Неточные совпадения
— Стыдно слушать! Три поколения молодежи
пело эту глупую, бездарную песню. И — почему эта странная молодежь, принимая деятельное участие в политическом движении
демократии, не создала ни одной боевой песни, кроме «Нагаечки» — песни битых?
— Вот: в Англии — трэд-юнионы, Франция склоняется к синдикализму, социал-демократия Германии глубоко государственна и национальна, а — мы? А — что
будет у нас? Я — вот о чем!
«В сущности,
есть много оснований думать, что именно эти люди — основной материал истории, сырье, из которого вырабатывается все остальное человеческое, культурное. Они и — крестьянство. Это —
демократия, подлинный демос — замечательно живучая, неистощимая сила. Переживает все социальные и стихийные катастрофы и покорно, неутомимо ткет паутину жизни. Социалисты недооценивают значение
демократии».
Но комнаты
были светлые, окнами на улицу, потолки высокие, паркетный пол, газовая кухня, и Самгин присоединил себя к
демократии рыжего дома.
Провинциальный кадет Адвокатов поставил вопрос: «
Есть ли у нас
демократия в европейском смысле слова?» — и в полчаса доказал, что
демократии в России — нет.
Трагическое не может и не должно
быть достоянием
демократии, трагическое всегда
было и
будет достоянием исключительных людей».
— Даже. И преступно искусство, когда оно изображает мрачными красками жизнь
демократии. Подлинное искусство — трагично. Трагическое создается насилием массы в жизни, но не чувствуется ею в искусстве. Калибану Шекспира трагедия не доступна. Искусство должно
быть более аристократично и непонятно, чем религия. Точнее: чем богослужение. Это — хорошо, что народ не понимает латинского и церковнославянского языка. Искусство должно говорить языком непонятным и устрашающим. Я одобряю Леонида Андреева.
— На кой черт надо помнить это? — Он выхватил из пазухи гранки и высоко взмахнул ими. — Здесь идет речь не о временном союзе с буржуазией, а о полной, безоговорочной сдаче ей всех позиций критически мыслящей разночинной интеллигенции, — вот как понимает эту штуку рабочий, приятель мой, эсдек, большевичок… Дунаев. Правильно понимает. «Буржуазия, говорит, свое взяла, у нее конституция
есть, а — что выиграла
демократия, служилая интеллигенция? Место приказчика у купцов?» Это — «соль земли» в приказчики?
Также ложной
была старая мистика сакральной монархии, а также более новая, но уже постаревшая мистика
демократии якобинско-руссоистского типа.
Сила
демократии не может
быть абсолютной, неограниченной властью, она ограничивается ею самой выдвинутыми качествами.
Демократия не может
быть в принципе, в идее ограничена сословными и классовыми привилегиями, внешне-общественными аристократиями, но она должна
быть ограничена правами бесконечной духовной природы человеческой личности и нации, ограничена истинным подбором качеств.
Идея
демократии была осознана и формулирована в такую историческую эпоху, когда религиозное и философское сознание передовых слоев европейского человечества
было выброшено на поверхность и оторвано от глубины, от духовных истоков человека.
Ни о какой действительной
демократии при этом не может
быть и речи.
Это и
есть путь морального вырождения
демократии.
Тенденция к обоготворению кесаря
есть вечная тенденция, она обнаруживается в монархии и может обнаруживаться в
демократии и коммунизме.
Демократия, как ценность,
есть уже образовавшийся народный характер, выработанная личность, способная обнаружить себя в национальной жизни.
Слишком известно, что в
демократиях может совсем не
быть настоящей свободы.
И этому духу отвлеченно-формальной
демократии, всегда обращенному к внешнему, должен
быть решительно противопоставлен иной дух, истинный дух человечества, дух личности и дух народа.
Идея
демократии в той прямолинейной и упрощенной форме, в которой она
была у нас принята, породила целый ряд нравственных последствий.
Демократия есть организованная и обнаружившаяся вовне потенция человеческой природы народа, его достигнутая способность к самоуправлению, к властвованию.
Демократия есть уже превращение хаотического количества в некоторое самодисциплинированное качество.
В
демократии есть своя правда утверждения свободной человеческой стихии, имманентной власти самого человека и человечества.
Задача образования
демократии есть задача образования национального характера.
Такая элементарность и упрощенность
были и в нашем принятии идеи
демократии.
Но
демократия должна
быть одухотворена, связана с духовными ценностями и целями.
В России рецепция идей
демократии произошла на почве позитивистической и материалистической настроенности и сознания и
была оторвана от идеалистической идеи прав человека и гражданина.
Во имя некоторой бесспорной правды
демократии, идущей на смену нашей исконной неправде, мы готовы
были забыть, что религия
демократии, как она
была провозглашена Руссо и как
была осуществляема Робеспьером, не только не освобождает личности и не утверждает ее неотъемлемых прав, но совершенно подавляет личность и не хочет знать ее автономного бытия.
