Неточные совпадения
Упав на колени пред постелью, он держал пред губами руку жены и
целовал ее, и рука эта слабым движением пальцев отвечала на его
поцелуи. А между тем там, в ногах постели, в ловких руках Лизаветы Петровны, как огонек над светильником, колебалась
жизнь человеческого существа, которого никогда прежде не было и которое так же, с тем же правом, с тою же значительностью для себя, будет жить и плодить себе подобных.
«Такой умок выработала себе, между прочим, в долгом угнетении, обессилевшая и рассеянная
целая еврейская нация, тайком пробиравшаяся сквозь
человеческую толпу, хитростью отстаивавшая свою
жизнь, имущество и свои права на существование».
Подмена
целей жизни средствами есть очень характерный процесс
человеческой жизни, которым многое объясняется.
Экономика лишь необходимое условие и средство
человеческой жизни, но не
цель ее, не высшая ценность и не определяющая причина.
Тот взгляд на
жизнь, который я называю историческим лишь в противоположность частному и который, в сущности, религиозный, — ценности ставит выше блага, он принимает жертвы и страдания во имя высшей
жизни, во имя мировых
целей, во имя
человеческого восхождения.
Но так как
человеческая общественность была изолирована от мирового
целого, от
жизни космической и очень преувеличено было самостоятельное значение общественности, то образовался рационалистический утопизм с его верой в совершенное, до конца рациональное устроение общественной
жизни, независимое от духовных основ
жизни человека и мира.
Человеческая общественность была выделена из
жизни космической, из мирового
целого и ощущалась, как замкнутое и самодовлеющее
целое.
Гнет позитивизма и теории социальной среды, давящий кошмар необходимости, бессмысленное подчинение личности
целям рода, насилие и надругательство над вечными упованиями индивидуальности во имя фикции блага грядущих поколений, суетная жажда устроения общей
жизни перед лицом смерти и тления каждого человека, всего человечества и всего мира, вера в возможность окончательного социального устроения человечества и в верховное могущество науки — все это было ложным, давящим живое
человеческое лицо объективизмом, рабством у природного порядка, ложным универсализмом.
Стоит человеку понять, что
цель его
жизни есть исполнение закона бога, для того чтоб этот закон, заменив для него все другие законы и подчинив его себе, этим самым подчинением лишил бы в его глазах все
человеческие законы их обязательности и стеснительности.
Или живет фабрикант, доход которого весь составляется из платы, отнятой у рабочих, и вся деятельность которого основана на принудительном, неестественном труде, губящем
целые поколения людей; казалось бы, очевидно, что прежде всего, если человек этот исповедует какие-нибудь христианские или либеральные принципы, ему нужно перестать губить для своих барышей
человеческие жизни.
Кто считает высшей
целью жизни человеческой развитие, во что бы оно ни стало, какие бы оно последствия ни привело, — тот будет со стороны Глафиры Львовны.
— Начали за здравие, свели за упокой; начали так, что я хотел
поцеловать вашу ручку и сказать мужу: «Вот
человеческое пониманье
жизни», а кончили тем, что его грезы — глубокомыслие; хорошо глубокомыслие — мучиться, когда надобно наслаждаться, и горевать о вещах, которых, может быть, и не будет.
— А известна ли вам, — продолжал с еще большей горячностью Бобров,-известна ли вам другая статистическая таблица, по которой вы с чертовской точностью можете вычислить, во сколько
человеческих жизней обойдется каждый шаг вперед вашей дьявольской колесницы, каждое изобретение какой-нибудь поганой веялки, сеялки или рельсопрокатки? Хороша, нечего сказать, ваша цивилизация, если ее плоды исчисляются цифрами, где в виде единиц стоит железная машина, а в виде нулей —
целый ряд
человеческих существований!
— Для него
жизнь — борьба за расширение знаний, борьба за подчинение таинственных энергий природы
человеческой воле, все люди должны быть равносильно вооружены для этой борьбы, в конце которой нас ожидает свобода и торжество разума — самой могучей из всех сил и единственной силы мира, сознательно действующей. А для нее
жизнь была мучительным приношением человека в жертву неведомому, подчинением разума той воле, законы и
цели которой знает только священник.
Вся
человеческая жизнь приурочивалась к
целям, совершенно посторонним знанию, последнее же пристегивалось к ним, как составная часть обязательной привилегии.
