| Падеж | Единственное число | Множественное число | |||
|---|---|---|---|---|---|
| Мужской род | Женский род | Средний род | |||
| Именительный | интеллиги́бельный | интеллиги́бельная | интеллиги́бельное | интеллиги́бельные | |
| Родительный | интеллиги́бельного | интеллиги́бельной | интеллиги́бельного | интеллиги́бельных | |
| Дательный | интеллиги́бельному | интеллиги́бельной | интеллиги́бельному | интеллиги́бельным | |
| Винительный | одуш. | интеллиги́бельного | интеллиги́бельную | интеллиги́бельное | интеллиги́бельных |
| неод. | интеллиги́бельный | интеллиги́бельные | |||
| Творительный | интеллиги́бельным | интеллиги́бельной интеллиги́бельною |
интеллиги́бельным | интеллиги́бельными | |
| Предложный | интеллиги́бельном | интеллиги́бельной | интеллиги́бельном | интеллиги́бельных | |
| Краткая форма | интеллиги́белен | интеллиги́бельна | интеллиги́бельно | интеллиги́бельны | |
ИНТЕЛЛИГИ'БЕЛЬНЫЙ [тэ], ая, ое [латин. intelligibilis — понятный] (филос.). В идеалистической философии — постигаемый лишь разумом, не данный в чувственных ощущениях, не материальный. И. мир. (Толковый словарь Ушакова)
ИНТЕЛЛИГИ'БЕЛЬНЫЙ [тэ], ая, ое [латин. intelligibilis — понятный] (филос.). В идеалистической философии — постигаемый лишь разумом, не данный в чувственных ощущениях, не материальный. И. мир.
Все значения слова «интеллигибельный»Хуже или лучше интеллигибельная интуиция улавливает укоренённый в бытии, в мире смысл.
Невозможность нахождения этого варианта подключения интеллигибельным путём или усилиями только верхнего смыслового уровня имеет принципиальное методологическое значение.
Абсолютная полнота рядов этих условий при выведении их членов есть идея, которая в эмпирическом применении разума никогда, правда, не может быть полностью осуществлена, однако всё же служит правилом, руководствуясь которым мы должны поступать по отношению к таким рядам, а именно при объяснении данных явлений (в нисхождении или восхождении), так, как если бы ряд сам по себе был бесконечным, т. е. in indefinitum; там же, где сам разум рассматривается как определяющая причина (в свободе), следовательно, где речь идёт о практических принципах, мы должны поступать так, как если бы перед нами находился не объект чувств, а объект чистого рассудка, где условия могут полагаться не в ряду явлений, а вне его, и ряд состояний может рассматриваться так, как если бы он начинался прямо (посредством интеллигибельной причины).