Неточные совпадения
— Нет, учусь… — отвечал молодой человек, отчасти удивленный и особенным витиеватым тоном речи, и тем, что так прямо, в упор, обратились к нему. Несмотря на недавнее мгновенное желание хотя какого бы ни было сообщества с людьми, он при первом, действительно обращенном к нему, слове вдруг ощутил свое обычное неприятное и раздражительное
чувство отвращения ко всякому чужому лицу, касавшемуся или хотевшему только прикоснуться к его
личности.
Может быть, даже это
чувство было в противоречии с собственным взглядом Захара на
личность Обломова, может быть, изучение характера барина внушало другие убеждения Захару. Вероятно, Захар, если б ему объяснили о степени привязанности его к Илье Ильичу, стал бы оспаривать это.
Рыцарство кует
чувство личного достоинства и чести, создает закал
личности.
Природа с своими вечными уловками и экономическими хитростями дает юность человеку, но человека сложившегося берет для себя, она его втягивает, впутывает в ткань общественных и семейных отношений, в три четверти не зависящих от него, он, разумеется, дает своим действиям свой личный характер, но он гораздо меньше принадлежит себе, лирический элемент
личности ослаблен, а потому и
чувства и наслаждение — все слабее, кроме ума и воли.
На этом галльском
чувстве, стремящемся снять
личность стадом, основано их пристрастие к приравниванию, к единству военного строя, к централизации, то есть к деспотизму.
В последнее время я опять остро чувствую два начала в себе: с одной стороны, аристократическое начало, аристократическое понимание
личности и творческой свободы; с другой стороны, сильное
чувство исторической судьбы, не допускающее возврата назад, и социалистические симпатии, вытекающие из религиозного источника.
Слишком сильно у меня было
чувство зла и падшести мира, слишком остро было
чувство конфликта
личности и мира, космического целого.
Герцен стоял выше по своему
чувству человеческой
личности.
Такое решение вопроса связано со слабым
чувством и сознанием
личности.
Сознательный переход от отвлеченной философии самодовлеющего рассудка к конкретной философии целостной жизни духа, не философии
чувства, а философии органического духа, раскрывает возможность положительного решения проблем реальности, свободы,
личности.
Если же в ком и после самодурной дрессировки еще останется какое-нибудь
чувство личной самостоятельности и ум сохранит еще способность к составлению собственных суждений, то для этой
личности и ума готов торный путь: самодурство, как мы убедились, по самому существу своему, тупоумно и невежественно, следовательно ничего не может быть легче, как надуть любого самодура.
Но воздух самодурства и на нее повеял, и она без пути, без разума распоряжается судьбою дочери, бранит, попрекает ее, напоминает ей долг послушания матери и не выказывает никаких признаков того, что она понимает, что такое человеческое
чувство и живая
личность человека.
Но самодурство и этого
чувства не может оставить свободным от своего гнета: в его свободном и естественном развитии оно чувствует какую-то опасность для себя и потому старается убить прежде всего то, что служит его основанием —
личность.
Какое-нибудь тихо-отрадное воспоминание вдруг блеснет в вашем воображении; собственная ваша
личность начнет занимать вас больше, чем наблюдения; у вас станет меньше внимания ко всему окружающему, и какое-то неприятное
чувство нерешимости вдруг овладеет вами.
Эти
чувства нежной благодарности и уютной доброты, связанные с
личностью отца Михаила, никогда не забудутся сердцем Александрова.
— Обращено это
чувство к отечеству, к общественной пользе, к отдельной
личности — оно далеко оставляет за собой все, что обыкновенно служит двигателем в нашей жизни.
Такое постоянное принижение, встречая почву мягкую, легко забывающую, не прошло даром. Оно имело в результате не озлобление, не протест, а образовало характер рабский, повадливый до буффонства, не знающий
чувства меры и лишенный всякой предусмотрительности. Такие
личности охотно поддаются всякому влиянию и могут сделаться чем угодно: пропойцами, попрошайками, шутами и даже преступниками.
Воспоминание о ней вызывало тревогу; если мимолетное впечатление ее
личности было так пристально, то прямое знакомство могло вызвать
чувство еще более сильное и, вероятно, тяжелое, как болезнь.
Я ощущал ее
личность так живо, что мог говорить с ней, находясь один, без
чувства странности или нелепости, но когда воспоминание повторяло ее нежный и горячий порыв, причем я не мог прогнать ощущение прильнувшего ко мне тела этого полуребенка, которого надо было, строго говоря, гладить по голове, — я спрашивал себя...
— Послушай, что ты привязался ко мне? Это, понимаешь, скучно… Ты идеализируешь женщин, а я — простой человек и на вещи смотрю просто. Что такое — любить?.. Если действительно человек любит, то для любимого человека готов пожертвовать всем и прежде всего своей
личностью, то есть в данном случае во имя любви откажется от собственного
чувства, если оно не получает ответа.
