Неточные совпадения
— Дело, изволите
видеть, в том, что всякий
прогресс совершается только властью, — говорил он, очевидно желая показать, что он не чужд образованию.
— Вы заметили, — сказал Райский, — что наши художники перестали пить, и справедливо
видите в этом
прогресс, то есть воспитание. Артисты вашего сорта — еще не улучшились… всё те же, как я
вижу…
Конечно, свидетели и современники старых порядков могут, до известной степени, и в одном упразднении форм усматривать существенный
прогресс, но молодые поколения,
видя, что исконные жизненные основы стоят по-прежнему незыблемо, нелегко примиряются с одним изменением форм и обнаруживают нетерпение, которое получает тем более мучительный характер, что в него уже в значительной мере входит элемент сознательности…
Эту большую силу злой воли, этот
прогресс в зле я
видел на протяжении всей своей жизни.
Оба критикуют
прогресс и
видят в нем движение, обратное движению к раю, к Царству Божьему.
Результаты либерального и демократического
прогресса вызывают в нем прежде всего эстетическое отвращение, он
видит в них гибель красоты.
Но религиозно осмыслить исторический
прогресс — значит
увидеть двойственность будущего, которую не
видят прогрессисты.
Я понимаю
прогресс по Спенсеру, то есть
прогресс вижу в наисовершеннейшем раскрытии наших способностей; но этот «наш век» какие же раскрыл способности?
Все, что мы
видим в мире доброго, светлого и прочного, весь
прогресс человеческого общежития — все идут оттуда, из этой расплывающейся, но упорно остающейся верною себе мысли; все оплодотворяется ее самоотверженною живучестью.
Во всем вы
видите стремление вперед, вперед, слышите несмолкающую проповедь движения, работы, публичности,
прогресса.
В этом
видим мы внешнее развитие литературы, составляющее
прогресс ее в последние десять лет, и несомненную, действительную ее заслугу.
Катерина Матвеевна(ударяя себе по голове, с азартом). Это великолепно! Коммуна — это великая идея. Это удивительно! Да, я
вижу зарю истинного
прогресса в России. Да, Твердынский, я — ваша!
Студент. Вот изволите
видеть: живут в Петербурге эти господа. Один из них мне приятель. Он из семинарии (как всем известно, что в наше время быть из семинарии почти чин, так как лучшие головы и таланты все из семинарии). Он известен даже в литературном мире своей критикой на повесть «Чижи». Вы читали, может быть? Замечательная статья: «Чижа не уничижай». Он тут проводит мысль о
прогрессе идей в наших семинариях.
И так сделалось гадко и тошно ему,
Что он наземь как сноп упадает
И под слово
прогресс, как в чаду и дыму,
Лет на двести еще засыпает.
Пробужденья его мы теперь подождем;
Что, проснувшись,
увидит, о том и споем,
А покудова он не проспится,
Наудачу нам петь не годится.
И что
видеть и слышать ему довелось:
И тот суд, и о Боге ученье,
И в сиянье мужик, и девицы без кос —
Все приводит его к заключенью:
«Много разных бывает на свете чудес!
Я не знаю, что значит какой-то
прогресс,
Но до здравого русского веча
Вам еще, государи, далече...
Это вполне очевидно, если мы сопоставим крайние полюсы: напр, натурализм разных оттенков, который воообще слеп к злу в мире и
видит в нем случайность, недоразумение или заблуждение (таков же и новейший гуманизм с его теориями
прогресса: социализмом, анархизмом, позитивизмом [О «Теориях
прогресса» см. статью С. Н. Булгакова «Основные проблемы теории
прогресса» в его книге «От марксизма к идеализму» (СПб., 1903).]), и антикосмизм, который слеп к добру в мире и
видит в нем только злую майю (буддийский аскетизм, философский пессимизм).
Видеть в истории подготовляющееся торжество гармонии или ликующий «
прогресс» значит обнаруживать слепоту и глухоту душевную.
Оно тревожно внемлет грохоту, с которым снова строится Вавилонская башня, а в ускоренном движении колесницы
прогресса видит симптом надвигающегося катаклизма, приближающегося конца.
Так, проекция мировой гармонии в будущее, которую мы
видим в религии
прогресса, есть иллюзия сознания.
Западники были неправы потому, что они отрицали своеобразие русского народа и русской истории, держались упрощенных взглядов на
прогресс просвещения и цивилизации, не
видели никакой миссии России, кроме необходимости догнать Запад.
Подождите!
Прогресс подвигается,
И движенью не
видим конца:
Что сегодня постыдным считается,
Удостоится завтра венца…
В бунте подпольного человека и Ивана Карамазова против грядущей мировой гармонии, против религии
прогресса Достоевский
видит положительную правду, она на их стороне, он сам бунтует.