрим «Даму с ребенком» мастерицы А. И. Мезриной (начало XX в.). Фронтальной статичностью фигурка напоминает женские образы древних охотников и земледельцев, а кроме того, Богоматерь русских домонгольского периода, мозаик и икон. Исследователи отмечают в данном качестве христианского образа влияние языческих традиций поклонения женскому божеству. Вятская глиняная фигурка также божественно сурова, похожа на идола. Симметричность колоколообразной фигуры усилена парными деталями: разделенным на две половины головным убором, короткими, торчащими, будто крылышки, рукавами жакета, подчеркивающими линию плеч. Квадраты золотой потали[11] расположены именно на плечах и на голове по сторонам от лица. Только самый крупный из них – строго посередине живота. Божественный золотой цвет там, где зарождается жизнь, на фоне лазурно синего цвета, в христианской культуре символизирующего духовное возвышение. Их соседство, как близость солнца и чистого неба, должно быть, и намного ранее воспринималось как знак благодати. Столь же важен огненный красный цвет, преобладающий в колорите куклы. Женщина держит ребенка прямо перед собой, не прижимая, а лишь легко касаясь его, пряча кисти рук под широкой юбочкой. Как будто какая-то неведомая сила поднимает ребенка над землей. Белый круг лица ребенка в золотом нимбе шляпки на уровне груди женщины вызывает воспоминания не только об изображении Христа Эммануила в круглом медальоне на груди Ярославской Оранты (иконы XII в.), но и личины на торсе птицеголового идола ананьинской культуры VII–IX вв. (см. цв. ил. 3,б).
Каждая из этих мастей содержит 14 карт: король, дама, кавалер (или рыцарь) и валет, представляют собою четыре фигуры той же масти (король-треф, дама-треф, кавалер-треф, валет-треф и т. д.); вслед за тем десять карт: туз, двойка, тройка, четверка, пятерка, шестерка, семерка, восьмерка, девятка и десятка – составят 14 карт для треф. Столько же карт приходится для червей, пик и бубен, а всего 56 карт.
Сопоставление различных знаков, семантически связанных с узелковыми и другими счётными системами, дало возможность автору построить обобщающую схему-матрицу, приведённую на рис. 1. В основу положен обширный массив данных – изображения древних орнаментов, используемых многими народами в повседневной жизни и в ритуальных целях, выполненных в металле, камне, дереве, на ткани и т. д. Где и как могла использоваться предлагаемая матрица? Заметнее всего символы, удовлетворяющие этой схеме, проявляются в связи с сельскохозяйственной деятельностью, начиная с древнейших времён.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я