Благословение

  • Благослове́ние (калька с греч. εὐλογία) в религиозном смысле — славословия, которые человек возносит к Богу, воздавая ему хвалы за Его неизреченную благость («Благословен Бог наш всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь.»), или же пожелание успеха, счастья, долголетия в адрес другого человека. Является многозначным термином.

    Благословение — пожелание добра, усиленное религиозным актом, знаком креста, хлебом или иным актом, в глазах народа набирает культовое значение.

    Благословение — пребывание в состоянии благости, благополучия, благодати от Бога. В Библии сказано: «Возлюбил проклятие — оно и придёт на него. Не восхотел благословения — оно и уйдёт от него» (Пс. 108: 17, синод. пер.) — то есть, речь здесь идёт о том человеке, который не пожелал пребыть в благости и благодати Божией.

    Благословение подразумевает, что человек открыт благости и благодати, которые обильно на него изливаются. В аврамистических и шире — теистических религиях подразумевается, что благословение (то есть, состояние благости, благополучия) даёт Бог.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Иису́сова моли́тва — в православии и греко-католицизме — молитва-обращение к Иисусу Христу, с исповедованием веры в Него как в Сына Божьего и истинного Бога, с прошением о помиловании (прощении грехов), о помощи в испытаниях и о помощи в борьбе с искушениями.
Существует большое число определений моли́твы, которые не во всём совпадают друг с другом.

Подробнее: Молитва
Богопочита́ние (греч. Θεοσέβεια от Тео́с — Бог, Се́бомай — чтить, почитать) — в широком смысле, синоним понятия религия, заключающее в себе религиозную доктрину и религиозную практику, в узком, — понятие нравственного или, т. н., практического богословия (религиозной практики), обозначающее служение, угождение Богу.
Рождение свыше (или Возрождение) — библейский термин, понятие христианского богословия, которое означает таинственное действие Бога в раскаявшемся грешнике , преобразование человека для новой духовной жизни с Богом. Рождение свыше является необходимым условием спасения души. Среди христианских конфессий имеются некоторые различия, связанные с пониманием рождения свыше.
Пятидеся́тники (англ. Pentecostalism) — евангельские христиане, последователи Всемирного пятидесятнического братства, на сегодняшний день самого многочисленного из всех направлений протестантизма. На территории России для отличия от евангельских христиан (прохановцев), по учению более близких к баптизму, предпочитали называться Христианами веры евангельской — ХВЕ или Христианами евангельской веры — ХЕВ, в настоящий момент это название является составной частью названия конфессий данного направления...

Упоминания в литературе

В этом отрывке также упоминается Дух Святой. Хотя Он называется по имени только в ст. 13 и 14, Его присутствие заметно повсюду, а Его дела описаны в дальнейших главах. Павел подчеркивает здесь духовную природу благословения, которое Бог дает нам в Христе. Такой акцент, вероятно, должен показать контраст с ветхозаветными днями, когда Божьи благословения выражались преимущественно в материальной форме. Возможно, самым ярким примером этому служит отрывок из Книги Второзаконие (28:1-14), где благословение, обещанное послушному Израилю, означает многочисленное потомство, богатый урожай, изобилие скота и владычество над другими народами. Верно, что и Иисус обещал Своим последователям материальные блага, – Он учил их не думать о пище, питье, одежде и уверял, что небесный Отец удовлетворит любые их нужды, если они сначала поверят в необходимость Его правления и в Его праведность. Тем не менее отличительная черта новозаветного благословения – в его духовной природе, а не в материальной. Например, Божий закон начертан в наших сердцах Духом Святым, мы лично знаем Бога, и Он прощает наши грехи (см.: Иер. 31:31–34).
б) Совершенно соответствуя прямой воле Божией, добродетель храмоздания оказывает величайшие благодеяния нашим ближним. Собрать вокруг храма большую или малую общину православных христиан, завязать между ними братский союз во имя храма, который им принадлежит и которому они принадлежат, открыть в нем источник благодати и Божия благословения и всегда готовое место для молитвы, где и учат ей и руководят в ней, – разве все это не великие благодеяния верующим, не прямое осуществление и приведение в действие всех, по выражению апостола, сил, яже к животу и благочестию (2 Пет. 1, 3), данных нам Христом Спасителем нашим?.. Мы не блуждаем, отыскивая места для богослужения и молитвы; любовь храмоздателей открывает священные убежища для душ наших, ищущих общения с Отцом нашим небесным, как родной отеческий дом, где мы встречаем все готовое для духовного просвещения, благодатного оживотворения, возбуждения и утешения. Называя храм вратами в Царствие Божие, православная Церковь этой одной чертою ясно определяет как высшее значение храма, так и достоинство добродетели храмоздания.
Посланник Божий не только благовествует Марии об особой доброте к Ней Господа, но также возвещает Ей об особенном даре близости и дружбы Бога: «Господь с Тобою» (Лк 1, 28). Этот краткий оборот, знакомый нам по Евхаристической литургии, не отражает пожелание, но констатирует факт: Господь действительно с Тобой! Это любимое выражение библейских авторов. Оно встречается в Ветхом Завете 103 раза, а в Новом – 13 раз. Он показывает действие Бога по отношению к некоторым людям, например, поддержку, освобождение, помощь, благословение, утешение, укрепление. Можно сделать следующий шаг: этот оборот означает просто дар Божия присутствия и дружбы, данный особо избранным и призванным людям. «Этот дар содержит в себе обетование дружбы, особого богоприсутствия, которое будет их вести, укреплять и поддерживать. Это дар на всю жизнь» (Л. Орси).
Освящением православные христиане называют обряды, через которые на жизнь человека, на всю его деятельность и все окружение его жизни нисходило благословение Божие. В основе многообразных церковных молебнов лежит желание одухотворить человеческую деятельность, совершать ее с Божией помощью и по Его благословению. Мы просим Господа так направить наши дела, чтобы они были угодны Ему и приносили пользу ближним, Церкви, Отечеству и нам самим; благословить наши взаимоотношения с людьми, чтобы в них главенствовали мир и любовь, и т. д. И поэтому просим, чтобы наш дом, принадлежащие нам вещи, овощи, выращенные на нашем огороде, вода из колодца через нисшедшее на них благословение Божие помогали нам в этом, защищали, укрепляли наши силы. Освящение дома, квартиры, автомобиля или какой-либо другой вещи есть свидетельство, прежде всего, нашего упования на Бога, нашей веры в то, что ничего не происходит с нами без Его святой воли.
