Неточные совпадения
Самая полнота и средние лета Чичикова много повредят ему: полноты ни в каком случае не простят герою, и весьма многие дамы, отворотившись, скажут: «Фи, такой гадкий!» Увы! все это известно автору, и при всем том он не может взять в герои добродетельного человека, но… может быть, в сей же самой повести почуются иные, еще доселе не бранные струны, предстанет несметное богатство русского
духа, пройдет муж, одаренный божескими доблестями, или чудная русская девица, какой не сыскать нигде в мире, со всей дивной красотой женской души, вся из великодушного
стремления и самоотвержения.
— Не знаком. Ну, так вот… Они учили, что Эон — безначален, но некоторые утверждали начало его в соборности мышления о нем, в
стремлении познать его, а из этого
стремления и возникла соприсущая Эону мысль — Эннойя… Это — не разум, а сила, двигающая разумом из глубины чистейшего
духа, отрешенного от земли и плоти…
«По отношению к действительности каждый из нас является истцом, каждый защищает интересы своего «я» от насилия над ним. В борьбе за материальные интересы люди иногда являются личными врагами, но ведь жизнь не сводится вся целиком к уголовному и гражданскому процессу, теория борьбы за существование не должна поглощать и не поглощает высших интересов
духа, не угашает священного
стремления человека познать самого себя».
— Да так… Существует что-то вроде фатализма: люди, близкие друг другу по
духу, по складу ума, по
стремлениям и даже по содержанию основных идей, расходятся иногда на всю жизнь из-за каких-либо глупейших пустяков, пустой фразы, даже из-за одного непонятого слова.
«Богословие на Западе приняло характер рассудочной отвлеченности, — в православии оно сохранило внутреннюю целость
духа; там развитие сил разума, — здесь
стремление к внутреннему, живому».
Сия тесная округа сведений, кои он мог приобресть на месте рождения своего, не могла усладить жаждущего
духа, но паче возжгла в юноше непреодолимое к учению
стремление.
«Принимая участие в авторе повести, вы, вероятно, хотите знать мое мнение. Вот оно. Автор должен быть молодой человек. Он не глуп, но что-то не путем сердит на весь мир. В каком озлобленном, ожесточенном
духе пишет он! Верно, разочарованный. О, боже! когда переведется этот народ? Как жаль, что от фальшивого взгляда на жизнь гибнет у нас много дарований в пустых, бесплодных мечтах, в напрасных
стремлениях к тому, к чему они не призваны».
Вследствие этих и многих других беспрестанных жертв в обращении папа с его женою в последние месяцы этой зимы, в которые он много проигрывал и оттого был большей частью не в
духе, стало уже заметно перемежающееся чувство тихой ненависти, того сдержанного отвращения к предмету привязанности, которое выражается бессознательным
стремлением делать все возможные мелкие моральные неприятности этому предмету.
— Тут говорится, что свободный от страстей
дух человека являет вечное благо, но он тот же и в своих стихийных
стремлениях.
— Потому что их учение имело всегда революционное, а не примирительное
стремление, что прямо противоречит
духу масонства, — проговорил с той же неохотой Марфин.
Из обзора, нами сделанного, видно, что если б искусство вытекало от недовольства нашего
духа недостатками прекрасного в живой действительности и от
стремления создать нечто лучшее, то вся эстетическая деятельность человека оказалась бы напрасна, бесплодна, и человек скоро отказался бы от нее, видя, что искусство не удовлетворяет его намерениям.
Товарищи восторженно обнялись и с этой минуты сделались неразрывными друзьями. Дружба их, впрочем, носила особый отпечаток чего-то аскетического. Они дружили для того, чтобы поддерживать один другого в общем их
стремлении уйти от житейских соблазнов к поднявшему их возвышенному идеалу чистой жизни в
духе христианского учения.
История деяния
духа — так сказать, личность его, ибо «он есть то, что делает» [«Philos. des Rechts»] —
стремление безусловного примирения, осуществление всего, что есть за душою, освобождение от естественных и искусственных пут.
Сидел и слушал, как всё, что видел и познал я, растёт во мне и горит единым огнём, я же отражаю этот свет снова в мир, и всё в нём пламенеет великой значительностью, одевается в чудесное, окрыляет
дух мой
стремлением поглотить мир, как он поглотил меня.
Сколь трудно знать человеческое сердце, предвидеть все возможные действия страстей, обратить к добру их бурное
стремление или остановить твердыми оплотами, согласить частную пользу с общею; наконец — после высочайших умозрений, в которых
дух человеческий, как древле Моисей на горе Синайской, с невидимым Божеством сообщается, — спуститься в обыкновенную сферу людей и тончайшую Метафизику преобразить в устав гражданский, понятный для всякого!
Не в частности то или другое нововведение вызвано литературою; но — что гораздо важнее —
дух преобразований, общее
стремление к деятельности постоянно ею возбуждалось и возбуждается».
