Значение словосочетания «арабская литература»

  • Арабская литература (араб. الأدب العربي‎) своими корнями уходит в устную словесность родоплеменных обществ на территории Аравийского полуострова. Древняя арабская словесность культивировалась среди кочевников-скотоводов (бедуинов), но получила распространение и среди полукочевого и оседлого населения земледельческих оазисов и городов.

    Ведущую роль в арабской литературе играла поэзия (трудовые, колыбельные, охотничьи песни); рано сложились жанры критики врага (хиджа), похвальбы (фахр), песни-мести (cap), траурной песни, или элегии (риса), а также элементы любовной и описательной лирики (насиб и васф). В глубокую древность уходят зачатки художественной прозы: ораторская речь, рассказы о битвах племён (Айям аль-Араб) и др. памятных событиях. Поэзия V—VII веков была периодом расцвета и стала в арабской литературе своеобразным эталоном поэтического языка, метрики и эстетических идеалов, надолго определив тематику и художественные приемы. Основными литературными формами древней арабской поэзии были касыда и аморфный фрагмент (кыта, мукатта). Характерная особенность арабской поэзии — монорим; каждый стих, как правило, состоит из одного предложения и является самостоятельной смысловой эстетической единицей.

    Арабские предания сохранили имена приблизительно 125 доисламских поэтов (конец V — 1-я половина VII века), в их числе Имру аль-Кайс (500—540), которому приписывают создание классического типа касыды; Тарафа (543—569), Харис ибн Хиллиза аль-Йашкури (? — 570), Зухайр ибн Аби Сульма (530—627), Антара ибн Шаддад аль-Абси (525—615) и др.

    Первым памятником арабской письменности был Коран. Влияние Корана ощущается во всей последующей арабской литературе. Выдающимися поэтами этого времени были Кааб ибн Зухайр (? — 662), Хасан ибн Сабит (? — 674), Абу Зуайб аль-Бига аль-Джади (? — 699). При дворе Омейядов слагали стихи поэты аль-Ахталь (640—710), аль-Фараздак (641—732), Джарир (653—733). Новые явления в поэзии этого периода наблюдаются в аристократической среде крупных городских центров Арабского халифата, где получила развитие любовная лирика в виде коротких стихотворений. Яркими представителями этого жанра были Умар ибн Абу Рабиа из Мекки (641 — ок. 712/718), аль-Ахвас из Медины, халиф Валид II из Дамаска.

    В бедуинской среде в Аравии возникла плеяда певцов идеальной, или «узритской» (от племени узра), любви. Позднее о знаменитых любовных парах (Джамил и Бусайна, Меджнун и Лейла, Кайс и Лубне) были сложены романтические повести. С середины VIII века всё большее участие в создании арабской литературы наряду с арабами принимают представители завоёванных народов. В Арабском халифате усилился интерес к изучению арабской старины, разрабатывалась теория языка, стиля и метрики, осуществлялись переводы важных сочинений древности на арабский язык. Для развития прозы особое значение имели переводы со среднеперсидского (пехлевийского) языка. Ибн аль-Мукаффа перепел «Калилу и Димну». Наблюдается некоторое обновление арабской поэзии, выразившееся в предпочтении касыде — коротким изящным стихотворениям с самостоятельной темой и в «новом стиле» (бадит). Зачинателем «нового стиля» является поэт Башшар ибн Бурд (ум. 783).

    Любовную лирику продолжила группа поэтов при аббасидском дворе. Среди них выделяется мастер стиха Абу Нувас (762—815). Распад Арабского халифата обусловил децентрализацию литературы, которая стала развиваться в Египте, Сирии, Ливане, Ираке и Иране. Выдающимся поэтом периода распада халифата был Абу ат-Таийб аль-Мутанабби (915—965). Его хвалебные и сатирические касыды насыщены стилистическими украшениями, изысканными метафорами, гиперболами и сравнениями. Сирийский поэт и мыслитель Абуль-Ала аль-Маарри (973—1057) усовершенствовал технику стиха, введя усложненные двойные рифмы.