В этом стихе Библия говорит нам, что ТОЛЬКО те, кто верует, считаются сынами Авраама. А вы верующий? Почему так важно быть сынами Авраама? Почему не сынами Божьими? В Ветхом Завете написано, что Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность. В Новом Завете, в Послании к Галатам 3:26, сказано, что все мы дети Божьи по вере во Христа Иисуса. Объединив эти два факта, мы получим полную картину того, как человек становится ребенком Божьим. Когда мы Христовы, мы становимся детьми Авраама (Галатам 3:29), что позволяет нам быть наследниками обетования. Какое это обетование? Это обещание, данное Аврааму в Книге Бытие (12:2, 3). Два эти стиха говорят нам, что мы станем великим народом и получим благословение. Бог сделает наше имя великим, и мы станем благословением для других. Мы будем известны тем, что понесем Его славу. Более того, Бог благословит благословляющих нас и проклянет тех, кто проклинает нас. Такова Его защита. Кроме того, через нас, верующих, благословятся все племена Земли. Разве это не прекрасно? Таков плод нашей веры и благословение Божьего присутствия в нашей жизни. Итак, давайте прямо сегодня примем это обещание и будем жить согласно ему.

Связанные понятия (продолжение)

Тринадцать атрибутов милости (13 миддот; 13 атрибутов/качеств милосердия; 13 путей проявления милосердия Всевышнего; Шелош-Эсре Миддот; англ. Thirteen Attributes of Mercy) — в иудаизме представление о 13 различных формах милости, посредством которых Господь управляет миром и которые перечислены в ветхозаветном тексте (Исх. 34:6—7).
Моли́твенное пра́вило (в Русской православной церкви синоним выражения «келейное правило») — последовательность по содержанию отобранных, тематических молитв, которую человек совершает частным образом (дома, в монастырской келье или ином месте, в семье) — то есть вне общественного богослужения (вечерни, полу́нощницы, утрени, литургии, часов) — постоянно по одному и тому же поводу (перед началом и в конце дня — ежедневно; по случаю причащения); признаются необходимыми наряду с общественными молитвами...
Мессианский пир — это эсхатологическая трапеза, символизирующая, согласно священным писаниям, единение Бога и человека.
Ве́тхий де́н(ь)ми, Ветхий днями (ивр. ‏עַתִיק יוֹם‏‎, арам. Атик Йомин, др.-греч. ὁ παλαιὸς τῶν ἡμερῶν, лат. Antiquus dierum, цер.-слав. ве́тхїй де́нми) — образ из Книги пророка Даниила.

Подробнее: Ветхий денми
Богослуже́ние (лат. cultus divinius, celebratio liturgica) — внешнее выражение религиозности, выраженное в общественных молитвах и обрядах. Составляет существенную часть религии вообще. Оно во внешнем отражает внутреннее содержание самой веры и религиозное настроение души. Религиозное чувство не может не изливаться в живых проявлениях — в слове ли, в жертвах ли, или в других каких действиях богопочитания; религия немыслима без культа, в котором она проявляет и выражает себя подобно тому, как душа...
В исламе под словом молитва обычно подразумевают как ритуальную молитву (намаз), так и произвольную молитву (дуа), которую также называют мольбой.
Мара́н-афа́ или Мара́н Афа́ (др.-греч. μαράν ἀθά, лат. maran atha, сир. ܡܪܢ ܐܬܐ, арам.מרן אתא — Maran, aθā) — фраза на сирийском диалекте арамейского языка: ܡܘܼܚܪܸܡܵܐ. ܡܵܪܲܢ ܐܸܬܹܐ (Пешитта), которая употребляется один раз в Новом Завете, а также в книге Дидахе (в 10 главе), являющейся частью собрания книг Мужей апостольских. Эта фраза не переведена, а транслитерирована на греческий язык, находится она в конце Первого послания Коринфянам апостола Павла (1Кор. 16:22).
Благода́ть (др.-евр. חן, др.-греч. χάρις, лат. gratia) — одно из ключевых понятий христианского богословия, рассматривается как дар для человека от Бога, подаваемый исключительно по милости Господа, без всяких заслуг со стороны человека и предназначенный для его спасения и освящения («возрастания в благодати»). Благодать понимается как действенное снисхождение Бога к человеку, действие Бога, изменяющее сердце человека, и само свойство Бога, указывающее на Его доброту и милосердие. В представлении...
«Амида́» (ивр. ‏עֲמִידָה‏‎; «Стояние») — главная молитва в иудаизме. Читается всегда стоя, отсюда её название. Часто называется также «Шмоне́-Эсре́» (ивр. ‏שְׁמוֹנֶה עֶשְׂרֵה‏‎; Schemoneh Esreh; «Восемнадцать») — по числу первоначально входивших в неё частей-благословений. В Талмуде обычно называется просто «молитва» (ивр. ‏תְּפִלָּה‏‎, тфила́).
Моление о чаше (Гефсиманское моление) — молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду, описанная в Евангелиях. С точки зрения христианских богословов является выражением того, что Иисус имел две воли: Божественную и человеческую.
Притча о десяти девах — одна из притч Иисуса Христа, приводимая в Евангелии от Матфея...
Статья — о церковном праздновании. О славянской обрядности дня см. статью Красная горкаАнтипа́сха, Неде́ля Антипа́схи, Фомина́ неде́ля, Неде́ля о Фоме, Фомино воскресенье — христианский праздник, празднуемый в исторических церквях в следующую неделю (воскресенье) после Пасхи.

Подробнее: Антипасха
Претрибулационизм (от англ. pretribulationism) — теория, гласящая, что христианская церковь избежит грядущего периода великих страданий благодаря перемещению («восхищению») её с земли по возвращении Иисуса Христа.
Свято́й (от праслав. svętъ, svętъjь; мн. ч. — святы́е) — личность, особенно чтимая в различных религиях за святость, благочестие, праведность, стойкое исповедание веры, в теистических религиях - за ходатайство перед Богом за людей.
Жертвоприношение Исаака (ивр. ‏עֲקֵדָת יצחק‏‎ букв. «связывание Ицхака») — попытка приношения Исаака в жертву Богу Авраамом.
Прощёное воскресе́нье, или Неде́ля сыропу́стная (церк.-слав. недѣ́лѧ сыропꙋ́стнаѧ, греч. Κυριακή τῆς Τυρινής, Κυριακή τῆς Τυρο-φάγου), также Неде́ля Ада́мова изгна́ния (греч. Κυριακή τῆς ἐξορία τοῦ Ἀδάμ; лат. Quinquagesima; Esto mihi), (Сыропуст; Прощёный день) — четвёртое и последнее из четырёх воскресений подготовки к Великому посту в Православии (седьмое воскресенье перед Пасхой), которое следует после Недели о Страшном Суде, последний день, когда, согласно Типикону, разрешается есть скоромную...
А́нгел (др.-греч. ἄγγελος, ангелос — «вестник, посланец»), в авраамических религиях — духовное, бесплотное существо, сообщающее волю Бога и обладающее сверхъестественными возможностями. Традиционно ангел изображается как антропоморфное существо с крыльями за спиной.
Шалопу́ты (также шелапуты) — сектантское течение, возникшее в Российской империи в Тамбове в конце 60-х годов XIX в. под влиянием идей мистицизма и распространённое, в основном, на юге и юго-востоке России. Течение вышло из секты хлыстов (по другой версии из молокан).
Духовные дары — термин христианского богословия, под которым подразумеваются благодатные проявления Святого Духа в верующих людях. Христиане верят, что духовные дары даются верующим (или давались во дни жизни апостолов) для выполнения определённых записанных в Библии божественных постановлений, таких как...
