Неточные совпадения
Я пришел к себе на квартиру и нашел Савельича, горюющего по моем отсутствии. Весть
о свободе моей обрадовала его несказанно. «Слава тебе, владыко! —
сказал он перекрестившись. — Чем свет оставим крепость и пойдем куда глаза глядят. Я тебе кое-что заготовил; покушай-ка, батюшка, да и почивай себе до утра, как у
Христа за пазушкой».
— Про вас, —
сказал Дьякон, не взглянув на него. — Про мудрствующих лукаво. Разошелся я духовно с вами и своим путем пойду, по людям благовестя
о Христе и законе его…
— Тут есть сестры-братья, которые первый раз с нами радеют
о духе. И один человек усумнился: правильно ли
Христа отрицаемся! Может, с ним и другие есть. Так дозволь, кормщица наша мудрая, я
скажу.
— Был я там, —
сказал Христос печально,
А Фома-апостол усмехнулся
И напомнил: — Чай, мы все оттуда. —
Поглядел
Христос во тьму земную
И спросил Угодника Николу:
— Кто это лежит там, у дороги,
Пьяный, что ли, сонный аль убитый?
— Нет, — ответил Николай Угодник. —
Это просто Васька Калужанин
О хорошей жизни замечтался.
— Женевские идеи — это добродетель без
Христа, мой друг, теперешние идеи или, лучше
сказать, идея всей теперешней цивилизации. Одним словом, это — одна из тех длинных историй, которые очень скучно начинать, и гораздо будет лучше, если мы с тобой поговорим
о другом, а еще лучше, если помолчим
о другом.
Это мне баба
сказала, почти этими же словами, и такую глубокую, такую тонкую и истинно религиозную мысль, такую мысль, в которой вся сущность христианства разом выразилась, то есть всё понятие
о боге как
о нашем родном отце и
о радости бога на человека, как отца на свое родное дитя, — главнейшая мысль
Христова!
Как некогда
Христос сказал рабам и угнетенным: «Вот вам религия, примите ее — и вы победите с нею целый мир!», — так и Жорж Занд говорит женщинам: «Вы — такой же человек, и требуйте себе этого в гражданском устройстве!» Словом, она представительница и проводница в художественных образах известного учения эмансипации женщин, которое стоит рядом с учением об ассоциации,
о коммунизме, и по которым уж, конечно, миру предстоит со временем преобразоваться.
И зачем же я сочинил такую историю, так не идущую в обыкновенный разумный дневник, да еще писателя? А еще обещал рассказы преимущественно
о событиях действительных! Но вот в том-то и дело, мне всё кажется и мерещится, что всё это могло случиться действительно, — то есть то, что происходило в подвале и за дровами, а там об елке у
Христа — уж и не знаю, как вам
сказать, могло ли оно случиться или нет? На то я и романист, чтоб выдумывать.
Лиза молчала, краснела и потела, но, когда он кончил, она с слезами, стоящими в глазах, начала говорить, сначала робко,
о том, что
Христос сказал: «оставь отца и мать и иди за мной», потом, всё больше и больше одушевляясь, высказала всё то свое представление
о том, как она понимала христианство.
«Тайна сия велика есть, аз же глаголю во
Христа и во церковь», — так говорит
о браке богомудрый и боговдохновенный апостол.
О сей великой тайне вам, отныне ее причастным, не в откровение неизвестного, а в напоминании об известном, хочу я
сказать богомыслием внушенное слово.
— Старики наши рассказывают, — отвечал Перстень, — и гусляры
о том поют. В стародавние то было времена, когда возносился Христос-бог на небо, расплакались бедные, убогие, слепые, хромые, вся, значит, нищая братия: куда ты, Христос-бог, полетаешь? На кого нас оставляешь? Кто будет нас кормить-поить? И
сказал им
Христос, царь небесный...
На моих глазах, как я говорил, по случаю моей книги, в продолжение многих лет учение
Христа и его собственные слова
о непротивлении злу были предметом насмешек, балаганных шуток и церковники не только не противились этому, но поощряли это кощунство; но попробуйте
сказать непочтительное слово
о безобразном идоле, кощунственно развозимом по Москве пьяными людьми под именем Иверской, и поднимется стон негодования этих самых православных церковников.
Церковные учители признают нагорную проповедь с заповедью
о непротивлении злу насилием божественным откровением и потому, если они уже раз нашли нужным писать
о моей книге, то, казалось бы, им необходимо было прежде всего ответить на этот главный пункт обвинения и прямо высказать, признают или не признают они обязательным для христианина учение нагорной проповеди и заповедь
о непротивлении злу насилием, и отвечать не так, как это обыкновенно делается, т. е.
сказать, что хотя, с одной стороны, нельзя собственно отрицать, но, с другой стороны, опять-таки нельзя утверждать, тем более, что и т. д., а ответить так же, как поставлен вопрос в моей книге: действительно ли
Христос требовал от своих учеников исполнения того, чему он учил в нагорной проповеди, и потому может или не может христианин, оставаясь христианином, идти в суд, участвуя в нем, осуждая людей или ища в нем защиты силой, может или не может христианин, оставаясь христианином, участвовать в управлении, употребляя насилие против своих ближних и самый главный, всем предстоящий теперь с общей воинской повинностью, вопрос — может или не может христианин, оставаясь христианином, противно прямому указанию
Христа обещаться в будущих поступках, прямо противных учению, и, участвуя в военной службе, готовиться к убийству людей или совершать их?
