Вол

  • Вол — кастрированный самец крупного рогатого скота. В результате кастрации у бычков усиливается рост рогов, в результате чего у волов очень большие рога, как и у прародителя современных быков тура.

    *

    Используется как мясное и рабочее животное. В первую очередь волы используются и использовались как тягловые животные при распашке земли. Преимущества использования вола над быком в сельском хозяйстве и транспорте заключаются в том, что благодаря отсутствию половых желёз и низкому содержанию половых гормонов волы не испытывают влечения к самкам, ведут себя намного спокойнее и их поведение более контролируемо. Для волов, относительно лошадей, меньше затраты на упряжь (из-за мощных шейных мышц, позволяющих серьёзно упростить систему), ковку, уход. Однако скорость воловьих упряжек по сколько-нибудь хорошей дороге заметно меньше конных — идущий шагом человек спокойно обгоняет упряжку (2—3 километра в час).

    *

    Волы многократно упоминаются в Библии, в средневековых письменах и в различных литературных произведениях писателей периода вплоть до 1930-х годов. Волов использовали преимущественно в южных регионах — на территории Украины и Казахстана, в зоне южных лесостепей и степей.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Домашняя лошадь (лат. Equus ferus caballus) — животное из семейства лошадиных отряда непарнокопытных, одомашненный и единственный сохранившийся подвид дикой лошади (Equus ferus), вымершей в дикой природе, за исключением небольшой популяции лошади Пржевальского. Используется человеком вплоть до настоящего времени.
Дома́шняя овца́ (лат. Ovis aries) — парнокопытное млекопитающее из рода баранов,семейства полорогих. Это животное уже в глубокой древности было одомашнено человеком, в основном благодаря своей густой шерсти и съедобному мясу. В настоящее время стриженая овечья шерсть, или руно, используется человеком чаще, чем шерсть любого другого животного. Овечье мясо, называемое бараниной, является одним из важнейших продуктов потребления во многих странах мира. Помимо получения шерсти и мяса, овец также разводят...
Двугорбый верблюд, или бактриа́н (лат. Camelus bactrianus) — крупнейший представитель семейства верблюдовых (Camelidae), относящийся наряду с одногорбым верблюдом к роду собственно верблюдов (лат. Camelus). Кроме наличия двух горбов и бо́льшего размера и веса, двугорбый верблюд отличается от одногорбого в среднем гораздо более густым шёрстным покровом. Оба верблюда — близкородственные виды, образующие жизнеспособные плодовитые помеси.
Ме́рин — кастрированный самец домашней лошади (кастрированный жеребец). Традиционно животные ценились за спокойный нрав. Широко используются в сельском хозяйстве и конном спорте. Помимо улучшения характера, кастрация приводит к тому, что мерины в меньшей степени, чем жеребцы, наращивают массу передней части корпуса, что бывает немаловажно в таких видах спорта, как конкур. Мерины более спокойны, чем жеребцы, меньше проявляют агрессию к другим самцам, присутствие кобыл не влияет на стабильность их...
Ло́шадь Пржева́льского (лат. Equus przewalskii caballus, лат. Equus ferus przewalskii, монг. тахь) — вид или подвид дикой лошади, обитающий в Азии. Некоторые таксономисты рассматривают как отдельный вид Equus przewalskii, в первую очередь, из-за разного нормального числа хромосом у домашней лошади и лошади Пржевальского. В то время, как у домашней лошади и даже у всех, кроме лошади Пржевальского, видов подрода «лошадь» рода «лошадь», объединяющего все ныне живущие виды семейства Лошадиные (и исчезнувшего...

Упоминания в литературе

Во второй половине XIX в. буйволоводство достигло значительного размера на Северном Кавказе. В Терской области, особенно в Чечне и на Кумыкской плоскости разводилось много буйволов. Буйволы, распространившиеся из Закавказья и Турции, использовались как тягловая сила (один буйвол заменял двух быков) и для производства молочных продуктов. В ряде мест, например, на Чеченской равнине, вспашку производили исключительно буйволами. Для этой цели в селах Гудермес, Курчалой и Урус-Мартан во второй половине XIX века вывели специальную породу буйволов. Покупать их приезжали из Ингушетии, Осетии, Кабарды44. Однако, в основном буйволы содержались для молочного хозяйства. Буйволье молоко заменялось коровьим там, где содержание буйволиц обходилось не дороже содержания коров. Молочные продукты от буйволиц очень ценились чеченцами и редко поступали на рынок45. В аулах буйволицы обычно составляли 10–30 % от всего дойного стада46. Буйволы были в основном распространены в Грозненском, Хасав-Юртовском и Веденском округах. Благодаря своей нетребовательности к кормам, высокому содержанию (7–8 %) жира в молоке и большой рабочей производительности, сельское население очень дорожило буйволами47. Буйволов не держали русские и немцы, хотя жившие с ними бок о бок горцы содержали их в значительном количестве. Волами в Нагорной полосе Чечни также сильно дорожили, содержали их значительно лучше остального скота. Однако буйволы, по сравнению с волами, обладали большей силой, работали долго и равномерно. Буйволицы давали много молока, оно было густое и жирное.
