Связанные понятия
Гетманский флаг — флаг (знамя) гетмана Запорожья времён царской России, длина 4,12 метра и шириной 1,98 метра, представлял собой символ гетманской власти.
Поддубцевская церковь Покрова Пресвятой Богородицы ― памятник архитектуры середины XVIII века в селе Поддубцы Луцкого района на Волыни.
«Никола Можайский » — деревянный образ святителя Николая Чудотворца «Можайского». Долгое время находился на территории Можайского кремля в городе Можайске. В данный момент находится в Третьяковской галерее, Москва.
Сень (старослав. сѣнь) — элемент архитектуры шатрообразной формы или в виде балдахина или навеса. Также шатёр, навес на столбах или колоннах, возводившийся над алтарём, троном, колодцем или завершавший башню.
Первое известное упоминание о колоколах Юрьева монастыря, находящегося в окрестностях Великого Новгорода, относится к 1611 году — времени Шведской интервенции. Тогда шведами были захвачены все колокола. Во второй половине XVII века колокольный набор был восстановлен. Он состоял из девяти основных и четырёх «перечастных», то есть часовых колоколов. Отливкой самых больших из них занимался мастер Корт Клейман из Любека.
Подробнее: Колокола Юрьева монастыря
Упоминания в литературе
Освящение церкви на верхнем этаже нового двухэтажного Епархиального дома состоялось 30 декабря
1902 г. Ее внутреннее убранство было выполнено в допетровском стиле. Известные московские иконописцы В.П. Гурьянов, М.М. Дикарев, С.С. Чириков и В.М. Тюлин исполнили в том же стиле иконы для иконостаса и алтаря. Высокая солея и обширные арки, соединяющие храм с залом, давали возможность богомольцам видеть все богослужение. Роспись высокого церковного свода изображала небо, местами закрытое облаками. Сверху на задней алтарной стене находилось изображение Святого Духа в виде голубя, спускающегося с небес. Поместительные клиросы были обиты красным сукном с позументом. В храме, в отличие от большинства других домовых церквей, богослужения проводились ежедневно, с образцовыми проповедями. Летом 1903 г. был, наконец, полностью готов металлический трехъярусный иконостас чеканной работы, исполненный в древнерусском стиле. Через год иконописцем В.П. Гурьяновым была закончена роспись стен храма по образцу Владимирского собора в Киеве, и 29 августа 1904 г. было совершено очередное освящение храма.
Орнамент из трилистников, в колористике которого доминировали зеленый, белый и голубой цвета, был найден среди фрагментов росписи храма на Протоке и Воскресенской церкви. Похожий по цвету растительный орнамент покрывал широкие откосы окон, в том числе и окна барабана, церкви Михаила Архангела (Свирской), возведенной в 90-е годы XII века князем Давидом Ростиславичем в своей загородной резиденции на Смядыни, и по форме представлявшей собой новый тип храма – высокого, столпообразного, с подчеркнутой вертикальной устремленностью композиции (церковь имела прототипом полоцкие храмы, однако полоцкая тема своеобразно трактована смоленскими мастерами, выработавшими свою архитектурную традицию, к числу особенностей которой относятся ступенчатый силуэт храма, галереи, притворы и своеобразный декор фасадов). Красочная
роспись состояла здесь из двух вертикальных полос: «Наружная полоса представляла собой чередование ступенчатых выступов «городков» голубого и зеленого цвета с красной сердцевиной на белом фоне. Внутренняя, более широкая полоса состояла из кругов со светло-желтым ободом, в которые вписаны крупные зеленые пятилепестковые цветы с красной сердцевиной. Фон орнамента – белый и голубой. Внешние сегменты между кругами заполнены красными и белыми трехлепестковыми бутонами»[168].
Циферблаты часов выходили на две стороны – на Красную площадь и в Кремль. Они состояли из дубовых разборных частей. Середина круга, словно небесный свод, была покрыта голубой краской, лазурью. Внутри этого «небесного свода» находились изображения солнца и луны в окружении многочисленных звезд. Вокруг по кайме располагались 17 славянских цифр, медных,
позолоченных, по числу часов самого продолжительного дня. Сверху к стене было прикреплено неподвижное изображение солнца, которое протягивало свой луч-стрелку к циферблату. Вращалась не стрелка, а свод, отсчитывая для москвичей часы «дневные и нощные».