Завет ( ивр. - ברית / berith) — одно из центральных понятий еврейской библии (Танаха). С помощью этого понятия описываются взаимоотношения между Богом и избранным народом или избранными людьми: Ноем, Авраамом, сынами Израиля при исходе из Египта. Впервые встречается в тексте Священного Писания в Книге Бытие \ Брейшит (9: 9 - 12): "Вот знамение завета, который я поставляю между Мною и между вами...что не будет истреблена всякая плоть водами потопа", - говорит Бог Ною и его сыновьям после Потопа.
Притча о добром самаря́нине (Притча о добром самаритя́нине, Притча о милосердном самаря́нине) — одна из известных притч Иисуса Христа, упоминаемая в Евангелии от Луки. Она рассказывает о милосердии и бескорыстной помощи попавшему в беду человеку со стороны прохожего самарянина — представителя этнической группы, которую евреи не признают единоверцами. По мнению некоторых богословов, данная притча показывает, что «примеры человеческой доброты встречаются у всех народов и во всех верах, что Закон и...
Новый завет (ивр. ‏ברית חדשה‏‎ ; греч. διαθήκη καινή ) — термин, используемый в Библии, в Ветхом и Новом Завете, для обозначения новых качественных отношений между Богом и человеком. Человек, искупленный от первородного греха и его последствий добровольной крёстной смертью Иисуса Христа как Спасителя мира, вступает в совершенно иную, по сравнению с ветхозаветной, стадию развития и, переходя из рабского, подзаконного состояния в свободное состояние сыновства и благодати, получает новые силы к достижению...
А́нгел Иего́вы — одно из имён, под которыми по мнению христианских богословов Сын Божий открывается в Ветхом Завете.
Де́вять пе́сней Свяще́нного Писа́ния', Библе́йские пе́сни, Проро́ческие пе́сни — девять отрывков из Библии. Заимствованы из греческой Септуагинты, из книги под названием «Песни» (др.-греч. ᾠδαί), которая помещается после Псалтири. Библейские песни используются в богослужении Православной церкви в качестве канона на утрени. Каждая песнь описывает в толковании Православной церкви то или иное будущее событие, то есть является пророчеством. Песни являются в гимнографии основанием для ирмосов канонов...
Моли́тва Ефре́ма Си́рина (греч. Ἡ εὐχή Ἀγίου Ἐφραίμ τοῦ Σύρου) — великопостная покаянная молитва, читаемая по православному церковному уставу на богослужениях суточного круга, начиная со вторника (по окончании вечерни), среды и пятницы Сырной седмицы, ежедневно с наступлением Великого поста (кроме субботы и воскресенья) до Великой среды Страстной седмицы (включительно).
Стра́шный суд, Су́дный день — в эсхатологии авраамических религий — последний суд, совершаемый Богом над людьми с целью выявления праведников и грешников и определения награды первым и наказания последним.
Рай — в религии и философии: место и/или состояние вечной совершенной жизни (бытия).
Пра́ведность — понятие в христианстве, исламе и иудаизме; строгое следование заветам, которые предписаны вероисповеданием.
Заповеди любви — две заповеди, изложенные в Библии в Ветхом Завете и прокомментированные Иисусом Христом в Новом Завете.
Помазание Иисуса миром — общее название эпизодов четырёх Евангелий, повествующих об умащении Иисуса Христа благовониями, совершённом женщиной. Евангелия от Марка, Матфея и Иоанна включают помазание миром в рассказ о Страстях Христовых. По месту действия в этих Евангелиях эпизод помазания называют также Вечерей в Вифании; по месту действия в Евангелии от Луки — Пиром в доме Симона Фарисея. Католическая традиция в течение долгого времени отождествляла совершившую помазание женщину с Марией Магдалиной...
Трисвято́е, или Трисвята́я песнь, — православная молитва «Святы́й Бо́же, Святы́й Крепкий, Святы́й Безсмертный, помилуй нас» (прочитывается, или поётся, трижды), входящая в состав обычного начала церковных служб. Эта молитва представляет собой соединение песни (славословия) серафимов в видении пророка Исаии: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!» (Ис. 6:3), наименований Лиц Пресвятой Троицы: «Боже, Крепкий и Безсмертный», взятых из Священного Писания, и прибавления слов прошения «помилуй нас».
Христос и богатый юноша — один из эпизодов синоптических евангелий. Содержит в себе притчу о верблюде и игольном ушке.
За́поведи блаже́нства (макаризмы, от греч. μακαριος — счастливый, блаженный) — согласно христианскому вероучению, это часть заповедей Иисуса Христа, произнесённая им во время Нагорной проповеди и дополняющая десять заповедей Моисея. Заповеди блаженства вошли в Евангелие (Мф. 5:3—12 и Лк. 6:20—23) и впоследствии в богослужебное употребление.
«Слово о законе и благодати» (полное название: «О Законе, через Моисея данном, и о Благодати и Истине через Иисуса Христа явленной, и как Закон отошел, (а) Благодать и Истина всю землю наполнили, и вера на все народы распространилась, и до нашего народа русского (дошла). И похвала князю нашему Владимиру, которым мы крещены были. И молитва к Богу от всей земли нашей», др.-рус. О законѣ мωѵсѣомъ данѣѣмъ, и ω благодѣти и истинѣ исоусомъ христъмъ бывшϊи. И како законъ ѿтиде, благодѣть же и истина всю...
Российская Церковь христиан веры евангельской — одна из ветвей пятидесятнического направления христианства в России. Входит во всемирное братство Ассамблеи Бога. В составе Церкви насчитывается около 2000 общин (традиционного и более современного направления в пятидесятничестве). На территории России действуют три теологических института, несколько десятков библейских школ и сотни воскресных школ; действуют 56 региональных центров; на территории России имеются около 110 молитвенных домов, во многих...
Самисе́и или сампсе́и (др.-греч. Σαμψαῖοι; лат. Sampsaei; ст.‑слав. Самописанє) или Елкезаиты, или Елкесе́и (др.-греч. Ἐλκεσαῖοι; лат. Elcesaei; ст.‑слав. Оликєсєи) — религиозная группа, учение которых представляло смесь из элементов иудаизма и христианства. Данная секта описана Епифанием Кипрским в книге «Панарион».
Та́йные моли́твы, греч. Μυστική προσευχή — это особые молитвы, совершаемые священнослужителями вполголоса, в отличие от велегласных возгласов и ектений, — едва слышно, шёпотом или только «пробегая глазами» по написанному тексту молитвы. Поэтому многие прихожане даже не знают о существовании этих, незаметных для них, молитв. Особую значимость этим молитвам придаёт то, что во время их исполнения совершаются самые важнейшие священнодействия. Некоторые священнослужители стараются громко произносить тайные...
Обо́жение, или тео́зис (др.-греч. θέωσις от θεός «бог») — христианское учение о соединении человека с Богом, приобщении тварного человека к нетварной божественной жизни через действие божественной благодати.
