Аштанга-виньяса-йога

  • Аштанга-виньяса-йога — одна из современных синкретичных систем хатха-йоги. Основателем этой школы являлся Паттабхи Джойс, возглавлявший институт этой йоги в Майсуре, Индия. После его смерти в 2009 году, дела перешли его внуку Шарату Рангасвами. Согласно Джойсу, йогу не надо приспосабливать к слабости и несовершенству практикующего, а наоборот, практикующий должен развить себя до соответствия идеалам йоги.

    Аштанга-виньяса является динамической практикой йоги, которая включает в себя последовательности асан, связанных между собой комплексами движений — виньясами, и выполняемых совместно с пранаямой, бандхами и дришти. Во время выполнения практики сохраняется дхьяна.

    Тренировки существуют шести базовых уровней (возможно, существует седьмой). Информация по первым пяти уровням доступна: выпущены фильмы, где наиболее опытные из западных учеников Паттабхи Джойса (Дэвид Свенсон, Ричард Фриман, Тим Миллер, Лино Миеле) выполняют виньясы разных уровней.

    Для того, чтобы стать сертифицированным преподавателем, надо обучаться в Майсоре около 10 лет.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Вини-Йога (англ. viniyoga) является динамичной и мягкой практикой йоги, делающей упор на индивидуальном подходе к практикующему. Слово viniyogah(санскр. विनियोग) упоминается в Йога-сутрах в сутре 3.6 и переводится как «применение», «действие», а не название стиля йоги. Вини-йога основывается на труде «Йогарахасья» Тирумалай Кришнамачарьи и преподается в Индии в центре «Кришнамачарья Йога Мандирам», однако на своем сайте, сам Т.К.В. Дешикачар в 1998 году попросил не использовать имя Вини-йога и не...
Йо́га (дев. योग, IAST: yoga) — понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных, психических и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния. В более узком смысле, йога — это одна из шести ортодоксальных школ (даршан) философии индуизма.
Медита́ция (от лат. meditatio — размышление) — ряд психических упражнений, используемых в составе духовно-религиозной или оздоровительной практики, или же особое психическое состояние, возникающее в результате этих упражнений (или в силу иных причин).
Цигун (кит. трад. 氣功, упр. 气功, пиньинь: qìgōng) — это комплексы традиционных упражнений, возникшие на основе даосской алхимии и отчасти буддийских психопрактик, выполняемые преимущественно с оздоровительными и терапевтическими целями.
Илицюань (кит. 意力拳 «и» — мысль, сознание, воля; «ли» — сила, физическая сила; «цюань» — кулак, боевое искусство.) — буквально: «Кулак сознания, направляющий силу») — боевое искусство, внутренний стиль китайского ушу — боевое искусство семьи Цзэн. Илицюань позиционирует себя как искусство развития сознания, основанное на принципах тайцзи и философии чань. С 2015 года полное название стиля — Илицюань Чжунсиньдао, что означает "Боевое искусство осознанности. Путь нейтральности".
В буддизме та́нтра (санскр. तन्त्र, tantra IAST, «связь, нить, последовательность») — составная часть школ Ваджраяны, связанная с практикой пограничных состояний, просветлённых состояний, смерти и промежуточных состояний между смертью и следующим рождением (см. бардо). Тантра понимается как практика достижения окончательного результата («плода») — состояния Будды. В тантре активно используется сложная символика, идамы, медитации, мудры, янтры, ритуалы.

Подробнее: Тантра (буддизм)
Даяты (Dayata) — картины, используемые в йогической практике — для медитации и углублённого познания себя, в медицинской практике — для оздоровления и улучшения состояния при многих заболеваниях, в спортивной практике — для большего контроля над психическим состоянием перед соревнованиями и восстановлением после них.
Су́рья-намаска́ра (санскр. सूर्य नमस्कार, Sūrya namaskāra IAST «приветствие Солнцу»). Сурья-намаскара — комплекс упражнений Йоги, включает в себя пранаямы, асаны, мантры и медитацию. Комплекс сочетает асаны на растяжение переднего и заднего меридианов тела.
Осознавание или Медитация осознанности — это психологический процесс привлечения внимания к переживаниям, происходящим в настоящий момент, которые можно развивать через практику медитации и через другую тренировку. Техники осознавания в медитативных практиках существовали в течение многих столетий как часть буддистской и других восточных духовных традиций. С 1970—1980 годов как практика психологической внимательности (англ. Mindfulness) и медитации осознанности (англ. Mindfulness meditation) стала...