Крупнейшие домашние животные участвовали в повышении производительности земледельческого труда и иначе, а именно в качестве тягловой силы для плуга – тем самым, кстати, создавая возможность обрабатывать почвы, прежде не оправдывавшие усилий земледельцев. Тягловый скот включал в себя быков, лошадей, азиатских буйволов, одомашненных бантенгов, а также помесь яка с коровой. Вот лишь одна иллюстрация их полезности: первые доисторические земледельцы Центральной Европы, люди так называемой культуры линейно-ленточной керамики, появившейся незадолго до 5000 г. до н. э., изначально ограничивались почвами достаточно легкими, чтобы их можно было обрабатывать ручными палками-копалками. Только тысячелетие с лишним спустя, с появлением волов в плужной упряжи, эти люди смогли значительно расширить область возделывания своих культур, получив возможность пускать в оборот тяжелые почвы и почвы, покрытые жестким дерном. Аналогично, если в доколумбову эпоху земледельцы североамериканских Великих равнин возделывали свои культуры в речных долинах, то освоение обширнейших возвышенностей с их жестким дерновым покровом началось только в XIX в., с прибытием европейцев и их впряженных в плуг животных.
По ориентировочным оценкам, каждая кочующая группа первобытных австралийских охотников ежегодно выжигала около 100 км² лесов, саванн и степей – целенаправленно или невольно, в том случае, если огонь выходил из-под их контроля. Тысячи групп таких охотников на протяжении 20–30 тысяч лет могли многократно – десятки и десятки раз! – выжигать растительность на всей территории австралийского континента. Влажные леса, под давлением такой постоянной разрушительной силы, уступили место чахлым кустарникам, затем – саваннам, а потом – и знакомым нам современным австралийским пустыням. Ничем более не компенсируемые периоды засухи на континенте, потери органики почвами и их последующая ветровая и водная эрозия не позволили впоследствии австралийским аборигенам самостоятельно освоить сельское хозяйство. Ну а их гастрономические привязанности оставили их и без домашних животных. Ведь трудно представить себе тягловое животное размером с собаку – все же на соху или плуг надо иметь или лошадь, или вола. А своих будущих «волов» и «лошадей» австралийцы просто съели.
Тот факт, что запряженные волами фургоны могут разъезжать по всем направлениям, за исключением морского побережья, лишь случайно задерживаясь не больше получаса, чтобы вырубить кусты, даст, быть может, более ясное представление о скудости растительности. Если же мы посмотрим, какие животные населяют эти пустынные равнины, то найдем, что число их необычайно велико, а размеры отдельных животных огромны. Нам придется указать слона, три, а быть может, по данным д-ра Смита, и еще два вида носорога, бегемота, жирафу, кафрского буйвола, величиной не уступающего нашему взрослому быку, и оленебыка, который лишь немного меньше, двух зебр и кваггу, двух гну и несколько антилоп, которые даже крупнее гну.
Вол принадлежит к роду бизонов, или зубров (еще их иногда называют дикими быками). Они существовали в Европе, Азии и Северной Африке в доисторические времена. Первые прирученные в Европе волы были небольшими животными с короткими рогами. Они скорее всего были завезены из Азии во время миграции людей в каменном веке.

Связанные понятия (продолжение)

Породы лошадей — группы домашних лошадей, которые обладают генетически обусловленными биологическими и морфологическими свойствами и признаками, причём некоторые из них специфичны для группы и отличают её от других пород лошадей.
Домашняя коза (лат. Capra hircus) — домашнее животное, вид парнокопытных из рода горные козлы (Capra) семейства полорогих.
Исландская лошадь — порода лошадей, выращиваемая в Исландии. Её характерные черты — небольшой рост (до 144 см в холке), коренастость и грубоватость, большая голова, косматая плотная чёлка, длинные грива и хвост. Масти лошадей могут быть разные — например, рыжая, гнедая, серая, вороная, пегая, или с зебридностью на ногах.
Бык Хека — выносливая порода крупного рогатого скота. Является результатом попытки, предпринятой в 1920—1930-х годах братьями Хек для возрождения вымерших туров (Bos taurus primigenius) из происходящих от него современных пород домашнего быка. Методология и успех программы являются предметом споров. Существуют значительные различия в телосложении, росте и пропорциях тела между быком Хека и вымершим туром. Кроме того, есть другие породы домашнего скота, которые очень похожи на своих диких предков...
Дома́шняя свинья́ (лат. Sus scrofa domesticus) — крупное парнокопытное, подвид кабана, одомашненный человеком около 7 тыс. лет назад (по некоторым исследованиям — значительно раньше) и распространённый главным образом в странах Запада, в Восточной Азии и в Океании. Одичавшие свиньи (рейзорбеки) встречаются в Северной Америке, в Австралии и в Новой Зеландии. Длина тела составляет от 0,9 до 1,8 м, взрослая особь весит от 50 до 150 кг. По сравнению с другими парнокопытными, которые чаще бывают растительноядными...
Як (лат. Bos mutus) — парнокопытное млекопитающее из рода настоящих быков семейства полорогих. Русское название животного происходит от тиб. གཡག་ (g.yag), означающего «самец яка»; кроме того, в русском языке также используются слово са́рлык (производное от монг. сарлаг) и выражения тибетский бык или хрюкающий бык (недовольный як хрюкает, что крупному рогатому скоту не свойственно).
Африка́нский бу́йвол, или чёрный буйвол, кафрский буйвол (лат. Syncerus caffer) — вид быков, широко распространённый в Африке. Будучи типичным представителем подсемейства быков, африканский буйвол, однако, весьма своеобразен и выделяется в отдельный род Syncerus с единственным видом (это также единственный из подсемейства быков, обитающий в Африке).