Одним из главных христианских догматов, касающихся Девы Марии, является тот факт, что Она родила Иисуса Христа, второе Лицо Троицы, Бога-Слово во плоти, и таким образом, является Богородицей и Матерью Божией.

Подробнее: Богоматеринство
Благоче́стие — это истинное почитание Бога в исполнении всех Его законов и постановлений, это нравственная жизнь, обнаруживающая себя в христианском самообладании и терпении, равно как и в практических плодах братолюбия и внимания к нуждам ближних (2Пет. 1:6-7; Иак. 1:27; 1Тим. 3:16).
Спасе́ние (греч. σωτηρία) — в христианстве, согласно Библии, избавление человека от греха и его последствий — смерти и ада, и обретение спасённым человеком Царства Небесного. В различных местах Библии термин «спасение» может обозначать также исцеление, избавление от физической опасности или личных врагов, освобождение от политического гнета.
Пост в христиа́нстве — аскетический подвиг и система воздержания от жизненных удовольствий и благ, которые берёт на себя христианин на определенное время. Считается, что впервые пост был предписан Богом прародителям человечества — Адаму и Еве, которым запрещалось вкушать от Древа познания добра и зла («запретный плод»).
Ексапостила́рий (также экзапостила́рий греч. ἐξαποστειλάριον; от греч. ἐξαποστέλλω — посылаю) или Свети́лен (греч. φωταγωγικά от греч. φωτός — свет + греч. ἄγω — вести, приводить) — в Православии песнопение, которое поётся на утрени по 9-й песни канона и малой ектении, а в воскресные дни — по пении Свят Госпо́дь Бог наш.
Экзорци́зм (лат. exorcism от греч. ἐξορκισμός «запрещение бесам») — обычай или обряд в рамках различных религий и верований, состоящий в изгнании из человека (или места) бесов или другой якобы вселившейся в них силы путём принуждения одержимого лица к прочтению молитвы или иного ритуала той или иной степени сложности.

Упоминания в литературе (продолжение)

Множество и других неоценимых советов, основанных на собственном живом опыте и опыте его духоносных учителей, передал своим дорогим чадам великий подвижник. Он преподал боголюбивым супругам глубочайшую веру, умиление, всецелую преданность воле Божией и постоянное благодарение. «Всегда и за все будьте благодарны Богу, и непрестанно прославляйте Его в своих сердцах. Главное же, будьте в мире и духовной любви между собою, ни с кем, однако, не сближайтесь особо без благословения. Милые детки! – тихо говорил отец Варнава. – Благословляйте свою жизнь! Вами, милые, держится мир. Люблю вас и всегда молюсь за вас, детки!» [13, с. 56]. Эти слова благословенного старца неоднократно слышали его многочисленные духовные чада. Ободряя их на подвиги, он сам был образцом истинного подвижничества в неусыпной молитве и неустанных трудах. Пример его труднической жизни действовал сильнее всяких слов. Отец Варнава отдал около сорока лет непрерывному строительству и окормлению одного из крупнейших женских монастырей России; он постоянно занимался благотворительной деятельностью, себе же отказывая во всем; возложив на себя подвиг старчества, он принимал порою сотни богомольцев в течение единого дня; постоянно передвигаясь между Москвой, Петербургом, Нижегородской губернией и Сергиевым Посадом, он жил, практически, среди мира, и в то же время был истинным монахом, представителем древнего иноческого направления. Своим великим примером батюшка Варнава показал, что служение всякого христианина, а следовательно и монаха, так широко и всеобъемлюще, что его нельзя заключить в какие-либо внешние рамки и уставы. Если в сердце горит любовь к Богу и ближним, то она всегда найдет себе выход!
Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов (Иак. 1, 17). Поэтому получить Божие благословение, как и всякий дар Божий, можно только молитвой. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин; ?2006) назидает: «Приучайте себя всякое дело начинать и оканчивать молитвой. И тогда жизнь пойдет внешне прежним руслом, но содержание ее будет иным. Она вся будет освящаться Божиим благословением».
Молитву и благословение духовного отца невозможно сравнить ни с какими вещественными дарами. И в ответ мы тоже должны молиться за тех, кто отвечает за нас перед Богом. Даже если нам нечего больше дать, молитвенный труд – величайшее благо, ибо мы всегда, где бы ни находились, можем возносить молитвы Господу о наших духовных наставниках.
Храм – центр нашей духовной жизни. В нем совершается наше духовное рождение и развитие, достижение цели нашей жизни; здесь мы принимаем Причастие, дающее жизнь вечную, получаем благословение и помощь Божию на семейную жизнь, исцеляемся от разных болезней души и тела, приносим молитвы Богу во всяких нуждах и жизненных обстоятельствах, получаем благословение для успеха во всех наших добрых начинаниях; здесь же нас провожают в жизнь загробную. В храме особенно чувствуется и сугубо подается благодать Божия. Помолившись в храме, верующий человек выходит очищенным, утешенным, укрепленным духовно.
Бог, конечно, не нуждается ни в каких похвалах, ни в нашем славословии, но они служат только нам на пользу: мы привлекаем этим на себя много благ и благословение Божие. Таково благотворное влияние подобных утренних молитв. «Чтобы провести день совершенно свято – самая искренняя горячая молитва утром, по восстании от сна, – говорил об этом святой Иоанн Кронштадтский. – Она введет в сердце Христа со Отцем и Духом Святым и таким образом даст силу и крепость душе против приражений зла; только хранить свое сердце надобно».
Миром Господу помолимся… Мы призваны совершать молитву в мире друг с другом, в мире Христовом. Мир – не просто отсутствие войны или вражды, это очень глубокое и емкое библейское понятие. В Писании слово «мир» означает совокупность всех благословений Божьих и жизненных благ, а также состояние покоя в Боге, переживаемое как блаженство.
Поелику же у святых, получивших благодать от Бога, освящаются не только ум и душа, но и священные тела их посредством души получают благодать и освящение, то и у святого Варсонофия не только душа и ум проникнуты были благодатию и освятились, но и священное тело его удостоилось Божественной благодати и святости, и вещи, которые были близки к святому, получали некую Божественную силу и благодать. Как, по сказанному в Деяниях апостольских, платки и опоясания апостола Павла исцеляли недужных: так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни (Деян. 19, 12), так и куколь великого Варсонофия, посланный им к Иоанну в обитель святого Саввы, предохранил сего последнего от многих искушений и зол (ответ 1). Также и другой преподобный отец послал к великому Варсонофию свой куколь и аналав, прося его носить их, освятить чрез то и после возвратить ему, чтобы он имел в них покров и помощь (ответ 123). Многие получали от святого Варсонофия и благословение, то есть частицу того хлеба, который он вкушал, и немного той воды, которую он пил, и, принимая их, чувствовали облегчение от страстей, коими были боримы (см. ответы 43, 44, 169). Но и одно только имя аввы Варсонофия, лишь мысленно призываемое, действовало и подавало помощь призывавшим оное, как и другой старец, божественный Иоанн, сказал игумену монастыря Елиану, на вопрос его: какой должно давать каждому ответ? – «Вопрошай мысленно святого старца: “Авва, что мне сказать?” И, по заповеди Господней (см. Мф. 10, 19), не заботься о том, что будешь говорить» (см. ответ 592).
