Неточные совпадения
— Любовь и смерть, — слушал Клим через несколько минут, — в этих двух
тайнах скрыт весь страшный
смысл нашего бытия, все же остальное — и кутузовщина — только неудачные, трусливые попытки обмануть самих себя пустяками.
Он смотрел на нее, слушал и вникал в
смысл ее слов. Он один, кажется, был близок к разгадке
тайны Агафьи Матвеевны, и взгляд пренебрежения, почти презрения, который он кидал на нее, говоря с ней, невольно сменился взглядом любопытства, даже участия.
Между Обломовым и Ольгой установились
тайные невидимые для других отношения: всякий взгляд, каждое незначительное слово, сказанное при других, имело для них свой
смысл. Они видели во всем намек на любовь.
Что-то было такое в его лице, чего бы я не захотел в свое, что-то такое слишком уж спокойное в нравственном
смысле, что-то вроде какой-то
тайной, себе неведомой гордости.
Роскошный пир. Пенится в стаканах вино; сияют глаза пирующих. Шум и шепот под шум, смех и, тайком, пожатие руки, и порою украдкой неслышный поцелуй. — «Песню! Песню! Без песни не полно веселие!» И встает поэт. Чело и мысль его озарены вдохновением, ему говорит свои
тайны природа, ему раскрывает свой
смысл история, и жизнь тысячелетий проносится в его песни рядом картин.
Канцелярская
тайна, царствовавшая окрест, подстрекала его любопытство и заставляла доискиваться
смысла ежовых рукавиц, а эти искания сообщали его личности некоторые своеобразные черты, которые до известной степени выделяли его из общей массы собратий-помещиков.
И каждый раз с пронизывающей меня остротой я ощущаю, что существование мира не может быть самодостаточным, не может не иметь за собой в еще большей глубине
Тайны, таинственного
Смысла.
Лишь церковная философия в силах решить проклятые вопросы, лишь ей доступны проблемы свободы и зла, личности и мирового
смысла, реализма и брачной
тайны познания.
История не имела бы религиозного, церковного
смысла, если б она не закончилась полнотой откровения, откровения
тайны творения Божьего, если б исторический процесс не перешел в процесс сверхисторический, в котором окончательно будет снята противоположность между земным и небесным, человечеством и Божеством.
Этим бессилием и унижением Самого Бога была открыта миру
тайна свободной любви,
смысл творения.
Этот рациональный план творения целиком пребывает в сфере человеческой ограниченности и не возвышается до сознания
смысла бытия, так как
смысл этот связан с иррациональной
тайной свободы греха.
Поверишь ли ты, друг мой
тайный (эта таинственность нашего чудного сближения просто меня чарует, так что мне кажется, будто бы ты везде со мной — я тебя слышу, вижу, ощущаю, и тут же ты для меня неуловима, в общем
смысле житейском), что я плакал, читая твои строки об Аннушке и Марье. Этого мало, что плакал один, а плакал при других, когда Якушкину читал это место, переменяя местоимение…
Степан стал читать Отче, сличая знакомые буквы с знакомыми звуками. И вдруг ему открылась
тайна сложения букв, и он стал читать. Это была большая радость. И с тех пор он стал читать, и выделявшийся понемногу
смысл из трудно составляемых слов получал еще большее значение.
И ежели я сейчас сказал, что отечество производит одних из нас в
тайные советники, а другим обещает в перспективе звание коммерции советников, то сказал это в переносном
смысле, имея в виду, что отечество все эти операции производит не само собой (что было бы превышением власти), но при посредстве естественного своего органа, то есть начальства.
Я знаю, Захар Иваныч, что все эти операции вы производите при содействии любезнейшей супруги вашей, Зои Филипьевны, и почтеннейшей вашей сестрицы, Матрены Ивановны (Матрена Ивановна крестится — и говорит
тайным советникам: кушайте, батюшки!), но это приносит лишь честь вашей коммерческой прозорливости и показывает, как глубоко вы поняли
смысл старинной латинской пословицы: Concordia res parvae crescunt, [при согласии удаются и малые дела] а без конкордии и magnae res dilabuntur.
