В основе христианства лежит не отвлеченная и всегда бессильная идея добра, которая неизбежно
является нормой и законом по отношению к человеку, а живое существо, личность, личное отношение человека к Богу и ближнему.
Неточные совпадения
Где место свободе исследования, если для него руководящей
нормой является верность догмату?
Поэтому цезарепапизм здесь мог
являться лишь злоупотреблением, когда ложные притязания власти не встречали достаточного противодействия в народе церковном, а не
нормой или правомерным актом.].
Определяющим в нем, бесспорно,
является один мотив — аскетический, и для него
нормой является аскетическая культура и аскетическая общественность (до известной степени черта эта свойственна и платонизму).
Если грехопадение сопровождалось глубоким извращением в жизни пола,
являлось прежде всего болезнью первозданного брака, то в искуплении следует видеть оздоровление природы брака, благодаря которому онтологически он становится уже «во Христа и во Церковь», соответствует его внутренней естественной
норме, вытекающей из полноты образа Божия в человеке.
Как связанная не с субстанциальностью, но модальностью человеческого существа, как плод первородного греха, нравственность вообще не представляет собой вершины, абсолютной грани, она преодолима, ибо святость, хотя в себя и включает «делание заповедей», но сама находится уже «по ту сторону добра и зла»; также и дети, состояние которых, по слову Спасителя,
является живой
нормой Царствия Божия [«Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3).], свободны от уз нравственности.
Дети в своем мышлении
являются выше или ниже логического разума, но во всяком случае вне его, и тем не менее сам воплотившийся Логос мира указал в них
норму совершенного бытия, «ибо им принадлежит Царствие Божие» [Точнее: «ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19:14).
Христианство в своих первичных и девственных суждениях не только усомнилось в том, что идея добра
является верховной в жизни, но и резко противоположило свою мораль морали, основанной на идее добра и
норме добра.
Этика закона и значит прежде всего, что субъектом нравственной оценки
является общество, а не личность, что общество устанавливает нравственные запреты, табу, законы и
нормы, которым личность должна повиноваться под страхом нравственного отлучения и кары.