Творчество не должно быть понижено в качестве для большей общеобязательности, т. е. большей приспособленности к низшим
формам общения, — это грех против Духа Святого.
Общеобязательность науки, как приспособление к данному состоянию мира, выражает низшую, ущербную
форму общения на почве мировой необходимости.
Общеобязательность философии предполагает уже высшую
форму общения, так как в философском творчестве есть героическое преодоление мировой необходимости, меньшему количеству людей доступное.
Неточные совпадения
— Почему же «неподлежательно»? — перебил он меня мягко и как бы успокаивая. — По-моему, и «
общение»… почему же и к нему не прибегнуть, ежели оно, так сказать… И меньшего брата можно приласкать… Ну а надоел — не прогневайся! Вообще, я могу вас успокоить, что нынче слов не боятся. Даже сквернословие, доложу вам, — и то не признается вредным, ежели оно выражено в приличной и почтительной
форме. Дело не в словах, собственно, а в тайных намерениях и помышлениях, которые слова за собою скрывают.
Но это всегда было не столько выходом из замкнутого существования личности к мировому
общению, сколько снятием самой
формы личности и её растворением.
В познании объективация вырабатывает понятия и рационализирует действительность, не зная индивидуального, в
общении людей вырабатывает
форму государства, права, семьи, несоизмеримые с внутренним существованием, с тайной личности, в моральной жизни вырабатывает нормы, бессильные просветлить и реально изменить жизнь людей, в жизни религиозной догматы, каноны и институты, прикрывающие реальное отношение к Богу и к ближнему, и т. д. и т. д.
Именно отрезанность духовной жизни от полноты жизни и человеческого труда породила ложную, иллюзорную духовность. В некоторых
формах оккультизма, теософизма, спиритизма мы видим такое иллюзорное, галлюцинаторное
общение с духами и духовным миром. Это есть результат нарушения целостности человеческого существа.
Больших подробностей о деятельности этих учреждений я пока не знаю. Думаю, что эта
форма удобная и возможная, но эта
форма не исключает все другие. Живущие по деревням лица, как только они вступят в близкое и непосредственное
общение с народом, найдут новые, соответствующие нужде
формы помощи, которые могут быть до бесконечности разнообразны.