Гуманизм восстал против бесчеловечной антропологии католичества, да и всего исторического христианства, отверг ложную теократию во имя человеческой антропологии, во имя честного и открытого утверждения чисто человеческой стихии и
человеческой власти.
Раньше обоготворяли человека-папу и человека-цезаря и этим изменяли Богу, потом стали обоготворять всех людей, человечество, народную волю, изменяли Богу во имя той же
человеческой власти — народовластия.
Неточные совпадения
И не мог осмыслить человек этой
власти над ним естественного, обожествленного человечества,
человеческого общества,
человеческого рода, вечно умирающего и вечно рождающего, беспощадно разбивающего все надежды личности на вечную и совершенную жизнь.
О, мы прекрасно знаем, что средневековые люди нередко были полны грубости и жестокости, что средневековая теократия была подменой
власти Божьей
властью человеческой, что с веками этими связана инквизиция и суеверия, но все это только подчеркивает двойственный и сложный характер эпохи.
Католичество было очень антропологично, в нем было слишком много
человеческого, и оно создало ложную теократию — папоцезаризм, в котором
власть божеская была подменена
властью человеческой, папа был признан заместителем Христа, и человек этот был почти обоготворен.
Для человечества, принявшего Христа, для богочеловечества в пределе не нужна
власть человеческая, так как оно абсолютно покорно
власти Божьей, так как для него Христос — Царь и Первосвященник.
Католичество утверждало не божественную
власть в мире, а
власть человеческую, выданную за божественную (
власть папы и церковной иерархии), гуманизм требовал освобождения от лжи, снимал цепи и утверждал
власть человеческую, ничем не прикрытую.
Человечество должно было освободиться от ложных, сомнительных теократий, стать на ноги, очеловечиться и очеловечить всю свою культуру, чтобы явилась почва для истинной, подлинной теократии, чтобы вольно и сознательно подчиниться
власти Бога, Бога, а не папы или цезаря, не
человеческого иерархизма.
Новое религиозное сознание Третьего Завета изобличит ложь старых теократий, смешавших
человеческое с божеским, и новых демократий, обожествивших
человеческое, и поведет к новой и вечной теократии, в которой
власть будет подлинно божеской, а человек, подчинившийся этой
власти, будет поднят на высоту божественную.
Но целая половина католичества его почти не интересует, ему остается чуждым католичество как
власть, действующая в мировой истории, полная
человеческой активности, в высшей степени волюнтаристическая.
Стоит человеку понять свою жизнь так, как учит понимать ее христианство, т. е. понять то, что жизнь его принадлежит не ему, его личности, не семье или государству, а тому, кто послал его в жизнь, понять то, что исполнять он должен поэтому не закон своей личности, семьи или государства, а ничем не ограниченный закон того, от кого он исшел, чтобы не только почувствовать себя совершенно свободным от всякой
человеческой власти, но даже перестать видеть эту власть, как нечто могущее стеснять кого-либо.
В том, что такое историческое лицо, как Александр I, лицо, стоявшее на высшей возможной ступени
человеческой власти, как бы в фокусе ослепляющего света всех сосредоточивающихся на нем исторических лучей; лицо, подлежавшее тем сильнейшим в мире влияниям интриг, обманов, лести, самообольщения, которые неразлучны с властью; лицо, чувствовавшее на себе, всякую минуту своей жизни, ответственность за всё совершавшееся в Европе, и лицо не выдуманное, а живое, имеющее как и каждый человек, свои личные привычки, страсти, стремления к добру, красоте, истине, — что это лицо, пятьдесят лет тому назад, не то что не было добродетельно (за это историки не упрекают), а не имело тех воззрений на благо человечества, которые имеет теперь профессор, смолоду занимающийся наукой, т. е. читанием книжек, лекций и списыванием этих книжек и лекций в одну тетрадку.
Неточные совпадения
— Самодержавие — бессильно управлять народом. Нужно, чтоб
власть взяли сильные люди, крепкие руки и очистили Россию от едкой
человеческой пыли, которая мешает жить, дышать.
Военная служба вообще развращает людей, ставя поступающих в нее в условия совершенной праздности, т. е. отсутствия разумного и полезного труда, и освобождая их от общих
человеческих обязанностей, взамен которых выставляет только условную честь полка, мундира, знамени и, с одной стороны, безграничную
власть над другими людьми, а с другой — рабскую покорность высшим себя начальникам.
И с тех пор началась для Масловой та жизнь хронического преступления заповедей божеских и
человеческих, которая ведется сотнями и сотнями тысяч женщин не только с разрешения, но под покровительством правительственной
власти, озабоченной благом своих граждан, и кончается для девяти женщин из десяти мучительными болезнями, преждевременной дряхлостью и смертью.
Власть «мы» над всеми
человеческими «я» не означала
человеческих отношений между ними, и это верно для всех режимов.
На более глубокую почву должна быть поставлена та истина, что величайшие достижения
человеческой общественности связаны с творческой
властью человека над природой, т. е. с творчески-активным обращением к космической жизни, как в познании, так и в действии.