Верблюды (лат. Camelus) — род млекопитающих семейства верблюдовых (Camelidae) подотряда мозоленогих (Camelidae) отряда парнокопытных (Artiodactyla). Это крупные животные, приспособленные для жизни в засушливых регионах мира — пустынях, полупустынях и степях.
Вятская порода лошадей — аборигенная порода лошадей северного лесного типа, сформировавшаяся к концу XVII — началу XVIII веков на территории современных Кировской области и Удмуртии. Одна из десяти примитивных пород лошадей России. Отличаются подвижностью, энергичностью, выносливостью, высокой плодовитостью. Характерной чертой окраса является наличие темной полосы вдоль спины — «ремня».
Ло́шади (лат. Equus) — единственный современный род семейства лошадиных (Equidae) отряда непарнокопытных.
Миниатюрные лошади — породы лошадей, отличающиеся низким ростом (до 86 см в холке) и сложением, характерным для верховых пород лошадей. В отличие от пони, которые также отличаются низкорослостью, мини-лошади имеют пропорциональную корпусу длину конечностей и свойственный верховым лошадям формат.

Подробнее: Мини-лошадь
Мул (лат. mūlus) — результат скрещивания осла и кобылы. Термин «мул» первоначально применялся к отпрыску любых двух животных разных видов — к тому, что в настоящее время называется «гибридом».
Казахская лошадь (каз. Қазақ жылқысы)— местная степная лошадь, выведенная на территории современного Казахстана и разводимая в настоящее время в Республике Казахстан и прилегающих к ней территориях.
Будённовская порода — верховая порода лошадей. Выведена в 1948 году под руководством Михаила Ивановича Чумакова в конных заводах имени С. М. Будённого...
Камаргу, или камарга (фр. camargue) — порода полудиких лошадей светло-серой масти, аборигенов одноимённой болотистой местности (площадью 650 км²) на средиземноморском побережье Франции в дельте реки Роны. Камаргу часто называют «морскими лошадями». Это некрупная лошадь с прямыми плечами и грубоватой головой. Рост в холке составляет от 135 до 150 см. Как и у всех серых лошадей, жеребята рождаются вороными или рыжими, потом линяют и становятся светло-серыми.
Бизон, или американский бизон (лат. Bison bison) — вид парнокопытных млекопитающих из трибы быков семейства полорогих. Очень близок к зубру, оба вида могут без ограничений скрещиваться, давая плодовитое потомство — зубробизонов. Из-за этого их иногда рассматривали как один вид.
Берберийская (или варварийская) — порода лошади. Это одна из самых старых пород восточного типа. В течение многих столетий она сильно повлияла на другие породы, помогая основать большое количество самых успешных современных пород в мире. Вместе с арабской, берберийская заслуживает достойное место в истории коневодства. Тем не менее она не достигла такой всемирной популярности, как арабская, и даже не имеет статуса малоизвестных восточных типов, как ахалтекинская и туркменская.
Старая фламандская — порода лошадей. Наиболее древняя порода тяжеловозов, разводится в Нижней Бельгии.
Бурче́ллова зе́бра , или саванная зебра (лат. Equus quagga) — млекопитающее рода лошадей отряда непарнокопытных; наиболее обычный и распространённый вид зебр. Названа в честь британского ботаника и натуралиста Вильяма Бурчелла (1782—1863). Широко распространена в юго-восточной Африке, от Южной Эфиопии до востока ЮАР и Анголы. Подвид квагга (Equus quagga quagga) вымер в 1883 году.
Табу́н — стадо или сообщество лошадей, как обыкновенной домашней лошади и пони, так и других представителей рода Equus.
Пинцгау (нем. Pinzgauer) — порода крупного рогатого скота молочно-мясного направления. Выведена в Австрийских Альпах в конце XVII века в местности Пинцгау (сегодня это округ Целль-ам-Зе) скрещиванием красной баварской, тукской и цилертальськой пород скота.
Англо-нубийская — британская порода домашних коз, была получена в девятнадцатом веке благодаря скрещиванию между коренными британскими козами и смешанной популяцией крупных вислоухих коз. Были привезены из Индии, Ближнего Востока и Северной Африки. Отличительными характеристиками породы являются большие, висящие уши и «римский» нос. В отличии от других молочных коз, благодаря своему ближневосточному наследию англо-нубийцы могут жить в очень жарком климате, а также имеют более продолжительный сезон...
Катхиявари - это порода лошадей с полуострова Катиавар в западной Индии. Название связано с людьми Kathi этой области. Первоначально лошади долгое время выращивались в пустыне.Они тесно связаны с марварискими лошадьми Раджастхана. На обе породы повлияли импортные арабские лошади. Они встречаются во всех мастях, кроме вороной, и чаще всего гнедые. Катиавари осталось немного. В прошлом они использовались в качестве боевой и кавалерийской лошади. Используется для катания. Регистр пород хранится Ассоциацией...
Слюги (слюгги, слугги, арабская борзая, фр. sloughi) — очень редкая и древняя порода борзых собак, охотящихся «по-зрячему». Обладает невероятной резвостью, в странах Северной Африки её используют для охоты на зайца, газель, фенека, кабана. Может использоваться в собачьих бегах.
Кабардинская (или горская) порода лошадей (кабард.-черк. и адыг. адыгэш) — одна из старейших аборигенных пород верхово-упряжного типа.