Этот человек знал простой
смысл всех мудрых слов, у него были ключи ко всем
тайнам. Поправив очки двумя пальцами, он пристально смотрел сквозь толстые стекла в глаза мне и говорил, словно мелкие гвозди вбивая в мой лоб.
Иногда в мозг вонзаются какие-то странные слова — «метафизика», «хилиазм», «чартист», — они нестерпимо беспокоят меня, растут чудовищно, все заслоняют, и мне кажется, что я никогда не пойму ничего, если мне не удастся открыть
смысл этих слов, — именно они стоят сторожами на пороге всех
тайн.
Этого было довольно, чтобы я испытал обманный толчок мыслей, как бы бросивших вдруг свет на события утра, и второй, вслед за этим, более вразумительный, то есть — сознание, что желание Бутлера скрыть
тайный провоз яда ничего не объясняет в
смысле убийства и ничем не спасает Биче.
Но он еще более драгоценен в том
смысле, что раскрывает некоторую
тайну, свидетельствующую, что упомянутая выше талантливость находится в теснейшей зависимости от «приказания».
Нет, и Гоголь не постиг вполне, в чем
тайна русской народности, и он перемешал хаос современного общества, кое-как изнашивающего лохмотья взятой взаймы цивилизации, с стройностью простой, чистой народной жизни, мало испорченной чуждыми влияниями и еще способной к обновлению на началах правды и здравого
смысла.
Это страшно для спокойствия домашнего очага, для здравой правовой нормы, для обычая, который обтрепался и потерял
смысл, протянувшись сквозь столетия, для церковного догмата, который требует слепой веры и запрещает испытывать
тайну.
Гости чужеземные вырыли для них могилу и на гробе изобразили буквы, которых
смысл доныне остается
тайною.
Бабка Авдотья, которая построила постоялый двор, была старой веры, ее же сын и оба внука (отцы Матвея и Якова) ходили в православную церковь, принимали у себя духовенство и новым образам молились с таким же благоговением, как старым; сын в старости не ел мяса и наложил на себя подвиг молчания, считая грехом всякий разговор, а у внуков была та особенность, что они понимали писание не просто, а всё искали в нем (крытого
смысла, уверяя, что в каждом святом слове должна содержаться какая-нибудь
тайна.
Вся
тайна в присутствии или отсутствии чутья, которое заключает в себе, собственно говоря, весь
смысл, всю мораль предполагаемого исследования.
Здесь религиозная апория, и в смирении остановиться пред этой недоступной
тайной повелевает религиозное целомудрие и скромность [Положительный
смысл осуждения Церковью оригенизма, вообще далеко не ясный, на наш взгляд, заключается в устранении его чересчур прямолинейного и притязательного догматизирования, притом с явным наклоном в сторону нехристианского спиритуализма.
В сем состоянии не можем мы ничего о Нем сказать, кроме что Он единственно Себе самому известен: понеже Он никакой твари, какое бы имя она ни имела, неизвестен иначе, как только как Он открывает себя самого в шаре Вечности, а вне шара и сверх оного, Он есть для всего сотворенного
смысла вечное ничто, цело и совсем скрыт и как бы в своей собственной неисследимой
тайне завит и заключен; так что познание наше о Нем вне бездонного шара мира Вечности есть более отрицательно, нежели утвердительно, то есть мы познаем более, что Он не есть, нежели что Он есть».
Оно представляет собой
тайну для среднего человека в таком же
смысле, в каком письмо —
тайна для не научившегося писать.
Тайна и есть трансцендентное, она может приоткрываться лишь в меру вхождения трансцендентного в имманентное, актом самообнаружения, откровения трансцендентного [В этом
смысле дается определение веры у св. Максима Исповедника (Diversa capita ad theologiam et oeconomiam spectantia, centena II, 12–13, Migne, patr. curs. compl., ser. gr.
«
Тайной» в обычном
смысле не является природа Божия, — говорит Гегель, выдавая в этих словах основную
тайну своего собственного (да и Шеллингова) философствования, — и менее всего в христианской религии: здесь Бог дал познать себя, показал, что Он есть; здесь Он раскрыт.