Так, Константин VIII Багрянородный, византийский император (912-959), записал между 948 и 952 годами, что во Внешней Руси в Невогарде «сидел Святослав сын русского князя Игоря». В имени города, где пребывал молодой княжич, звучит тогдашнее название Ладожского озера – Нево. Город близ его берегов и есть Ладога, центр Верхней (Внешней) Руси, домен киевского князя, где правил его наследник. В
отличие от предшествующих князей, облик Святослава Игоревича, победоносного внука Рюрика, сохранился в воспоминаниях современников. Византийский историк Лев Диакон запечатлел облик Святослава. «Видом он был таков: среднего роста, ни слишком высок, ни слишком мал, с густыми бровями, с голубыми глазами, с плоским носом, с бритой бородой и с густыми длинными, висящими на верхней губе волосами. Голова у него была совсем голая, но только на одной ее стороне висел локон волос, означающий знатность рода; шея толстая, плечи широкие и весь стан довольно стройный. Он казался мрачным и диким. В одном ухе висела у него золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами, с рубином, посреди их вставленным. Одежда на нем была белая, ничем, кроме чистоты, от других не отличная». Есть о нем рассказы и в русских летописях. Таков был воитель, разгромивший могучий Хазарский каганат, что брал дань с Руси, стерший хазар с лица земли и со страниц истории, выведший Русь в число сильнейших государств Европы! Правил он с 957 по 972 год. Подвиги победоносного князя пережили века. В 1915 году Валерий Брюсов обратился к образу Святослава. Шла Первая мировая война, и поэт напоминал России о ее былой боевой славе:
Одним из наиболее ярких архитектурных сооружений Кремля, видного поверх белокаменных стен, а значит, господствующего в панораме города, является заново отстроенная мечеть Кул-Шариф. Она напоминает нам о самой красивой мечети Казанского ханства, разрушенной в XVI веке. Имамом той мечети был ханский сеид Кул-Шариф. Во время штурма Казани войсками Ивана IV он возглавил оборону города и вместе со своими 200 учениками-шакирдами погиб, защищая родную землю. Память об этом событии сохранилась в татарском народе, и в 1995 году было принято решение о возрождении на территории Кремля легендарной мечети. В ее «многоминаретности» нашла свое отражение легенда о восьмибашенной мечети
XVI века. Главный купол выполнен в форме казанской шапки – короны казанских ханов. Высота каждого из основных минаретов 58 метров. Голубой цвет куполов символизирует небо. Комплекс мечети Кул-Шариф одновременно культовый центр – с одной стороны и, культурно-просветительский и научный – с другой; в состав его помещений включен музей исламской культуры Поволжья, музей древней рукописи, библиотека. Внутреннее пространство мечети рассчитано на полторы тысячи человек.
Связанные понятия (продолжение)
Царское место — в широком значении трон, престол русского царя (см.), в более специфическом — почётное место царя в православном храме, примыкающее со стороны иконостаса к одному из восточных столбов в соборе либо к боковой стене в его интерьере; включало в себя огражденное седалище за отдельным входом и завершалось богато декорированным деревянным шатром на резных колонках, который обычно был увенчан изображением короны или двуглавого орла.
Белорусская резь ― художественная резьба по дереву, способ обработки дерева методом вырезания орнаментальных или сюжетных композиций. Этим термином в искусствоведении обычно обозначают декоративно-ажурную резьбу белорусских мастеров в храмах и дворцах Московского государства XVII века.
Голосни́к , голосники́ — керамические сосуды или камеры небольших размеров, использовавшиеся в кладке стен или сводов, обращённые горловинами в сторону внутреннего пространства постройки.
Знамёна Ермака́ — большое количество стягов, приписываемых Ермаку, которые долгое время хранились в сибирских церквях. Наиболее известными являются «знамя Ермака», хранившееся в Омском соборе и исчезнувшее в период гражданской войны, и три знамени из коллекции Оружейной палаты.
Греческий крест (лат. crux immissa quadrata) — равносторонний крест, состоящий из двух одинаковых прямоугольных перекладин, пересекающихся под прямым углом.
Корсунский крест — русское название четырёхконечного креста, относящегося к древнему византийскому типу процессуальных и запрестольных крестов. Концы креста завершают диски, связанные с концами креста перемычками. Диски могут быть украшены чеканными изображениями святых. Примеры подобных крестов находились в период раннего средневековья в алтарях храмов Сирии, Армении, Грузии, а также на Афоне.
Ангел — одна из популярных фигур в геральдике. Обычно используется в качестве щитодержателя, хотя нередко встречается и как гербовая фигура.
Каза́чьи клейно́ды , клейно́ды, клейно́ты (от нем. kleinod — сокровище, драгоценность), — войсковые знаки или атрибуты власти руководителей казачьего войска (часто — драгоценные).
Украинское, или Казацкое барокко — разновидность стиля барокко, первоначально, распространённая на Надднепрянской Украине, а после вступления Войска Запорожского в русское подданство, получившая широкое распространение в землях Русского царства и Российской империи в архитектуре, живописи, музыке и литературе.
Государственная печать Российской империи прилагалась к государственным актам в знак окончательного утверждения их верховной властью. Она изготовлялась в министерстве иностранных дел со вступлением императора на престол, по высочайше утверждённым рисункам, в трёх видах: большая, средняя и малая. Первая имела изображение большого государственного герба, вокруг которого помещался полный императорский титул, вторая — среднего государственного герба, с средним титулом по краям; третья — малого государственного...
Крест Оттона и Матильды — выносной крест из сокровищницы Эссенского собора, выполнен в X веке, использовался в праздничных процессиях вплоть до недавнего времени. Название креста происходит от потомков императора Священной римской империи Оттона I, изображённых на кресте: герцога Оттона Швабского и его сестры, аббатисы Эссенского монастыря Матильды II. Крест — одно из свидетельств особенно тесной связи представителей династии Оттонов с Эссенским монастырём.
Новый Пуммерин — колокол, который был отлит 5 ноября 1951 года на колокольном заводе в Санкт-Флориане (Верхняя Австрия) из осколков Старого Пуммерина, а 26 апреля 1952 года он был торжественно освящён кардиналом Иннитцером на площади Св. Стефана.
Двинские или Бори́совы камни (белор. Барысавы камяні) — огромные (до нескольких метров) валуны с выбитыми на них крестами и надписями, находящиеся (находившиеся) преимущественно в бассейне Западной Двины, на севере современной Белоруссии. Надпись на Рогволодовом камне, датированная 1171 годом, позволяет довольно уверенно определить её заказчика как друцкого князя Рогволода Борисовича. Камни, надписи на которых содержат текст «Господи, помоги рабу своему Борису», большинство учёных соотносит с именем...