Подробнее: Внимательность (психология)
Випа́ссана (пали) или випа́шьяна (санскр. विपश्यना, vipaśyanā IAST «проникновенное видение») — вид медитации в буддизме, созерцание четырёх благородных истин и идеи невечности. «Динамическая» (аналитическая) медитация в отличие от статической (шаматха).
Рэ́йки (яп. 霊気), Рейки — вид нетрадиционной медицины и оккультной практики, в котором используется техника так называемого «исцеления путём прикасания ладонями» (англ. palm healing), но рейки в теории и практике касается не только вопросов здоровья и болезней (лечения), по крайней мере это касается некоторых направлений. Профессионалами иногда классифицируется как вид «восточной медицины».
Тайцзицюа́нь (тайчи) (кит. трад. 太極拳, упр. 太极拳, пиньинь: tàijíquán) — буквально: «кулак Великого Предела»; китайское внутреннее боевое искусство, один из видов ушу (происхождение тайцзицюань — исторически спорный вопрос, разные источники имеют разные версии). Популярно как оздоровительная гимнастика, но приставка «цюань» (кулак) подразумевает, что тайцзицюань — это боевое искусство.
Ваджрая́на (санскр. वज्रयान, Vajrayāna IAST, тиб. རྡོ་རྗེ་ཐེག་པ, Вайли rDo-rje Theg-pa; монг. Очирт хөлгөн — Ваджрная Колесница, Алмазная Колесница, Ваджрный Путь; также Тантра, Тантраяна (Колесница Тантры), (Гухья-) Мантраяна (Колесница (Тайной) Мантры), Пхалаяна (Колесница Плода)) — тантрическое направление, образовавшееся внутри Махаяны в V веке нашей эры. Ваджраяна распространена в Тибете, Непале, Монголии, Японии (школа Сингон-сю). В различные исторические периоды имела распространение на Шри-Ланке...
Буддийская медитация — в широком смысле это совокупность методов физического и духовного самосовершенствования, связанных с тремя группами практик Восьмеричного пути. В узком смысле под буддийской медитацией понимается «культивирование» (бхавана), состоящее из практики самонаблюдения смрити, концентрации внимания (самадхи и дхьяны) и интуитивного прозрения (праджни) истинности основ буддийского учения.
О наставничестве в Википедии смотрите страницу Википедия:Наставничество.Наста́вничество — отношения, в которых опытнее или более сведущий человек помогает менее опытному или менее сведущему усвоить определенные компетенции. Опыт и знания, относительно которых строятся отношения наставничества, могут касаться как особой профессиональной тематики, так и широкого круга вопросов личного развития. Сферы применения наставничества: адаптация молодых специалистов, услуги личного развития.