Один и тот же мир предстает пред нами то как механизм, чудовищный в своей дурной бесконечности, глухо молчащий о своем
смысле, то как откровение
тайн Божества, или источник богопознания.
Учение о премирности или трансцендентности Божества, о Божественной
Тайне, приоткрываемой Откровением, и составляет подлинный
смысл отрицательного богословия у большинства христианских его представителей, хотя это далеко не всегда выражается у них с достаточной четкостью, последовательностью и ясностью.
В этом незначительном поручении я увидал знак снисходительного ее ко мне благоволения (так умела она выражать все одним тоном своего прекрасного голоса, что слова ее, кроме своего банального, прямого выражения, имели еще иное,
тайное, иносказательное — и именно такое, какое она хотела передать ими тому, кто должен был уразуметь в них
смысл, непонятный для других).
Оно дает
смысл страданию через
тайну креста.
Вся значительность,
смысл и ценность жизни определяются скрытой за ней
тайной, бесконечностью, не подлежащей рационализации, о которой возможен лишь символ и миф.
Древний страх, терзавший человека, беспомощность и покинутость человека, искание помощи и покровительства есть смешение священного, трансцендентного ужаса перед
тайной бытия, перед бездной и страха животного, овладевшего грешным миром, страха в узком
смысле слова.
Н. Федоров был убежденный христианин, но как будто не понимал
тайны Креста и Голгофы, не принимал искупительного
смысла смерти.
Теология рационализирует эту
тайну и этим лишает ее
смысла, а не сообщает ей
смысл.
О, конечно, человек не Бог, он Сын Божий не в том единственном
смысле, в каком Сын Божий Христос, но человек причастен к
тайнам природы Св.
Тайна эта — неверие в Бога, неверие в
Смысл мира, во имя которого стоило бы людям страдать.
Философия сознает свою духовно-революционную природу, сознает себя познавательным мятежом духа против плена необходимости и рабства, закрывающего
тайну и
смысл бытия.
Понимать творчество как послушание последствиям греха, как исполнение закона или как искупление зла, т. е. как откровение ветхозаветное или откровение новозаветное, значит отвергать
тайну творчества, значит не знать
смысла творчества.
И разгадка премудрого
смысла этого молчания есть разгадка
тайны о человеке, есть акт высшего самосознания человека.
Но поистине философия, которая силится отрицать исключительное значение человека в мире и отвергнуть человека как исключительный источник познания
тайны и
смысла мира, страдает внутренним противоречием и истребляющим ее пороком.
Смысл этот для «Эвклидова ума» есть непроницаемая
тайна.
Простившись с Яшкой, Домаша через несколько минут снова уже сидела в рукодельной за своими пяльцами. Подруги, посвященные в
тайну ее отношений с отъезжающим в далекий путь Яковом, очень хорошо понимали причину ее двукратного отсутствия из светлицы и истолковали его только в том
смысле, что она бегала проститься со своим дружком. Вопросов они ей не задавали и лишь исподтишка пристально поглядывали на нее, стараясь по лицу прочесть о впечатлении, произведенном разлукой с милым.
Сказанные слова имели
смысл приказания отправиться немедленно в Петербург. Михаилу Андреевичу не хотелось уехать, не узнав
тайны своего рождения. Оставался один человек, могущий открыть ему эту
тайну, но он мало верил в чистосердечие своей матери. Несмотря на это, как утопающий, хватающийся за соломинку, — он пошел к Настасье Федоровне.
Сам он не оставил мысли позаботиться о дочери баронессы и таким образом хотя наполовину исполнить просьбу покойной, но и в этом
смысле не решался заговорить с женой, сделать же это от нее тайно ему было неприятно — он еще тогда, после слышанного им разговора между Тамарой и князем Чичивадзе и почти исцеления от его пагубной страсти к первой, решил не иметь более
тайн от своей жены.
Новая христологическая антропология должна открыть
тайну о творческом призвании человека и тем дать высший религиозный
смысл творческим порывам человека.
Ибо, поистине, можно принять Бога и принять мир, сохранить веру в
Смысл мира, если в основе бытия лежит
тайна иррациональной свободы.
Павел знает их
тайный и печальный
смысл, обегает их глазами и быстро перевертывает страницу, которая опозорена ими.