Неточные совпадения
— Уж очень он меня измучал — ужасный негодяй. Хотелось
душу отвести, — сказал адвокат, как бы оправдываясь в том, что говорит не о деле. — Ну-с, о вашем деле… Я его прочел внимательно и «
содержания оной не одобрил», как говорится у Тургенева, т. е. адвокатишко был дрянной и все поводы кассации упустил.
Этот разговор был прерван появлением Марьи Степановны, которая несколько времени наблюдала разговаривавших в дверную щель. Ее несказанно удивлял этот дружеский характер разговора, хотя его
содержание она не могла расслышать. «И не разберешь их…» — подумала она, махнув рукой, и в ее
душе опять затеплилась несбыточная мечта. «Чего не бывает на свете…» — думала старуха.
Самое ведь важное и существенное — люди, живые
души, клетки общественной ткани, а не внешние формы, за которыми может быть скрыто какое угодно
содержание или полное отсутствие всякого
содержания.
Именье его, состоявшее из двухсот пятидесяти
душ в Бронницком уезде под Москвой и в Арзамасском, Нижегородской губернии, в четыреста
душ,пошло на уплату за
содержание его и его товарищей в тюрьме в продолжение следствия.
В первой молодости моей я часто увлекался вольтерианизмом, любил иронию и насмешку, но не помню, чтоб когда-нибудь я взял в руки Евангелие с холодным чувством, это меня проводило через всю жизнь; во все возрасты, при разных событиях я возвращался к чтению Евангелия, и всякий раз его
содержание низводило мир и кротость на
душу.
Правда, что природа, лелеявшая детство Багрова, была богаче и светом, и теплом, и разнообразием
содержания, нежели бедная природа нашего серого захолустья, но ведь для того, чтобы и богатая природа осияла
душу ребенка своим светом, необходимо, чтоб с самых ранних лет создалось то стихийное общение, которое, захватив человека в колыбели, наполняет все его существо и проходит потом через всю его жизнь.
Островский умеет заглядывать в глубь
души человека, умеет отличать натуру от всех извне принятых уродств и наростов; оттого внешний гнет, тяжесть всей обстановки, давящей человека, чувствуются в его произведениях гораздо сильнее, чем во многих рассказах, страшно возмутительных по
содержанию, но внешнею, официальною стороною дела совершенно заслоняющих внутреннюю, человеческую сторону.
Схоронив три года тому назад своего грозного отца, он не расширял своей торговли, а купил более двух тысяч десятин земли у камергерши Меревой, взял в долгосрочное арендное
содержание три большие помещичьи имения и всей
душой пристрастился к сельскому хозяйству.
Одиночная камера была для него тяжела тем, что разлучила его с Чуевым и Евангелием, и, кроме того, он боялся, что возвратятся опять видения ее и черных. Но видений не было. Вся
душа его была полна новым, радостным
содержанием. Он бы был рад своему уединению, если бы он мог читать и у него было бы Евангелие. Евангелие дали бы ему, но читать он не мог.
Звуча наудачу, речь писателя превращается в назойливое сотрясание воздуха. Слово утрачивает ясность, внутреннее
содержание мысли ограничивается и суживается. Только один вопрос стоит вполне определенно: к чему растрачивается пламя
души? Кого оно греет? на кого проливает свой свет?
Мой дом, место доктора при больнице, с полным
содержанием от меня Вам и Вашей супруге, с платою Вам тысячи рублей жалованья в год с того момента, как я сел за сие письмо, готовы к Вашим услугам, и ежели Вы называете меня Вашим солнцем, так и я Вас именую взаимно тем же оживляющим светилом, на подвиге которого будет стоять, при личном моем свидании с Вами, осветить и умиротворить мою бедствующую и грешную
душу.
Маменька долго не благословляла его на женитьбу, проливала горькие слезы, укоряла его в эгоизме, в неблагодарности, в непочтительности; доказывала, что имения его, двухсот пятидесяти
душ, и без того едва достаточно на
содержание его семейства (то есть на
содержание его маменьки, со всем ее штабом приживалок, мосек, шпицев, китайских кошек и проч.), и среди этих укоров, попреков и взвизгиваний вдруг, совершенно неожиданно, вышла замуж сама, прежде женитьбы сына, будучи уже сорока двух лет от роду.
А вы, вы ради слова, в котором, может быть, не всегда есть
содержание, понятное вам, — вы зачастую ради слова наносите друг другу язвы и раны, ради слова брызжете друг на друга желчью, насилуете
душу…
И если я разложу их так, как разлагал до сих пор все, то серое пятно, без формы и
содержания, склизкое, с червеобразными движениями, загрязнит всю
душу без остатка…
— Мне в глаза, каналья, говорит, что он три тысячи
душ промотал, тогда как у него трех сот душонок никогда не бывало; на моих глазах всю молодость был на
содержании у старых барынь; за лакейство и за целование ручек и ножек у начальства терпели его на какой-то службе, а теперь он оскорбляется, что ему еще пенсии не дали. До какой степени в людях нахальство и лживость могут доходить!.. За это убить его можно!
Для ленивого тела — мягкие кушетки, мягкие табуретки, для ленивых ног — ковры, для ленивого зрения — линючие, тусклые или матовые цвета; для ленивой
души — изобилие на стенах дешевых вееров и мелких картин, в которых оригинальность исполнения преобладает над
содержанием, избыток столиков и полочек, уставленных совершенно ненужными и не имеющими цены вещами, бесформенные лоскутья вместо занавесей…
Она знала, что строгий монашеский чин должен быть свободен от всех земных попечений, столь несообразных с его святостию, и совершила намерение Великого Петра, отдав монастырские деревни под начальство светское, определив достаточные суммы для всех потребностей Духовенства, для благолепия церквей и повелев употребить прочие доходы с его миллиона
душ на успокоение престарелых воинов и
содержание духовных училищ [Манифест 1764 г., Февраля 26.].