Азиатский буйвол, или индийский буйвол, индийский водяной буйвол, арни (лат. Bubalus arnee) — парнокопытное млекопитающее из семейства полорогих. Один из самых крупных быков. Взрослые особи достигают длины более 3 метров. Высота в холке доходит до 2 м, а вес может достигать 1000 кг, в отдельных случаях до 1200, в среднем же взрослый самец весит около 900 кг. Рога доходят до 2 м, они направлены в стороны и назад и имеют полулунную форму и уплощённое сечение. У коров рога небольшие или отсутствуют...
Хому́т является важной составной частью конской упряжи. Он используется для распределения нагрузки на шею и плечи лошади и передачи усилия по перемещению того или иного сельскохозяйственного орудия, например, сохи, плуга, бороны или повозки. Хомут даёт возможность лошади вкладывать всю свою силу в перемещение груза или другую работу. По существу, он позволяет животному использовать заднюю часть корпуса и задние ноги для толкания груза, в отличие от применения ярма или нагрудного ремня, когда приходится...
Якутская лошадь (якут. сылгы или саха ата) — аборигенная порода лошади, распространённая в Якутии. Порода выведена народной селекцией под сильным влиянием естественного отбора.
Донская (или Казачья степная) лошадь — местная русская порода лошадей верхового и упряжного сортов, выведенная в XVIII—XIX веках на территории нынешней Ростовской области Платовым, Иловайским и другими по возвращении из заграничных походов 1813—15 годов.
Одногорбый верблюд (лат. Camelus dromedarius), или дромеда́р (дромаде́р), или арабиан — вид млекопитающих, один из представителей семейства верблюдовых (Camelidae), относящийся наряду с двугорбым верблюдом (бактрианом) к роду собственно верблюдов (лат. Camelus).
Алопекис (греч. Αλωπεκίς — лисичка) — древняя греческая порода собак. Мелкая собака примитивного типа, вероятно, послужившая прародителем многим европейским породам собак. Обладает развитым пастушьим и охотничьим инстинктами, применяется как универсальная собака. К началу XXI века находится под угрозой полного исчезновения. Кинологическими организациями официально не признана.
Карачаевская порода овец (карач.-балк. къарачай къой) — одна из старейших пород грубошерстного типа. Родиной овец является высокогорный Карачай у устьев реки Кубань. В официальном издании МСХ РФ (М.: 2015) «Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию», карачаевская порода овец значится под номером 9354024, (оригинаторы № 296, 5670, 14214). Традиционные районы разведения овец карачаевской породы — Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия. Порода мясо-шерстно-молочного...
Дома́шние живо́тные — животные, которые были одомашнены человеком разумным и которых он содержит, предоставляя им кров и пищу. Они приносят ему пользу либо как источник материальных благ и услуг, либо как животные-компаньоны, скрашивающие его досуг. Большинство домашних животных легко размножаются. Проводя селекцию, человек может контролировать их размножение и признаки, которые они передают своему потомству.
Кан де палле́йро, или собака палле́йро (галис. can de palleiro), — порода пастушьих собак, выведенная в Испании. Собак этой редчайшей породы можно увидеть на территориях, расположенных вдоль побережья Пиренейского полуострова, но за пределами Испании они практически не встречаются. Живут в полевых условиях, за манеру отдыхать на скирде соломы или сеновале кан де паллейро также называют соломенной собакой. Международной кинологической федерацией не признана.
Каба́н (лат. Sus scrofa), или вепрь, или ди́кая свинья́, — млекопитающее из отряда парнокопытных, подотряда свинообразных (нежвачных), семейства свиней, рода кабанов. Является предком домашней свиньи.
Те́рская порода лошадей — сравнительно молодая русская порода лошадей. В Государственном реестре селекционных достижений, допущенных к использованию, терская порода лошадей значится как верховая лошадь, под номером 9353166 (оригинаторы № 227 и № 1195).
Калмыцкая — порода лошадей, живущих в степных районах к северу и северо-западу от Каспийского моря. Имеет крупную грубую горбоносую голову, сильно развитую нижнюю челюсть, короткую шею с кадыком. Спина прямая, конечности крепкие, с развитыми мышцами. Масть обычно гнедая или бурая всех оттенков. Лошади очень крепки, легки и быстры и, подобно киргизским, способны бежать без отдыха и корма до 100 километров. Число их в XIX веке было не менее полумиллиона.
Арде́нская — одна из старейших пород тягловых лошадей, центром возникновения которой является область...
Торньяк (босн. Tornjak), или боснийско-герцеговинско-хорватская пастушеская собака — порода собак, выведенная на территории Боснии и Герцеговины и Хорватии для пастьбы овец. Название породы происходит от босн. tor — загон. В номенклатуре пород МКФ порода относится к условно признанным (2007).
Боево́й бык (Лидийский боевой бык, исп. toro de lidia, toro bravo) — бык, участвующий в испанской корриде. По фенотипу очень близок к туру. Родословные боевых быков тщательно отслеживаются в целях улучшения породы. Средняя высота в холке взрослой особи — 155 см, масса — 500 кг для самцов и 350 кг для самок. Бык до 2 лет называется телёнком (исп. becerro), от 2 до 4 лет — «новильо» (исп. novillo) и только после 4 лет — быком (исп. toro). В полноценной корриде участвуют быки возрастом не менее 4 лет...
Монго́льская ло́шадь (монг. адуу: «лошадь») — монгольская порода лошади. Порода, предположительно, осталась в основном без изменений со времен Чингисхана. Монгольские кочевники, численность которых не превышает 0,5 млн чел., держат более 2 млн голов. Несмотря на свои небольшие размеры, монгольские лошади не имеют отношения к пони.