Вникните в самый
дух литературы последнего времени, поймите общность ее
стремлений, уловите эту незримую струю, которая чувствуется в каждой журнальной повести, Те каждом фельетоне, в каждой газетной заметке, так же как и в специальных ученых исследованиях и в серьезных произведениях, отмеченных печатью сильного таланта.
В нем было также много поэзии, — и опять-таки особенной — пестрой и проникнутой разнообразными переливами церковно-бытовой жизни, ограниченной народной наивности и бесконечных
стремлений живого
духа.
Стр. 52. «Олег сделал Киев своею столицею. Может быть, мятежный
дух новгородцев и их постоянные республиканские
стремления имели влияние на такое решение Олега».
Я хочу знать цель бытия — это
стремление моего
духа тоже осмеивается. А ведь я живу, это не легко и даёт мне право категорически требовать от монополистов мудрости ответа — зачем я живу?
Теперь, если недовольство действительным миром и является, то уже не во имя каких-нибудь громких исключительных явлений, а во имя чего-то «очарованного», как выражался Жуковский, во имя каких-то глубочайших
стремлений человеческого
духа, которых, однако же, поэт и сам не сознавал хорошенько.
Его песни по своему
духу во многом сходны с народными песнями, но у него более поэзии, потому что в его песнях более мыслей, и эти мысли выражаются с большим искусством, силою и разнообразием, потому что чувства его более глубоки и сознательны и самые
стремления более возвышенны и определенны.
Одиночеством ли развилась эта крайняя впечатлительность, обнаженность и незащищенность чувства; приготовлялась ли в томительном, душном и безвыходном безмолвии долгих, бессонных ночей, среди бессознательных
стремлений и нетерпеливых потрясений
духа, эта порывчатость сердца, готовая, наконец, разорваться или найти излияние; и так должно было быть ей, как внезапно в знойный, душный день вдруг зачернеет все небо, и гроза разольется дождем и огнем на взалкавшую землю, повиснет перлами дождя на изумрудных ветвях, сомнет траву, поля, прибьет к земле нежные чашечки цветов, чтоб потом, при первых лучах солнца, все, опять оживая, устремилось, поднялось навстречу ему и торжественно, до неба послало ему свой роскошный, сладостный фимиам, веселясь и радуясь обновленной своей жизни…
Другой раз он вспоминал, что переехал на другую квартиру; но как это сделалось, что с ним было и зачем пришлось переехать, он не знал того, хотя замирал весь
дух его в беспрерывном, неудержимом
стремлении…
Я противопоставляю два различных мироощущения, два навыка мысли, две души. Основная сущность их — одинакова, —
стремление к добру, красоте жизни, к свободе
духа. Но по силе целого ряда сложных причин большинство человечества еще не изжило древнего страха перед тайнами природы, не возвысилось до уверенности в силе своей воли, не чувствует себя владыкой своей планеты и не оценило сущности деяния как начала всех начал.
Ясно, что жажда приобретения этих прав, если уж она раз почувствована, должна быть сильнее, нежели всякое
стремление к расширению прав уже существующих; ясно, что здесь именно всего сильнее может обнаружиться деятельность народного
духа, и потому этот предмет заслуживает особенного внимания всех людей, истинно любящих народное благо.
Христианское учение не дает одинаких правил для всех; оно во всем только указывает то совершенство, к которому надо приближаться; то же и в половом вопросе: совершенство — это полное целомудрие. Люди же, не понимая христианского
духа, хотят общего для всех правила. Вот для таких людей и выдуман церковный брак. Церковный брак вовсе не христианское учреждение, потому что, разрешая в известных условиях половое общение, оно отступает от христианского требования:
стремления к всё большему и большему целомудрию.
Во всех этих землях народ если и не носит официально имени поляков, то все же он поляк, — поляк до мозга кости своей, потому что в нем жизнь польская,
стремления польские,
дух польский; потому что этот народ был польским.
Благоверный, будучи человеком характера робкого и миролюбивого и притом, по
духу времени, смирясь пред эмансипированными
стремлениями к независимому труду и жизни своей супруги, спешил высылать ей денег, поскольку лишь было ему возможно.
Христианство научает постигать мир не только как ризу Божества или космос, но и как «мир сей», темницу для
духа, оно вселяет в души жажду освобождения от мира,
стремление к прорыву за его грани.
Напротив, неоплатонизм при всей своей философской утонченности, при явной насыщенности мотивами оккультизма и магии, являет черты упадочности греческого
духа и даже в своем
стремлении к реставрации политеизма является скорее «интеллигентским направлением», оторванным от почвы положительной религии.
Как глубь недвижимая в мощном просторе
Все та же, что в бурном волнении, —
Дух ясен и светел в свободном покое,
Но тот же и в страстном хотении.
Свобода, неволя, покой и волнение
Проходят и снова являются,
А он все один, и в стихийном
стремленииЛишь сила его открывается.
