Неточные совпадения
— Девять тысяч, — повторил Алексей Александрович и нахмурился. Высокая цифра этого жалованья напомнила ему, что с этой стороны предполагаемая
деятельность Степана Аркадьича была противна главному
смыслу его проектов, всегда клонившихся к экономии.
— Положим, но труд в том
смысле, что
деятельность его дает результат — дорогу. Но ведь ты находишь, что дороги бесполезны.
— Что такое благороднее? Я не понимаю таких выражений в
смысле определения человеческой
деятельности. «Благороднее», «великодушнее» — все это вздор, нелепости, старые предрассудочные слова, которые я отрицаю! Все, что полезно человечеству, то и благородно! Я понимаю только одно слово: полезное! Хихикайте, как вам угодно, а это так!
— Говорил он о том, что хозяйственная
деятельность людей, по
смыслу своему, религиозна и жертвенна, что во Христе сияла душа Авеля, который жил от плодов земли, а от Каина пошли окаянные люди, корыстолюбцы, соблазненные дьяволом инженеры, химики. Эта ерунда чем-то восхищала Тугана-Барановского, он изгибался на длинных ногах своих и скрипел: мы — аграрная страна, да, да! Затем курносенький стихотворец читал что-то смешное: «В ладье мечты утешимся, сны горе утолят», — что-то в этом роде.
Деятельность Религиозно-философской академии открылась моим публичным докладом на тему о религиозном
смысле русской революции, на котором были высказаны некоторые мысли, чуждые эмиграции.
Смысл его тот, что самодурство, в каких бы умеренных формах ни выражалось, в какую бы кроткую опеку ни переходило, все-таки ведет, — по малой мере, к обезличению людей, подвергшихся его влиянию; а обезличение совершенно противоположно всякой свободной и разумной
деятельности; следовательно, человек обезличенный, под влиянием тяготевшего над ним самодурства, может нехотя, бессознательно совершить какое угодно преступление и погибнуть — просто по глупости и недостатку самобытности.
Бесправное, оно подрывает доверие к праву; темное и ложное в своей основе, оно гонит прочь всякий луч истины; бессмысленное и капризное, оно убивает здравый
смысл и всякую способость к разумной, целесообразной
деятельности; грубое и гнетущее, оно разрушает все связи любви и доверенности, уничтожает даже доверие к самому себе и отучает от честной, открытой
деятельности.
В первый раз пришлось ему постичь истинный
смысл слова «борьба», но, однажды сознав необходимость участия этого элемента в человеческой
деятельности, он уже не остановился перед ним, хотя, по обычаю всех ищущих душевного мира людей, принял его под другим наименованием.
И как отдельный человек, вступая в новый возраст, неизбежно изменяет свое понимание жизни, и взрослый человек видит
смысл ее в ином, чем ребенок, так точно и совокупность людей, народа, неизбежно, соответственно возрасту своему, изменяет свое понимание жизни и вытекающую из этого понимания
деятельность.
Как отдельный человек не может жить, не имея известного представления о
смысле своей жизни, и всегда, хотя часто и бессознательно, соображает свои поступки с этим придаваемым им своей жизни
смыслом, так точно и совокупности людей, живущих в одинаковых условиях — народы, не могут не иметь представления о
смысле их совокупной жизни и вытекающей из нее
деятельности.
Сущность всякого религиозного учения — не в желании символического выражения сил природы, не в страхе перед ними, не в потребности к чудесному и не во внешних формах ее проявления, как это думают люди науки. Сущность религии в свойстве людей пророчески предвидеть и указывать тот путь жизни, по которому должно идти человечество, в ином, чем прежнее, определении
смысла жизни, из которого вытекает и иная, чем прежняя, вся будущая
деятельность человечества.
Люди, привыкшие к существующему порядку вещей, любящие его, боящиеся изменить его, стараются понять учение как собрание откровений и правил, которые можно принять, не изменяя своей жизни, тогда как учение Христа не есть только учение о правилах, которым должен следовать человек, но — выяснение нового
смысла жизни, определяющего всю, совсем иную, чем прежняя,
деятельность человечества в тот период, в который оно вступает.
На это-то требование и отвечает особенная способность человечества выделять из себя людей, дающих новый
смысл всей жизни человеческой, —
смысл, из которого вытекает вся иная, чем прежняя,
деятельность. Установление этого, свойственного человечеству в тех новых условиях, в которые оно вступает, жизнепонимания и вытекающей из него
деятельности и есть то, что называется религия.
Внушение народу этих чуждых ему, отжитых и не имеющих уже никакого
смысла для людей нашего времени формул византийского духовенства о троице, о божией матери, о таинствах, о благодати и т. п. составляет одну часть
деятельности русской церкви; другую часть ее
деятельности составляет
деятельность поддержания идолопоклонства в самом прямом
смысле этого слова: почитания святых мощей, икон, принесения им жертв и ожидания от них исполнения желаний.
Знаю, что я далеко не исчерпал всех случаев помпадурской
деятельности, но меня утешает то, что я первый сделал почин в этом
смысле.
Иначе и невозможно: как скоро сознание правды и права, здравый
смысл проснулись в людях, они непременно требуют не только отвлеченного с ними согласия (которым так блистали всегда добродетельные герои прежнего времени), но и внесение их в жизнь, в
деятельность.
Значит, практический
смысл может вести человека к прямой и честной
деятельности только тогда, когда обстоятельства располагаются сообразно с здравой логикой и, следовательно, с естественными требованиями человеческой нравственности.