Подробнее: Наставничество
Кундали́ни-йо́га (санскр. कुण्डलिनी योग, kuṇḍalinī-yoga) — одно из направлений йоги, система упражнений, призванная поднять энергию кундалини из основания позвоночника с помощью регулярной практики медитации, пранаям, комплексов асан и пения мантр. Энергия кундалини должна поэтапно пройти по всем последующим чакрам вплоть до высшей (сахасрара), где должно произойти её слияние с божеством, а также и прекращение собственного сознания йогина.
Дхья́на (от санскр. ध्यान или dhyāna IAST — созерцание, «видение умом», «интуитивное видение», медитация, сосредоточение, размышление) — созерцание, «особая сосредоточенность сознания на объекте созерцания», «строгий специальный термин, сходно понимаемый во всех духовных традициях Индии, буддизме, индуизме и джайнизме». Во всех индийских религиях дхьяна приводит к «успокоению сознания», а в последующем к полной остановке на некоторое время любой психической активности.
Айкидо (яп. 合気道 айкидо) — современное японское боевое искусство, созданное Морихэем Уэсибой как синтез его исследований боевых искусств, философии и религиозных убеждений. Чаще всего айкидо переводят как «путь слияния (с) жизненной энергией» или «путь гармонизации духа.» Целью Уэсибы было создание такого искусства, практики которого смогли бы защитить от травм не только себя, но и нападающего.Техники айкидо базируются на слиянии с атакой противника, перенаправлении энергии атакующего и заканчиваются...
ДЭИР (Дальне́йшее Эне́рго-Информацио́нное Разви́тие) — тренинговая система нью-эйдж, основанная в январе 1999 года.
«Висуддхимагга» (пали: visuddhimagga IAST) или «Путь очищения» — палийский трактат самого крупного тхеравадинского мыслителя Буддхагхоши. «Висуддхимагга» представляет собой толкование части «Абхидхармакоши», посвященной медитации. «Висуддхимагга» дает исчерпывающее перечисление инструкций, но практики современных последователей тхеравады могут находить отличия, так как «Висуддхимагга» является каноническим текстом. Во многом классический вид тхеравады обязан работе Буддагхоши, так как в ней отражена...
Кико (ja: 気功、きこう) — японский аналог китайского искусства цигун (zh-yue: 気功). Буквально: работа — ко, с Ки — энергией. Кроме множественных заимствований из китайских методик, в Японии развились и собственные методики кико. Большинство методик кико восходят к эзотерическим разделам буддизма и синтоизма. Особый вклад в кико внесли религиозно-духовное учение оомото-кё и основанное на нём айкидо. Уэсиба Морихэй дал развернутые учения силы дыхания коккю, и силы звука — котодама. Сам термин айки имеет в...