Не место здесь пускаться нам в исторические изыскания; довольно заметить, что наша история до новейших времен не способствовала у нас развитию
чувства законности (с чем и г. Пирогов согласен; зри Положение о наказаниях в Киевском округе), не создавала прочных гарантий для
личности и давала обширное поле произволу.
В отношении к отдельным и выдающимся
личностям излишнее
чувство самосохранения, конечно, не должно считаться особенно похвальным качеством, но общество, взятое в целом, руководится в этом случае совсем иными правилами.
Но через короткое время зависть улеглась, и взволнованное
чувство обратилось исключительно к моей собственной
личности.
Поэтому всегда с
личностью Тита у меня связывалось особенное
чувство: в нем было и представление о его смешной тупости, и преклонение перед его практическим умом и узкой, но деятельной добротой. Тут была улыбка и нежность, юмор и уважение…
Оглядываясь в настоящее время на эту
личность, я могу сказать, что это был тип идеального нигилиста. Ни в политическом, ни в социальном отношении он ничего не желал, кроме денег, для немедленного удовлетворения мгновенных прихотей, выражавшихся в самых примитивных формах. Едва ли он различал непосредственным
чувством должное от недолжного.
И действительно, вслед за тем г. Головачев говорит, что по силе права (противного духовно-нравственному
чувству) нужен непременно выкуп
личности.
Их развитие не так высоко, чтобы понять значение своей родины в среде других народов; их
чувства не так сильны, чтобы выразиться в практической деятельности; их
личность не столько самобытна, чтобы в собственных силах искать прав на какое-нибудь значение.
Венеровский. Да там мошенника одного поймали — старшина было хотел стащить деньжонки клубные, но поймали, уличили. Да ведь все больше плуты, хе, хе! Ну вот и радуешься, как замечаешь, что хоть немного начинают сквозь эти крепкие лбы проходить идеи прогресса, сознание чести и человеческое
чувство, хотя немножко. Да, как хотите, а и одна честная
личность, и то как много может сделать. Вот на себя посмотрю, что ж мне скромничать, хе, хе!
Катерина Матвеевна. Да, вы глубже проникли своим непосредственным
чувством в его натуру. Я вспоминаю теперь, он мне сказал, что рефлексия вредна! Ничтожный господин… И как унизить себя до пошлейшего брака со всеми атрибутами ничтожества! И с кем же! с ничтожнейшею
личностью…
Мы знаем, что он полюбил ее страстно; но как это
чувство вошло в него, что в ней привлекло его, на какой степени было это
чувство, когда он его заметил и решился было удалиться, — все эти внутренние подробности и многие другие, которые так тонко, так поэтически умеет рисовать г. Тургенев, остаются темными в
личности Инсарова.
И мы очень хорошо понимаем ее положение; уверены, что и все русское общество, хотя еще и не увлечется, подобно ей,
личностью Инсарова, но поймет возможность и естественность
чувства Елены.
Тонкие и деликатные
чувства в нем заглохли; сознания собственного достоинства и
чувства чести для него не существует; прав собственной
личности и
личности другого он не понимает, и потому весьма многие вещи, которые [возмущают нас до глубины души,] не возбуждают в нем ни малейшего [негодования,] не вызывают даже слабого протеста.
Будь еще дело между
личностями, один на один, — тогда бы, может быть, раздраженное человеческое
чувство выказалось сильнее и решительнее; а ведь тут и личностей-то нет никаких, кроме неповинных, потому что не свою волю творят.
Тем сильнее было, конечно, обаяние
личности Станкевича, соединявшего с простотою и искренностью необыкновенную мягкость характера, силу
чувства и способность увлекаться всем прекрасным.
Любовь очень часто в представлении таких людей, признающих жизнь в животной
личности, то самое
чувство, вследствие которого для блага своего ребенка мать отнимает, посредством найма кормилицы, у другого ребенка молоко его матери; то
чувство, по которому отец отнимает последний кусок у голодающих людей, чтобы обеспечить своих детей; это то
чувство, по которому любящий женщину страдает от этой любви и заставляет ее страдать, соблазняя ее, или из ревности губит себя и ее; это то
чувство, по которому люди одного, любимого ими товарищества наносят вред чуждым или враждебным его товариществу людям; это то
чувство, по которому человек мучит сам себя над «любимым» занятием и этим же занятием причиняет горе и страдания окружающим его людям; это то
чувство, по которому люди не могут стерпеть оскорбления любимому отечеству и устилают поля убитыми и ранеными, своими и чужими.