Подробнее: Борисовы камни
Дворец Инвалидов (фр. Hôtel des Invalides) в Париже — архитектурный памятник, строительство которого было начато по приказу Людовика XIV от 24 февраля 1670 года как дом призрения заслуженных армейских ветеранов («инвалидов войны»). Это был один из первых инвалидных домов в Европе. Сегодня он по-прежнему принимает инвалидов, а также в нём располагаются несколько музеев и некрополь военных.
Хачка́р (арм. խաչքար, дословно «крест-камень») — вид армянских архитектурных памятников и святынь, представляющий собой каменную стелу с резным изображением креста. Слово хачкар образовано из армянских корней «хач» — «крест», и «кар» — «камень».
Иерусалимский храм (ивр. בֵּית הַמִּקְדָּשׁ, Бет а-Микдаш, то есть «Дом Святости»; ивр. מִּקְדָּשׁ, Микдаш) являлся центром религиозной жизни еврейского народа между X веком до н. э. и I веком н. э. Храм располагался на Храмовой горе (ивр. הַר הַבַּיִת, Хар а-Баит) в Иерусалиме, и служил единственным разрешённым местом жертвоприношений Единому Богу, которые приносились коэнами и левитами. Храм также являлся объектом паломничества всех евреев три раза в год: на Песах (Пасху), Шавуот (Пятидесятницу...
Подробнее: Архитектура Иерусалимского храма
Башкирская стрела — артефакт, стрела на шпиле кирхи церкви Святого Лауренция в коммуне Шварца на земле Тюрингия.
«Рака Александра Невского сразу стала общепризнанным чудом молодой столицы. Можно с уверенностью сказать, что она — единственное в мире столь монументальное сооружение из высокопробного серебра».
Не́бо (небеса́) — конструкция потолочного перекрытия в форме пологой усечённой пирамиды (реже — плоская) в деревянной архитектуре храмов Русского Севера. Обычно расписано, при этом в центральном кольце как правило изображён Христос, составные доски-сектора представляют собой иконы ангелов или святых.
Колоко́льня — башня, на которой установлен один или более колоколов, обычно является частью церкви. Квадратная (реже круглая) в основании колокольня, стоящая отдельно от основного здания храма, в западноевропейской архитектуре часто называется итальянским словом «кампанила».
Культура Шумера — одна из наиболее ярких культур Двуречья, развивавшаяся в конце IV и в III тысячелетиях до н. э., когда она достигла очень значительного расцвета. Это время укрепления экономики Шумера в его политической жизни. Развиваются ирригационное земледелие и скотоводство, бурно расцветают различные ремёсла, продукция которых, благодаря широко развившемуся межплеменному обмену, распространяется далеко за пределы Двуречья. Устанавливаются связи с долиной Инда и, вероятно, с Египтом. В общинах...
Фонта́н «До́брому ге́нию» — фонтан-памятник в городе Феодосия, открытый в 2004 году ко дню города в память о выдающемся русском художнике Иване Константиновиче Айвазовском, который много сделал для родного города.
Конная статуя Фридриха Великого (нем. Reiterstandbild Friedrichs des Großen) — монументальная скульптура короля Пруссии Фридриха II верхом на коне, установленная на разделительной полосе бульвара Унтер-ден-Линден рядом со Старым дворцом в центре Берлина. Главный труд скульптора Кристиана Даниэля Рауха, одно из выдающихся произведений скульптуры XIX века, ознаменовавшее её переход к реализму. У берлинцев памятник носит ироническое прозвище «Старый Фриц».
Базилика в базилике — средневековый храм на территории Херсонеса — города, основанного древними греками на юго-западном побережье Крыма (в настоящее время — на территории национального музея-заповедника «Херсонес Таврический»). Своё название храм получил из-за того, что на одном месте было построено два храма — второй строился на руинах первого из его обломков.
Юноша из Магдаленсберга — древнеримская бронзовая статуя, датированная I в. до н. э. Была обнаружена в 1502 году на горе в Каринтии, у Магдаленсберга. По последним данным, местоположение оригинала не известно примерно с 1810 года и сегодня он считается утраченным. В XXI веке о статуе известно благодаря копии XVI века, которая хранится в Музее истории искусств в Вене (инвентарный номер № VI 1) — при этом до 1986 года копия по ошибке считалась оригиналом. До XX века статуя была известна под названием...
Двуглавый орёл — гербовая фигура в виде орла, имеющего две головы, обращённые вправо и влево, или двух орлов, расположенных друг за другом, когда от орла, расположенного на заднем плане, видна только голова.
Памятник Петру I — памятник в Нижнем Новгороде, открытый 24 сентября 2014 года напротив Зачатьевской башни Кремля. Работа выполнена известным нижегородским скульптором Алексеем Щитовым и архитектором Сергеем Шороховым.
Меровингское искусство — искусство периода правления франкской династии Меровингов, правившей в V—VIII веках на территории современной Франции и части Германии. Данный период в европейском искусстве хронологически предшествует Каролингскому возрождению.
Ко́локол — ударный музыкальный и сигнальный инструмент, состоящий из полого купола (источника звука) и подвешенного по оси купола языка, издающего звук при ударе о купол. Колокол может висеть или быть закрепленным на качающемся основании краями купола вверх; в зависимости от конструкции звук возбуждается качанием либо купола (точнее, основания, на котором он закреплён), либо языка. В Западной Европе чаще раскачивают купол, в России — язык, что позволяет создавать чрезвычайно большие колокола («Царь-колокол...
