Неточные совпадения
— Самодержавие — бессильно управлять народом. Нужно, чтоб
власть взяли сильные люди, крепкие руки и очистили Россию от едкой
человеческой пыли, которая мешает жить, дышать.
Военная служба вообще развращает людей, ставя поступающих в нее в условия совершенной праздности, т. е. отсутствия разумного и полезного труда, и освобождая их от общих
человеческих обязанностей, взамен которых выставляет только условную честь полка, мундира, знамени и, с одной стороны, безграничную
власть над другими людьми, а с другой — рабскую покорность высшим себя начальникам.
И с тех пор началась для Масловой та жизнь хронического преступления заповедей божеских и
человеческих, которая ведется сотнями и сотнями тысяч женщин не только с разрешения, но под покровительством правительственной
власти, озабоченной благом своих граждан, и кончается для девяти женщин из десяти мучительными болезнями, преждевременной дряхлостью и смертью.
Власть «мы» над всеми
человеческими «я» не означала
человеческих отношений между ними, и это верно для всех режимов.
На более глубокую почву должна быть поставлена та истина, что величайшие достижения
человеческой общественности связаны с творческой
властью человека над природой, т. е. с творчески-активным обращением к космической жизни, как в познании, так и в действии.
Развитие техники и ее
власть над
человеческой жизнью имеют прямое отношение к теме «человек и космос».
Так, напр., либерализм освободил
человеческую мысль, науку, освободил от внешней
власти церковного авторитета, но совсем не освободил представителей от закамуфлированной
власти капитала.
В демократии есть своя правда утверждения свободной
человеческой стихии, имманентной
власти самого человека и человечества.
Только в наше время техника приобретает детерминирующую
власть над человеком и
человеческими обществами и возникает тип технической цивилизации.
Можно установить четыре периода в отношении человека к космосу: 1) погружение человека в космическую жизнь, зависимость от объектного мира, невыделенность еще
человеческой личности, человек не овладевает еще природой, его отношение магическое и мифологическое (примитивное скотоводство и земледелие, рабство); 2) освобождение от
власти космических сил, от духов и демонов природы, борьба через аскезу, а не технику (элементарные формы хозяйства, крепостное право); 3) механизация природы, научное и техническое овладение природой, развитие индустрии в форме капитализма, освобождение труда и порабощение его, порабощение его эксплуатацией орудий производства и необходимость продавать труд за заработную плату; 4) разложение космического порядка в открытии бесконечно большого и бесконечно малого, образование новой организованности, в отличие от органичности, техникой и машинизмом, страшное возрастание силы человека над природой и рабство человека у собственных открытий.
Противоречивость марксизма отчасти связана с тем, что он есть не только борьба против капиталистической индустрии, но и жертва его, жертва той
власти экономики над
человеческой жизнью, которую мы видим в обществах XIX и XX века.
Тюфяев был настоящий царский слуга, его оценили, но мало. В нем византийское рабство необыкновенно хорошо соединялось с канцелярским порядком. Уничтожение себя, отречение от воли и мысли перед
властью шло неразрывно с суровым гнетом подчиненных. Он бы мог быть статский Клейнмихель, его «усердие» точно так же превозмогло бы все, и он точно так же штукатурил бы стены
человеческими трупами, сушил бы дворец людскими легкими, а молодых людей инженерного корпуса сек бы еще больнее за то, что они не доносчики.
Я готов себя сознать романтиком вот по каким чертам: примат субъекта над объектом, противление детерминизму конечного и устремление к бесконечному, неверие в достижение совершенства в конечном, интуиция против дискурсии, антиинтеллектуализм и понимание познания как акта целостного духа, экзальтация творчества в
человеческой жизни, вражда к нормативизму и законничеству, противоположение личного, индивидуального
власти общего.
Чернышевский свято прав и человечен в своей проповеди свободы
человеческих чувств и в своей борьбе против
власти ревности в
человеческих отношениях.
Раненные страданиями
человеческими, исходящие от жалости, проникнутые пафосом человечности, не принимали империи, не хотели
власти, могущества, силы.
Он боролся за человека против
власти общества над
человеческими чувствами.
Белинский не замечал, что после бунта против
власти общего универсального у Гегеля он вновь подчиняет
человеческую личность общему универсальному — социальности, господину не менее жестокому.
Он объявляет бунт против государства и всякой
власти, но это бунт не во имя
человеческой личности.
И не мог осмыслить человек этой
власти над ним естественного, обожествленного человечества,
человеческого общества,
человеческого рода, вечно умирающего и вечно рождающего, беспощадно разбивающего все надежды личности на вечную и совершенную жизнь.