В течение последнего вечера Бейгуш несколько раз пытался высказать Сусанне правду о ее деньгах, и все-таки сил не хватало. Жалко и больно было, пока сам еще здесь налицо, хоть на мгновенье помутить счастливое
чувство мира и покоя,
чувство ее безграничной веры в его нравственную
личность.
Это богатство
личности, переливающая через край полнота внутренней жизни, инстинктивное
чувство благосостояния и самоподтверждения — вот что составляет сущность великих жертв и великой любви.
Титулярный советник Семен Алексеич Нянин, служивший когда-то в одном из провинциальных коммерческих судов, и сын его Гриша, отставной поручик —
личность бесцветная, живущая на хлебах у папаши и мамаши, сидят в одной из своих маленьких комнаток и обедают. Гриша, по обыкновению, пьет рюмку за рюмкой и без умолку говорит; папаша, бледный, вечно встревоженный и удивленный, робко заглядывает в его лицо и замирает от какого-то неопределенного
чувства, похожего на страх.
Человек чувствует себя существом, висящим над бездной, и именно в человеке как
личности, оторвавшемся от первоначальной коллективности, это
чувство достигает особенной остроты.
Безнравственно рассматривать
личность исключительно как средство для рода и эксплуатировать личные влечения и
чувства ради родовых целей.
Это значит, что натуральная любовь человеческая растерзана и нецелостна, что к ней примешиваются влечения и страсти низшего порядка, которые искажают любовь и мешают видеть
личность и на
личность в ее целости направить
чувство.
Именно потому, что в жизни общества интимно-личное делается общественно регулируемым и
личность должна отвечать перед обществом за
чувства и действия, в которых нет ничего социального и которые социально уловимы лишь в своих последствиях, нет области, в которую проникло бы столько лицемерия и в суждениях о которой проявлялось бы столько трусости.
Она вся отдавалась ему и хотела сначала и его и себя убедить, как честных людей, что в ней не блажь говорит, не распутство, а бесповоротное
чувство, что
личность мужа не заслуживает никакого сожаления.
Если он в чисто философском смысле не стоял на высоте Герберта Спенсера, или Литтре, или даже Дж. Ст. Милля, то ведь тут нужен другой оселок. Но я беру цельность писательской
личности, в которой ум, талант и гражданские
чувства сочетались бы в такое целое.
Животные
личности для своих целей хотят воспользоваться
личностью человека. А
чувство любви влечет его к тому, чтобы отдать свое существование на пользу других существ.
Стоит человеку признать свою жизнь в стремлении к благу других, и уничтожается обманчивая жажда наслаждений; праздная же и мучительная деятельность, направленная на наполнение бездонной бочки животной
личности, заменяется согласной с законами разума деятельностью поддержания жизни других существ, необходимой для его блага, и мучительность личного страдания, уничтожающего деятельность жизни, заменяется
чувством сострадания к другим, вызывающим несомненно плодотворную и самую радостную деятельность.
Любовь очень часто в представлении людей, признающих жизнь в животной
личности, — то самое
чувство, вследствие которого для блага своего ребенка одна мать отнимает у другого голодного ребенка молоко его матери и страдает от беспокойства за успех кормления; то
чувство, по которому отец, мучая себя, отнимает последний кусок хлеба у голодающих людей, чтобы обеспечить своих детей; это то
чувство, по которому любящий женщину страдает от этой любви и заставляет ее страдать, соблазняя ее, или из ревности губит себя и ее; то
чувство, по которому бывает даже, что человек из любви насильничает женщину; это то
чувство, по которому люди одного товарищества наносят вред другим, чтобы отстоять своих; это то
чувство, по которому человек мучает сам себя над любимым занятием и этим же занятием причиняет горе и страдания окружающим его людям; это то
чувство, по которому люди не могут стерпеть оскорбления любимому отечеству и устилают поля убитыми и ранеными, своими и чужими.
Животная
личность страдает. И эти-то страдания и облегчение их и составляют главный предмет деятельности любви. Животная
личность, стремясь к благу, стремится каждым дыханием к величайшему злу — к смерти, предвидение которой нарушало всякое благо
личности. А
чувство любви не только уничтожает этот страх, но влечет человека к последней жертве своего плотского существования для блага других.
«Невозможно полагать благо в трудах и страдании для другого», а стоит человеку отдаться этому
чувству сострадания, — и наслаждения
личности теряют для него смысл, и сила жизни его переходит в труды и страдания для блага других, и страдания и труды становятся для него благом.
Но мало и этого, деятельность любви для людей, признающих жизнь в благе животной
личности, представляет такие затруднения, что проявления ее становятся не только мучительными, но часто и невозможными. «Надо не рассуждать о любви, — говорят обыкновенно люди, не понимающие жизни, а предаваться тому непосредственному
чувству предпочтения, пристрастия к людям, которое испытываешь, и это-то и есть настоящая любовь».