Второй Иерусалимский Храм (516 до н. э. (по еврейской традиции — 348 год до н. э.) — 70 н. э.) — Храм, начало восстановления которого было положено в правление Кира Великого, реконструированный Иродом Великим и разрушенный после штурма Иерусалима в ходе Первой Иудейской войны римской армией, во главе с Титом.
Имперский крест (нем. Reichskreuz) — крест-реликварий, является одним из экспонатов сокровищницы Хофбургского замка и символов Священной Римской Империи.
Каргополь широко известен различными народными художественными промыслами: особой каргопольской глиняной игрушкой, древнерусской живописью, зодчеством и скульптурой, резьбой и росписью по дереву, кубовой набойкой (крашением ткани), узорным ткачеством и вышивкой.
Подробнее: Искусство Каргополья
Гонфало́н или гонфано́н (итал. Gonfalone, фр. gonfalon, др.-франц. gonfanon. от др.-франк. gundfano, где gund — война, а fano — знамя) — геральдический флаг прямоугольной формы, всегда заканчивающиеся несколькими лентами, вымпелами или полосами.
Гавит , жаматун (от арм. գավիթ — двор) — нежилое помещение полуцерковного-полугражданского назначения (аналогичное притвору) в армянской архитектуре, пристраивавшееся в Средние века к церквям, преимущественно с запада. Иногда используется как отдельное здание.
Три креста — одна из достопримечательностей Вильнюса; памятник в виде трёх белых бетонных крестов.
Капелла Скровеньи (Капелла дель Арена) (итал. Cappella degli Scrovegni) — небольшая церковь в Падуе, область Венеция, Италия, прославившаяся благодаря фресковому циклу работы Джотто.
Хира́льда (исп. Giralda — «флюгер») — достопримечательность, символ Севильи, четырёхугольная башня, поднимающаяся над Севильским кафедральным собором. Высота башни составляет около 98 м.
Голго́фа (др.-греч. Γολγοθᾶ, греч. Γολγοθάς; ивр. גולגלתא, от арам. gûlgaltâ, букв. «череп»; в Евангелии слово истолковано как «Лобное место» — др.-греч. Κρανίου τόπος, лат. Calvariae locus) — небольшая скала или холм, где согласно Новому Завету, был распят Иисус Христос. Сейчас находится на территории Израиля. Наряду с Гробом Господним является одной из двух главных святынь христианства.
Крати́р (др.-русск. кратырь, от ср.-греч. κρατήρ) — византийский и древнерусский литургический сосуд, большая чаша с широкой горловиной и двумя ручками по бокам.
Четыре тетрарха (итал. Monumento ai Tetrarchi) — скульптурная композиция из тёмно-красного порфира, вмонтированная в южный фасад венецианского собора Сан-Марко. Статуя была изготовлена в первой половине IV века и являлась частью константинопольского Филадельфейона, построенного рядом с колонной Константина (современная площадь Чемберлиташ).
Ве́нское копьё , или Хофбу́ргское копьё, или Копьё Свято́го Маври́кия — артефакт, который считается оригиналом одного из Орудий Страстей Христовых. Как и все Орудия Страстей, копьё считается одной из величайших реликвий христианства. В настоящее время хранится в имперской сокровищнице Хофбургского замка.
Кресто́во-ку́польный храм на Руси — основной тип православного храма, господствовавший в архитектуре Древней Руси. История строительства на Руси каменных крестово-купольных храмов началась с возведения в Киеве Десятинной церкви (989—996 гг) и продолжается в XXI веке в связи с активным церковным строительством по всей России (как восстановлением разрушенных за годы советской власти храмов, так и проектированием новых соборов и церквей).
Упоминания в литературе (продолжение)
Город начал, вероятно, обстраиваться от того места, где на побережье были обнаружены древнейший храм и святилище – «тофет».
Здесь был построен искусственный внутренний порт – «кофон» или «котон» с двумя гаванями: прямоугольной, предназначенной для торговых судов, и круглой, для военного флота. Такого рода «кофоны» пунийцы, основываясь на древней финикийской традиции, особенно традиции Тира, возводили помимо Карфагена и в других городах – Утике, Хадрумете, Великом Лептисе и в Сицилии – на острове Мотия. Ныне с холма Бирсы можно разглядеть в северо-восточном направлении смутные очертания двух маленьких, занесенных илом внутренних лагун. Одна из них хранит свою первоначальную круглую форму и похожа на голубую подкову. Более выразительное впечатление производят материалы аэрофотосъемок.
Легенда гласит о том, что «летел голубь над Новгородом и новгородцами. Увидел голубь зверства опричников, муки лютые, на которые царь Иван Грозный обрек новгородцев, и… окаменел. А когда слетит голубь с креста, тут и Новгороду конец». У собора представляет значительный
интерес западный фасад, где находится портал (обрамление входа) с бронзовыми Сигтунскими вратами. Это воинский трофей новгородцев, захваченный в боях за шведскую крепость Сигтуну еще в 1187 году.
Ученые предполагают, что Писистратом (или при Писистратах) был заложен и знаменитый Парфенон, впоследствии разрушенный персами. Во времена Перикла этот храм отстроили заново на основании вдвое больше прежнего. Парфенон воздвигли в 447–432 годах до нашей эры архитекторы Иктин и Калликрат. С четырех сторон его окружали стройные колоннады, а между их беломраморными стволами виднелись просветы голубого неба. Весь пронизанный светом, Парфенон кажется легким и воздушным. На его
белых колоннах нет ярких рисунков, какие встречаются в египетских храмах. Только продольные желобки (каннелюры) покрывают их сверху донизу, отчего храм кажется выше и еще стройнее.
