В том извращенном виде, в котором христианское учение было предложено
языческим народам, оно представлялось им только как некоторое смягчение грубости понимания божества, как более высокое понимание назначения человека и требований нравственности.
Разлад этот в жизни христианских народов в особенности велик, я думаю, потому, что объяснение понимания жизни, внесенное христианством в сознание народов, слишком далеко опередило склад жизни народов, принявших его, а потому и вытекающее из него руководство поведения было слишком противоположно не только личным привычкам людей, но и всему складу жизни
языческих народов, принявших христианское учение.
Неточные совпадения
Русский
народ в своих низах погружен в хаотическую,
языческую еще земляную стихию, а на вершинах своих живет в апокалиптических чаяниях, жаждет абсолютного и не мирится ни с чем относительным.
То, что называли у нас двоеверием, т. е. соединение православной веры с
языческой мифологией и народной поэзией, объясняет многие противоречия в русском
народе.
«Для того, чтобы произошел этот процесс охристианения всех людей, чтобы все люди одни за другими перешли от
языческого жизнепонимания к христианскому и добровольно отказывались бы от власти и богатства и никто бы не желал пользоваться ими, нужно, чтобы не только переделались в христианство все те грубые, полудикие, совершенно не способные воспринять христианство и следовать ему, люди, которых всегда много среди каждого христианского общества, но и все дикие и вообще нехристианские
народы, которых еще так много вне его.
Христианство проникало в сознание человечества не одним отрицательным путем доказательства невозможности продолжения
языческой жизни, но и своим упрощением, уяснением, освобождением от примешавшихся к нему суеверий и распространением между всеми сословиями
народа.
С одной стороны, новое учение должно было проникать постепенно в сознание
народа, и о внушении его должны были стараться те лица, в руках которых находилась власть над
народом; с другой стороны,
языческие понятия и предания были слишком сильно вкоренены во всех проявлениях народного быта и оказывали сильное противодействие новым началам.
Не стало
языческих требищ, град Китеж сокрылся, а на холмах Светлого Яра по-прежнему великие сходбища
народа бывали…
Одно только помнит
народ, что в старину на холмах Светлого Яра на день Аграфены Купальницы
языческие требища справлялись и что на тех холмах стоял когда-то град Китеж…
Бог, очевидно, действовал и в античном
языческом мире, но по-иному, через природу, а не через историю, как в еврейском
народе.
В русском
народе есть очень своеобразная мистическая стихия, стихия хлыстовская, уходящая в глубину
языческих корней народной жизни.
Но те формы национализма, до которых дошли
народы в XIX и XX веках и которые породили мировую войну, означают распад человечества, отпадение от всякого духовного единства, возврат от христианского монотеизма к
языческому политеизму.
Повторялось это много раз в истории, но никогда, я думаю, этот разлад между образом жизни людей, отставших от религиозного уяснения смысла жизни и вытекающего из него руководства поведения, не был так велик, каков он теперь среди христианских
народов, не принявших открытого им христианского учения в истинном его значении и вытекающего из этого учения руководства поведения, а живущих и продолжающих жить прежней
языческой жизнью.
Я не мог верить, чтобы чисто
языческое, не имеющее ничего христианского, содержание молитвенника было сознательно распространяемое в
народе церковью учение. Чтобы проверить это, я купил все изданные синодом или «с благословения» его книги, содержащие краткие изложения церковной веры для детей и
народа, и перечитал их.
В третьем столетии Климент Александрийский противопоставляет
языческим «воинственным»
народам — «мирное племя христиан».