Подробнее: Ки-ко
Тхерава́да, стхавиравада (пали: theravāda, санскр. थेरवाद, theravāda IAST; स्थाविरवाद, sthāviravāda IAST «учение старцев» / «учение старейших» или «учение старейшин») — старейшая существующая ныне школа буддизма, одна из восемнадцати ранних буддийских школ. Тхеравада сохранила свою версию учения Будды Гаутамы в виде Палийского Канона. Палийский Канон является единственным сохранившимся полным буддийским каноном на классическом индийском языке пали, который служит как священным языком, так и языком...
Вальдорфская педагогика основывается на выделившемся из теософии религиозно-мистическом учении Рудольфа Штайнера — антропософии.
Учение через обучение (нем. Lernen durch Lehren) — методика обучения, разработанная и впервые применённая на практике профессором Айхштеттского университета доктором Жан-Полем Мартаном. Суть её заключается в том, чтобы научить студентов и школьников учиться и передавать свои знания своим одноклассникам. Педагог является в данном случае лишь режиссёром, который направляет деятельность учащихся.
Нэйгун (кит.упр.内功, пиньинь:nèigōng, дословно «внутренняя работа») — искусство совершенствования способностей человека. Использует медитации, физические и дыхательные упражнения.
Лечебный цигун — отдельное направление общей китайской гимнастики цигун, которая включает в себя физические, энергетические, ментальные китайские практики для лечения организма от всевозможных болезней, поддержания здоровья и достижения долголетия. Включает в себя множество различных комплексов из разных времен китайской истории, использует медитации, гимнастические упражнения, достижения глубокого осознания процессов, происходящих в теле человека, снятия телесных и психоэмоциональных зажимов, успокоения...
Дзэн, дзен (от яп. 禅; санскр. ध्यान, дхья́на — «созерцание», кит. 禪 чань, кор. 선 сŏн) — одна из важнейших школ китайского и всего восточно-азиатского буддизма, окончательно сформировавшаяся в Китае в V—VI веках под большим влиянием даосизма и являющаяся доминирующей монашеской формой буддизма Махаяны в Китае, Вьетнаме и Корее. В широком смысле дзэн — это школа мистического созерцания или учение о просветлении, появившееся на основе буддийского мистицизма. В более узком смысле дзэн иногда рассматривается...
Лоджонг (тиб. བློ་སྦྱོང་, Вайли blo sbyong) — тренировка ума, практика в тибетском буддизме, основанная на наборе афоризмов тибетского геше XII века Чекава Еше Дордже. Практика состоит в переработке и очищении мотивации и отношения человека.
Дха́рана (санскр. धारणा dhāraṇā IAST – удержание), шестая из восьми частей йоги Патанджали изложенной в «Йога-сутрах». Этот термин родственнен глагольному корню дхри — «держать», «нести», «поддерживать».
Даоинь яншен гун (кит. трад. 導引養生功, пиньинь: Dǎo yǐn yǎngshēng gōng) — система оздоровительного цигун, созданная профессором Чжан Гуанде (кит. трад. 张广德, пиньинь: Zhāng Guǎngdé), 8й дуань Ушу, из Пекинского Университета Спорта, бывшего Пекинского Университета Физкультуры. Система упражнений основана на классических принципах Цигун и призвана дополнять методы современной медицины при лечении различных заболеваний и их профилактике.
Йогатерапия — вид альтернативной медицины, лечение заболеваний (очевидных патологии и латентных форм) с помощью практики йоги. В качестве инструментов могут выступать как асаны и пранаямы, так и различные варианты медитативных техник — концентрация на телесных, аудиальных и визуальных объектах.
Айки (яп. 合気 «дух единения») — принцип и тактика в японских боевых искусствах, согласно которому защищающийся сливается с атакующим без столкновения и овладевает им, используя внутреннюю силу или энергию ки для выполнения встречной техники. Слияние с движением атакующего позволяет практику айки контролировать действия нападающего с минимальными усилиями. Айки применяется через понимание ритма и намерения атакующего, нахождение оптимальной позиции и расчет времени для проведения встречного приёма...
Игрово́е обуче́ние — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. В настоящее время часто называется эдьютейментом (англ. edutainment), которым означают всевозможные формы образования без принуждения, образовательные развлечения (включая образование посредством развлечения).
Додзё (яп. 道場 до:дзё:, «место, где ищут путь») — изначально это место для медитаций и других духовных практик в японском буддизме и синтоизме. Позже, с одухотворением японских боевых искусств будзюцу и превращением их в будо, этот термин стал употребляться и для обозначения места, где проходят тренировки, соревнования и аттестации в японских боевых искусствах, таких, как айкидо, дзюдо, дзюдзюцу, кэндо, карате и т. д. В додзё, обычно в передней части, находится святыня школы и/или изображение важного...
Хапкидо́ (кор. 합기도?, 合氣道?; хап «объединение» + ки «энергия, сила» + -до «путь»; «Путь объединения энергии») — корейское боевое искусство, схожее с японским айкидо, но ближе к Джиу-джитсу, так как на его появление во многом оказала влияние техника, положенная и в основу айкидо, Дайто-рю Айки-дзюдзюцу. В дальнейшем в него вошли и элементы тхэквондо, тансудо. Хапкидо — относительно молодое боевое искусство, хотя в Корее по числу занимающихся занимает третье место после тхэквондо и дзюдо.
Поток, потоковое состояние (англ. flow, лат. influunt), — психическое состояние, в котором человек полностью включён в то, чем он занимается, что характеризуется деятельным сосредоточением, полным вовлечением в процесс деятельности. Концепция потока предложена Михаем Чиксентмихайи, в неё входят также практические рекомендации для вхождения в потоковое состояние. Следует отметить, что потоковое состояние не является уникальным состоянием, его испытывают многие ученые, исследователи, успешные бизнесмены...
Боевы́е иску́сства — различные системы единоборств и самозащиты разного, часто восточноазиатского происхождения; развивались главным образом как средства ведения рукопашного поединка. В настоящее время практикуются во многих странах мира в основном в виде спортивных упражнений, ставящих своей целью физическое и сознательное совершенствование.
Хотя сам Основатель стремился избежать создания различных стилей, тем не менее это произошло. Уэсиба преподавал в течение более чем 40 лет, и за это время айкидо эволюционировало от крайне жёсткого Дайто-рю Айки-дзюцу до «ненасильственно-мягкого» Айкидо Айкикай. Эффективная в реальной схватке разновидность джиу-джитсу со временем превратилась в философско-эзотерическое учение об установлении равновесия во Вселенной с элементами боевого искусства. На протяжении нескольких десятков лет понимание айкидо...

