1. филос. в идеалистической философии постигаемый только разумом; сверхчувственный ◆ Противоречивость тезиса и антитезиса разрешается Кантом, как известно, в том смысле, что свободу он относит к интеллигибельной вещи в себе, а причинность к миру явлений, соответственно своей философии. С. Н. Булгаков, «Свет невечерний», 1916 г. (цитата из НКРЯ)
2. перен. вымышленный, нереальный, сверхъестественный
Источник: Викисловарь
ИНТЕЛЛИГИ'БЕЛЬНЫЙ [тэ], ая, ое [латин. intelligibilis — понятный] (филос.). В идеалистической философии — постигаемый лишь разумом, не данный в чувственных ощущениях, не материальный. И. мир.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: кхмерский — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Хуже или лучше интеллигибельная интуиция улавливает укоренённый в бытии, в мире смысл.
Невозможность нахождения этого варианта подключения интеллигибельным путём или усилиями только верхнего смыслового уровня имеет принципиальное методологическое значение.
Абсолютная полнота рядов этих условий при выведении их членов есть идея, которая в эмпирическом применении разума никогда, правда, не может быть полностью осуществлена, однако всё же служит правилом, руководствуясь которым мы должны поступать по отношению к таким рядам, а именно при объяснении данных явлений (в нисхождении или восхождении), так, как если бы ряд сам по себе был бесконечным, т. е. in indefinitum; там же, где сам разум рассматривается как определяющая причина (в свободе), следовательно, где речь идёт о практических принципах, мы должны поступать так, как если бы перед нами находился не объект чувств, а объект чистого рассудка, где условия могут полагаться не в ряду явлений, а вне его, и ряд состояний может рассматриваться так, как если бы он начинался прямо (посредством интеллигибельной причины).