Неточные совпадения
Он издавна привык думать, что идея — это
форма организации фактов, результат механической деятельности разума, и уверен был, что основное человеческое коренится в таинственном качестве, которое
создает исключительно одаренных людей, каноника Джонатана Свифта, лорда Байрона, князя Кропоткина и других этого рода.
— П’очти все
формы психических з-заболеваний объясняются насилием над волей людей, — объяснял он Самгину. — Су-уществующий строй
создает людей гипертрофированной или атрофированной воли. Только социализм может установить свободное и нормальное выявление волевой энергии.
Такую же ошибку делали, когда совершали революцию во имя природы; ее можно делать только во имя духа, природа же, т. е. присущий человеку инстинкт,
создавала лишь новые
формы рабства.
Это отчужденное сознание, опирающееся на подсознательные инстинкты, могло
создавать разнообразные, исторические авторитарные
формы, начиная с теократий и абсолютных монархий до якобинской демократии, тоталитарного коммунизма и фашизма в открытых и прикрытых
формах.
Поэтому внутренне не освобожденные души
создавали новые
формы рабьего общества.
Весь XIX в. интеллигенция борется с империей, исповедует безгосударственный, безвластный идеал,
создает крайние
формы анархической идеологии.
Н. Лосский
создал своеобразную
форму интуитивизма, которую можно было бы назвать критическим восстановлением наивного реализма.
Монашеское христианство, аскетическое по
форме, по содержанию было слишком от мира сего и потому не могло
создать мира иного.
Александр был избалован, но не испорчен домашнею жизнью. Природа так хорошо
создала его, что любовь матери и поклонение окружающих подействовали только на добрые его стороны, развили, например, в нем преждевременно сердечные склонности, поселили ко всему доверчивость до излишества. Это же самое, может быть, расшевелило в нем и самолюбие; но ведь самолюбие само по себе только
форма; все будет зависеть от материала, который вольешь в нее.
— Он не столько не удовлетворяется, сколько стремится облечь их в умственную
форму и, так сказать, оправдать их перед мыслию свободною и самодеятельною. В естественном праве Гегель требует, чтобы вместо отвлеченного способа
созидать государство понимали это государство как нечто рациональное в самом себе, и отсюда его выводами были: повиновение властям, уважение к праву положительному и отвращение ко всяким насильственным и быстрым переворотам.
Середины ни в чем не было, и, вероятно, на этом основании Маркушка
создал себе ее искусственно в
форме водки.
Безмолвные, но живые тени ползали по стенам до полу; мальчику было страшно и приятно следить за их жизнью, наделять их
формами, красками и,
создав из них жизнь, — вмиг разрушить ее одним движением ресниц.
Прогрессируя, наша историческая русская нужда пустила множество новых разветвлений и
создала почти неуловимые
формы.
Это ясно из цели поэтического создания, от которого требуется верное воспроизведение известной стороны жизни, а не какого-нибудь отдельного случая; посмотрим только, в чем необходимость вмешательства фантазии, как способности переделывать (посредством комбинации) воспринятое чувствами и
создавать нечто новое по
форме.
Он
создал особенный род просветительной деятельности — просвещения безазбучного, которое не обогащает просвещаемого знаниями, не дает ему более удобных общежительных
форм, а только снабжает известным запахом.
И не привык ещё, не умеет он пользоваться силами своими, пугается мятежей духа своего,
создаёт чудовищ и боится отражений нестройной души своей — не понимая сущности её; поклоняется
формам веры своей — тени своей, говорю!
Он знал, что из мака делается опиум; может быть, эта мысль, разрастаясь и принимая чудовищные
формы, заставила его
создать страшный фантастический призрак.
Он сам
создавал себе систему; она выживалась в нем годами, и в душе его уже мало-помалу восставал еще темный, неясный, но как-то дивно-отрадный образ идеи, воплощенной в новую, просветленную
форму, и эта
форма просилась из души его, терзая эту душу; он еще робко чувствовал оригинальность, истину и самобытность ее: творчество уже сказывалось силам его; оно формировалось и крепло.