Замечательно при этом то, что у нас, где нельзя
сказать слова
о священном писании без запрета цензуры, несколько лет во всех журналах извращалась, критиковалась, осуждалась, осмеивалась прямо и точно выраженная заповедь
Христа (Мф. V, 39).
Они не замечают того, что
сказать, что в учении
Христа заповедь
о непротивлении злу насилием есть преувеличение, всё равно что
сказать, что в учении
о круге положение
о равенстве радиусов круга есть преувеличение.
Так точно и нельзя
сказать с тех пор, как учение
Христа стало известно людям: буду жить, как я жил прежде, не решая вопроса
о противлении или непротивлении злу насилием. Надо неизбежно при возникновении каждой борьбы решить: противиться или не противиться насилием тому, что я считаю злом, насилием.
Так и ждешь, что на этот существенный вопрос, который один только и мог побудить человека писать статью
о книге, человек
скажет, что это толкование учения
Христа верно и что надо следовать ему, или
скажет, что такое толкование неверно; докажет, почему, и даст другое правильное толкование тех слов, которые я неправильно толкую.
Мимоходом она вспомнила
о Христе с грешницей, и тут Никон, с усмешкой взглянув на Кожемякина,
сказал...
— Спаси тебя
Христос, — проговорил старик, поднял валявшиеся на полу чамбары и бешмет, надел их, затянул ремнем, полил воды из черепка на руки, отер их
о старые чамбары, кусочком гребешка расправил бороду и стал перед Лукашкой. — Готов! —
сказал он.
—
О людях нуждающихся… да; это даже наша первая обязанность;
Христос обещал не забыть чашу студеной воды, которую подадим, кому надо уста промочить. А Дмитрий Ростовский на жен-мироносиц всем вельможам прямо в глаза
сказал, что у нас в знатных людях не найти
Христа, а бедному, за нуждою тяжкою, про него совсем и вспомнить некогда. Надо бедным тяготы посбавить, а не гробы золотить и не башни строить, тогда скорее начнется
Христово царствие.
— А если это не в ее правилах, так не
о чем и говорить: ругнул ее человек, ну и что такое — над
Христом ругались. А я вам вот что
скажу: я вашей графине только удивляюсь, как она с своею святостью никому ничего простить не может.
— Вы говорите — у вас вера, —
сказал дьякон. — Какая это вера? А вот у меня есть дядька-поп, так тот так верит, что когда в засуху идет в поле дождя просить, то берет с собой дождевой зонтик и кожаное пальто, чтобы его на обратном пути дождик не промочил. Вот это вера! Когда он говорит
о Христе, так от него сияние идет и все бабы и мужики навзрыд плачут. Он бы и тучу эту остановил и всякую бы вашу силу обратил в бегство. Да… Вера горами двигает.
— Пронесло тучу мороком, а все преподобный Прокопий,
о Христе юродивый, — повторял дьячок вслух и крестился. — Легкое место
сказать, высидел в узилище цельную зиму, а теперь отрыгнут на волю, яко от кита Иона.
— Здравствуйте
о Христе Исусе, —
сказала она, обращаясь к сиротам.
— Оставьте вы,
Христа ради, эти вечные фразы
о деле! —
сказала она с раздражением. — Какое дело-то, и сами не знаете!.. Вас никто и не просит!.. Разве я навязываю вам?.. Обойдусь и без вас!.. Мой ребенок, моя и забота!
Чтение книг без разбора и без разумного руководства развило в нем пытливость ума до болезненности. Еще в лесу много начитался он об антихристе,
о нынешних последних временах и
о том, что истинная
Христова вера иссякла в людях и еще во дни патриарха Никона взята на небо, на земле же сохранилась точию у малого числа людей, пребывающих в сокровенности, тех людей, про которых сам Господь
сказал в Евангелии: «Не бойся, малое стадо».
— Да, в великороссийской, — твердо ответил Герасим Силыч. — Правда, есть и церковные отступления от древних святоотеческих обрядов и преданий, есть церковные неустройства, много попов и других людей в клире недостойных, прибытками и гордостию обуянных, а в богослужении нерадивых и небрежных. Все это так, но вера у них чиста и непорочна. На том самом камне она стоит,
о коем
Христос сказал: «На нем созижду церковь мою, и врата адовы не одолеют ю».
— До времени не могу
сказать о том, ваше благородие, а ежели решитесь вступить на правый путь, открою вам всю «сокровенную тайну», —
сказал унтер-офицер. — Господь утаил ее от сильных и великих и даровал ее разумение людям простым, нечиновным, гонимым, мучимым, опозоренным за имя
Христово…
— И я верю твердо тому, что
сказал Христос в своей притче
о заблудшей овце…
Можно было бы
сказать, что, став христианином, я принял образ
Христа в Легенде
о Великом Инквизиторе, я к нему обратился, и в самом христианстве я был против всего того, что может быть отнесено к духу Великого Инквизитора.
