Неточные совпадения
Это было не предположение, — она ясно видела это в том пронзительном свете, который открывал ей теперь
смысл жизни и людских
отношений.
— Какой
смысл имеет убийство человека для того, чтоб определить свое
отношение к преступной жене и сыну?
Петр Петрович встретил ее «ласково и вежливо», впрочем с некоторым оттенком какой-то веселой фамильярности, приличной, впрочем, по мнению Петра Петровича, такому почтенному и солидному человеку, как он, в
отношении такого юного и в некотором
смысле интересного существа.
Он не мог определить своего
отношения к
смыслу сказанного Воиновым, но он почувствовал, что в разное время и все чаще его мысли кружились близко к этому
смыслу.
— Совершенно ясно, что культура погибает, потому что люди привыкли жить за счет чужой силы и эта привычка насквозь проникла все классы, все
отношения и действия людей. Я — понимаю: привычка эта возникла из желания человека облегчить труд, но она стала его второй природой и уже не только приняла отвратительные формы, но в корне подрывает глубокий
смысл труда, его поэзию.
Между Обломовым и Ольгой установились тайные невидимые для других
отношения: всякий взгляд, каждое незначительное слово, сказанное при других, имело для них свой
смысл. Они видели во всем намек на любовь.
— Он во всяком случае поступит по совести, — сказал Нехлюдов, вспоминая свои близкие
отношения и дружбу с Селениным и его милые свойства чистоты, честности, порядочности в самом лучшем
смысле этого слова.
Рациональные онтологические учения об
отношениях между Богом и человеком нестерпимы, такие построения имеют лишь педагогически-социальный
смысл для христианской общины.
Замечу еще мельком, что хотя у нас в городе даже многие знали тогда про нелепое и уродливое соперничество Карамазовых, отца с сыном, предметом которого была Грушенька, но настоящего
смысла ее
отношений к обоим из них, к старику и к сыну, мало кто тогда понимал.
Не говоря уже о том, что это черт знает что такое со стороны общих понятий, но какой
смысл это имело в личных
отношениях?
— Я на твоем месте, Александр, говорил бы то же, что ты; я, как ты, говорю только для примера, что у тебя есть какое-нибудь место в этом вопросе; я знаю, что он никого из нас не касается, мы говорим только, как ученые, о любопытных сторонах общих научных воззрений, кажущихся нам справедливыми; по этим воззрениям, каждый судит о всяком деле с своей точки зрения, определяющейся его личными
отношениями к делу, я только в этом
смысле говорю, что на твоем месте стал бы говорить точно так же, как ты.
Что касается до нравственного
смысла помещичьей среды нашей местности в описываемое время, то
отношения ее к этому вопросу ближе всего можно назвать страдательными.
Оно проникало не только в
отношения между поместным дворянством и подневольною массою — к ним, в тесном
смысле, и прилагался этот термин, — но и во все вообще формы общежития, одинаково втягивая все сословия (привилегированные и непривилегированные) в омут унизительного бесправия, всевозможных изворотов лукавства и страха перед перспективою быть ежечасно раздавленным.
Это был в полном
смысле слова изверг, превосходивший в этом
отношении даже тетеньку Анфису Порфирьевну.
Я решительно, не только философски, но морально, жизненно против реализма понятий, и в этом
смысле я антиплатоник, хотя в других
отношениях я очень ценю Платона.
Но
отношение к русскому народу, к
смыслу революции в исторической судьбе народа, к советскому строю не тождественно с
отношением к советской власти, к власти государства.
Поразительно, что люди с такой легкостью подчиняются преподносимому им
смыслу, не имеющему, в сущности, никакого
отношения к их неповторимой индивидуальной судьбе.
Это и есть проблема
отношений между гениальностью и святостью, между творчеством и спасением, не разрешенная старым христианским сознанием [Это центральная проблема моей книги «
Смысл творчества.
Бог и зло ни в каком
смысле не сравнимы и не сопоставимы; их нельзя признать ни равносильными началами (дуализм), ни зло подчиненным Богу (пантеизм); к их
отношениям неприменима ни ответственность, ни конкуренция.
Содержа в себе всю полноту бытия, абсолютное не подчиняется законам противоречия и исключенного третьего не в том
смысле, чтобы оно отменяло их, а в том
смысле, что они не имеют никакого
отношения к абсолютному, подобно тому как теоремы геометрии не отменяются этикой, но не имеют никакого применения к ней».
Но нельзя сказать, чтоб эти причины были совершенно забыты автором: простой и естественный
смысл факта не укрылся от него, и в «Не в своих санях» мы находим разбросанные черты тех
отношений, которые разумеем под общим именем самодурных.
