Неточные совпадения
Природа с своими вечными уловками и экономическими хитростями дает юность человеку, но человека сложившегося берет для себя, она его втягивает, впутывает в ткань общественных и семейных отношений, в три четверти не зависящих от него, он, разумеется, дает своим
действиям свой личный
характер, но он гораздо меньше принадлежит себе, лирический элемент личности ослаблен, а потому и чувства и наслаждение — все слабее, кроме ума и воли.
Его бранили за это; люди так поверхностны и невнимательны, что они больше смотрят на слова, чем на
действия, и отдельным ошибкам дают больше веса, чем совокупности всего
характера.
Так, например, в слегка набросанном плане отчета было сказано: «Из рассматривания числа и
характера преступлений (ни число, ни
характер еще не были известны) в. в. изволите усмотреть успехи народной нравственности и усиленное
действие начальства с целью оную улучшить».
Все эти образы появлялись и исчезали, вспугнутые шагами брата, чтобы затем возникнуть уже в другом месте (в следующем томе), без связи в
действии, без определившихся
характеров.
Здесь не будет требований вроде того, зачем Островский не изображает
характеров так, как Шекспир, зачем не развивает комического
действия так, как Гоголь, и т. п.
Во всей пьесе нет никаких, особенных махинаций, нет искусственного развития
действия, в угоду схоластическим теориям и в ущерб действительной простоте и жизненности
характеров.
Поверьте, что если б Островский принялся выдумывать таких людей и такие
действия, то как бы ни драматична была завязка, как бы ни рельефно были выставлены все
характеры пьесы, произведение все-таки в целом осталось бы мертвым и фальшивым.
Когда я продаю, то мои
действия сами собою принимают такой
характер, как будто покупщик делает мне благодеяние и выручает меня из неслыханного затруднения.
Можно бы даже и с тем примириться, если б с их стороны было меньше отчетливости, лишь бы массы отрешились от своей одичалости и, хотя до некоторой степени (и притом, конечно, без вознаграждения), сообщили своим стремлениям и
действиям характер сознательно-государственный.
В сельскохозяйственном смысле
действия Ивана Фомича имеют тот же временный
характер.
Все его существование, все помыслы и
действия насквозь проникнуты колебаниями, которые придают общению с ним
характер полной бесполезности.
Но, кроме того, мы не должны забывать, что бывают минуты в жизни народов, когда
действия начальствующих лиц приобретают как бы нарочито изнурительный
характер, и что именно в эти-то минуты подначальный человек и отыскивает в себе охоту прегрешать.
—
Характер моего управления вам несколько известен из
действий моих как вице-губернатора и потом как управляющего губернией.
— Я полагаю, — начал он ироническим тоном, — что помня мои услуги, на первый раз ограничатся тем, что запрячут меня в какую-нибудь маленькую недворянскую губернию с приличным наставлением, чтоб я служебно и нравственно исправился, ибо, как мне писали оттуда, там возмущены не только
действиями моими как чиновника, но и как человека, имеющего беспокойный
характер и совершенно лишенного гуманных убеждений… Ха, ха, ха!
У нас сильно упрекали ее в честолюбии; но известная стремительность
характера Варвары Петровны и в то же время настойчивость чуть не восторжествовали над препятствиями; общество почти уже устроилось, а первоначальная мысль всё шире и шире развивалась в восхищенном уме основательницы: она уже мечтала об основании такого же комитета в Москве, о постепенном распространении его
действий по всем губерниям.
Однако ж эта речь произвела
действие не столь благоприятное, как можно было ожидать, потому что всякий очень хорошо понимал, что для того, чтоб сообщить пропинационному праву тот пользительный
характер, о котором упоминал Цанарцт, необходимо было обладать достаточными капиталами.
Характеры действующих лиц должны быть ярко обозначены, и в обнаружении их должна быть необходима постепенность, сообразно с развитием
действия.
Такова основа всех
действий характера, изображенного в «Грозе». Основа эта надежнее всех возможных теорий и пафосов, потому что она лежит в самой сущности данного положения, влечет человека к делу неотразимо, не зависит от той или другой способности или впечатления в частности, а опирается на всей сложности требований организма, на выработке всей натуры человека. Теперь любопытно, как развивается и проявляется подобный
характер в частных случаях. Мы можем проследить его развитие по личности Катерины.
Но это сознание и соединенное с ним раскаяние он подтвердил целым рядом
действий,
характер которых не может подлежать никакому сомнению.
Живая, страстная пылкость и стремительная решительность
характера Петра не допускали его долго останавливаться над теоретическими частностями и составлять хладнокровные, медленные соображения будущих
действий и их отдаленных последствий.
В самом деле — во всей истории Петра мы видим, что с каждым годом прибавляется у него масса знаний, опытность и зрелость мысли, расширяется круг зрения, сознательнее проявляется определенная цель
действий; но что касается энергии его воли, решимости
характера, мы находим их уже почти вполне сложившимися с самого начала его юношеских
действий.