От 26 сентября. «Я тебе еще не писала, что на днях должно выйти новое сочинение Гоголя,
содержание которого неизвестно; оно печатается под величайшим секретом в Петербурге по его поручению; ждем и нетерпеливо, что может оно заключать? У нас же прошли слухи, что будто это отрывки из его переписки с друзьями, что будто он сжег второй том „Мертвых
душ“ и так далее; слухи, по которым должно заключить, что он не совсем в здравом уме, по крайней мере слишком односторонен».
Я принялся спорить с Погодиным, доказывая, что тут никакого коридора и никаких уродов нет, что
содержание поэмы идет вперед, потому что Чичиков ездит по добрым людям и скупает мертвые
души…
Хотя я не помню
содержания этого письма, но решительно протестую против того, будто лирические места «Мертвых
душ» показались мне смешными.
Во-первых, главного правила классицизма — единства
содержания, в ней не существует; а без этого, батюшка, всякая комедия, как тело без
души.
Половецкому хотелось что-то высказать, что лежало камнем на
душе, но он почему-то удержался, хотя и подходил уже совсем близко к занимавшей его всецело теме. Брату Ираклию надоело лежать, и он присел к огню. Половецкий долго рассматривал его лицо, и оно начинало ему нравиться. Есть такие особенные лица, внутренее
содержание которых открывается постепенно.
Мы не хотим излагать и
содержания переписки Станкевича, в которой ясно отражается благородная, открытая, любящая
душа его.
Он был прекрасный работник, и исполнение обязанностей дневального, состоявших в носке дров и воды, топке печей и, главным образом, в
содержании казарм в чистоте, то есть в беспрерывном шарканье мокрой шваброй по полу, было ему по
душе.
Чувство может прорываться, но само но себе всегда составляет музыку
души, лишь сопровождающую то или иное представление, воление, вообще данное
содержание сознания.
Но пустая форма бессмертия в философском смысле, — какое
содержание она гарантирует? Что-то огромное? «Да почему же непременно огромное?» В
душе человека только мрак и пауки. Почему им не быть и там? Может быть, бессмертие — это такой тусклый, мертвый, безнадежный ужас, перед которым страдальческая земная жизнь — рай?
Душа боится пустоты, и она наполняется ложью, фикциями и призраками, если она не наполнена положительным творческим
содержанием.
Конечно, если б Некрасов познакомился предварительно со всем
содержанием романа, вряд ли бы он попросил Салтыкова поехать к Писемскому позондировать почву; но это прямо показывает, что тогда и для «Современника» автор «Тысячи
душ», «Горькой судьбины», рассказов из крестьянского быта не был еще реакционером, которого нельзя держать в сотрудниках. К нему заслали, и заслали кого? Самого Михаила Евграфовича, тогда уже временно — между двумя вице-губернаторствами — состоявшего в редакции «Современника».
— Да, случай и обобщения; а только, по правде сказать, не понимаю: почему вы против обобщения случаев? На мой взгляд, не глупее вас был тот англичанин, который, выслушав
содержание «Мертвых
душ» Гоголя, воскликнул: «О, этот народ неодолим». — «Почему же?» говорят. Он только удивился и отвечал: «Да неужто кто-нибудь может надеяться победить такой народ, из которого мог произойти такой подлец, как Чичиков».
Теперь в
душе его образовался как бы тесно сомкнутый круг мыслей относительно того, что смутно он чувствовал всегда: таких, безусловно, заповедей не существует; не от их соблюдения или несоблюдения зависят достоинства и значение поступка, не говоря уже о характере; вся суть в
содержании, которым единичный человек в момент решения наполняет под собственной ответственностью форму этих предписаний закона» (Георг Брандес, «Шекспир и его произведения»).
Какое-то безотчетно горькое чувство шевелилось в его
душе во время этой церемонии, хотя, вращаясь в великосветском кругу Петербурга и как врач, и как знакомый, он присутствовал на десятке подобных свадеб, как две капли воды похожих одна на другую и по внешнему эффекту, и по внутреннему
содержанию.
Это означает, что в строении
души русского человека форма не овладевает
содержанием, душевно-телесной стихией не овладевает дух.
Она слыхала, что одна барыня, также безграмотная, имевшая дела с отцом ее, проводила за нос самых крючковатых законников, могла рассказать, как лучший адвокат,
содержание каждой деловой бумаги, и от небольшого наследственного состояния оставила своим детям несколько тысяч
душ, да построила десяток каменных церквей.
Никто не сумел бы передать
содержания сначала торжественной и под конец простодушно-стариковской речи фельдмаршала; но сердечный смысл этой речи не только был понят, но то самое чувство величественного торжества в соединении с жалостью к врагам и сознанием своей правоты, выраженное именно этим стариковским, добродушным ругательством, — это самое чувство лежало в
душе каждого солдата и вырази лось радостным, долго неумолкавшим криком.
Письма Зинаиды Павловны Праша понимала за небезопасное по своему
содержанию, соблазнительное чтение, которое могло смущать неопытные
души.
Но в этом жутком коллективе, страшном чудовище погибают все цели и
содержания жизни, угашается всякая духовная культура, в нем нет новой человеческой
души, потому что нет уже никакой человеческой
души.