В «темном царстве», рассматриваемом нами, ненормальность общественных
отношений доходит до высших своих пределов, и потому очень понятно, что его обитатели теряют решительно всякий
смысл в нравственных вопросах.
На Липочке тоже видна печать домашнего деспотизма: только при нем образуются эти черствые, бездушные натуры, эти холодные, отталкивающие
отношения к родным; только при нем возможно такое совершенное отсутствие всякого нравственного
смысла, какое замечается у Липочки.
В
отношениях Самсона Силыча Вольтова ко всем, его окружающим, мы видели, что самодурство это — бессильно и дряхло само по себе, что в нем нет никакого нравственного могущества, но влияние его ужасно тем, что, будучи само бессмысленно И бесправно, оно искажает здравый
смысл и понятие о праве во всех, входящих с ним в соприкосновение.
Следствием такого убеждения является в нас уважение к человеческой натуре и личности вообще, смех и презрение в
отношении к тем уродливым личностям, которые действуют в комедии и в официальном
смысле внушают ужас и омерзение, и наконец — глубокая, непримиримая ненависть к тем влияниям, которые так задерживают и искажают нормальное развитие личности.
Но он не видит никакой надобности изменить свои
отношения к домашним, дать здравому
смыслу хотя какое-нибудь участие в своем семейном быте.
Это — относительно, так сказать, внутренней политики; что же касается до внешних
отношений, то здесь вопрос усложняется тем, что нужно говорить не об одном заводе, даже не о заводском округе, даже не об Урале, а вообще о всей нашей промышленной политике, которая постоянно колебалась и колеблется между полной свободой внешнего рынка и покровительственной системой в строгом
смысле слова.
Майзель и Тетюев нападали на несправедливость действия кукарского заводоуправления по
отношению к крестьянскому обществу в том
смысле, что заводоуправление то допускало напрасные послабления, то устраивало бесполезные прижимки...
В нравственном
смысле он безразличен — и потому не может идти в сравнение с читателем-ненавистником; но в практическом
отношении он почти столь же вреден, как и последний.
В одиннадцать часов он выходил на прогулку. Помня завет отца, он охранял свое здоровье от всяких случайностей. Он инстинктивно любил жизнь, хотя еще не знал ее. Поэтому он был в высшей степени аккуратен и умерен в гигиеническом
смысле и считал часовую утреннюю прогулку одним из главных предохранительных условий в этом
отношении. На прогулке он нередко встречался с отцом (он даже искал этих встреч), которому тоже предписаны были ежедневные прогулки для предупреждения излишнего расположения к дебелости.
Когда им случалось обращаться к нему с каким-нибудь серьезным вопросом (чего они, впрочем, уже старались избегать), если они спрашивали его мнения про какой-нибудь роман или про его занятия в университете, он делал им гримасу и молча уходил или отвечал какой-нибудь исковерканной французской фразой: ком си три жоли и т. п., или, сделав серьезное, умышленно глупое лицо, говорил какое-нибудь слово, не имеющее никакого
смысла и
отношения с вопросом, произносил, вдруг сделав мутные глаза, слова: булку, или поехали, или капусту, или что-нибудь в этом роде.
После обеда Муза и Лябьев, по просьбе хозяина, стали играть в четыре руки, и хотя Лябьев играл секондо, а Муза примо, но gnadige Frau хорошо поняла, как он много был образованнее и ученее в музыкальном
смысле своей соигрицы. Gnadige Frau втайне чрезвычайно желала бы сыграть с Лябьевым что-нибудь, чтобы показать ему, как и она тоже была образована в этом
отношении, но, отстав столь давно от музыки, она не решалась высказать этого желания.
Но тем-то и отличается христианское исповедание от языческого, что оно требует от человека не известных внешних отрицательных действий, а ставит его в иное, чем прежде,
отношение к людям, из которого могут вытекать самые разнообразные, не могущие быть вперед определенными поступки, и потому христианин не может обещаться не только исполнять чью-либо другую волю, не зная, в чем будут состоять требования этой воли, не может повиноваться изменяющимся законам человеческим, но не может и обещаться что-либо определенное делать в известное время или от чего-либо в известное время воздержаться, потому что он не может знать, чего и в какое время потребует от него тот христианский закон любви, подчинение которому составляет
смысл его жизни.
Третье
отношение есть
отношение людей, потерявших совесть, и потому и здравый
смысл и человеческое чувство.