Дикий осёл (лат. Equus asinus) — вид рода Equus семейства лошадиных (Equidae) отряда непарнокопытных. Его одомашненная форма сыграла важную историческую роль в развитии хозяйства и культуры человека.
Обыкнове́нный бегемо́т, или гиппопота́м (лат. Hippopótamus amphíbius), — млекопитающее из отряда парнокопытных, подотряда свинообразных (нежвачных), семейства бегемотовых, единственный современный вид рода Hippopotamus. Характерной особенностью бегемота является его полуводный образ жизни — бо́льшую часть времени он проводит в воде, выходя на сушу лишь ночью на несколько часов для кормёжки. Бегемот обитает только у пресной воды, хотя может изредка оказываться в море.
Ста́до — группа животных, объединённая за счёт поведенческих механизмов. В состав стада входят по большей части животные одного вида, возможно объединение в стадо представителей разных видов.
Голубо́й гну (лат. Connochaetes taurinus) — вид млекопитающих из семейства полорогих (Bovidae). Это одна из немногих африканских антилоп, сохранившихся в значительных количествах за пределами охраняемых территорий.

Упоминания в литературе (продолжение)

Все эти факты в своей совокупности показывают существование культа сначала диких тура и туриц, а затем и домашних быка и коровы у наших далеких предков. Зародившийся еще в период охотничьего хозяйства, он еще более развился с возникновением скотоводства и, в конечном итоге, дошел до ХIХ в., когда был зафиксирован этнографами. С течением времени он привел к представлениям о божественности быка и олицетворении вселенной в виде коровы, которые также весьма долго сохранялись в различных местах славянского мира. Время возникновения этих представлений можно датировать с большей точностью. Как считают исследователи, предком современных домашних быков и коров был дикий бык, в частности, его вымерший в дикой природе подвид тур. Его одомашнивание произошло примерно 8500 или, по мнению других специалистов, около 10 500 лет назад вслед за приручением коз, овец и свиней. Что касается территории первоначальной доместикации, то называют треугольник Алтай – Индия – Иран, либо север Месопотамии на территории современных Турции и Ирака. Подчеркнуто эротический характер праздников, посвященных туру или быку, рогатый головной убор, уподобляющий женщину корове, представление о происхождении от них сказочных героев или восприятие вола в качестве отца – все это, вместе взятое, делает весьма правдоподобным предположение о существовании некогда у наших далеких предков мифа о браке Великой богини с быком наподобие тех мифов, которые фиксируются у раннеземледельческих культур и присутствуют в греческой традиции.
Малышам, которых мы видели на Лэнгдейлской равнине следящими за работой отцов, прежде чем они вырастут, придется исходить Англию вдоль и поперек. Они много путешествуют со своим племенем, которое, как и подобает охотникам, перемещается по обширной, хотя и строго ограниченной территории севера Англии. Они редко остаются больше пары месяцев на одном месте и иногда перебираются с места на место каждый день, следуя за пасущимися овцами и скотом или приноравливаясь к медленным сезонным миграциям оленей и других диких животных. Они стали большими специалистами в деле свертывания лагерей, упаковывания шкур и шестов от шатров на сани и телеги вместе с корзинами, ящиками и горшками. Одни на переходах погоняют волов, другие вместе с собаками пасут стада на пастбищах Пеннинских болот или идут по следу раненного копьем оленя. Но каждое лето все они возвращаются на «фабрику топоров» в Лэнгдейлской равнине, чтобы провести месяц или около того, изготавливая топоры, на которые можно выменять пшеницу и ячмень, чтобы иметь хлеб и пиво всю зиму.
Например, слон с очень давних времен используется как ездовое, рабочее и даже ''боевое'' животное. А между тем используется он так без его одомашнивания. Каждый новый рабочий слон родился на воле, ловится на воле человеком, приручается и приучается к работе. Дело в том, что слон, даже у себя на родине, почти не размножается в неволе. Благодаря этому рабочий слон морфологически ничем не отличается от своих диких родителей. Домашние животные- все они глубоко изменены в процессе разведения их человеком и часто имеют лишь очень отдаленное сходство со своими дикими предками. Сравним, например, современную тонкорунную овцу с диким горным бараном или собаку таксу с волком или шакалом. Даже трудно будет их признать за близкородственных.
Люди ямной, катакомбной и срубной культуры, жившие в Крыму в эпоху медного века – энеолита (4000–2000 лет до н. э.) также оставили свои следы в степном и горном Крыму и на Керченском полуострове. Известны курганы Курбан-Байрам у Красноперекопска, Кеми-Оба у Белогорска, Золотой курган под Симферополем, Ласпи I, Гурзуф, Жуковка. В это время большинство племен еще не осело на землю и в поисках удобных мест существования по территории Европы и Азии перемещалось множество народов. Люди медного века в Крыму являлись земледельцами и животноводами. Выращивали пшеницу, просо, ячмень, коноплю. Питались мясом и хлебом. Приручили овец, коз, свиней, собак, коров и лошадей. Пряли. Появились медные инструменты и оружие: топоры, кинжалы, ножи, долота, скрепки, наконечники копий и стрел. Появился колесный транспорт – повозки, в которые запрягали волов или лошадей.