В дальнейшем на мемориальных рельефах конца XVIII—начала XIX вв. не раз можно будет увидеть рыдающее семейство, вдову, увивающую гирляндой портрет мужа, осиротевших детей, – причем детали таких композиций обычно точно соответствуют конкретным обстоятельствам. Так, рядом с вдовой и тремя детьми в рельефе надгробия князя А. М. Белосельского-Белозерского (скульптор Ж. Камберлен, 1810 г.) мы видим и взрослую девушку – напоминание о дочери князя от первого брака, знаменитой впоследствии Зинаиде Волконской. На памятнике М.
Н. Муравьеву, выполненном в конце 1800-х гг., вдова с двумя мальчиками, будущими декабристами Никитой и Александром Муравьевыми. Портретное сходство здесь исключается, но реальность бытовых подробностей, снижая патетику мемориального рельефа, придает ему особое измерение человечности, доступности непосредственному живому восприятию. Реальность как бы сливается с символом. Это особенно ощутимо в барельефе на памятнике М. Б. Яковлевой, скончавшейся в 1805 г., оставив семь дочерей. Неизвестный скульптор изображает голубя и мертвую голубку у сломанного дерева с гнездом, в котором пищат семеро птенцов.
Кносский лабиринт, как и его меньшие собратья на Крите, не поражал своим фасадом. Со всех четырех сторон наружу выходили стены глухие, почти без входов и окон, очевидно, чтобы придать дворцу некоторый характер крепости, способной сопротивляться нападению врагов и выдерживать осаду. Доступ в лабиринт шел через двое ворот, через которые посетитель попадал в узкие, ломаные коридоры; над главным входом был еще устроен бастион. Все же западную стену, в которой находился этот главный вход, можно признать фасовой. Она была выложена пестрыми цветными изразцами, что придавало зданию нарядный вид. Самый вход был богато изукрашен: он представлял собою величественный портик с колоннадой; нижняя часть стен, у входа, была покрыта росписью, воспроизводящей плиты разноцветного мрамора, желтого, розового, голубого; верхняя, отделенная
белой полосой, – фресками со сложными композициями. Однако преимущественное внимание строителей было направлено на внутренность дворца: на распределение комнат и их украшение.
Прямо или косвенно относящиеся к Виттельсбахам предметы ныне выставлены в музее, а наиболее ценные экспонаты помещены в сокровищницу. Открытая Альбрехтом V, она заключает в себе коллекцию уникальных золотых и серебряных вещей, отделанных драгоценными камнями, среди которых когда-то выделялись голубой бриллиант, предметы с ярко-белым и черным жемчугом. Горожане могли полюбоваться роскошными чашами, королевскими регалиями, например вывезенной из Праги богемской короной курфюрста Пфальцского Фридриха, коронами императора Генриха Святого и императрицы
Кунигунды, выполненными в начале XI века. Из более крупных вещей внимание привлекали конная статуя святого Георгия, сделанная из чеканного золота с яшмовым изображением дракона, и 2-метровая копия Троянской колонны, разумеется, тоже золотая. В настоящее время в сокровищнице выставлены произведения золотых дел мастеров, работы по эмали, хрусталю и слоновой кости, от Средневековья до эпохи рококо. Среди множества мелких экспонатов самыми заметными являются крест королевы Гизелы (XI век), миниатюрная статуэтка святого Георгия (XVI век) и баварская королевская корона (XIX век).
«Грабитель разворошил все содержимое усыпальницы, но все же можно было воссоздать
общую картину. Видимо, здесь были погребены 4 знатных лица: 3 из них в центральной камере и 1 – в боковой нише – женщина. Весь саркофаг ее был покрыт красной и голубой росписью золотыми набивными пластинами, часть которых сохранилась на дне ниши. Возле головы богатой скифянки стояло деревянное блюдо с жертвенным овечьим мясом и железным ножом. Ожерелье из пастовых и золотых бус было рассыпано вокруг останков покойной.
Европейское убранство дворца требовало уровня жизни, соответствующего высокому статусу придворного. Бесконечные празднества чередовались с приемами, особенно пышными во время визитов Екатерины II. По рассказам очевидцев, к приезду императрицы «большой сад блестел огнями;
перед большим домом на главном пруду разнообразно иллюминированы суда, катались посетители и песельники с песнями. Два обелиска и колонны на противоположном берегу были обращены в маяки. Между ними с вензелем государыни был щит; вдали каскады воды… Подобно древней Ольге, Екатерина выпускала из рук голубя с огнем: загорелся щит, начался громадный и дорогой фейерверк, на минуту которого уходило несколько тысяч пудов пороха». Когда праздник заканчивался, хозяин провожал гостей и тотчас скрывался в Уединении.
Голубая башня утратила свой острый готический верх в 1879 году, но в «усечённом» виде, с плоской крышей, просуществовала
до 1944 года. И была разрушена во время налёта английской авиации.