«Много ораторов и писателей, — говорит автор, — восстали против такого положения и старались доказать несправедливость непротивления и по здравому
смыслу и по писанию; и это совершенно естественно, и во многих случаях эти писатели правы, — правы в
отношении к лицам, которые, отказываясь от трудов военной службы, не отказываются от выгод, получаемых ими от правительств, но — не правы но
отношению самого принципа «непротивления».
Решимость эта заключалась в том, чтобы исследовать в самом источнике, узнать от чистых сердцем и нищих духом (сии суть столпы), нужны ли помпадуры. В каких
отношениях находится к этому источнику практика помпадурская и в каких — практика законов? которая из них имеет перевес? в каком
смысле — в
смысле ли творческом, или просто в
смысле реактива, производящего баламут?
— Хотите повеселиться? — сказал он, значительно подмигивая, в то время как его острый, холодный взгляд безучастного к этой фразе лица внимательно изучал меня. — Я намерен установить простые, дружеские
отношения. Нет
смысла жить врозь.
— Наши
отношения точно определены, — сказал я, не видя
смысла уступать ему в тоне. — Вы получили двести фунтов, причем я с вами не торговался. Взамен я получил эту каюту, но ваше общество в придачу к ней — не слишком ли незавидная компенсация?
Несмотря на то, что среди видимой праздности Бельтов много жил и мыслию и страстями, он сохранил от юности отсутствие всякого практического
смысла в
отношении своей жизни.
Мы группируем данные, делаем соображения об общем
смысле произведения, указываем на
отношение его к действительности, в которой мы живем, выводим свое заключение и пытаемся обставить его возможно лучшим образом, но при этом всегда стараемся держаться так, чтобы читатель мог совершенно удобно произнести свой суд между нами и автором.
Мы говорим: «Вот что автор изобразил; вот что означают, по нашему мнению, воспроизведенные им образы; вот их происхождение, вот
смысл; мы находим, что все это имеет живое
отношение к вашей жизни и нравам и объясняет вот какие потребности, которых удовлетворение необходимо для вашего блага».
Вообще тогдашняя педагогика была во всех
смыслах мрачная: и в
смысле физическом, и в
смысле умственном. В первом
отношении молодых людей питали дурно и недостаточно, во втором — просвещали их умы Пепиным свинством. И вдобавок требовали, чтоб школьник не понимал, что свинство есть свинство…
Именно, в
смысле устранения бюрократии (раз навсегда!) от пирога и перенесения ее прав и обязанностей по
отношению к пирогу на излюбленных земских людей.
Взятый сам по себе, со стороны своего внутреннего содержания, этот тип не весьма выразителен, а в
смысле художественного произведения даже груб и не интересен; но он представляет интерес в том
отношении, что служит наивернейшим олицетворением известного положения вещей.
Отношения ее с этим музыкантом, какие бы они ни были, для меня это не имеет
смысла, да и для нее тоже.
Неизвестно, точно ли хороши были лефортовские ветеринарные прививки, умелы ли заградительные самарские отряды, удачны ли крутые меры, принятые по
отношению к скупщикам яиц в Калуге и Воронеже, успешно ли работала чрезвычайная московская комиссия, но хорошо известно, что через две недели после последнего свидания Персикова с Альфредом в
смысле кур в Союзе Республик было совершенно чисто.
Пение первоначально и существенно — подобно разговору — произведение практической жизни, а не произведение искусства; но как всякое «уменье», пение требует привычки, занятия, практики, чтобы достичь высокой степени совершенства; как все органы, орган пения, голос, требует обработки, ученья, для того чтобы сделаться покорным орудием воли, — и естественное пение становится в этом
отношении «искусством», но только в том
смысле, в каком называется «искусством» уменье писать, считать, пахать землю, всякая практическая деятельность, а вовсе не в том
смысле, какой придается слову «искусство» эстетикою.
Господин Голядкин взглянул на Антона Антоновича, и так как, по всей вероятности, физиономия нашего героя вполне отзывалась его настоящим и гармонировала со всем
смыслом дела, следовательно в некотором
отношении была весьма замечательна, то добрый Антон Антонович, отложив перо в сторону, с каким-то необыкновенным участием осведомился о здоровье господина Голядкина.
Средний же культурный человек, даже в том
смысле, ежели чувствовал себя кругом виноватым, считал дело удовлетворительно разрешенным, если ему удавалось в свои
отношения к подневольным людям ввести так называемый патриархальный элемент и за это заслужить кличку «доброго барина».
Алкоголичка, она пила запоем и пьяная была неописуемо отвратительна, а в трезвом состоянии удивляла меня вдумчивым
отношением к людям и спокойным исканием
смысла в их деяниях.