Монологи и разговоры в современных романах немногим ниже монологов классической трагедии: «в художественном произведении все должно быть облечено красотою» — и нам даются такие глубоко обдуманные планы действования, каких почти никогда не составляют люди в настоящей жизни; а если выводимое лицо сделает как-нибудь инстинктивный, необдуманный шаг, автор считает необходимым оправдывать его из сущности
характера этого лица, а критики остаются недовольны тем, что «
действие не мотивировано» — как будто бы оно мотивируется всегда индивидуальным
характером, а не обстоятельствами и общими качествами человеческого сердца.
Жара произвела на них
действие сообразно с их
характерами, но только в обратную сторону: Федоров молчит и только иногда тяжело вздыхает, жалобно посматривает своими прекрасными, а теперь воспаленными от пыли глазами; дядя Житков ругается и резонерствует.
Может показаться странным, что мы находим особенное богатство содержания в романе, в котором, по самому
характеру героя, почти вовсе нет
действия. Но мы надеемся объяснить свою мысль в продолжении статьи, главная цель которой и состоит в том, чтобы высказать несколько замечаний и выводов, на которые, по нашему мнению, необходимо наводит содержание романа Гончарова.
Такого
действия, какого ожидал горячий юноша, не последовало: с ним никто не спорил, никто не говорил, что то, к чему он призывал товарищей, было дурно, но никто к нему на грудь не бросался, дружного звона сдвинутых бокалов не раздалось, а, напротив, многие, потупив глаза в свои приборы, обнаруживали смущение и как будто находили в обличительных словах поэта нечто неуместное, колкое, оскорбительное для старших и вообще не отвечающее веселому
характеру собрания.
Это бал, со всей московской обстановкой, с рядом живых сценических очерков, в которых каждая группа образует свою отдельную комедию, с полной обрисовкой
характеров, успевших в нескольких словах разыграться в законченное
действие.
Она указывала Русским Авторам новые предметы, вредные пороки общества, которые должны осмеивать Талии; черты
характера народного, которые требуют кисти таланта; писала для юных Отраслей Августейшего Дому Своего нравоучительные повести; но всего более, чувствуя важность отечественной Истории (и предчувствуя, что сия История должна некогда украситься и возвеличиться Ею!), занималась Российскими летописями, изъясняла их, соединяя предложение
действий с философскими мыслями, и драгоценные труды Свои для Публики издавала.
Разумеется, сатира, раз явившись, все-таки не могла быть совершенно уничтожена, но по крайней мере с этих пор нет уже у нас того внешнего признака, по которому можно следить
действия сатиры шаг за шагом и судить о ее распространении в обществе и о степени успеха, — нет более периодических изданий, отличающихся сатирическим
характером.
Родители ее принадлежали и к старому и к новому веку; прежние понятия, полузабытые, полустертые новыми впечатлениями жизни петербургской, влиянием общества, в котором Николай Петрович по чину своему должен был находиться, проявлялись только в минуты досады, или во время спора; они казались ему сильнейшими аргументами, ибо он помнил их грозное
действие на собственный ум, во дни его молодости; Катерина Ивановна была дама не глупая, по словам чиновников, служивших в канцелярии ее мужа; женщина хитрая и лукавая, во мнении других старух; добрая, доверчивая и слепая маменька для бальной молодежи… истинного ее
характера я еще не разгадал; описывая, я только буду стараться соединить и выразить вместе все три вышесказанные мнения… и если выдет портрет похож, то обещаюсь идти пешком в Невский монастырь — слушать певчих!..
13) Анастасия, обвенчавшись с Юрием, через несколько минут прижимает руку его к своему сердцу и говорит: чувствуешь ли, как бьется мое сердце? Оно живет тобою и пр…И
действие и слова не в
характере того времени. Анастасия могла взять руку Юрия и поцеловать. Также, прощаясь с ним у ворот Хотьковского монастыря, по нашему мнению, следовало бы ей поклониться в ноги своему спасителю, супругу и господину.
Действия и движения ее стали обозначать более сознания и обдуманности, нежели случайности; она как бы разом обрела и силу воли, и твердость
характера. Преимущества, которыми пользовались перед нею остальные жители избы и которые прежде, можно сказать, были единственным источником ее огорчений, перестали возмущать ее. Она, казалось, поняла настоящее свое положение.
Это невольное отступление, сделанное нами по поводу ограниченности круга
действия русской литературы, приводит нас теперь именно к тому, с чего мы хотели начать нашу статью, — к рассмотрению содержания и
характера, успевшего проявиться в истории нашей литературы.
Вот что пишет Н. И. Гнедич к Загоскину от 19 апреля 1821 года: «После „Авторской клятвы“, я уже перестану и удивляться твоим истинно блистательным успехам, любезный друг Михаил Николаевич… но удовольствие Крылова при слушании „Авторской клятвы“ верно лучшая тебе порука за достоинство пиесы, основанной на
действии и
характерах и написанной живо и чисто.
Шушерин начал с того, что выслушал все сколько-нибудь значительные роли, которые я игрывал, но предварительно я прочитывал вслух всю пиесу: тогда он определял
характер лица, которое мне следовало сыграть, со всеми его подробностями; определялись даже отношения его к другим действующим лицам и ко времени, когда происходило
действие.