Священник участвует во всех Таинствах Церкви как исполнитель архиерейского благословения, кроме одного – он не может рукополагать диаконов и пресвитеров, будучи сам рукоположен епископом. Благодать священства делает рукоположенного христианина особым человеком, меняет в достойном избраннике мысли и чувства, делает его ходатаем пред Богом за народ. Священство, поставленное Спасителем на столь великую высоту, подлежит строгому суду Слова Божия. Вы – соль земли… Вы – свет мира, – обращается Господь к Своим ученикам1. Его слова прежде всего относятся к пастырскому служению. Священство – это возжжённый светильник, ярко светящий всем, кто входит в дом Божий. Священство – это город, который не может укрыться от взоров, ибо он воздвигнут «на верху горы». Благодать священства, являющая себя в предстоянии Божию Престолу, совершении Евхаристии, молитвенном ходатайстве за людей, словесном назидании бессмертных человеческих душ, – предмет благоговейного отношения к нему со стороны самого пастыря. Священство – это многоветвистое дерево с обильной кроной и спелыми душистыми плодами – дарами Духа Божия. В ветвях этого чудесного дерева обитают птицы небесные – благочестивые христиане, стремящиеся жить под пастырским руководством и составляющие вместе с пастырем единую духовную семью. Главное назначение иерея – спасение душ вверенных ему людей. Заветные чаяния пастыря осуществятся в полной мере на Страшном Суде. Тогда он дерзновенно воскликнет пред лицем Господа: «Се аз и дети, яже ми даде Бог»2.
Призывая милость Божию на народ, священник должен был следовать формуле благословения. В ее словах выражено желание Господа облечь Свой народ в имя Свое, Ибо имя Господа эквивалентно Ему Самому, так что слова благословения тождественны просьбе к Богу, чтобы жил среди Своего народа и исполнял нужды его. Лишь Он может благословлять Свой народ и хранить его на земле, милостиво взирая на него с небес и даруя ему мир.
Наши молитвы могут действовать на души усопших непосредственно, если они скончались в правой вере и с истинным раскаянием, пребывая в общении с Церковью и с Господом Иисусом Христом. В этом случае, несмотря на видимое удаление от нас, они продолжают вместе с нами принадлежать Церкви: одному и тому же Телу Христову (см.: Еф. 1: 23; Кол. 1: 18). Скончавшиеся в правой вере и с истинным раскаянием перенесли в иной мир начаток добра или семя новой жизни, которое только не успели сами раскрыть здесь и которое, под влиянием наших молитв, при благословении Божием, может мало-помалу развиться и принести плод, подобно доброму семени в земле под живительным влиянием солнца.
Не есть ли это некоторое торжественное и таинственное священнодействие, совершенное над детьми и младенцами Самим Господом, в пример и поучение всем нам на веки вечные? Он не позволил пускаться в рассуждения, что дети не могут еще иметь правильного понятия о Боге, не могут сознательно веровать, как взрослые, что, поэтому, они неспособны принимать благодать Божию в таинствах, Богом установленных, нет, Он прямо сказал: не препятствуйте детям приходить ко Мне, ибо таковых есть Царствие Божие! Мало того, Он еще прибавил: истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия как дитя, тот не войдет в него!.. Значит, и взрослым надобно в некотором смысле поделаться детьми, чтобы войти в царство небесное, а дети, по самой природе своего возраста, уже имеют то, чего недостает большим: простоту и чистоту сердца, невинность и незлобие. Вот почему еще ветхозаветная церковь не лишала детей счастья быть истинными израильтянами, и обрезывала их, по заповеди Божией, на восьмой день по рождении, не рассуждая, что они не понимают силы этого обряда, вот почему и наша святая Православная Церковь, подражая Самому Господу, не только допускает, но и привлекает детей и младенцев к общению с Господом в Таинствах Крещения, Миропомазания и Причащения пречистой крови Христовой, как бы повторяя при этом каждый раз то любвеобильное, торжественное благословение, которого дети и младенцы удостоились некогда от Самого Господа Иисуса Христа.
Каждое доброе дело для истинно верующего должно начинаться с благословения Божьего, только тогда оно может быть успешным: «Без Меня не можете творити ничего» (Ин. 15, 5). Пусть милосердие Господне не отринет стремления души нашей при составлении этой книги. Может быть, она заинтересует читателя и вызовет у него желание поближе познакомиться с взглядами и размышлениями тех, кто устраивал монастыри не внешней только мудростью, не одной лишь доброй волей, но молитвенными подвигами и многими скорбями, пройдя через долгую и упорную борьбу с «врагом рода человеческого» и через мучительные искушения – внешние и внутренние. Не случайно в обителях, ставших крепким и надежным прибежищем для спасающихся, каждая пядь земли, каждый камень стенной кладки и каждое посаженное дерево политы потом и слезами, освящены верой и молитвой.
В защиту практики тайного чтения молитв приводится иногда следующий аргумент: нельзя, чтобы эти молитвы слышали непосвященные, случайно зашедшие в церковь люди (при этом ссылаются на «тайную дисциплину», существовавшую в Древней Церкви). Однако далеко не все так называемые «тайные» молитвы изначально были тайными: многие молитвы, включая молитву анафоры, предстоятель читал во всеуслышание. Когда в VI веке, в нарушение древней традиции, некоторые священнослужители стали читать евхаристические молитвы тайно, святой император Юстиниан издал отдельную новеллу по этому поводу: «Повелеваем, чтобы все епископы и пресвитеры не тайно совершали божественное приношение и бывающую при святом крещении молитву, но таким голосом, который хорошо был бы слышен верным народом, дабы души слушающих приходили от того в большее благоговение, богохваление и благословение».[41]
Господь не только назвал действительно главную заповедь, но одновременно и дал ключ к каждой заповеди закона, указав, что выполнение всех заповедей должно совершаться с любовью, что любовь к Богу и ближнему должна быть сердцевиной всякого дела. Например, пророк Давыд вопреки закону накормил голодных людей хлебами предложения, которые предназначались только для священников. Преподобный Феодосий Печерский ушел в монастырь без благословения родителей, вопреки запрету своей матери. Закон повелевает мужу не оставлять жены, а преподобный Алексей человек Божий сразу после венчания тайно ушел из дому от молодой жены. Епископу предписывается не оставлять своей паствы, а святой Павлин Ноланский надолго покинул всех вверенных ему Богом людей и продал себя в рабство, чтобы освободить лишь одного человека. Апостол повелевает: Не подавайте соблазна ни иудеям, ни еллинам, ни Церкви Божией (1 Кор. 11, 32), а из житий Христа ради юродивых мы знаем, что они по улицам ходили обнаженными, чем побуждали людей к осмеянию и к осуждению и поношению себя. А иные из преподобных, пребывая в тайном посте, при людях ели скоромное, чтобы лишить себя человеческой славы. Кто им всем судья, кроме Господа, Который Один только видит сердца и помышления и Которого эти святые возлюбили всей душою своею и всем помышлением своим. Любовь к Богу и людям оправдывала нарушения ими закона.