— Ужасно какой
человеческой жизнью! — воскликнула Анна Юрьевна. —
Целое утро толкутся в передних у министров; потом побегают, высуня язык, по Невскому, съедят где-нибудь в отеле протухлый обед; наконец, вечер проведут в объятиях чахоточной камелии, — вот
жизнь всех вас, петербуржцев.
И если старый сад учил их Божьей мудрости, то в красоте окружающего прозревали они, начинающие жить, великую разгадку
человеческой трудной
жизни, далекую
цель мучительных скитаний по пустыне.
В детстве даже часы, когда отсутствовала мать, тревожили сердце и воображение населяли призраками возможных бед и несчастий, а теперь прошло
целых четыре месяца, долгий и опасный срок для непрочной
человеческой жизни.
Не говорим уже о том, что влюбленная чета, страдающая или торжествующая, придает
целым тысячам произведений ужасающую монотонность; не говорим и о том, что эти любовные приключения и описания красоты отнимают место у существенных подробностей; этого мало: привычка изображать любовь, любовь и вечно любовь заставляет поэтов забывать, что
жизнь имеет другие стороны, гораздо более интересующие человека вообще; вся поэзия и вся изображаемая в ней
жизнь принимает какой-то сантиментальный, розовый колорит; вместо серьезного изображения
человеческой жизни произведения искусства представляют какой-то слишком юный (чтобы удержаться от более точных эпитетов) взгляд на
жизнь, и поэт является обыкновенно молодым, очень молодым юношею, которого рассказы интересны только для людей того же нравственного или физиологического возраста.
Боже мой!
Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю
жизнь человеческую?..
И даже вот какая тут штука поминутно встречается: постоянно ведь являются в
жизни такие благонравные и благоразумные люди, такие мудрецы и любители рода
человеческого, которые именно задают себе
целью всю
жизнь вести себя как можно благонравнее и благоразумнее, так сказать, светить собой ближним, собственно для того, чтоб доказать им, что действительно можно на свете прожить и благонравно и благоразумно.
И вот — углубился я в чтение;
целыми днями читал. Трудно мне и досадно: книги со мной не спорят, они просто знать меня не хотят. Одна книга — замучила: говорилось в ней о развитии мира и
человеческой жизни, — против библии было написано. Всё очень просто, понятно и необходимо, но нет мне места в этой простоте, встаёт вокруг меня ряд разных сил, а я среди них — как мышь в западне. Читал я её раза два; читаю и молчу, желая сам найти в ней прореху, через которую мог бы я вылезти на свободу. Но не нахожу.
— Нищее духом, оно бессильно в творчестве. Глухо оно к
жизни, слепо и немотно,
цель его — самозащита, покой и уют. Всё новое, истинно
человеческое, создаётся им по необходимости, после множества толчков извне, с величайшим трудом, и не только не ценится другими «я», но и ненавистно им и гонимо. Враждебно потому, что, памятуя свое родство с
целым, отколотое от него «я» стремится объединить разбитое и разрозненное снова в
целое и величественное.
Но и тут он был слишком легковерен и самонадеян: он выступал на борьбу с
целым светом, противопоставляя свои, вновь изобретенные условия
жизни тем всемирным условиям, которыми до того определялась
жизнь человеческая.
Законная
цель наук есть познание истин, служащих к благу людей. Ложная
цель есть оправдание обманов, вносящих зло в
жизнь человеческую. Такова юриспруденция, политическая экономия и в особенности философия и богословие.
Учение Христа есть учение о призрачности личной
жизни, о необходимости отречения от нее и о перенесении смысла и
цели жизни в
жизнь божескую, в
жизнь всего человечества, в
жизнь сына
человеческого.
Ни один человек не может быть ни орудием, ни
целью. В этом состоит его достоинство. И как он не может располагать собою ни за какую цену (что было бы противно его достоинству), так же не имеет он права распоряжаться
жизнями других людей, то есть он обязан в действительности признать достоинство
человеческого звания в каждом человеке и потому должен выражать это уважение к каждому человеку.
Изменился весь путь
человеческой жизни, хотя и не изменилась, конечно, мысль Творца, а следовательно, и конечная
цель мироздания: во тьме грехопадения засияло спасительное древо Креста — новое древо
жизни.
Упав на колени перед постелью, он держал перед губами руку жены и
целовал ее, и рука эта слабым движением пальцев отвечала на его
поцелуи. А между тем там, в ногах постели, в ловких руках Лизаветы Прокофьевны, как огонек над светильником, колебалась
жизнь человеческого существа, которого никогда прежде не было и которое так же, с тем же правом, с тою же значительностью для себя, будет жить и плодить себе подобных.