В центре овального постамента с непременным пояском из плотно связанных лавров, переплетенным крест-накрест ленточками, дополненного изящной ажурной решеточкой из стеблей цветов с раскидистыми листьями, возвышается колонна – эмблема незыблемости государства. Но что только ее ни венчает! Тут и рог изобилия, и свиток законов, и чаша весов, и держава, и скипетр, сжимаемый когтями орла. В клюве одной из голов орла, посаженной на изящно склоненную шею, зажата пальмовая ветвь. Над всем этим великолепием порхает амур, зажав в деснице венок победителя и пылающий факел, обозначающий бдение, мудрость, а также грядущее процветание[97]. В левой же ручонке (что ближе к сердцу) малыш старается удержать над
высоко поднятой второй головой российского орла еще один венок, составленный всего из двух веток, но зато лавра и розы. Между ними вплетены буквы «IAE» под императорской короной, означающие ажурный вензель царственной четы. По обеим сторонам колонны отнюдь не случайно возвышаются два треножника, украшенные кольцами и свисающими цепочками. В античные времена их приносили в храмы как самый драгоценный дар, а теперь посвящали верховной чете земных богов. Оттого-то чаши-солонки, вместо голубей – птиц богини любви и красоты Венеры, поддерживают распустившие крылья одноглавые «Юпитеровы» орлы. (См. цвет. илл. 7.)
Прокопий Чирин – один из самых знаменитых «государевых мастеров» «строгановской школы». Данная икона создавалась по заказу Никиты Григорьевича Строганова и находилась в Благовещенском соборе Сольвычегодска. Патрон заказчика, св. Никита, жил в IV веке; за исповедование христианства он был брошен врагами в огонь, но остался невредим. Характерная «мелочность» письма, изысканность рисунка и цвета, обилие орнамента превращают икону в виртуозно выполненную, драгоценную священную реликвию. Поражают красотой доспехи
святого: голубой плащ с живописными складками, золотая, расписанная тонким узором кольчуга, ярко-красный подол нижней рубахи, украшенная драгоценными камнями рукоятка меча… Хрупкая, бесплотная, вытянутая фигура святого напоминает пламенеющую свечу – он весь устремлен к Богородице, которая благословляет его в верхнем сегменте иконы.
Мощный гранитный фасад дома Азовско-Донского банка на Большой Морской улице, 3–5, возведенного по проекту Лидваля, удивителен горельефами на разных его этажах. Также поражает разнообразие зеленого пестрого мрамора в интерьерах этого здания. Откуда он? Тайна открылась сама собой в Стокгольме, где такие же по окраске и рисунку мраморы не редкость. В декоре торжественного
Голубого зала Стокгольмской Ратуши использован тот же камень, что и в интерьерах Азовско-Донского банка. И такой же зеленый мрамор использован в полах и облицовке стен операционных залов бывшего здания Товарищества нефтяного производства «Братья Нобель» (наб. канала Грибоедова, 6), его тоже спроектировал Лидваль. Нам удалось найти объявление в старом журнале о продаже шведского зеленого мрамора в Петербурге.
Закладку нового храма совершили в мае 1828 года. Строительство осуществлялось на личные средства императора Николая Первого и на казенные деньги. Стоимость возведения собора составила 3 миллиона рублей. По личному указанию Николая I купола расписали золотыми звездами по голубому фону. Через четыре года здание было вчерне готово, и началась его внутренняя
отделка. В мае 1835 года храм был освящен. На время освящения собор являлся крупнейшим в России; он вмещает более 3000 человек.
Стиль мудехар требовал использования
восточной техники, как известно, весьма несовершенной в плане прочности. Тем не менее некоторые памятники подобного рода сохранились, и лучшим образцом среди них признается замок Сан-Сервандо, построенный для Альфонсо VI недалеко от моста Алькантара. Ограждение цитадели укреплено пятью массивными башнями квадратной и округлой формы, а с северо-западной стороны его прорезает портал с восточной подковообразной аркой и традиционным парапетом из сталактитов. Твердыня, сложенная из серого камня, с высокой, завершенной зубцами толстой стеной, гармонично вписывается в суровый кастильский пейзаж. Грандиозное строение величественно и одиноко возвышается среди камней, ярким пятном выделяясь на фоне голубого неба.
Многоцветность скульптур играла не только роль исключительно декоративную; цвет одеяния определенно указывал, какой именно персонаж имел в виду художник; это имело смысл в том случае, если статуя размещалась высоко. Так, Богородица всегда изображалась исключительно в голубой одежде. Вообще в каждом средневековом соборе имелся портал, который был посвящен Деве Марии. Что касается собора Парижской Богоматери, то Богородице посвящен левый портал. На тимпане можно увидеть образы трех ветхозаветных пророков, которые предсказали явление Богоматери, а также трех царей, к роду которых она
принадлежала. Еще выше находятся изображения Успения Богородицы, а также ее коронования Христом.
В центре большого Государственного герба помещен французский щит с золотым полем, на котором изображен двуглавый орел. Сам орел черного цвета, увенчан тремя императорскими коронами, которые соединены голубой лентой: две малых увенчивают голову, большая расположена между головами и возвышается над ними; в лапах скипетр и держава;
на груди изображен герб Московский: в червленом золотыми краями щите святой великомученик и победоносец Георгий в серебряном вооружении и лазоревой приволке на серебряном коне… Щит, на котором изображен орел, сверху увенчан шлемом святого великого князя Александра Невского, вокруг главного щита – цепь и орден святого Андрея Первозванного. По сторонам щита расположены щитодержатели: с правой стороны (с левой от зрителя) – святой архистратиг Михаил, с левой – Архангел Гавриил.