Эту общую и древнейшую молитву легко может запомнить и малое дитя; ее произносят, когда вспоминают свои грехи. Во славу Святой Троицы христиане произносят эту молитву три раза. А также 12 раз, испрашивая у Бога благословение на каждый час дня и ночи; и 40 раз – для освящения всей нашей жизни.
Мирную и благодатную жизнь проводила святая чета первые месяцы союза. Благословение Божие царствовало в их смиренном жилище. Время их проходило в занятиях работами и молитвою, которою освящались все их действия. Праведный Иосиф не отличался богатством и величием своих предков, из которых многие были царями и пророками, но от лучших из них наследовал сокровище добродетелей.
В наши дни исцеление приходит не так, как раньше, когда Христос исцелял толпы народа без предварительного покаяния. Чтобы получить исцеление сегодня, нам необходимо сначала исповедаться в грехах и пообещать святое житие. Несомненно, что именно по этой причине многие находят веру в исцеление делом более трудным, чем веру в прощение. По этой же причине получившие исцеление получают вместе с ним и другие духовные благословения – они ощущают большую близость с Господом Иисусом и учатся любить Его и активнее служить Ему. Неверие старается разделить эти два дара, но во Христе они всегда едины. Он остается Спасителем как души, так и тела. Он одинаково готов давать прощение и исцеление. Да скажут искупленные: «Благослови, душа моя, Господа… Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои» (Пс. 102:2, 3).
В пяти предыдущих томах «Слов» старца Паисия часто заходит речь о молитве. Старец Паисий, будучи монахом «без изъяна и упрёка», считал своим главным деланием молитву. Общаясь с разными людьми, монахами и мирянами, он всегда стремился помочь им научиться вверять свою жизнь Богу посредством молитвы. В этом, шестом томе «Слов» старца, который вы держите в руках и который издаётся по благословению нашего Пастыреначальника Высокопреосвященнейшего митрополита Кассандрийского Никодима, содержатся поучения старца, исключительно посвящённые молитве.
• Молиться можно и нужно своими словами. Нет человека, который не умеет молиться. Если вы только становитесь на путь воцерковления, то вполне можно начинать с простых, коротких молитв, а дальше вести диалог с Богом своими словами. Главное в молитве – ваше искреннее желание приблизиться к Нему, поблагодарить Его за всё и испросить благословения для себя и близких вам людей.
• Молиться можно и нужно своими словами. Нет человека, который не умеет молиться. Если вы только становитесь на путь воцерковления, то вполне можно начинать с простых, коротких молитв, а дальше вести диалог с Богом своими словами. Главное в молитве – ваше искреннее желание приблизиться к Нему, поблагодарить Его за все и испросить благословения для себя и близких вам людей.
Почти тысячу лет Церковь находилась в рабстве, в духовном мраке. Дьяволу удалось закрыть доступ в Церковь истинной Божьей жизни. Но у Господа всегда найдется «семь тысяч мужей, не преклонивших колена перед Ваалом» (1 Цар. 19:18). В Церкви всегда существовали островки свободы, благословения и пробуждения. Однако те благочестивые люди, что бесстрашно отказывались подчиняться духовному гнету, чаще всего расплачивались за свою свободу очень высокой ценой.
Итак, после позволения и благословения второй из священников отходит. Он совершает предначинательное священнодействие и занимает второе, после первого, место, или, лучше сказать, изображает собой преобразовательные гадания, дела и речи пророков, потому что говорит во время предложения[43] о заклании и смерти Христовой словами Исаии и прочих пророков. Во время приготовления Даров он символически изображает все дела Крестителя и говорит слова его перед пришествием Господним[44]. Креститель, когда крестил Христа, учил и проповедовал о Нем и служил Ему – а здесь служит второй из священников.
Если же очевидно призвание Божие и человек слышит внутренний зов своей души, он не должен своей неуступчивостью под предлогом смирения противиться воле Божией. В этом случае духовная мудрость повелевает будущему пастырю обратиться за благословением к духовному отцу. И если получит он положительный ответ, то принятие им сана будет более безопасно. Тогда проявляется «прекрасная и чудная взаимность, когда и человек спешит на служение Богу, и Бог без замедления приближает к Себе Своего служителя, искренно и неложно старающегося благоугождать Владыке!»[31]
Сказать ли вам еще большее? Блаженный Варсонофий положил, по словам божественного Давида, в сердце своем священные восхождения и присоединил смирение к смирению, безмолвие к безмолвию и любовь к любви, удостоился наконец достигнуть и высочайшего дарования – восхищения к Богу, чтобы вознестись до седьмого неба, не на мечтательных крыльях мысли, но в неизреченной силе Духа, и там получать благословение и видеть неизреченные блага и тайны Царствия Божия, не зная, в теле ли он был или вне тела, подобно великому Павлу. Послушаем, что сам великий Варсонофий говорит о сем: «Бог удостоверит вас, что любовь возводит имеющих ее до седьмого неба, как некоторые уже с дерзновением восходят и благословляются, аще в теле, или кроме тела, не вем, Бог весть (2 Кор. 12, 3); а чтобы познать вам начало пути к сей радости, послушайте: „Прежде всего приходит к человеку Дух Святой, научает его всему, и тому, как надлежит смиренномудрствовать, о чем вы не можете услышать ныне; потом, наставляемый сим первым воспламенением, восходит на первое небо, потом на второе и так далее, по мере преуспеяния, даже до седьмого. И там удостаивается видеть неизреченные и страшные вещи, которых никто не может слышать, кроме достигающих сей меры, которой да сподобит Господь и вас“» (отв. 109).
В сердце живо отражается всякое движение, состояние и действие нашего тела. Бодренность и дремота, крепость сил и слабость, здоровье и болезнь, льгота и тягота и прочее – все вообще отражается в сердце и вызывает с нашей стороны соответственные тому действия. Не то же ли самое есть между нами и храм? Всякая наша нужда духовная не отзывается ли в храме и не вызывает ли из него соответственных действий? Смотрите: печален кто – идет в храм петь параклисис Богородице, радость получил – идет туда же воспеть благодарное молебствие, дом надо строить – из храма берется благословение, колодезь вырыть – то же, дождя нужно – храм ходит по полям, чтоб привлечь дождь с неба, болезнь постигла – Церковь приходит ходатайствовать о выздоровлении, родилось дитя – оно возрождается к новой жизни в храме, согрешит кто – очищается от скверны в храме, новая семья зачинается – она сочетавается в храме, в путь собирается кто – напутствуется молитвами в храме, умер кто – тело его провожается на покой в недра земли из храма, а о душе его возносится ходатайственная молитва в храме, и прочее и прочее. Вообще нет ни одного значительного дела, которое бы совершалось как следует, по-христиански, помимо храма или без соприкосновения с ним. Как нитями какими прикреплены мы к храму! К нему привлекаемся всякий раз, как зачинаем что новое, и из него уже исходим на дело свое.
