Из обзора, нами сделанного, видно, что если б искусство вытекало от недовольства нашего духа недостатками прекрасного в живой действительности и от стремления создать нечто лучшее, то вся
эстетическая деятельность человека оказалась бы напрасна, бесплодна, и человек скоро отказался бы от нее, видя, что искусство не удовлетворяет его намерениям.
Неточные совпадения
15) Совершенство формы (единство идеи и формы) не составляет характеристической черты искусства в
эстетическом смысле слова (изящных искусств); прекрасное как единство идеи и образа, или как полное осуществление идеи, есть цель стремления искусства в обширнейшем смысле слова или «уменья», цель всякой практической
деятельности человека.
«Но архитектура как искусство гораздо более, нежели другие отрасли практической
деятельности, подчиняется исключительно требованиям
эстетического чувства, совершенно отказываясь от стремления удовлетворять житейским целям».
Называя искусством всякую
деятельность, производящую предметы под преобладающим влиянием
эстетического чувства, должно будет значительно расширить круг искусств; потому что нельзя не признать существенного тожества архитектуры, мебельного и модного искусства, садоводства, лепного искусства и т. д.
Ограничиваясь этим указанием на философскую несостоятельность воззрения, из которого произошло подведение всех человеческих стремлений под абсолют, станем для нашей критики на другую точку зрения, более близкую к чисто
эстетическим понятиям, и скажем, что вообще
деятельность человека не стремится к абсолютному и ничего не знает о нем, имея в виду различные, чисто человеческие, цели.
В этом совершенно сходны с другими чувствами и
деятельностями человека чувство и
деятельность эстетические.
Так что первая причина славы Шекспира была та, что немцам надо было противопоставить надоевшей им и действительно скучной, холодной французской драме более живую и свободную. Вторая причина была та, что молодым немецким писателям нужен был образец для писания своих драм. Третья и главная причина была
деятельность лишенных
эстетического чувства ученых и усердных
эстетических немецких критиков, составивших теорию объективного искусства, то есть сознательно отрицающую религиозное содержание драмы.