В Оружейном зале выставлена и полная коллекция русских орденов (до 1917 г.). Петр I в 1698 г. учредил первый в России орден – орден Андрея Первозванного. Апостол Андрей Первозванный, один из ближайших учеников Иисуса Христа, первый проповедник христианства в русских землях, впоследствии был распят в Греции на косом кресте. Этот
крест и стал отличительным знаком ордена. Награждались этим орденом за воинские подвиги и государеву службу, «дабы, взирая на сии явные знаки милости и преимуществ, ободрить и к другим храбрым и верным услугам и к прочим подвигам в военное и мирное время». Этот орден был одной степени, им награждали только лиц царской фамилии и выдающихся полководцев. Орден носили на широкой голубой ленте через правое плечо. Девизом ордена были слова «За веру и верность».
Нынешний Мавзолей с его строгими, величественными очертаниями – поистине одно из величайших достижений советской архитектуры. Он органически вошел в ансамбль
Красной площади, более того – стал ее композиционным и художественным центром. Рядом с Мавзолеем – надгробия видных деятелей КПСС и Советского государства, увенчанные бюстами. Братские могилы борцов революции накрыты плитами из черного гранита, их осеняют голубые ели.
Одной из первых комнат, которую мы советуем вам осмотреть, является комната с фонтаном, украшенным орнаментом (так называемый нимфеум). Самым красивым участком этого нимфеума является
хорошо сохранившаяся фреска II или III века н.э., с ее холодными голубыми и зелеными тонами, изображающими море, и бледно-розовыми тонами обнаженного тела женщины, отдыхающей на скамье. Кто она такая и что означает эта сцена, мы не знаем.
Русские циклы, основанные на тексте жития Афанасия Тахиграфа, по составу близки к древнейшей синайской иконе. Обычно они включают сцены жертвоприношения в храме, куда приходит святая Екатерина; приведения великомученицы Екатерины к императору (иногда несколько композиций); благословения святой Ангелом; диспута с философами, их обращения и сожжения; бичевания святой Екатерины воловьими жилами; обращения в христианство царицы Августы и воеводы Порфирия; явления Христа и Ангелов великомученице Екатерине; избавления от мучения колесованием (одна или две сцены); усекновения главы. В пространных циклах к этим сюжетам могут добавляться сцены питания Ангелом святой Екатерины в темнице, хотя, согласно житию, пищу святой приносил голубь; обличения императора царицей Августой; ведения святой Екатерины на казнь в сопровождении народа. Описанное в житии чудесное перенесение мощей святой Екатерины на Синай в этот период изображалось нечасто. Уникальной особенностью отмечен цикл на иконе с сюжетом «Моление…» в среднике: сцена «Чудесное перенесение мощей» совмещена с композицией «Усекновение главы». Если в среднике
находится фронтальная фигура святой, в состав житийного цикла может включаться сцена ее предсмертного моления о народе (по происхождению это житийный эпизод), соседствующая со сценой казни. Известны случаи, когда сцена казни исключается из цикла благодаря присутствию композиции «Моление…» в среднике. Уникальной особенностью цикла является начальное клеймо с изображением императора, рассылающего послов для сбора народа на жертвоприношение. Необычное сочетание житийного цикла с композицией «Суббота всех святых» на верхнем поле, по-видимому, объясняется заупокойным характером последней сцены, соответствующим почитанию святой Екатерины как заступницы при исходе души.
Облик Дедова рисует Сергей Соловьев в «Главах из воспоминаний» (Новый мир. 1993. № 8): «В Дедове. В этой усадьбе выросла моя мать, ее братья и сестры – теперь здесь подрастает второе поколение… Посреди усадьбы – большой старинный дом моей бабушки… Кругом дома толпятся высокие древние ели, чернея вершинами в голубом небе. Семья тогда была большая и веселая, на усадьбе стояло четыре семейных гнезда. Наш флигель, старый и тенистый,
был слева от ворот. Выстроен он был еще в крепостные времена, прежде в нем помещалась контора управителя и библиотека. Когда-то имение было богато, с оранжереями и большими мифологическими картинами, со множеством сараев, амбаров и гумен. Теперь все это исчезло. Вместо гумна – зеленое поле, покрытое ромашками…»
Мир восточной миниатюры – слияние реальности, вымысла и символики. Образы праздничны, полны радости жизни. Чаще всего представлен роскошный сказочный сад. Розовые, голубые, сиреневые, золотые, покрытые пестрым ковром лужайки окружают громоздящиеся скалы, подобные кускам драгоценной лавы. Небо золотое или ярко-синее с затейливыми бегущими белыми облачками. Украшенные изразцами здания открывают взору внутренние дворики и парадные покои. Люди в богатых одеждах, звери и птицы с их любовно переданными повадками, отмеченные тонким вкусом предметы
утвари – все это, связанное единым композиционным, линейным и цветовым ритмом, создает образ пленительной красоты.
В описании геральдического знака – эмблемы, ставшей официальным символом СВР России, отмечается, что основным ее элементом является золотой двуглавый орел с поднятыми распущенными
крыльями, увенчанный двумя малыми коронами и над ними – одной большой короной, соединенными лентой. В лапах орла – диагонально перекрещенные серебряные меч и пылающий факел. На груди орла – круглый щит, окованный серебром, с радиальной насечкой и двенадцатью золотыми закрепами. Поле щита лазоревого (василькового) цвета. В поле щита – серебряная пятилучевая сияющая звезда, в центре которой – голубое изображение земного шара с золотыми параллелями и меридианами.