Настоящий III том «Слов» старца Паисия издаётся по благословению нового правящего архиерея нашей епархии Высокопреосвященнейшего митрополита Кассандрийского Никодима. В томе собраны наставления старца, способные помочь измученному грехом человеку приобрести добрую обеспокоенность и начать духовную борьбу чтобы освободиться от связавших его греховных пут. Живя в покаянии, христианин сможет совлечься своего ветхого человека, этого, по словам старца, «живущего в нас злого квартиросъёмщика». Отец Паисий говорил, что для изгнания злого постояльца мы должны «разрушить его дом и начать возводить новое здание – строить нового человека».
В человеческом сообществе есть много способов объединиться, самый простой и естественный – это семья. И если она созидается по воле Божией, по благословению Церкви, в семье царствует любовь, которую запечатлел преподобный Андрей в образе Святой Троицы, потому что семья созидается по образу Божию и Господь благословляет брак, а плодом союза между мужчиной и женщиной в семье становятся их дети.
Это же благое произволение имеет и наш досточтимый старец Иосиф Монах, который больше половины своей жизни провел в монастыре и получил особое благословение Божией Матери быть учеником современного великого подвижника – старца Иосифа Исихаста. В этой книге его слова звучат для всех, взыскующих «глаголов вечной жизни» (Ин. 6, 68), как живое «афонское свидетельство», открывающее нам тонкости духовного закона.
Перед началом постоянного чтения того или иного молитвенного последования нужно взять благословение у священника. Но самое главное, надо помнить, что молитва никогда не бывает лишней. Она, по слову Иоанна Златоуста, «есть наша благоговейная беседа с Богом», напрямую или предстательством святых.
Все совершаемые церковные обряды имеют освящающее, то есть обновляющее и укрепляющее, благотворное воздействие на человека. Через обряд освящения на всю жизнь, на все окружение, на всю деятельность человека нисходит благословение. Освящение дома, или машины, или любой другой личной вещи человека, в первую очередь, говорит о нашей вере в то, что ничего не происходит с нами без воли Божьей.
Еще больше поразил молящихся вид Захарии, когда вышел он из священного места. На лице его, до этого ясном и спокойном, отражались смущение и радость, которыми исполнена была душа благочестивого старца во время беседы его с посланником Всевышнего. Но когда Захария вместо обычных слов благословения стал объясняться с народом знаками, всех объял невольный трепет: из такой необычайной перемены в нем поняли, что ему было видение в храме.
Тропарь кратко передает то значение, что имеет для всего мира Рождество Богоматери. Благодаря Божией Матери над миром воссияло новое Солнце, Солнце Правды – Христос, Который уничтожил Своим Искупительным подвигом проклятие за грех, а вместе с тем и неразрывно связанную с грехом смерть, вместо же них даровал нам благословение и жизнь. Спаситель назван здесь Солнцем Правды еще, быть может, и ради богословского параллелизма содержания тропаря Рождества Богоматери с тропарем празднования Рождества Христова; ведь и здесь Господь также именуется «Солнцем Правды».
Благословение, которое мы приносим Христу в этот момент, – это то же благословение, которое мы принимаем от Христа. То, что мы принимаем, мы отдаем. Мы посылаем Ему добрые слова, идущие от сердца, а Он отдает нам через богослужение Самого Себя, который есть Слово и Благо.
После войны Арсений три года работал плотником, чтобы материально поддержать своих братьев и сестёр. В возрасте 29 лет, оставив мир и всё что в мире, он удалился на Святую Афонскую Гору. Воспламеняемый сильным влечением к безмолвию и постоянно направляемый Божественным Промыслом, он подвизался в разных обителях Святой Горы, а также он возродил монастырь Пресвятой Богородицы Сто́мион (недалеко от Коницы), который до этого был в запустении. Кроме этого, преподобный подвизался на горе Синай в келии святых Галактио́на и Епистимии. Все житие его было непрестанным постом, непревосходимым воздержанием, непрерывным бдением, неугасающей молитвой и деятельным чтением святых отцов. Особенно преподобный любил читать авву Исаака Сирина. Отец Паисий вёл предельно суровую жизнь, с воздержанием, мужеством и непрестанным славословием. Смиренно отдав себя этим сверхъестественным подвигам, он победил многокозненного диавола, соединился с Богом и был утешаем божественным веселием. Яко бесплотный живя на земле, он стал гражданином Неба, деянием на высоту созерцания восшел, небесных таинств причастником стал, красотою Христовою насладился и благословениями Божией Матери изрядно утешился.
Установление Таинства Миропомазания восходит к апостольским временам. В первоначальной Церкви каждый новокрещеный получал благословение и дар Святого Духа через возложение рук апостола или епископа. В Деяниях говорится о том, что Петр и Иоанн возложили руки на самарян, чтобы они приняли Святого Духа, «ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса» (Деян. 8:16). Сошествие Святого Духа сопровождалось иногда видимыми и ощутимыми проявлениями благодати: люди начинали говорить на незнакомых языках, пророчествовать, совершать чудеса, как это случилось с апостолами в праздник Пятидесятницы.
Похвали, Иерусалиме, Господа! хвали Бога твоего, Сионе! яко укрепи вереи врат твоих, благослови сыны, твоя в тебе[153]. Способна восхвалить Бога похвалой богоугодной одна Православная Церковь; одни истинные сыны ее, верные недру ее – ее догматическому и нравственному Преданию – способны наследовать благословение. Бог, возвещаяй слово Свое Иакову, оправдания и судьбы Своя Израилеви[154], открывает учение спасения всем членам Православной Церкви; но таинство евангельской правды и таинство судеб Своих открывает, насколько оно может быть постигнуто, одним избранникам, сподобившимся увидеть чистым умом Бога в Промысле и управлении Его. Не сотвори Бог тако всякому языку, и судьбы Своя не яви им[155].
В Ветхом Завете об этих двух путях сказано так: «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему» (Втор. 30:19–20). К каждому человеку, приходящему в мир, Бог обращает этот призыв. Но люди, каждый по-своему, повторяют ошибку Адама и Евы: слушают нашептывания врага рода человеческого вместо того, чтобы слушать голос Божий.
Человек может стать по благодати Божией тем, что Бог есть по Существу. В обожении человека осуществляется то, к чему он предназначен от века. Человек сотворен, «чтобы он мог некогда достичь величия Божественного Царствия, блаженства Божественного наследия и совершения благословения Небесного Отца» (свт. Григорий Палама).