Как бы то ни было, новый тип народился. Это тип, продолжающий дело ветхого человека, но старающийся организовать его, приводящий к одному знаменателю яичницу, которую наделал его предшественник. Старый"ветхий человек"умирает или в тоске влачит свои дни, сознавая и в теории, и в особенности на практике, что предмет его жизни… фью! Новый"ветхий человек"выступает на сцену и, сохраняя
смысл традиций, набрасывается на подробности и выказывает неслыханную, лихорадочную
деятельность…
15) Совершенство формы (единство идеи и формы) не составляет характеристической черты искусства в эстетическом
смысле слова (изящных искусств); прекрасное как единство идеи и образа, или как полное осуществление идеи, есть цель стремления искусства в обширнейшем
смысле слова или «уменья», цель всякой практической
деятельности человека.
Пение первоначально и существенно — подобно разговору — произведение практической жизни, а не произведение искусства; но как всякое «уменье», пение требует привычки, занятия, практики, чтобы достичь высокой степени совершенства; как все органы, орган пения, голос, требует обработки, ученья, для того чтобы сделаться покорным орудием воли, — и естественное пение становится в этом отношении «искусством», но только в том
смысле, в каком называется «искусством» уменье писать, считать, пахать землю, всякая практическая
деятельность, а вовсе не в том
смысле, какой придается слову «искусство» эстетикою.
Но дело в том, что по самим условиям своих жизненных преданий, обстановки, воспитания, культурный человек на этом поприще прежде всего встречается с вопросом: что скажет о моей просветительской
деятельности становой (само собой разумеется, что здесь выражение «становой» употреблено не в буквальном
смысле)?
Я думаю даже, что если б я действовал в
смысле приближения этой минуты, то такая
деятельность была бы противна и здравому
смыслу, и чувству самосохранения.
Англия одарена величайшим
смыслом жизни и
деятельности, но всякое деяние ее есть частное; общечеловеческое у британца превращается в национальное; всеобъемлющий вопрос сводится на местный.
Она никогда не имела вполне развитого
смысла практической
деятельности; обобщая каждый вопрос, она выходила из жизни в отвлечения и оканчивала односторонним разрешением.
В таком именно
смысле должны быть понимаемы все наши замечания о неразрывной связи душевной и телесной
деятельности.
Призвание всякого человека в духовной
деятельности — в постоянном искании правды и
смысла жизни.
— Знаю-с, — отвечал князь, — знаю даже, что вы вашу служебную
деятельность распространили за пределы прямых ваших обязанностей. Вот ваш проект! — продолжал он, подавая Шамаеву толстую тетрадь. — Во-первых, вы не должны были его посылать помимо меня; а во-вторых, чтобы писать о чем-нибудь проекты, надобно знать хорошо самое дело и руководствоваться здравым
смыслом, а в вашем ни того, ни другого нет.
Все яснее и неопровержимее для меня становилось одно: медицина не может делать ничего иного, как только указывать на те условия, при которых единственно возможно здоровье и излечение людей; но врач, — если он врач, а не чиновник врачебного дела, — должен прежде всего бороться за устранение тех условий, которые делают его
деятельность бессмысленною и бесплодною; он должен быть общественным деятелем в самом широком
смысле слова, он должен не только указывать, он должен бороться и искать путей, как провести свои указания в жизнь.
И мне все чаще стала приходить в голову мысль: пока этого нет, какой
смысл может иметь врачебная
деятельность?
Человек, признающий то, что
смысл и
деятельность в любви, негодует на то, что ему указан верный и несомненный путь этой
деятельности и те самые опасные ошибки, которые могут отвлечь его от истинного пути.
Но в этом
смысле в психологизме могут считаться повинны решительно все
деятельности духа: разве познание не есть также факт душевной жизни, разве мораль не имеет своей психологии (более придирчивые критики и рассматривают мораль лишь как психологический факт)?
И когда я, к концу 1864 года попав в тиски, поручил ему главное ведение дела со всеми его дрязгами, хлопотами и неприятностями, чтобы иметь свободу для моей литературной работы, он сделался моим"alter ego", и в общих чертах его чисто редакционная
деятельность не вредила журналу, но и не могла его особенно поднимать, а в деловом
смысле он умел только держаться кое-как на поверхности, не имея сам ни денежных средств, ни личного кредита, ни связей в деловых сферах.
В прямом
смысле, конечно, нет; но если взять всю совокупность его
деятельности за последние двадцать лет его жизни, его пропаганду, его credo неохристианского анархиста чистой воды, то — не будь он Лев Николаевич Толстой, он давно бы очутился в местах"довольно отдаленных", откуда мог бы перебраться и за границу. Весь его умственный, нравственный и общественный склад был характерен для самого типичного эмигранта.
Если б какой-нибудь казуист пожелал доказывать, что у меня диплом был от фактически не существовавшего университета, ему нетрудно было бы доказать это, так как действительно тогда университет, в
смысле академической
деятельности, не существовал.
Первые дни свободы около прелестной женщины, конечно, были для Николая Герасимовича в полном
смысле медовыми, но затем в этот мед снова попала ложка дегтя в форме мучивших самолюбивого до последних пределов Савина воспоминаний об артистической
деятельности Мадлен де Межен в Петербурге.
Но каким образом тогда этот старый человек, один в противность мнению всех, мог угадать так верно значение народного
смысла события, что ни разу во всю свою
деятельность не изменил ему?
Хотел сказать я то, что мы дожили в наше время до того положения, в котором нам нельзя долее оставаться, и что, хотим мы или не хотим этого, мы должны вступить на новый путь жизни, и что для того, чтобы нам вступить на этот путь, нам не нужно ни выдумывать новой веры, ни новых научных теорий, которые могли бы объяснить
смысл жизни и руководить ею, — главное, не нужно и никакой особенной
деятельности, а нужно только одно: освободиться от суеверий как лжехристианской веры, так и государственного устройства.
Извращение
смысла жизни извратило всю разумную
деятельность человека.