О том же, как зарождается она, почему, когда, где, не только в человеке, но и в животном и растении, никто никогда не узнал.
О зарождении ее в человеке
Христос сказал, что никто этого не знает и не может знать.
— Проклятье! проклятье этому дню и этим деньгам! Я не хочу, я не ищу их, я
о них не жалею, я никому никогда ни одного слова не
скажу об их пропаже, но только ради создавшего вас Саваофа, ради страдавшего за правду и милость
Христа, ради всего, что кому-нибудь из вас жалко и дорого, — отпустите этого младенца…
Как владельцы луга, умышленно умолчав
о том, что совет состоял не в том, чтобы не уничтожать дурную траву, а в том, чтобы уничтожать ее разумным образом,
сказали: не будем слушать этого человека — он безумец, он велит не косить дурных трав, а велит разводить их, — так и на мои слова
о том, что, для того чтобы по учению
Христа уничтожить зло, надо не противиться ему насилием, а с корнем уничтожать его любовью,
сказали: не будем слушать его, он безумец: он советует не противиться злу, для того чтобы зло задавило нас.
Это было вскоре же после того, как Керасенко женился на бойкой
Христе, и хоть тому теперь прошел уже добрый десяток лет, однако бедный казак, конечно, и
о сю пору хорошо помнил этот чертовский случай. Было это зимою, под вечер, на праздниках, когда никакому казаку, хоть бы и самому ревнивому, невмочь усидеть дома. А Керасенко и сам «нудил свитом» и жену никуда не пускал, и произошла у них из-за этого баталия, при которой Керасивна
сказала мужу...
Только этой вечной жизни учит
Христос по всем Евангелиям, и, как ни странно это
сказать про
Христа, который лично воскрес и обещал всех воскресить, никогда
Христос не только ни одним словом не утверждал личное воскресение и бессмертие личности за гробом, но и тому восстановлению мертвых в царстве мессии, которое основали фарисеи, придавал значение, исключающее представление
о личном воскресении.
О первом заключении говорил раз с отцом Николаем и был удивлен, как он это внял и согласился, но сейчас же сделал в шутку: „Русь, —
сказал он, — во
Христа крестилась, но только во
Христа не облекалась“.
Ведь не могут же русские люди нашего времени — я думаю, что не ошибаясь
скажу, чующие уже, хотя и в неясном виде, сущность истинного учения
Христа, — серьезно верить в то, что призвание человека в этом мире состоит в том, чтобы данный ему короткий промежуток времени между рождением и смертью употребить на то, чтобы говорить речи в палатах или собраниях товарищей социалистов или в судах, судить своих ближних, ловить, запирать, убивать их, или кидать в них бомбы, или отбирать у них земли, или заботиться
о том, чтобы Финляндия, Индия, Польша, Корея были бы присоединены к тому, что называется Россией, Англией, Пруссией, Японией, или
о том, чтобы освободить насилием эти земли и быть для того готовым к массовым убийствам друг друга.
Мы так пропустили мимо ушей и забыли всё то, что он
сказал нам
о нашей жизни —
о том, что не только убивать, но гневаться нельзя на другого человека, что нельзя защищаться, а надо подставлять щеку, что надо любить врагов, — что нам теперь, привыкшим называть людей, посвятивших свою жизнь убийству, — христолюбивым воинством, привыкшим слушать молитвы, обращенные ко
Христу о победе над врагами, славу и гордость свою полагающим в убийстве, в некоторого рода святыню возведшим символ убийства, шпагу, так что человек без этого символа, — без ножа, — это осрамленный человек, что нам теперь кажется, что
Христос не запретил войны, что если бы он запрещал, он бы
сказал это яснее.
Ужасно
сказать (но мне иногда кажется): не будь вовсе учения
Христа с церковным учением, выросшим на нем, то те, которые теперь называются христианами, были бы гораздо ближе к учению
Христа, т. е. к разумному учению
о благе жизни, чем они теперь.
Но этого тоже нет, напротив, ясно по связи речи, что, говоря: не судите,
Христос говорит именно
о судах, учреждениях: по Матфею и Луке, перед тем, чтобы
сказать: не судите и не осуждайте, он говорит: не противьтесь злому, терпите зло, делайте добро всем.
Расскажу подробно, как уничтожилось во мне всякое сомнение
о том, что слова эти не могут быть понимаемы иначе, как в том смысле, что
Христос запрещает всяческие человеческие учреждения судов, и словами этими ничего не мог
сказать другого.
Так же решительно высказывается и Тертуллиан, современник Оригена,
о невозможности христианина быть военным: «Не подобает служить знаку
Христа и знаку дьявола, — говорит он про военную службу, — крепости света и крепости тьмы. Не может одна душа служить двум господам. Да и как воевать без меча, который отнял сам господь? Неужели можно упражняться мечом, когда господь
сказал, что каждый взявшийся за меч от меча погибнет. И как будет участвовать в сражении сын мира?