Неточные совпадения
— Не совсем так, это
правда, — тотчас же согласился Разумихин, торопясь и разгорячаясь, по обыкновению. — Видишь, Родион: слушай и скажи свое мнение. Я хочу. Я из кожи лез вчера с ними и тебя поджидал; я и им про тебя говорил, что придешь… Началось с воззрения социалистов. Известно воззрение: преступление есть протест против ненормальности
социального устройства — и только, и ничего больше, и никаких причин больше не допускается, — и ничего!..
Но социально в коммунизме может быть
правда, несомненная
правда против лжи капитализма, лжи
социальных привилегий.
Под конец жизни, разочаровавшись в возможности в России органической цветущей культуры, отчасти под влиянием Вл. Соловьева, К. Леонтьев даже проектировал что-то вроде монархического социализма и стоял за
социальные реформы и за решение рабочего вопроса, не столько из любви к справедливости и желания осуществить
правду, сколько из желания сохранить хоть что-нибудь из красоты прошлого.
Огромная разница еще в том, что в то время как Руссо не остается в
правде природной жизни и требует
социального контракта, после которого создается очень деспотическое государство, отрицающее свободу совести, Толстой не хочет никакого
социального контракта и хочет остаться в
правде божественной природы, что и есть исполнение закона Бога.
Правда —
социальная, раскрытие возможности братства людей и народов, преодоление классов; ложь же — в духовных основах, которые приводят к процессу дегуманизации, к отрицанию ценности человека, к сужению человеческого сознания, которое было уже в русском нигилизме.
Он один решается признаться, что он не хочет
правды и справедливости в
социальной жизни, потому что она означает гибель красоты жизни.
Русская интеллигенция с конца XVIII в., с Радищева, задыхалась в самодержавной государственности и искала свободы и
правды в
социальной жизни.
Позитивисты, исповедующие
социальные утопии, ждут страшного суда над злом прошлого, ждут окончательного торжества
правды на земле, но смешивают
правду Божью с
правдой человеческой, суд Божий с судом человеческим, чаяния Христа-Мессии с чаяниями Антихриста, земного бога.
Тут все имело только свое значение. Было много веры друг в друга, много простоты и снисходительности, которых не было у отцов, занимавших соответственные
социальные амплуа, и нет у детей, занимающих амплуа даже гораздо выгоднейшие для водворения простоты и
правды житейских отношений.
Она совсем не противоположна
правде революции
социальной, изменению
социального положения пролетариата, но она изменяет и преображает духовно характер этой революции.
Я должен осуществить христианскую
правду, если я христианин, и в
социальной жизни.
Право и есть
правда, преломленная в
социальной обыденности.
Социальный вопрос есть неизбежно вопрос духовного просветления масс, без которого не возможна никакая
правда.
Но это и значит, что Богу, совести,
правде, внутреннему человеку нужно повиноваться больше, чем обществу, чем
социальной обыденности, чем внешнему закону.
На том основании, что христианские пророчества пессимистичны и не предрекают торжества
правды и любви на земле, он сделал вывод, что к осуществлению
правды и любви в
социальной жизни лучше не стремиться, что лучше поддерживать неправду.
Но само христианское понимание
правды в
социальной жизни отличается от того понимания, которое свойственно материалистическому социализму.
Этически нельзя желать революции, как нельзя желать смерти, желать можно лишь положительного творчества лучшей жизни, лишь положительного осуществления максимальной
правды в жизни, лишь духовно-социального обновления и возрождения.
Христианский реализм в отношении к человеческой природе не допускает фантазмов и утопий, ложной
социальной мечтательности, но он требует воли, решившейся реализовать
правду в каждое мгновение жизни.
Социальную ложь люди привыкли считать
правдой.
Совесть наша засорена и замутнена не только потому, что существует первородный грех, но и потому, что мы принадлежим к разнообразным
социальным образованиям, которые для целей своего самосохранения считают ложь более полезной, чем
правду.
И само божественное начало
правды переносится на эти образования
социальной обыденности.
Это не значит, что для того, чтобы нравственное суждение было правдивым, свободным и первородным, личность должна себя изолировать от всех
социальных, сверхличных образований и целостей, от своей семьи, своего народа, своей церкви и т. д., но это значит, что личность должна в первородном акте своей совести отделить
правду от лжи в оценках давящих ее
социальных группировок.
Правда, как писатель-беллетрист я почти что ничего не сделал более крупного, но как газетный сотрудник я был еще деятельнее, чем в Париже, и мои фельетоны в"Голосе"(более под псевдонимом 666) получили такой оттенок мыслительных и
социальных симпатий, что им я был обязан тем желанием, которое А.И.Герцен сам выражал Вырубову, — познакомить нас в сезон 1869–1870 года в Париже, и той близостью, какая установилась тогда между нами.
Христиане, которые признают
правду коммунизма в области
социальной, считаются более вредными и опасными, чем христиане, которые являются явными реставраторами и контрреволюционерами.
Проблематика коммунизма способствует пробуждению христианской совести и должна привести к раскрытию творческого
социального христианства не в смысле понимания христианства как
социальной религии, а в смысле раскрытия христианской
правды в отношении к
социальной жизни.
Правда и ложь так перемешены в коммунизме именно потому, что коммунизм есть не только
социальный феномен, но и феномен духовный.
Обличением неправды существующего общества, исканием
правды литература исполняла
социальную миссию, которая согласно русскому духовному складу у многих была миссией религиозно-социальной.
Много ли христиане сделали для осуществления христианской
правды в
социальной жизни, пытались ли они осуществлять братство людей без той ненависти и насилия, в которых они обличают коммунистов?
Искание прежде всего Царства Божьего и
правды его есть искание не личного только, но и
социального спасения.
Символизация священного в
социальной жизни (священность монархической власти, священность нации, священность собственности, священность исторической традиции) не спасает, спасает лишь реализация, т. е. осуществление
правды в отношениях человека к человеку, «я» к «ты» и к «мы», осуществление общности, братства людей.
Отношения между духовностью и
социальной жизнью могут быть определены в такой форме: зависимость духовности от
социальной среды есть всегда ее извращение и искажение, есть всегда рабство духа и символическая ложь, истина же,
правда, справедливость, свобода есть результат активного действия духа на
социальную среду и
социальные отношения людей.
Тут, конечно, речь идет о социализме как о новой религии, а не как о системе
социальных реформ, не как об экономической организации, в которой может быть своя
правда.
Наука и искусство, право и государство,
социальная справедливость и свобода, половая любовь, техника — все то, чем живет современный человек и от чего не может отречься, должно быть евангельски оправдано для того, кто ищет Христовой
правды.
Правда культуры была подвергнута религиозному, нравственному и
социальному сомнению.
Но «народ», который мыслится естественно близким к истине и
правде, не есть великое целое, объемлющее все классы и все поколения, возвышающееся над всеми
социальными категориями и перегородками, — «народ» этот есть простонародье, для одних преимущественно крестьяне, для других преимущественно рабочие, трудящиеся классы, противополагаемые и классам имущим, и культурному слою.
Для других то была мудрость
социальная,
правда трудовой жизни,
правда жизни, близкой к природе.
Все политики и все
социальные интересы и
социальные устроения — ничто по сравнению с вечным светом
правды, с духовной жизнью человека.
Все это ведет к сознанию той вечной истины, что возрождение народа не может быть внешним, исключительно материально-социальным, что оно должно быть прежде всего внутренним изменением души народа, победой в ней
правды над ложью, Бога над идолами, духовным оздоровлением человеческой личности.