И
цель ее — конечно, не «облегчить существование и ослабить страдания»,
цель — дать волю неиссякаемым источникам
жизни и счастья, скрыто таящимся в
человеческой душе.
Можно ли сказать, что совершенное освобождение от тяготы труда и превращение
человеческой жизни в сплошной досуг есть
цель социальной
жизни?
Есть две
цели в социальной
жизни — уменьшение
человеческих страданий, бедности и унижения и творчество положительных ценностей.
Книга эта хочет быть опытом конкретного учения о
человеческой жизни, о ее смысле, ее
целях и ценностях.
Для животного деятельность, не имеющая своей
целью благо личности, а прямо противоположная этому благу, есть отрицание
жизни, но для человека это как раз наоборот. Деятельность человека, направленная на достижение только блага личности, есть полное отрицание
жизни человеческой.
Изучение законов, управляющих существованием животных, растений и вещества, не только полезно, но необходимо для уяснения закона
жизни человека, но только тогда, когда изучение это имеет
целью главный предмет познания
человеческого: уяснение закона разума.
Ограничения
человеческих потребностей требует не только христианство, не только духовное возрождение человека, но всякое сознательное отношение к
жизни, всякая поставленная себе человеком
цель.
Религия социализма прежде всего ставит своей
целью побороть свободу, свободу
человеческого духа, которая рождает иррациональность
жизни и неисчислимые страдания
жизни.
Когда она выстоит
целый час на том поносительном зрелище, то, чтобы лишить злую ее душу в сей
жизни всякого
человеческого сообщества, а от крови
человеческой смердящее ее тело предать собственному промыслу Творца всех тварей, приказать, заключить в железы, отвезти оттуда ее в один их женских монастырей, находящийся в Белом или Земляном городе, и там, подле которой есть церкви, посадить в нарочно сделанную подземельную тюрьму, в которой по смерть ее содержать таким образом, чтобы она ни откуда в ней свету не имела.
В то время, когда русская армия с нетерпением ждала решительного приказания идти на штурм Очаковской крепости и роптала на медлительность и нерешительность вождя, когда сотни
человеческих жизней гибли от стычек с неприятелем, делавшим частые вылазки и особенно от развившихся в войсках болезней, главнокомандующий жил в главной квартире, окруженный блестящей свитой и
целой плеядой красавиц.
— Поймете, барышня, все вам расскажу на чистоту, душу свою облегчу… Пусть и близкие вам люди слушают… В старом грехе буду каяться, ох, в старом… Не зазорно… Может, меня Господь Бог за это уже многим наказал, не глядите, что богат я, порой на сердце, ох, как тяжело… От греха… По слабости
человеческой грехом грех и забываешь… Цепь
целая, вериги греховные, жизнь-то наша
человеческая…
Для народнического сознания народ не есть великое
целое, в которое входят все классы, все группы, все
человеческие личности, не есть соборная личность, существо, живущее тысячелетие своей самобытной
жизнью, в котором прошлое и будущее органически связаны и которое не подлежит никаким социологическим определениям; для этого сознания народ есть часть, социальный класс физически трудящихся, крестьяне и рабочие, более всего и прежде всего крестьяне, все же остальные выпадают из народа, отщепенцы народной
жизни.
Мак был мыслитель — его занимали общественные вопросы: он скорбел о
человеческих бедствиях и задумывался над служебными
целями искусства, а Пик смотрел на
жизнь в розовые стекла и отрицал в искусстве все посторонние
цели, кроме самой красоты; притом Пик любил и покутить, но только, несмотря на его неразборчивость, он почти никогда не имел удачи, а Мак был само целомудрие и обладал всеми шансами на успехи, но он их не добивался.
Вступление в брак не может содействовать служению Богу и людям даже в том случае, если бы вступающие в брак имели бы
целью продолжение рода
человеческого. Таким людям, вместо того чтобы вступать в брак для произведения детских
жизней, гораздо проще поддерживать и спасать те миллионы детских
жизней, которые гибнут вокруг нас от недостатка не говорю уже духовной, но материальной пищи.
Но в этом жутком коллективе, страшном чудовище погибают все
цели и содержания
жизни, угашается всякая духовная культура, в нем нет новой
человеческой души, потому что нет уже никакой
человеческой души.
Он был один из тех так часто встречающихся людей, в которых
человеческого совсем не видно из-за тех условных положений, в которых они находятся и сохранение которых они ставят высшей
целью своей
жизни.