    Видными прозаиками X века были Абу Хайян ат-Таухиди (ум. 1009) и ат-Танухи (940—994). Рифмованная проза получила распространение в светской литературе. Абу Бакр аль-Хорезми (ум. 993) в этой форме нависал остроумные «Послания» («Расаиль»), а Бади аз-Заман аль-Хамадани (ум. 1007) создал оригинальный жанр — макаму.

    С середины XI века, несмотря на количественный рост, арабская литература носит печать упадка. В поэзии преобладает мистика, в прозе — дидактика. Видными представителями мистической поэзии был Ибн Араби (1165—1240) и египтянин Ибн аль-Фарид (1182—1235). Сицилиец Ибн Зафар (ум. 1169) создал исторические новеллы. Сирийский эмир Усама ибн Мункыз (1095—1188) написал единственную в средневековой арабской литературе художественную автобиографию «Книга назиданий».

    В Египте и Сирии в XIII веке распространились жанры мувашшах и заджал. Суфийские поэты стремились писать на языке, близком к народному. Ибн Даниил (XIII век) в Египте записал лубочные пьесы для теневого театра. В XIII—XV веках и позднее получили распространение своеобразные народные произведения в жанре сира (букв. — «жизнеописания»), то есть циклы рассказов на героические и любовные сюжеты, связанные с историческими и вымышленными лицами и событиями, которые классифицируются как рыцарские романы. Важнейшие сиры: о поэте-воине, жившем в VI веке, Антаре и его возлюбленной Абле, о мамлюкском султане Бейбарсе, переселении племени бану хилал в Египет и Северную Африку. К этому же типу народной литературы относится сборник сказок «Тысяча и одна ночь», в состав которого наряду с фольклором и литературными материалами полностью вошла сира об Омаре ибн ан-Нумане.

    Упадок классических традиций способствовал появлению новой литературы. В арабской литературе на первое место вышел жанр дастана. В Египте с развитием прозы появились исторические романы. В XIX—XX веках в Египте, Ливане, Алжире, Йемене, Тунисе и Марокко наряду с арабской литературой развиваются национальные литературы. С возникновением нового направления в прозе появилось литературное течение «исламский модернизм». Например, макамный роман (М. Мувайлихи), романтический роман (А. Рейхани) и др. Coвременная арабская литература — это совокупное название литератуp всех арабских стран, объединённых единством литературного арабского языка и общностью культурных и исторических традиций (Алжир, Египет, Иордания, Ирак, Йемен, Ливан, Ливия, Марокко, Палестина, Саудовская Аравия, Сирия, Судан, Тунис и др.).

Источник: Википедия

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: глицерофосфат — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Нейтральное
Положительное
Отрицательное
Не знаю

Предложения со словосочетанием «арабская литература»

Понятия со словосочетанием «арабская литература»

  • Арабская литература (араб. الأدب العربي‎) своими корнями уходит в устную словесность родоплеменных обществ на территории Аравийского полуострова. Древняя арабская словесность культивировалась среди кочевников-скотоводов (бедуинов), но получила распространение и среди полукочевого и оседлого населения земледельческих оазисов и городов.
  • (все понятия)

Афоризмы русских писателей со словом «литература»

Отправить комментарий

@
Смотрите также

Предложения со словосочетанием «арабская литература»

  • Возможно, подобное замечание и справедливо – с той только поправкой, что «философичной» придётся назвать саму поэтику современной арабской литературы, не смеющей порывать с оригинальной концептосферой культуры.

  • Вместе с тем несколько десятков «туристов» всё-таки пробрались в самую гущу мистического действа арабской литературы.

  • Ранний период истории ислама совпал с расцветом арабской литературы.

  • (все предложения)

Синонимы к слову «литература»

Ассоциации к слову «литература»

Морфология

Правописание

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я