Пытаясь ограничить непомерно развитую чувственность, Восток
создал аскетизм, монашество, отшельничество и все иные
формы бегства от жизни, мрачного отрицания ее.
«Наша мысль, в своей чисто логической
форме, не способна представить себе действительную природу жизни, — говорит Бергсон. — Жизнь
создала ее в определенных обстоятельствах для воздействия на определенные предметы; мысль — только проявление, один из видов жизни, — как же может она охватить жизнь?.. Наш ум неисправимо самонадеян; он думает, что по праву рождения или завоевания, прирожденно или благоприобретено, он обладает всеми существенными элементами для познания истины».
И те, которые восстают против зла и страданий мира и хотят
создать мир лучший, более справедливый и счастливый, сами причиняют неисчислимые страдания,
создают новые
формы зла.
Рабы не могут готовить нового царства, к которому, в сущности, и слово царство неприменимо, восстание рабов всегда
создает новые
формы рабства.
Господин и раб будут делать нечеловеческие усилия помешать концу объективации, «концу мира», наступлению царства Божьего — царства свободы и свободных, они будут
создавать все новые
формы господства и рабства, будут совершать новые переодевания, все новые
формы объективации, в которых творческие акты человека будут претерпевать великие неудачи, будут продолжаться преступления истории.
Социально же организованный пол, подчиненный ограничениям и цензуре,
создает новые
формы рабства.
Ни для кого не
создавай ада ни на этом свете, ни на том свете, освободись от инстинктов мести, принимающих возвышенные и идеализированные
формы и проецируемых на вечную жизнь.
Все состояния, производные от радикального греха самолюбия и эгоцентризма, — разнообразные
формы ressentiment, честолюбие, властолюбие, зависть, ревность, обида —
создают свои фантасмагорические миры и разрушают реальности.
Народ
создал и свой особый диалект, на котором венцы и до сих пор распевают свои песни и пишут пьесы. Тогда же был и расцвет легкой драматической музыки, оперетки, перенесенной из Парижа, но получившей там в исполнении свой особый пошиб. Там же давно, уже с конца XVIII века, создавался и театр жанрового, местного репертуара, и та
форма водевиля, которая начала называться"Posse".
Для Сергея Андреевича и Киселева взгляды их противников были полны непримиримых противоречий, и они были убеждены, что те не хотят видеть этих противоречий только из упрямства: Даев и Наташа объявляли себя врагами капитализма — и в то же время радовались его процветанию и усилению; говорили, что для широкого развития капитализма необходимы известные общественно-политические
формы, — и в то же время утверждали, что сам же капитализм эти
формы и
создаст; историческая жизнь, по их мнению, направлялась не подчиняющимися человеческой воле экономическими законами, идти против которых было нелепо, — но отсюда для них не вытекал вывод, что при таком взгляде человек должен сидеть сложа руки.
Просветительница и вольтерианка Екатерина Вторая, переписывавшаяся с Вольтером и Дидро, окончательно
создала те
формы крепостного права, которые вызвали протест заболевшей совести русской интеллигенции XIX века.
И эта языческая, дохристианская устремленность к классической и имманентной завершенности
форм создает одну из вечных традиций в искусстве, перешедшую в мир христианский.
Не связанная путами, варварская германская мысль
создает глубокие
формы религиозного и философского критицизма, в которых объективный мир воссозидается из погружения в субъект, в глубины духа.
Эта классическая завершенность языческого мира
создает традицию канонического искусства,
создает канон для достижения совершенных, законченных
форм.
Но во время новой истории оно слишком долго задержалось на формальной свободе в принятии Истины, не совершив своего избрания, и потому оно образовало
формы и мысли жизни, обоснованные не на Истине, а на формальном праве избирать какую угодно истину или ложь, т. е.
создало беспредметную культуру, беспредметное общество, не знающее, во имя чего оно существует.
Спасает дух, который
создает свои новые
формы.