Подробнее: Стили айкидо
Шра́ута (санскр. श्रौतम् Śrautam IAST) — консервативная ритуалистическая традиция ведийской религии в индуизме, основанная на священных писаниях шрути. Практикуется по сегодняшний день в некоторых местах в Индии и является малочисленным течением в современном индуизме. Термин «шраута» представляет собой вриддхи (производное) от «шрути», также как смарта — от смрити.
Педагогика Монтессори, также система Монтессори или метод Монтессори — педагогическая система, предложенная в первой половине XX века итальянским педагогом и врачом Марией Монтессори.
Феноменальный счётчик — человек, обладающий способностью к быстрому счёту, выполняемому с помощью математических алгоритмов исключительно на основе визуальных представлений без произнесения слов о выполняемых действиях и полученных результатах.
Туммо (тиб. གཏུམ་མོ་, Вайли gtum-mo; санскр.: चण्ड, caṇḍālī IAST) — йога внутреннего Огня или иллюзорное тепло, одна из тайных практик шести йог Наропы, методов линии Кагью, применяющихся также и в остальных школах тибетского буддизма.
Традиционная китайская медицина (ТКМ, англ. Traditional Chinese Medicine, TCM) — система современных учений и практик, зародившаяся в Древнем Китае и возникшая из внимательного наблюдения за функционированием человеческого организма и последующей систематизации этих наблюдений с использованием характерной для данного региона парадигмы, которую можно охарактеризовать как учение о символах и числах. В Китае рассматривается как часть науки о «воспитании жизни» («ян шэн сюе» — 養生學), куда помимо медицины...
Заучивание наизусть (также зубрёжка)— метод запоминания, заключающийся в многократном устном повторении текста за небольшой промежуток времени.
Аса́на (а́сана) (санскр. आसन, āsana IAST, aasana — сидячая поза, место для сидения, поза) — согласно Йога-сутрам Патанджали, «это положение тела, которое удобно и устойчиво».
Биомеханика — театральный термин, введённый В. Э. Мейерхольдом для описания системы упражнений, направленных на развитие физической подготовленности тела актёра к немедленному выполнению данного ему актёрского задания.
Морита-терапия — целецентрированный, ориентированный на ответ психотерапевтический метод, впервые предложенный Сёмой Морита в работах 1917 г. (по другим источникам — 1919 г.), развитый «на основе положений дзэн-буддизма и использующий психологические эффекты сенсорной депривации». Осуществляется с помощью вербальных инструкций и деятельного следования целям терапии — научить клиента принимать проявляемые им симптомы как часть своей жизни.
Веревочный курс — активный тренинг, длительностью от одного до четырёх дней, направленный на улучшение навыков командного взаимодействия, командообразование. В качестве снаряжения для проведения веревочного курса часто используется альпинистское снаряжение (веревки, карабины, страховочные системы), что и дало название программе. Также используется как один из элементов тренингов личностного роста.
Шиа́цу́ (яп. 指圧 сиацу, от 指 «палец» + 圧 «надавливание»; ромадзи shiatsu) — традиционная японская практическая терапия, основанная на анатомической и физиологической теории циркуляции энергии ци, регламентируется как лицензионная медицинская терапия Министерством здравоохранения и благосостояния Японии. Шиацу — постоянно развивающаяся форма терапии. Различные стили (называемые «производными шиацу») объединяются (в различной степени) традиционными японскими техниками массажа, практикой китайской...
Трансформативная педагогика — это подход к преподаванию, при котором ценится и максимально используется вклад ученика в ход учебного процесса.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я