Важно, что в процессе доместикации поведение марала и пятнистого оленя существенно изменилось: даже крупными их стадами теперь управляют, выпасая вне парка на воле как домашний скот (этот метод, к сожалению, неизбежно приводит к потере части поголовья). Опыт, накопленный в пантовом оленеводстве, трудно переоценить, и его нужно непременно и тщательно изучать охотничьим фермерам, хозяйства которых пока что, в большинстве своем, более примитивны (подробнее об оленях и пантовом оленеводстве см.: Менард, 1930; Друри, Матюшев, 1963; Данилкин, 1999; Луницын, 2004; Луницын и др., 2007; Фролов, Луницын, 2007).
С. Л. Уошберн и Эрвен де Вор, наблюдая на воле поведение павианов, установили, что стадо управляется не одним вожаком, а «коллегией» нескольких престарелых самцов, которые обеспечивают себе превосходство над более молодыми и гораздо более сильными членами стада благодаря тому, что крепко держатся друг за друга – а вместе они сильнее любого отдельного молодого самца. В подробно изученном случае один из трех сенаторов был почти беззубым старцем, и двое других тоже не были уже во цвете лет. Когда однажды стаду грозила опасность попасть на открытом месте в лапы, или, лучше сказать, в пасть льва, стадо остановилось, и молодые сильные самцы образовали оборонительное кольцо вокруг более слабых животных. Но старец в одиночку вышел из круга, осторожно выполнил опасную задачу, установив местонахождение льва так, что тот его не заметил, вернулся к стаду и повел его дальним обходным путем к безопасному ночлегу на деревьях. Все следовали за ним, слепо повинуясь, и никто не усомнился в его авторитете.
Многие попытки гибридизации европейской и сибирской косуль были безуспешными, большинство выпусков сибирских косуль в Европе закончились неудачно или их результаты не были исследованы. Наиболее удачная и тщательная экспериментальная работа по гибридизации косуль была проведена в бывшей ГДР в 1966–1978 гг. Штуббе и Брухгольцем. В этот период двух самцов сибирской косули 32 раза спаривали с самками европейской косули, из них 13 раз безуспешно. Из 19 случаев родов кесарево сечение пришлось делать 9 самкам, и в трех случаях плод был извлечен ручным способом. Эти эксперименты показали, что скрещивание этих двух видов на воле, по-видимому, не может быть успешным. Кроме того гибридные самцы оказались стерильными, что свидетельствует о наличии репродуктивных барьеров между европейскими и сибирскими косулями.
Львы есть практически в каждом зоопарке и цирке. Но в большинстве случаев их нельзя отнести к какому-либо одному подвиду. Причина в том, что животные являются представителями уже не первого поколения, родившегося в клетке, а долгое время зоопарки использовали при разведении львов весь имеющийся материал независимо от подвида. В данное время ситуация поменялась коренным образом. То есть если, зоопарк попадает отловленное на воле животное, что бывает очень редко, его скрещивают только с представителями такого же подвида. В результате этого многие зоопарки стали специализироваться на разведении определенных львов. А в американском городе Кноксвилле ведется даже Международная книга разведения львов в неволе.
Мокрые балки могли быть в старые времена каналами с живым течением. Этими каналами, как мы видели выше, вода набегала в котловины, а котловины были бассейны, в которых задерживались запасы пресной воды по всей приморской полосе. Нельзя думать, чтоб эти водохранилища были и прежде так тощи, как теперь, потому что стоки, которыми выходил избыток воды в морские заливы, оставили по себе большие русла с широко разработанными устьями. Здесь теперь пасутся стада и табуны. Весной, однако ж, эти заимствованные пастбища понимаются ненадолго водой, – и тогда столько находит сюда из морских заливов судака и тарани, что один нарочный, скакавший с нужными бумагами, при переезде чрез подобное наводненное пространство, был опрокинут вместе с конем быстро двигавшимися колоннами рыб. Вот единственные в своем роде пространства, где попеременно разгуливают вол и судак, овца и тарань; где рыбак упирает свое длинное весло с челна и чумак спускает с воза наконечник своего длинного батога.
Впрочем, следовавшие за ними тоже. Всякое изобретение означало в первую очередь не удобство, не повышение безопасности, а открытие новых возможностей: управления конем, доведенного до полного слияния двух воль, чудес джигитовки, меткой стрельбы, устойчивости в поединках и при маневре. А чего стоило выведение новых пород лошадей – быстрых, бесстрашных, выносливых, преданных хозяину? Совершенствование их выездки и ухода за ними? Изготовление самого подходящего коннику оружия, выработка тактики и приемов боя? А сколько надо было всаднику работать над собой – и над воспитанием будущего всадника, с самого младенчества? Излюбленная аристократами всех времен загонная охота – сейчас она, может быть, не более чем забава для повышения содержания адреналина в крови, а прежде это была лучшая тренировка, по степени риска и требуемым для успеха качествам максимально приближенная к боевой обстановке. У кочевников весь жизненный уклад был в значительной степени подстроен под всадника.
Успехам ариев в освоении огромных пространств от Испании до Китая и Индии способствовало изобретение колесной повозки. Что научные школы опять с какой-то стати силятся связать с Месопотамией. Забывая или не желая подумать, что лодки в Восточной Европе существовали давным-давно. А самый удобный способ перетащить лодку через волок – подложить под нее бревна-катки. Да и огромные камни для строительства мегалитов перемещали не иначе как с помощью катков. А отсюда и до колеса недалеко. И мигрирующие племена получили возможность перевозить свой скарб, стариков и детей. Индоарийским народам принадлежат первые в Центральной и Западной Европе изображения и статуэтки колесных повозок, запряженных волами или лошадьми.