О, мы прекрасно знаем, что средневековые люди нередко были полны грубости и жестокости, что средневековая теократия была подменой
власти Божьей
властью человеческой, что с веками этими связана инквизиция и суеверия, но все это только подчеркивает двойственный и сложный характер эпохи.
Человечество должно было освободиться от ложных, сомнительных теократий, стать на ноги, очеловечиться и очеловечить всю свою культуру, чтобы явилась почва для истинной, подлинной теократии, чтобы вольно и сознательно подчиниться
власти Бога, Бога, а не папы или цезаря, не
человеческого иерархизма.
Для человечества, принявшего Христа, для богочеловечества в пределе не нужна
власть человеческая, так как оно абсолютно покорно
власти Божьей, так как для него Христос — Царь и Первосвященник.
Новое религиозное сознание Третьего Завета изобличит ложь старых теократий, смешавших
человеческое с божеским, и новых демократий, обожествивших
человеческое, и поведет к новой и вечной теократии, в которой
власть будет подлинно божеской, а человек, подчинившийся этой
власти, будет поднят на высоту божественную.
Но целая половина католичества его почти не интересует, ему остается чуждым католичество как
власть, действующая в мировой истории, полная
человеческой активности, в высшей степени волюнтаристическая.
Католичество утверждало не божественную
власть в мире, а
власть человеческую, выданную за божественную (
власть папы и церковной иерархии), гуманизм требовал освобождения от лжи, снимал цепи и утверждал
власть человеческую, ничем не прикрытую.
Католичество было очень антропологично, в нем было слишком много
человеческого, и оно создало ложную теократию — папоцезаризм, в котором
власть божеская была подменена
властью человеческой, папа был признан заместителем Христа, и человек этот был почти обоготворен.
Так, вся громадная площадь между Такойскою долиной и Маукой — местами культурными — занята трясиной совершенно безнадежной; быть может, удастся провести по этой трясине дороги, но изменить ее суровый климат не во
власти человеческой.
— Христос был не тверд духом. Пронеси, говорит, мимо меня чашу. Кесаря признавал. Бог не может признавать
власти человеческой над людьми, он — вся
власть! Он душу свою не делит: это — божеское, это —
человеческое… А он — торговлю признавал, брак признавал. И смоковницу проклял неправильно, — разве по своей воле не родила она? Душа тоже не по своей воле добром неплодна, — сам ли я посеял злобу в ней? Вот!
Мы, рабочие, — люди, трудом которых создается все — от гигантских машин до детских игрушек, мы — люди, лишенные права бороться за свое
человеческое достоинство, нас каждый старается и может обратить в орудие для достижения своих целей, мы хотим теперь иметь столько свободы, чтобы она дала нам возможность со временем завоевать всю
власть.
— Символы наши суть: молоток, изображающий
власть, каковую имеет убеждение над
человеческим духом; угломер — символ справедливости, поэтому он же и символ нравственности, влекущий человека к деланию добра; наконец, циркуль — символ круга, образуемого
человеческим обществом вообще и союзом франкмасонов в частности.
Благодаря связям, заведенным в Петербурге, а также преступному попустительству местных полицейских
властей, меняльная пропаганда высоко держала свое знамя в Зяблицыне, так что была минута, когда главный ересиарх, Гузнов, не без нахальства утверждал, что скоро совсем прекращение роду
человеческому будет, за исключением лиц, на заставах команду имеющих, которым он, страха ради иудейска, предоставлял плодиться и множиться на законном основании.
Католический катехизис говорит: L’église est la société de fidèles établie par notre Seigneur Jésus-Christ, répandue sur toute la terre et soumise à l’autorité des pasteurs légitimes, principalement notre Saint Père — le Pape, [Церковь есть общество верующих, основанное господом нашим Иисусом Христом, распространенное по всей земле и подчиненное
власти законных пастырей и святого нашего отца — папы.] подразумевая под pasteurs légitimes
человеческое учреждение, имеющее во главе своей папу и составленное из известных, связанных между собой известной организацией лиц.
Люди эти утверждают, что улучшение жизни
человеческой происходит не вследствие внутренних усилий отдельных людей сознания, уяснения и исповедания истины, а вследствие постепенного изменения общих внешних условий жизни, и что потому силы каждого отдельного человека должны быть направлены не на сознание и уяснение себе и исповедание истины, а на постепенное изменение в полезном для человечества направлении общих внешних условий жизни, всякое же исповедание отдельным человеком истины, несогласной с существующим порядком, не только не полезно, но вредно, потому что вызывает со стороны
власти стеснения, мешающие этим отдельным людям продолжать их полезную для служения обществу деятельность.