В воплощении, житии и учении на земле Господа нашего Иисуса Христа, в Его страданиях и смерти, вообще в домостроительстве Божием о нашем спасении выразилась осязательным образом вся благость, правда, премудрость и всемогущая сила Божия – в примирении согрешившего человека с Богом, в победе Господа над врагами нашего спасения, в упразднении праведного проклятия Отца Небесного, изреченного вначале нашим праотцам и всем людям, в даровании благословения и всех сил к жизни и благочестью, в основании Церкви и победе ее сынов и дщерей ее над всеми кознями ада, которому попущено от Бога до времени вести войну с членами Царствия Божия, в чудесных, бесчисленных и страшных спасительных силах Божиих, укрепляющих мучеников и мучениц и все соборы преподобных, в со деянии их спасения и прославления, в содеянии этого спасения и до сих пор и в дивных, всемощных победах благодати Божией над борющими человека силами ада, в дивном долготерпении и милосердии Божием к утопающему во грехах человечеству, в благодатном очищении, освящении, укреплении и обновлении его в святых Таинствах Церкви единой и единоспасающей. Ад до сих пор борется с небом по допущению правды Божией, долготерпящей и увенчивающей подвижников и победителей. Но придет время, когда враги видимые и невидимые будут окончательно побеждены и положены все в подножие ног Спасителя и Бога и верных Его рабов и последний враг испразднится – смерть. Слава благости, правде, премудрости и всемогущей, воссозидающей и обновляющей человечество силе Божией!
В воплощении, житии и учении на земле Господа нашего Иисуса Христа, в Его страданиях и смерти, вообще в домостроительстве Божием о нашем спасении выразилась осязательным образом вся благость, правда, премудрость и все могущая сила Божия – в примирении согрешившего человека с Богом, в победе Господа над врагами нашего спасения, в упразднении праведного проклятия Отца Небесного, изреченного вначале нашим праотцам и всем человекам. В даровании благословения всех сил к животу и благочестию, в основании Церкви и победе ее сынов и дщерей ее над всеми кознями ада, которому попущено от Бога до времени вести войну с членами Царствия Божия, в чудесных, бесчисленных и страшных, спасительных силах Божиих, укрепляющих мучеников и мучениц и все соборы преподобных, в содеянии их спасения и прославления, в содеянии сего спасения и до сих пор – ив дивных, мощных победах благодати Божией над борющими человека силами ада, в дивном долготерпении и милосердии Божием к утопающему во грехах человечеству, в благодатном очищении, освящении, укреплении и обновлении его в Святых Таинствах Церкви единой и единственно спасающей. Ад до сих пор борется с небом по допущению правды Божией, долготерпящей и увенчивающей подвижников и победителей. Но придет время, когда враги видимые и невидимые будут окончательно побеждены и положены все в подножие ног Спасителя и Бога и верных Его рабов, и последний враг исчезнет – смерть. Слава благости, правде, премудрости и всемогущей, созидающей и обновляющей человечество силе Божией!
Ныне же, когда поток благословений, чудес и исцелений, истекающий от могилы сего блаженного подвижника, становится всё больше и больше, превозмогающая вера огромного количества православных христиан побуждает нас, удостоившихся самолично видеть, осязать монаха Паисия и быть связанными с ним духовными узами, собственным свидетельством подтверждая свидетельство полноты церковной совести о святости сего избранника Божия, по положенном исследовании вопроса и соответствующем докладе Синодальной Канонической Комиссии, в присутствии преосвященных митрополитов и других честнейших лиц нашей Церкви, в Духе Святом возлюбленных наших братьев и сослужителей, соборно утвердить и определить и во Святом Духе повелеть, дабы отныне и вовеки на Святоименной Горе проживший своё подвижническое житие монах Паисий был сопричислен к лику преподобных отцов и святых Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Его ежегодную память определяем почитать и воспевать похвальными гимнами 12 июля,[9] в день, когда он мирно предал свой дух Праведному Судии и Господу Жизни.
Апостол послал Тихика, возлюбленного своего собрата во Христе, не ради него самого, но ради ефесян, чтобы они знали, что Павел всегда о них помнит, заботится и, где бы он ни находился, не оставляет без молитвы, благословения и духовных наставлений.
Тем, кто прославляет и благословляет Бога, Он обыкновенно подает еще более обильные благословения. Господь требует от нас благодарности не потому, чтобы нуждался в нашем прославлении, но чтобы вся польза обратилась на нас же и мы сделались достойными еще больших милостей Его.
Совершив перед святым жертвенником священную молитву, иерарх, начав каждение с жертвен ника, обходит весь круг, занимаемый священным собранием, и потом, возвратившись опять к божественному жертвеннику, начинает священное пение псалмов вместе со всем церковным клиром, который участвует вместе с ним в пении псаломского славословия. Вслед за тем совершается через церковнослужителей чтение священных книг, после этого оглашенные и с ними одержимые демонами и кающиеся выводятся из святого храма, где остаются только достойные созерцания и приобщения Божественных Таин. А из церковных служителей одни стоят у запертых дверей святилища, другие исправляют что-нибудь другое из дел своего чина. Избранные же из священнослужительского чина предлагают вместе с иереями на божественный жертвенник священный Хлеб и Чашу благословений, между тем как все церковное собрание возглашает кафолическое песнословие. При этом божественный иерарх совершает священную молитву и возвещает всем святой мир, и когда все облобызают друг друга, совершается таинственное провозглашение священных помянников. Затем иерарх и иереи умывают водою руки и иерарх становится у средины божественного жертвенника, а вокруг стоят вместе с иереями только избранные служители. Воздав хвалу святым делам Божиим, иерарх священнодействует Божественные Таины и в священно-предлежащих символах перед очами поставляет то, чему воздал хвалу, затем, открыв богодейственные Дары, сначала сам приступает к священному причастию их и потом других призывает. Приобщившись и преподав богоначальное причастие другим, иерарх обращается наконец к священному благодарению вместе с народом, который участвует в благодарении, приникая к одним только божественным символам, а он сам – возводясь постоянно Богоначальным Духом священноначальственно в чистоте богообразного чина к святым началам совершаемых действий в блаженных и мысленных созерцаниях.
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матери услыши мя, недостойную рабу (имя). Господи, в милостивой власти Твоей чада мои, рабы Твои (имена). Помилуй и спаси их, имени Твоего ради. Господи, прости им все согрешения вольные и невольные, совершенные ими пред Тобою. Господи, настави их на истинный путь Твоих заповедей и разум просвети светом Христовым во спасение души и исцеление тела. Господи, благослови их в доме, в школе, в пути и на каждом месте Твоего владычества. Господи, сохрани их под кровом Твоим святым от летящей пули, яда, огня, от смертоносной язвы и напрасной смерти. Господи, огради их от всяких видимых и невидимых врагов, от всякой болезни, очисти от всякой скверны и облегчи их душевные страдания. Господи, даруй им благодать Духа Твоего Святаго на многие лета жизни, здравие, целомудрие. Господи, умножь и укрепи им умственные способности и телесные силы, Тобою дарованные им, Твое благословение на благочестивую и, если Тебе угодно, семейную жизнь и непостыдное деторождение. Господи, даруй мне, недостойной и грешной рабе Твоей (имя), родительское благословение на чад моих и раб Твоих в настоящее время утра, дня, ночи имени Твоего ради, ибо Царствие Твое вечно, всесильно и всемогущественно. Аминь.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я