Считалось, что испанские лошади являются превосходными во всех отношениях. Особенно славились в Старом Свете лошади из опаленной солнцем южной части Испании – Андалузии (современная андалузская порода берет свое начало именно оттуда). С их ловкостью, потрясающей силой и естественной красотой шага они прекрасно подходили для работы в манеже; часто выступали в парадах и праздничных процессиях, поражая зрителей своим гордым видом, грацией и благородством; на войне же они отличались мужеством, преданностью своему боевому товарищу и послушанием. Единственным их недостатком, как иронично замечали наездники-аристократы, является хорошая память, которая часто превращается в злопамятность, приводя к высокой степени самостоятельности и даже противостоянию воле всадника. Впрочем, эта проблема легко решается добрым и терпеливым обращением с животными, чтобы им не нужно было строить коварные планы мести.
Торговцы перевозят свои товары или на мулах, или в повозках, запряженных волами. Эти повозки могут служить великолепной иллюстрацией первобытного способа передвижения. Колеса из бавольника, соединенные крепкой деревянной осью, по форме скорее приближаются к эллипсу или четырехугольнику, чем к кругу. На оси стоит глубокий квадратный ящик. Волы впрягаются посредством деревянной поперечины, привязанной к их рогам обыкновенными ремнями. Об упряжи и ярме мексиканцы не имеют понятия.
Согласно связанному со знаками зодиака буддистскому календарю, однажды под Новый год Будда созвал всех животных мира. Он пообещал, что те, кто придёт к нему выразить своё уважение, будут наделены подарками и в знак отличия и чести получат по году, который впредь будет называться их именем. Но звери отнюдь не спешили явиться на зов. В итоге их собралось только двенадцать. Они прибыли в следующем порядке: мышь, буйвол, тигр, кролик, дракон, змея, лошадь, овца, обезьяна, петух, собака и вепрь. Получив во «владение» по году, животные передали им свои типичные черты. По японским поверьям, люди, рождённые в соответствующий период двенадцатилетнего цикла, приобретают и характерные особенности своего «патрона». Кроме того, в Китае и месяцы последовательно связывались с крысой, волом, тигром, зайцем, драконом, змеёй, лошадью, овцой, обезьяной, петухом, собакой и свиньёй (в варианте Тибета и Монголии – с мышью, коровой, тигром, зайцем, драконом, змеёй, лошадью, овцой, обезьяной, петухом, собакой, свиньёй).
После Великой Отечественной войны в руках человека волей научно-технического прогресса оказалось оружие истребления, сыгравшее решающую роль в сокращении медвежьего поголовья. Я говорю не о дальнобойных винтовках и карабинах, в которых какие-то недалёкие люди склонны видеть корень всех зол, не моторную вездеходную технику и не малую авиацию, хотя отнюдь не склонен преуменьшать её роль, – я говорю о простейшей на первый взгляд штуке, сделавшей охоту на медведя делом, доступным каждому человеку и одновременно безопасным на 99 процентов. Я говорю о петле из стального троса.
Кроме того, зоопарк предоставлял Антонине кафедру для проповеди, возможность быть чуть ли не пастырем, нести благую весть на берега Вислы, подобно малому божеству, и она предлагала посетителям уникальный мост в природу. Но сначала им требовалось перейти по мосту, похожему на клетку, через реку и оказаться в звериной вотчине. Когда она рассказывала гостям захватывающие истории о рысях и других зверях, обширное и размытое зеленое пятно земли мгновенно собиралось в фокус, как одиночное лицо или мотив, как нечто, имеющее имя. Антонина и Ян поощряли режиссеров снимать фильмы, устраивать музыкальные и театральные представления прямо в зоопарке и, если те просили, одалживали животных в качестве актеров – особой популярностью пользовались львята. «Наш зоопарк был полон жизни, – писала Антонина. – К нам приходило много народу: молодежь, любители животных и просто посетители. У нас было множество партнеров: университеты Польши и других стран, департамент здравоохранения Польши, даже Академия изящных искусств». Местные художники рисовали для зоопарка афиши в стиле ар-деко, и чета Жабинских приглашала художников любых направлений приходить в зоопарк, чтобы дать волю своему воображению.
Вятичи в 964 г. говорили Святославу: «Козаром по щьлягу от рала даем». То же видим и несколько позднее: в 981 г. Владимир «вятичи победи и возложи на ня дань от плуга, яко же и отец его имаше»[36]. Мы имеем, правда, несколько более позднюю расшифровку этой земледельческой единицы обложения. Гельмольд (XII в.), рассказывая о западных прибалтийских славянах, между прочим, сообщает, что «существует у оботритов епископская подать, которая заменяет десятину, а именно: от каждого плуга, т.е. от двух волов или одного коня – мера хлеба, 40 мотков льна, 12 нумм доброй монеты (XII nummi probatae monetae)…»[37]
Происходя из одного и того же вещества, развиваясь практически по сходному сценарию, будущая особь в какой-то момент развития идентифицируется, становясь самой собой, приобретая явственные различия. В отличие от животных, по воле Создателя живущих инстинктами и спаривающихся, как правило, только в период течки, человеку дано утешение познавать радость секса в разное время от половой зрелости вплоть до последних дней жизни. Однако, даруя это, Господь дал людям подсказку, наградив женщину девственной плевой. Самки на роль отца выбирают самых здоровых и сильных самцов. Но женщина, делающая ставку на иные категории, и в первую очередь, на Любовь и чувственность, должна помнить об ответственности, которую она несет перед Всевышним и даже всем человечеством в целом. Для этого нам, кроме прочего, дан Разум.
