Неточные совпадения
Паратов. Мне не для любопытства, Лариса Дмитриевна, меня интересуют чисто
теоретические соображения. Мне хочется знать, скоро ли женщина забывает страстно любимого
человека: на другой день после разлуки с ним, через неделю или через месяц… имел ли право Гамлет сказать матери, что она «башмаков еще не износила» и так далее…
Учение об естественном праве, которое признавало права
человека независимо от политических прав, установленных государством, делало
теоретическую ошибку, которая свойственна незрелой метафизике того времени.
Это в переводе с
теоретического языка на обыкновенный; а теория, которой держался Кирсанов, считает такие пышные слова, как благородство, двусмысленными, темными, и Кирсанов по своей терминологии выразился бы так: «Всякий
человек эгоист, я тоже; теперь спрашивается: что для меня выгоднее, удалиться или оставаться?
Я поставлю этот
теоретический вопрос в другой форме: имеет ли кто-нибудь право подвергать
человека риску, если
человеку и без риска хорошо?
Первый случай — если поступки эти занимательны для нас с
теоретической стороны, как психологические явления, объясняющие натуру
человека, то есть, если мы имеем в них умственный интерес; другой случай — если, судьба
человека зависит от нас, тут мы были бы виноваты перед собою, при невнимательности к его поступкам, то есть, если мы имеем в них интерес совести.
Что же коснулось этих
людей, чье дыхание пересоздало их? Ни мысли, ни заботы о своем общественном положении, о своей личной выгоде, об обеспечении; вся жизнь, все усилия устремлены к общему без всяких личных выгод; одни забывают свое богатство, другие — свою бедность и идут, не останавливаясь, к разрешению
теоретических вопросов. Интерес истины, интерес науки, интерес искусства, humanitas [гуманизм (лат.).] — поглощает все.
Белинский — самая деятельная, порывистая, диалектически страстная натура бойца, проповедовал тогда индийский покой созерцания и
теоретическое изучение вместо борьбы. Он веровал в это воззрение и не бледнел ни перед каким последствием, не останавливался ни перед моральным приличием, ни перед мнением других, которого так страшатся
люди слабые и не самобытные, в нем не было робости, потому что он был силен и искренен; его совесть была чиста.
Он был бы смешон в тридцатилетнем
человеке, как знаменитое «Bettina will schlafen», [Беттина хочет спать (нем.).] но в свое время этот отроческий язык, этот jargon de la puberte, [жаргон возмужалости (фр.).] эта перемена психического голоса — очень откровенны, даже книжный оттенок естественен возрасту
теоретического знания и практического невежества.
То были прежде всего
люди литературы, и у них не было ни
теоретической, ни практической подготовки для решения вопросов социального порядка.
Мнение это совершенно ошибочно. Христианское учение и учение позитивистов, коммунистов и всех проповедников всемирного братства
людей, основанное на выгодности этого братства, не имеют ничего общего между собой и отличаются друг от друга в особенности тем, что учение христианское имеет твердые, ясные основы в душе человеческой; учение же любви к человечеству есть только
теоретический вывод по аналогии.
В таких занятиях прошло более года, и молодой
человек был уже не совсем новичок ни в практическом, ни в
теоретическом знании хозяйства.
— Доказательство действительно неопровержимое [для самой гегелевской школы и многих других философских школ], — принимающих мерилом не только
теоретической истины, но и деятельных стремлений
человека абсолютное.
Истинно говорю, это — наслаждение великое, и, с
теоретической точки зрения, отсутствие его в жизни
людей, проводящих время в теплых и светлых комнатах, представляет даже очень значительный пробел.
Как бы
человек ни считал себя занимающимся одними фактами, внутренняя необходимость ума увлекает его в сферу мысли, к идее, к всеобщему; специалисты выигрывают упорным непослушанием только то, что, вместо правильного пути поднятия, они блуждают в странной среде, которой дно — факты без связи, а верх —
теоретические мечтания без связи.
Получив понятие об общем, то есть о постоянных законах, по которым идет история народов, расширив свое миросозерцание до понимания общих нужд и потребностей человечества, образованный
человек чувствует непременное желание перенести свои
теоретические взгляды и убеждения в сферу практической деятельности.
Но из этого
теоретического равнодушия и безразличия к землячеству вовсе не нужно заключать, чтобы высшее развитие
человека делало его неспособным к патриотизму.
Родители его были бедные
люди и потому не могли дать ему хорошего
теоретического образования.
И у
людей образованных спор вследствие этого очень быстро переходил на широкую
теоретическую почву, а о самом губернаторе они забывали, как о мертвом.
Всех этих выгод я не выставляю на вид, имея целью указать только чисто научную,
теоретическую важность убеждения в одинаковости человеческой натуры во всех
людях.
Действительный факт, отразившись в практической жизни деятельного, рабочего
человека, породит тоже действительный факт, тогда как книжные теории и предположения образованных
людей, может быть, так и останутся только
теоретическими предположениями.
Медицина есть наука о лечении
людей. Так оно выходило по книгам, так выходило и по тому, что мы видели в университетских клиниках. Но в жизни оказывалось, что медицина есть наука о лечении одних лишь богатых и свободных
людей. По отношению ко всем остальным она являлась лишь
теоретическою наукою о том, как можно было бы вылечить их, если бы они были богаты и свободны; а то, что за отсутствием последнего приходилось им предлагать на деле, было не чем иным, как самым бесстыдным поруганием медицины.
Не отрывайтесь только от родной почвы и не ищите его в заоблачных сферах, в
теоретических утопиях; сама жизнь, но только не такая, как здесь теперь, а простая, трезвая жизнь приведет живого
человека к живому и трезвому делу.
Истины религии, открывающиеся и укореняющиеся в детски верующем сознании непосредственным и в этом смысле чудесным путем, изживаются затем
человеком и в его собственной человеческой стихии, в его имманентном самосознании, перерождая и оплодотворяя его [Гартман, среди новейших философов Германии обнаруживающий наибольшее понимание религиозно-философских вопросов, так определяет взаимоотношение между общей философией и религиозной философией: «Религиозная метафизика отличается от
теоретической метафизики тем, что она извлекает выводы из постулатов религиозного сознания и развивает необходимые метафизические предпосылки религиозного сознания из отношения, заложенного в религиозной психологии, тогда как
теоретическая метафизика идет путем научной индукции.
То, что
человек ведает как религиозный догмат, он хочет познать и как философскую,
теоретическую истину, подобно тому как скульптор ищет того же самого в мраморном изваянии.
Эти покупные лобзанья своего рода наркотическое средство, как вино, гашиш и опиум, в котором
человек, повторяем, видит суррогат любви, иллюзию того блаженства, о котором он имеет только
теоретическое понятие, блаженства, которое, как кажется ему, не выпало на его долю, которое было близко, возможно, но силою разных обстоятельств досталось другому, поразив его этим в самое сердце.