Стремление оккультистов путем медитации услышать голос самих вещей, как и вера Гегеля, что в мышлении, после того как им, путем философского медитирования, преодолены низшие, феноменологические, ступени самосознания
духа и действует уже сам Логос, — формально сродны с «мифотворчеством».
Быть может, более соответствует его высокому религиозному
духу такая мысль: воскресение мертвых есть акт богочеловеческий, требующий соединения божественной благодати и человеческого действия, и, признавая вполне божественную сторону воскрешения, человек должен проявить в нем участие своим встречным усилием, собственным
стремлением к воскрешению.
Один, только один есть у нас непогрешимый руководитель, всемирный
дух, проникающий нас всех вместе и каждого, как единицу, влагающий в каждого
стремление к тому, что должно; тот самый
дух, который в дереве велит ему расти к солнцу, в цветке велит ему бросить семя к осени и в нас велит нам бессознательно жаться друг к другу».
Она со вниманием слушала очень долгий разговор, который шел у этих дам о самых возвышенных предметах, об абсолютном состоянии
духа, о средствах примирения неладов между нравственной и физической природой человека, о тайных
стремлениях души и т. п.
Павел Николаевич лежал на мягком матрасе, в блестящем серебристом белье; перевязка его позорной раны в ногу не причинила ему ни малейшей боли и расстройства, и он, обрызганный тонкими
духами, глядел себе на розовые ногти и видел ясно вблизи желанный край своих
стремлений.
Теперь лошадь, как безумная, шарахнулась в сторону. Тогда Милица повторила маневр и выстрелила таким же образом и во второй раз под самое ухо коня. Точно
дух беснования овладел лошадью. В диком испуге она рванулась вперед и помчалась стрелой по полю, топча гряды, без пути и дороги, в каком-то бешеном
стремлении к спасению.
И вместе с тем блаженство, райское состояние беспокоит нас как остановка движения
духа, как прекращение бесконечного
стремления и искания, как самодовольство и равнодушие к горю других и к существованию ада.
— Я уж несколько лет замечаю это на самой себе. Что такое делается? Во мне все словно сохнет, как сохнет ветка дерева. Ее форма, весь наружный вид — все как будто остается прежним, но в ней нет гибкости, нет жизни, она мертва до самой сердцевины. Вот так и со мною. Как будто ничего не изменилось. Взгляды, цели,
стремления — все прежнее, но от них все больше отлетает
дух…
— «Здоровье доставать»… Как вы будете здоровье доставать? — возразил Андрей Иванович. — Тогда нужно отказаться от знания, от развития; только на фабрике двенадцать часов поработать, — и то уж здоровья не достанешь… Нет, я о таких девушках очень высоко понимаю. В чем душа держится, кажется, щелчком убьешь, — а какая сила различных
стремлений, какой
дух!
В коммунизм вошли знакомые черты: жажда социальной справедливости и равенства, признание классов трудящихся высшим человеческим типом, отвращение к капитализму и буржуазии,
стремление к целостному миросозерцанию и целостному отношению к жизни, сектантская нетерпимость, подозрительное и враждебное отношение к культурной элите, исключительная посюсторонность, отрицание
духа и духовных ценностей, придание материализму почти теологического характера.
По старой традиции русской интеллигенции борьба за
дух была воспринята как реакция, почти как измена освободительным
стремлениям.
У Фихте же
дух есть
стремление к сверхприродному.
Один, только один есть у нас непогрешимый руководитель, Всемирный
Дух, проникающий нас всех вместе и каждого, как единицу, влагающий в каждого
стремление к тому, что должно; тот самый
дух, который в дереве велит ему расти к солнцу, в цветке велит ему бросить себя к осени и в нас велит нам бессознательно жаться друг к другу.
В субъективном
духе, т. е. попросту в
духе, есть потенциальная бесконечность, ему свойственна бесконечность
стремлений.
Стремление человека к истине и смыслу, к духовности первично в человеке, оно не выводимо из душевного и виталистического процесса, оно от
Духа Божьего в человеке.
В противоположность славянофилам он говорит, что «
стремление наше в Европу, даже со всеми увлечениями и крайностями его, было не только законно и разумно в основании своем, но и народно, совпадало вполне со
стремлением самого
духа народного, а в конце концов, бесспорно, имеет и высшую цель».
Оставалось только помириться на мысли, что переменить религию побудил моего сожителя тот же самый беспокойный
дух, который бросал его, как Щепку, из города в город и который он, по общепринятому шаблону, называл
стремлением к просвещению.
Привыкнуть к ней трудно, да и не дай бог, а без привычки ее нельзя переносить, не угнетая в себе самых лучших своих чувств, на самой вершине которых в живой и благородной душе всегда будет
стремление «поклоняться
духом и истиною»
Духу истины, иже от Отца исходит и живит мир.