Принципиальное изменение, в сравнении со всем живым, отношения человека к окружающему его миру имело одно важнейшее следствие. Чтобы приспосабливаться под меняющуюся среду, животному не нужен интеллект. Естественный отбор, а не усилие сознательной воли покрыли волосами тела слонов и носорогов в ледниковой Евразии, но обтесать даже простейшее рубило или сложить из веток шалаш, сохранить и возжечь огонь в пещере совершенно невозможно бессознательно. Чтобы подчинять природу себе, сознание, причем сознание логическое, совершенно необходимо.
Известные политические события в стране в начале тридцатых годов, заставили семью Хатанзеева Николая Ивановича оставить любимые места в окрестностях посёлка Лабытнанги. И, вот уже минуло более восьмидесяти лет, а Василий Николаевич вспоминает об этом времени, словно это было вчера. О времени ломки человеческих судеб, устоявшихся методов хозяйствования, отношения к земле, о времени, не отрицая её смутность, которое требует уважения за бесчисленные трудовые подвиги во-имя строительства социализма. Границей перелома в изменении мышления людей, образа жизни, станет алчная на человеческие души, адская война. После Великой победы над страшным агрессором приобретенная новизна: вера в Родину, любовь к народу, исполнительская дисциплина, настрой на созидательный труд, проникает во все спектры жизни. Ему было чуть более восьми лет, когда он, вместе с родителями, попрощавшись с родным краем, с любимыми земляками и близкими, исполняя чужую волю, направился, с табуном оленей, в путь в сторону Обдорских пастбищ. Переход этот протянется на целых десять лет.
Теория Геккеля, с энтузиазмом воспринятая не только биологами, но и политиками и психиатрами, выросла из европейской мировой экспансии. Аксолотль оказался в том самом месте и в то самое время, где и когда начиналась эта экспансия: я говорю об испанской конкисте Мексики. Он серьезно пострадал во время завоевания, оказался в плену и едва смог выжить (но не зря аксолотль проявил столь прекрасные способности к регенерации в лабораторных аквариумах). Затем, пусть и не совсем по своей воле, аксолотлю довелось сыграть определенную роль в развитии более искушенного мировоззрения, которое, можно надеяться, несет в себе лучшее будущее для людей и саламандр.
За кормовую единицу принята питательность 1 кг овса среднего качества, обеспечивающая отложение 150 г жира в теле откармливаемого вола, равная 1414 ккал (1 ккал = 4,19 КДж) энергии. Одна кормовая единица соответствует 0,6 крахмального эквивалента Кельнера и характеризует общую питательность различных кормов.
Рис. 10. Мясники, режущие священного вола, – с рельефа на гробнице Ти в Саккаре. Приблизительно 2380 г. до н. э. Масштаб 1:6
По всему этому, среди бесконечных гирл Днепра, среди его глубоких лиманов, необозримых плавней, неисчислимых забор, подводных карчей и диких порогов, не рискуя головой, мог свободно плавать только опытный пловец; среди его лесистых островов, топких болот, среди невылазных и непроглядных камышей мог не потеряться только тот, кто отлично и во всех подробностях изучил Днепр и его речную долину. Но вот эта-то неприступность Днепра, эта-то дикость мест, этот страх пустынной безлюдности и привлекали низовых молодцов, никем и ничем не устрашимых запорожских казаков. Здесь, за неприступными порогами, среди бесчисленных островов, непроходимых камышей, дремучих и вековых лесов; здесь, в бесплодных и знойных полях, в безводных и диких степях, здесь-то удальцы и находили себе надежное убежище и всеобъемлющую колыбель. «Сичь – мате, а Велыкий Луг – батько!.. Степ та воля – казацька доля!..» Сюда не могла досягать ни рука королевского чиновника, ни рука пана-узурпатора, ни власть коронного гетмана, ни даже грозные универсалы грозных королей польских; здесь же молодцам нипочем были ни татары, ни турки, ни летний зной, ни зимний холод, ни страшное безводье, ни губительная засуха, ни дикий зверь, ни степная «пожежа».
И, что особенно важно подчеркнуть, эти функции правящие верхи традиционно выполняют не потому, что они узурпировали власть и навязали свою волю искусственно ослабленным собственникам, но именно потому, что они управляют обществом принципиально иным, чем европейское. Командно-административная структура опирается на принцип власти-собственности. Она строго контролирует и сурово ограничивает частную собственническую стихию, иначе дезинтеграция угрожала бы нормальному функционированию системы.
Когда Господь сотворил человека? Мы не знаем этого. Знаем только, что сотворил – ведь мы-то с вами существуем. Правда, атеисты-дарвинисты пытаются доказывать, будто животные, а потом и человек, произошли друг от друга сами по себе, путем постепенной эволюции. Но при этом они почему-то умалчивают, что сам автор их теории Чарлз Дарвин был глубоко верующим, он говорил: «Я никогда не был атеистом в смысле отрицания Творца». Ну а ко всему прочему, сейчас однозначно доказано, что теория эволюции ошибочна. Различные виды растений, животных, человек, появлялись на свет не в результате постепенного изменения признаков, а путем скачкообразных мутаций. А это, как нетрудно понять, как раз и соответствует их сотворению по воле Божьей.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я