Неточные совпадения
«И разве не то же делают все теории
философские, путем мысли странным, несвойственным человеку, приводя его к знанию того, что он давно знает и так верно знает, что без того и жить бы не мог? Разве не видно ясно в развитии теории каждого философа, что он вперед знает так же несомненно, как и мужик Федор, и ничуть не яснее его главный
смысл жизни и только сомнительным умственным путем хочет вернуться к тому, что всем известно?»
Меня всегда мучили не столько богословские, догматические, церковные вопросы или школьно-философские вопросы, сколько вопросы о
смысле жизни, о свободе, о назначении человека, о вечности, о страдании, о зле.
Помимо всякой
философской теории, всякой гносеологии, я всегда сознавал, что познаю не одним интеллектом, не разумом, подчиненным собственному закону, а совокупностью духовных сил, также своей волей к торжеству
смысла, своей напряженной эмоциональностью.
Деятельность Религиозно-философской академии открылась моим публичным докладом на тему о религиозном
смысле русской революции, на котором были высказаны некоторые мысли, чуждые эмиграции.
Эти книги лучше выражают мое
философское миросозерцание, чем прежние книги, из которых я по-настоящему ценю лишь «
Смысл творчества» и «
Смысл истории».
Я написал четыре книги, между прочим, важную для меня книгу «
Смысл истории» и
философскую книгу о Достоевском.
Русский безграмотный мужик любит ставить вопросы
философского характера — о
смысле жизни, о Боге, о вечной жизни, о зле и неправде, о том, как осуществить Царство Божье.
Религиозная тема. Религиозный характер русской философии. Разница между богословием и религиозной философией. Критика западного рационализма.
Философские идеи Киреевского и Хомякова. Идея соборности. Владимир Соловьев. Эротика. Интуиция всеединства. Бытие и сущее. Идея богочеловечества. Учение о Софии. «
Смысл любви». Религиозная философия Достоевского и Л. Толстого. Русская религиозная мысль в духовных академиях. Архиепископ Иннокентий. Несмелов. Тареев.
Мережковский связывал с этим проблему плоти, при этом слово плоть он употреблял в
философском неверном
смысле.
В известном
смысле это будет возвращением к
философскому примитивизму, к некоторым сторонам древней досократовской философии, но на почве высшей сознательности, а не наивности.
Религиозный
смысл этой диалектики истории и составляет мою тему, для которой я устанавливаю религиозно-философские посылки.
Простая истина, поговорка, общеизвестное изречение,
смысл которого он давно уже механически знал, вдруг благодаря какому-то внезапному внутреннему освещению приобретали глубокое
философское значение, и тогда ему казалось, что он впервые их слышит, почти сам открыл их.
За пятнадцать — двадцать лет пред этим ко всему хотели прилагать эстетические и
философские начала, во всем искали внутреннего
смысла, всякий предмет оценивали по тому значению, какое имеет он в общей системе знаний или между явлениями действительной жизни.
Впрочем, положительность Кольцова удержала его от так называемого мистицизма, т. е. от стремления находить таинственный
смысл во всех даже самых простых вещах. Он возвратился наконец к своему простому, светлому взгляду на предметы, без лишних умствований и мечтаний. В этом отношении любопытно сравнить два его стихотворения. Одно написано еще в 1830 г., когда Кольцов совершенно незнаком был с высшими
философскими вопросами.
Однако достаточно ли считаются утверждающие это с фактом всеобщей интуитивной обоснованности, а следовательно, в этом
смысле и неизбежной предвзятости
философских систем?
Такова троица у Плотина: Единое — Ум — Душа; хотя по эманативному своему
смыслу шютиновская троица и существенно отличается от христианской, она остается гениальной попыткой
философского осознания три-ипостасного образа, живущего в человеке.
Истины религии, открывающиеся и укореняющиеся в детски верующем сознании непосредственным и в этом
смысле чудесным путем, изживаются затем человеком и в его собственной человеческой стихии, в его имманентном самосознании, перерождая и оплодотворяя его [Гартман, среди новейших философов Германии обнаруживающий наибольшее понимание религиозно-философских вопросов, так определяет взаимоотношение между общей философией и религиозной философией: «Религиозная метафизика отличается от теоретической метафизики тем, что она извлекает выводы из постулатов религиозного сознания и развивает необходимые метафизические предпосылки религиозного сознания из отношения, заложенного в религиозной психологии, тогда как теоретическая метафизика идет путем научной индукции.
Тот же вопрос о творении — о теогоническом и теофаническом его
смысле — подвергает глубокому
философскому исследованию Шеллинг в последней своей системе (в «Философии мифологии» и «Философии откровения»).
В этом
смысле Гегель и Шеллинг отличаются от вольфианских предшественников Канта лишь большим
философским вкусом и тонкостью — там, где последние довольствовались рассудочными построениями, здесь воздвигнуты величественные здания метафизической спекуляции, но и они проникнуты не в меньшей мере притязанием на адекватное познание Божества, а потому, в известном
смысле, и религиозным самодовольством.
Религия имеет в своих основах опытный, можно сказать, эмпирический характер (конечно, понятие опыта берется здесь в расширенном
смысле), а потому не может быть установлена одной
философской «дедукцией» или мистическим «гнозисом».
Книга «
Смысл творчества» была «бурей и натиском», и в ней нашло себе выражение моё самостоятельное
философское миросозерцание.
Главный признак, отличающий
философское познание от научного, нужно видеть в том, что философия познает бытие из человека и через человека, в человеке видит разгадку
смысла, наука же познает бытие как бы вне человека, отрешенно от человека.
Философской антропологии в настоящем
смысле слова не существует.
Как гимназистиком четвертого класса, когда я выбрал латинский язык для того, чтобы попасть со временем в студенты, так и дальше, в Казани и Дерпте, я оставался безусловно верен царству высшего образования, университету в самом обширном
смысле — universitas, как понимали ее люди эпохи Возрождения, в совокупности всех знаний,
философских систем, красноречия, поэзии, диалектики, прикладных наук, самых важных для человека, как астрономия, механика, медицина и другие прикладные доктрины.
Его скромность и деликатность некоторые ставили ему в упрек, как такие свойства, которые мешали ему в борьбе, и
философской и политической. На их оценку, он часто бывал слишком уступчив. Но он никогда не изменял знамени поборника научного мышления и самого широкого либерализма. Он не был"контист"в более узком
смысле, но и не принадлежал к толку религиозных позитивистов. А в политике отвечал всем благим пожеланиям тогдашних радикалов, только без резко выраженных, так сказать устрашающих, формул.
Интуиция
философского познания связана с истинно-сущим, со
смыслом бытия, и творческая ее природа не означает, что сущее лишь в познании созидается.
В
философском творчестве участвовала совокупность духовных сил человека, целостное напряжение всего духа прорваться к
смыслу мира, к свободе мира.
Философская антропология ни в каком
смысле и ни в какой степени не зависит от антропологии научной, ибо человек для нее не природный объект, а сверхприродный субъект.
Абсолютный религиозный, евангельский ответ: «Я есмь Истина», — имеет и абсолютный
философский, гносеологический
смысл.
У нас необходимо напомнить о той выяснившейся окончательно истине, научной и
философской, что социальная революция в строгом
смысле слова вообще невозможна, ее никогда не бывало и никогда не будет.