Он
был ученик Лицея, товарищ Пушкина, служил в гвардии, покупал новые французские книги, любил беседовать о предметах важных и дал мне книгу Токвиля о
демократии в Америке на другой же день после приезда.
Почти все верили в верховенство разума, все
были гуманистами, все защищали универсальность принципов
демократии, идущих от французской революции.
Новое религиозное сознание Третьего Завета изобличит ложь старых теократий, смешавших человеческое с божеским, и новых
демократий, обожествивших человеческое, и поведет к новой и вечной теократии, в которой власть
будет подлинно божеской, а человек, подчинившийся этой власти,
будет поднят на высоту божественную.
— Вообще — чудесно! — потирая руки, говорил он и смеялся тихим, ласковым смехом. — Я, знаете, последние дни страшно хорошо жил — все время с рабочими, читал, говорил, смотрел. И в душе накопилось такое — удивительно здоровое, чистое. Какие хорошие люди, Ниловна! Я говорю о молодых рабочих — крепкие, чуткие, полные жажды все понять. Смотришь на них и видишь — Россия
будет самой яркой
демократией земли!
Случаи подобного издевательства
были совсем неизвестны в домашней истории Александровского училища, питомцы которого, по каким-то загадочным влияниям, жили и возрастали на основах рыцарской военной
демократии, гордого патриотизма и сурового, но благородного, заботливого и внимательного товарищества.
Он
был враг всякого угнетения и друг
демократии, но вместе с тем и друг изгнанного дворянства, реставрации которого тоже сильно сочувствовал, потому что любил «благородство идей» и ненавидел зазнающихся выскочек.
Милостивый государь, вы стоите слишком высоко в мнении всех мыслящих людей, каждое слово, вытекающее из вашего благородного пера, принимается европейскою
демократиею с слишком полным и заслуженным доверием, чтобы в деле, касающемся самых глубоких моих убеждений, мне
было возможно молчать и оставить без ответа характеристику русского народа, помещенную вами в вашей легенде о Костюшке [В фельетоне журнала «L’Evénement» от 28 августа до 15 сентября 1851.
История свершится не тем, что падут великие державы и
будет основано одно мировое государство с
демократией, цивилизацией и социализмом, — все это, само по себе взятое,
есть тлен и имеет значение лишь по связи с тем, что совершается в недрах мира между человеком и Богом.
— Оставьте, Вандергуд! Республика,
демократия! Это глупости. Вы сами хорошо знаете, что король всегда необходим. У вас, в Америке, также
будет король. Как можно без короля: кто же ответит за них Богу? Нет, это глупости.
Отблеск этой истины
есть в
демократии, в этом положительная, вечная сторона
демократии, фактически всегда искаженная.
Общество свободных, общество личностей не
есть ни монархия, ни теократия, ни аристократия, ни
демократия, ни общество авторитарное, ни общество либеральное, ни общество буржуазное, ни общество социалистическое, ни фашизм, ни коммунизм, даже ни анархизм, поскольку в анархизме
есть объективация.
Демократия есть относительная форма.
Любовь к свободе, с которой связано все достоинство человека, не
есть либерализм,
демократия или анархизм, а нечто несоизмеримо более глубокое, связанное с метафизикой человеческого существования.
И придавать абсолютное и священное значение
демократии есть такая же ложь, как придавать это значение монархии.
Как бы ни относиться к
демократии, нужно признать, что она совсем не
есть идеал совершенного социального строя и менее всего предполагает победу над первородным грехом.
Демократия и
есть, может
быть, форма общественного устроения, наиболее соответствующая греховной человеческой природе и наиболее дающая возможность ей себя выразить.
Единственный принцип в государстве, который связан с абсолютной правдой,
есть принцип субъективных прав человеческой личности, свободы духа, свободы совести, свободы мысли и слова, который и монархия, и
демократия, и все формы государства имеют тенденцию нарушать.
Мир этот
был основан на господстве аристократии — сама
демократия была аристократична; и этот античный аристократизм мешал величайшим философам Греции Платону и Аристотелю понять зло и неправду рабства.
«Михайловский
был одним из лучших представителей и выразителей взглядов русской буржуазной
демократии в последней трети прошлого века.
Буржуазная
демократия не может эволюционировать к коммунизму, буржуазное демократическое государство должно
быть уничтожено для осуществления коммунизма.
Но к моменту революции народнический социализм утерял в России свою целостность и революционную энергию, он выдохся, он
был половинчат, он мог играть роль в февральской, интеллигентской, все еще буржуазной революции, он дорожил более принципами
демократии, чем принципами социализма, и не может уже играть роли в революции октябрьской, т. е. вполне созревшей, народной, социалистической.
Он воспользовался русскими традициями деспотического управления сверху и, вместо непривычной
демократии, для которой не
было навыков, провозгласил диктатуру, более схожую со старым царизмом.
Но это значит, что социал-демократия не хочет
быть «миросозерцанием», она хочет
быть лишь политической партией, лишь системой социальных реформ.