Второе и последнее
действие было также прочитано с большим одушевлением со стороны Аполлоса Михайлыча и Фани и с большим старанием Матреною Матвевною, которая была уже не так однообразна, но по торопливости
характера все-таки ошибалась иногда в репликах и не совсем верно выражала акцентом голоса мысль монолога, но Дилетаев следил внимательно и очень часто делал вдове дельные замечания.
Но наша задача состоит только в указании на некоторые черты народного
характера, а вовсе не в определении способа
действий крестьянских комитетов и комиссий, до которых нам здесь совсем нет дела.
Но для этого было бы необходимо предварительно объяснить и описать и чин, и лета, и звание, и должность, и, наконец, даже
характеры действующих лиц; а так как много таких писателей, которые именно так начинают, то автор предлагаемой повести, единственно для того, чтоб не походить на них (то есть, как скажут, может быть, некоторые, вследствие неограниченного своего самолюбия), решается начать прямо с
действия.
Нужно, чтобы роман имел в основании своем какую-нибудь идею, из которой бы развилось все его
действие и к осуществлению которой оно все должно быть направлено; нужно, чтобы это развитие
действия совершенно свободно и естественно вытекало из одной главной идеи, не раздвояя интереса романа представлением нескольких разнородных пружин; нужно, чтобы в описании всех предметов и событий романа автор художественно воспроизводил действительность, не рабски копируя ее, но и не позволяя себе отдаляться от живой истины; нужно, наконец, чтобы романические
характеры не только были верны действительности, но — верны самим себе, чтобы они постоянно являлись с своими характеристическими чертами, отличающими одно лицо от другого, словом — чтобы с начала до конца они были бы выдержаны.
Утомленный продолжительностью и полнейшею бесплодностью всех этих переговоров, генерал почти безнадежно махнул рукой и ушел на некоторое время в горницу освежиться от только что вынесенных впечатлений и сообразить возможность и
характер дальнейших своих
действий.
Оно есть поэтому не только вероучительное определение Церкви, но и ее
действие — осуждение и отсечение ереси (напр., никейская формула имела антиарианский
характер, IV собора — против Македонии, VII — антииконоборческого
характера и под.)
Для нее ничто не было ново: ни подлость Горданова, ни дряблая, старческая ветренность мужа, ни
характер проделок Казимиры, и отчеты Ропшина ей были нужны только затем, чтобы поверять образ
действий Павла Николаевича, которым Глафира теперь имела основание быть совершенно довольною.
Строго, ясно и ярко рисовал Бокль влияние климата, пищи, почвы и общего вида природы на
характер человека, как под их
действием совсем различно складывались культуры индийская, арабская, эллинская.
Так что языка живых лиц, того языка, который в драме есть главное средство изображения
характеров, нет у Шекспира. (Если средством выражения
характеров могут быть и жесты, как в балете, то это только побочное средство.) Если же лица говорят что попало и как попало, и все одним и тем же языком, как это происходит у Шекспира, то теряется даже и
действие жестов. И потому, что бы ни говорили слепые хвалители Шекспира, у Шекспира нет изображения
характеров.
И вот теперь ему придется выслушать откровенную исповедь юноши, еще совсем мальчика, который не замечен им во лжи, о внутренней стороне жизни Дарьи Николаевны Салтыковой, о гнусностях и злодействах, которые она производит, и потерпевшим лицом этих
действий является, наконец, ее приемыш. «Его превосходительство» был убежден, что услышит правдивый, искренний, ничем не прикрашенный рассказ. Внутренний голос подсказывал уме это. Знание
характера Кости это подтверждало.
Непреклонность его
характера только усиливала болезненное ощущение, и неотвязные мечты о возобновлении военных
действий растравляли душевные раны.
Он влюбился окончательно. То, что в глазах других производило отталкивающее от Дарьи Николаевны
действие, ему казалось в ней особенно привлекательным. В резких выходках молодой девушки видел он непосредственность натуры, в грубости и резкости —
характер, в отсутствии обыкновенного женского кокетства — правду и чистоту.
Добродушный Андрей Николаевич и не подумал, впрочем, интриговать против новой артистки, несмотря на образ ее
действий, далеко не гармонировавший с новым ее званием, во-первых потому, что интрига не была в его
характере, а во-вторых он знал, что его друг Писателев — без ума влюблен в нее.
Отголоски этого царского приема какими-то неведомыми путями достигли до военных поселений ранее возвращения депутатов, и томительное беспокойство служило причиною все еще продолжавшихся бурных выходок, но уже носивших лишь
характер угроз, не приводимых в
действие.
Такого рода
действия всегда проявляются в войне, принимающей народный
характер.
Сколько бы раз опыт и рассуждение ни показывали человеку, что в тех же условиях, с тем же
характером он сделает то же самое, что и прежде, он, в тысячный раз приступая в тех же условиях, с тем же
характером к
действию, всегда кончавшемуся одинаково, несомненно чувствует себя столь же уверенным в том, что он может поступать, как он захочет, как и до опыта.