Под влиянием такого опьянения — одинаково
власти и подобострастия — люди представляются себе и другим уже не тем, что они есть в действительности, — людьми, а особенными, условными существами: дворянами, купцами, губернаторами, судьями, офицерами, царями, министрами, солдатами, подлежащими уже не обыкновенным
человеческим обязанностям, а прежде всего и предпочтительно перед
человеческими — дворянским, купеческим, губернаторским, судейским, офицерским, царским, министерским, солдатским обязанностям.
Сказано, что человек, будучи солдатом, может и должен без исключения совершать все приказания начальника, состоящие для солдата преимущественно в убийстве, и, следовательно, нарушать все законы божеские и
человеческие, но только не свою верность и службу тому, кто в данный момент случайно находится в обладании
властью.
Что за странная
власть рока, которая так распоряжается его жизнию, подняла его на верх
человеческого благополучия, и чем же?
Благодари господа, что ты не произнес еще обета, которого разрешить не в силах вся
власть человеческая!
Вспыхнувшая в нем страсть сделала его владыкой души и тела женщины, он жадно пил огненную сладость этой
власти, и она выжгла из него все неуклюжее, что придавало ему вид парня угрюмого, глуповатого, и напоила его сердце молодой гордостью, сознанием своей
человеческой личности.
Точно оголила его смерть, которую готовили для него люди, оторвала от пышности и внушительного великолепия, которые его окружали, — и трудно было поверить, что это у него так много
власти, что это его тело, такое обыкновенное, простое
человеческое тело, должно было погибнуть страшно, в огне и грохоте чудовищного взрыва.
Ведь всего в четырнадцати верстах от Балаклавы грозно возвышаются из моря красно-коричневые острые обломки мыса Фиолент, на которых когда-то стоял храм богини, требовавшей себе
человеческих жертв! Ах, какую странную, глубокую и сладкую
власть имеют над нашим воображением эти опустелые, изуродованные места, где когда-то так радостно и легко жили люди, веселые, радостные, свободные и мудрые, как звери.
— Вам снова, — говорит, — надо тронуться в путь, чтобы новыми глазами видеть жизнь народа. Книгу вы не принимаете, чтение мало вам даёт, вы всё ещё не верите, что в книгах не
человеческий разум заключён, а бесконечно разнообразно выражается единое стремление духа народного к свободе; книга не ищет
власти над вами, но даёт вам оружие к самоосвобождению, а вы — ещё не умеете взять в руки это оружие!
Не убоишься тогда ни сильного, ни богатого, ни князя, ни судии, ни иной
власти человеческой…
Ни один соблазн не удерживает людей так долго в своей
власти, не отдаляет так людей от понимания смысла
человеческой жизни и ее истинного блага, как забота о славе, об одобрении, уважении, похвале людской.
«Церковь есть общество верующих, основанное господом нашим Иисусом Христом, распространенное по всей земле и подчиненное
власти законных пастырей и святого нашего отца — папы», подразумевая под законными пастырями
человеческое учреждение, имеющее во главе своем папу и составленное из известных, связанных между собой известной организацией лиц.
Власть есть скелет
человеческого общества, которое имеет, кроме того, свои органы и ткани, свою физиологию.
Для того чтобы жизненно осознать проблему теократии, быть может, надо временно лишиться теократических видимостей или прообразов, оказаться поставленным лицом к лицу пред
властью в ее
человеческом образе, в ее природной «звериности».
Теургическая
власть дана человеку Богом, но никоим образом не может быть им взята по своей воле, хищением ли или потугами личного творчества, а потому теургия, как задача для
человеческого усилия, невозможна и есть недоразумение или богоборство.
И справедливо напрашивается вопрос: если непорочность Богоматери обусловлена актом благодати, изъявшим из
власти естества самое ее зачатие и означающим как бы новое творение, то ведь всемогущество Божие могло совершить это в любой момент истории
человеческого рода и над любою из дщерей Евиных.
Секуляризация
власти состоит в ослаблении религиозных уз, взаимно связывающих ее и подданных, в отрицании теургийного начала
власти и в сведении ее преимущественно к началам политического утилитаризма, к натурально-человеческой звериности.
Очевидно,
власть имеет какое-то отношение к самому существу
человеческого духа, и надо прежде всего отвергнуть рационалистические измышления «просветительства», будто
власть и право кем-то изобретены, выдуманы на известную потребу, произошли вследствие «общественного договора» или свободного соглашения [Теорию «общественного договора» (как переход разрозненных индивидов от естественного к социально-государственному состоянию путем взаимного ограничения и перенесения друг на друга прав, что фиксировалось в договоре) разрабатывали философы-просветители: Ж. Ж. Руссо, Т. Гоббс, Дж. Локк и др.].