Неточные совпадения
Ведь и в философии сущего
абсолютное становится в творческом акте, но
абсолютное — и сущее, Бог — жив.
Абсолютная святыня православной церкви, святыня св. Максима Исповедника, св. Макария Египетского и св. Серафима Саровского,
став динамической силой всемирной истории и всемирной культуры, приведет к сакраментальному завершению истории, к богочеловеческому исходу из трагических противоречий нашего бытия.
Ограничиваясь этим указанием на философскую несостоятельность воззрения, из которого произошло подведение всех человеческих стремлений под абсолют,
станем для нашей критики на другую точку зрения, более близкую к чисто эстетическим понятиям, и скажем, что вообще деятельность человека не стремится к
абсолютному и ничего не знает о нем, имея в виду различные, чисто человеческие, цели.
Но есть и другая причина: они спустились из безграничных сфер
абсолютной мысли и
стали в ближайшее соприкосновение с действительной жизнью.
Абсолютное тем самым делается Богом и из безусловно
Абсолютного становится относительно
Абсолютным, или
Абсолютным для относительного, которое является постольку как бы зеркалом абсолютности божественной.
Религия возможна лишь постольку, поскольку трансцендентное Божество, неизреченная и недомыслимая тайна, открывается человеку и
Абсолютное становится для человека Богом (ибо, по выражению Ньютона, Deus est vocatio aequivoca [Бог есть призыв равного к равному (лат...
И наоборот, если принять, что
Абсолютное, полагая в себе относительное, или бытие,
становится «Отцом всяческих», то и ничто, не-сущая основа творения,
становится Матернею, меоном, содержащим в себе все, потенциальным всеединством мира.
Это есть не только отношение духа к
абсолютному духу, но сам
абсолютный дух относит себя к тому, что мы положили на другой стороне как различие; и выше религии есть,
стало быть, идея духа, который относится к самому себе, есть самосознание
абсолютного духа…
Далее
абсолютное обнаруживается в своей деятельности, в своих продуктах; и это есть путь
абсолютного стать для себя самого духом.
Только из этого никак не следует, что Божество в
абсолютной трансцендентности Своей телесно, хотя одинаково недопустимо и обратное утверждение: здесь должна умолкнуть мысль и сомкнуться уста, ум
стать не-думанием, а душа не-чувствием.
Человеческое сознание в объективном мышлении не только перерастает себя, но вполне себя трансцендирует,
становится не человеческим, а
абсолютным.
Переход от
Абсолютного к относительному недоступен пониманию, ибо оно упирается в антиномию, которая хотя и может быть осознана, но оттого не
становится понятной для непрерывного мышления.
Творение мира Богом, самораздвоение
Абсолютного, есть жертва
Абсолютного ради относительного, которое
становится для него «другим» (θάτερον), творческая жертва любви.
Абсолютное для нее не открывает себя в творении, не
становится отцом всего сущего, как и ничто не
становится матернею, меоном всего, но остается во «тьме кромешной» безусловного укона.
Замечательно, что, как только притупляется специфическое чувство тварности, или созданности из ничего, и тем самым мир сливается с
Абсолютным,
становясь его модусом или ипостасью, — он одновременно делается призрачным, лишается самобытности, и пантеизм (или космотеизм) наказуется акосмизмом.
Тем самым вносится двойственность в единстве неразличимости, и в нем воцаряется coincidentia oppositorum: в
Абсолютном появляется различение Бога и мира, оно
становится соотносительно самому себе как относительному, ибо Бог соотносителен миру, Deus est vox relativa [Бог есть понятие соотносительное (лат.).] [Цит. Schelling. Darstellung des philophischen Empirismus, Ausgew. Werke, Bd.
Т. 1).], напротив, человек должен преодолеть свою эмпирическую человечность, совлечь себя,
став оком мирового разума,
абсолютного духа, слившись с его самомышлением.
День чуть только начинал брезжить, когда я разбудил своих разоспавшихся спутников. Пока удэхейцы грели чай, я с Чжан-Бао приготовил все для наблюдений. Скопившиеся на востоке туманы как будто хотели заслонить собою солнце, но, убедившись в бесполезности неравной борьбы,
стали быстро таять. Я выждал, когда лучезарное светило немного поднялось по небосклону, и начал инструментом брать
абсолютные высоты его над горизонтом.
Но тишина была полная: ни голосов, ни шума шагов, ни покашливания — ничего не было слышно. Не желая пугать приближающихся ко мне людей, я умышленно громко кашлянул, затем
стал напевать какую-то мелодию, потом снова прислушался.
Абсолютная тишина наполняла сонный воздух. Тогда я оглянулся и спросил: кто идет? Мне никто не ответил. И вдруг я увидел, что фонарь двигается не по тропе, а в стороне, влево от меня кустарниковой зарослью.
Война
стала слишком низким явлением, слишком
абсолютным злом, чтобы порождать трагические конфликты.
Человек
стал рабом принадлежащих ему материальных благ, и сама идея
абсолютной частной собственности исказила его нравственное сознание и сделала его несправедливым.
Абсолютная оригинальность христианства прежде всего заключается в том, что для него солнце одинаково восходит над добрыми и злыми, что первые будут последними, а последние первыми, что закон добра не считается спасительным, т. е. добро
становится проблематическим.
В нем, в этом искусстве, которое может быть праздной забавой и для многих бывает только ею, заложена и другая возможность:
стать для человека самооткровением
абсолютного» (с. 157).
Тогда человек
станет не относительной, релятивистической предпосылкой философского познания, а его
абсолютной предпосылкой, сообщающей познанию твердость и незыблемость.
Но антропологизм философии из относительного и полусознательного
станет сознательным и
абсолютным.
Лишь жертвенная решимость
стать в положение опасное и рискованное, плыть от старых и твердых берегов к неведомому и не открытому еще материку, от которого не протягиваются руки помощи, лишь страшная свобода делает человека достойным увидеть
Абсолютного Человека, в котором окончательно раскроется творческая тайна человека.
Государство, по существу своему не творческое, претендует быть
абсолютным царством и
становится врагом всякого творческого движения — законом, изобличающим не грех, а творчество.
Человеческая природа в первооснове своей через
Абсолютного Человека — Христа уже
стала природой Нового Адама и воссоединилась с природой Божественной — она не смеет уже чувствовать себя оторванной и уединенной.
Сам Зиммель кончает
статью словами: «Может, суждено человеку некогда найти царство, в котором конечность и несовершенность разрешается в
абсолютное и совершенное без необходимости полного перемещения себя в иное царство потусторонних реальностей, царство догматических откровений…
Сама идея творчества возможна лишь потому, что есть Творец и что был совершен им оригинальный творческий акт, в котором
стало сущим небывалое, не вытекающее ни из чего предшествующего, не отнимающее и не убавляющее
абсолютной мощи Творца.
Абсолютизация динамических моментов духовного опыта в христианской онтологии и метафизике может
стать великой неправдой статики, восставшей против вечной правды динамики
абсолютной духовной жизни.
Для человеческого ума непонятна
абсолютная непрерывность движения. Человеку
становятся понятны законы какого бы то ни было движения только тогда, когда он рассматривает произвольно-взятые единицы этого движения. Но вместе с тем из этого-то произвольного деления непрерывного движения на прерывные единицы, проистекает большая часть человеческих заблуждений.