После Второй мировой войны была предпринята частичная реконструкция разгромленного Рейхстага, закончившаяся только после того, как Берлин вновь стал столицей уже объединенной после падения Стены Германии. По проекту Нормана Форстера зданию было суждено
получить взамен старого суперсовременный купол из прозрачного голубого стекла. Подходит ли он ему, можно судить по шуткам берлинцев, сравнивающим теперь Рейхстаг с «кастрюлькой для варки яиц» (Eierwärmer) (илл. 12).
Продолжая подниматься ступень за ступенью по этому простирающемуся в отдалении амфитеатру дворцов и преодолев глубокую лощину, словно вырытую среди кровель Города и обозначавшую улицу Сент-Антуан, ваш взор достигал наконец Ангулемского подворья – обширного строения, созданного усилиями нескольких эпох, в котором новые незапятнанной
белизны части столь же мало шли к целому, как красная заплата к голубой мантии. Тем не менее до странности остроконечная и высокая крыша нового дворца, щетинившаяся резными желобами, покрытая свинцовыми полосами, на которых тысячей фантастических арабесок вились искрящиеся инкрустации из позолоченной меди, – эта крыша, столь своеобразно изукрашенная, грациозно возносилась над бурыми развалинами старинного дворца, толстые башни которого, раздувшиеся от времени, словно бочки, осевшие от ветхости и треснувшие сверху донизу, напоминали толстяков с расстегнувшимися на брюхе жилетами. Позади этого здания высился лес стрел дворца Ла-Турнель. Ничто в мире, ни Альгамбра{54}, ни Шамборский замок{55}, не могло представить более волшебного, более воздушного, более чарующего зрелища, чем этот высокоствольный лес стрел, колоколенок, дымовых труб, флюгеров, спиральных и винтовых лестниц, сквозных, словно изрешеченных пробойником бельведеров, павильонов, веретенообразных башенок, или, как их тогда называли, «вышек» всевозможной формы, высоты и расположения. Все это походило на гигантскую каменную шахматную доску.
Долгое время живопись Аджанты находилась в очень плохом состоянии: на протяжении некоторого времени берега реки, протекавшей в том районе, обваливались, и вода затопляла пещеры, на стенах которых
были исполнены росписи. Это привело к тому, что грунт вместе с росписями осыпался примерно на полтора метра вверх от пола. Оставшиеся фрагменты были испорчены летучими мышами, пчелами и голубями.
Сиднейский оперный театр – единственное здание XX века, вставшее в один ряд с такими великими архитектурными символами XIX как лондонский Биг-Бен, нью-йоркская статуя Свободы и Эйфелева
башня в Париже. Уже более полувека взгляды туристов неодолимо притягивает к себе его чудесный силуэт, который словно парит над голубыми водами гавани. Это порождение дерзкой архитектурной фантазии без труда затмевает самые гигантские сооружения в мире. Некоторые считают Оперный театр великолепным образчиком «застывшей музыки», о которой говорил Гете. Другие видят в нем выброшенного на сушу белого кита; галеон, отплывающий в волшебную страну эльфов. Подобно всем истинным шедеврам, Оперный театр уникален и похож лишь на себя самого.
«Небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая, что на Неве так редко бывает. Купол собора, который ни с какой точки не обрисовывается лучше, как смотря на него отсюда, с моста, не доходя шагов двадцати до часовни, так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение… Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна
была для него эта пышная картина».
В Венеции множество улочек и мостиков, любоваться которыми можно на протяжении целой жизни. По этому потрясающему городу можно бродить наугад часами, открывая для себя все новые и новые стороны Венеции, переходя через мостики (всего в Венеции их около 400), гуляя по набережным вдоль каналов, пробираясь по узким венецианским улочкам (в некоторых из них с трудом разойдутся 2 человека!), которые ведут к удивительно красивым площадям
соборами и дворцами. Очень интересное зрелище представляют собой садики, которые венецианцы разводят у себя на балконах и крышах домов. Многие балконы просто утопают в цветах! От такой красоты прямо-таки захватывает дух. В самом городе практически нет зелени, но предприимчивые венецианцы с поистине итальянской легкостью и изяществом решили эту проблему. Еще одна достопримечательность Венеции – голуби.
В одной из пещер на стене,
покрытой белым гипсом, изображен прекрасный юноша в короне и с голубым цветком лотоса в руке. Это бодхисатва Авалокитешвара. Ни одного лишнего штриха – линия рисунка идеально выразила сложнейшее внутреннее состояние персонажа, весь спектр его эмоций.
Обстановку богатого каталонского дома можно представить, рассмотрев картину Пере Гарсиа Бенабарре «Пир Ирода». На этом полотне библейские герои, одетые в костюмы XV
века, располагаются на фоне каменных стен и распахнутого окна: в морском пейзаже каждый каталонец мог бы узнать побережье близ Барселоны. Типичное для того времени убранство составляют сводчатый, выкрашенный голубой краской потолок, пол, выложенный узорчатым кафелем, тарелки и кувшины, красиво расставленные на изразцовой горке. Царская чета в золотых коронах сидит за накрытым столом в окружении свиты, музыкантов, стройных юношей и придворных дам с опахалами в руках. Самое роскошное платье – воистину королевское облачение из златотканой парчи – надето на Саломее, держащей на блюде голову Иоанна Крестителя. Художник тщательно выписал рисунок ткани, каждую плитку пола, изразцы, вышивку скатерти, короны, показал шнурки на женских корсажах, кожицу жареных цыплят и даже гвозди, которыми к самому потолку прибит ковер с крупными узорами.