Неточные совпадения
Но, с другой стороны, не видим ли мы, что народы самые образованные наипаче [Наипа́че (церковно-славянск.) — наиболее.] почитают себя счастливыми в воскресные и праздничные дни,
то есть тогда, когда начальники мнят себя от писания законов
свободными?
То был взор, светлый как сталь, взор, совершенно
свободный от мысли и потому недоступный ни для оттенков, ни для колебаний.
Долго ли, коротко ли они так жили, только в начале 1776 года в
тот самый кабак, где они в
свободное время благодушествовали, зашел бригадир. Зашел, выпил косушку, спросил целовальника, много ли прибавляется пьяниц, но в это самое время увидел Аленку и почувствовал, что язык у него прилип к гортани. Однако при народе объявить о
том посовестился, а вышел на улицу и поманил за собой Аленку.
Он знал очень хорошо, что в глазах этих лиц роль несчастного любовника девушки и вообще
свободной женщины может быть смешна; но роль человека, приставшего к замужней женщине и во что бы
то ни стало положившего свою жизнь на
то, чтобы вовлечь ее в прелюбодеянье, что роль эта имеет что-то красивое, величественное и никогда не может быть смешна, и поэтому он с гордою и веселою, игравшею под его усами улыбкой, опустил бинокль и посмотрел на кузину.
— Ну, bonne chance, [желаю вам удачи,] — прибавила она, подавая Вронскому палец,
свободный от держания веера, и движением плеч опуская поднявшийся лиф платья, с
тем чтобы, как следует, быть вполне голою, когда выйдет вперед, к рампе, на свет газа и на все глаза.
— Да уж само собою разумеется. Третьего сюда нечего мешать; что по искренности происходит между короткими друзьями,
то должно остаться во взаимной их дружбе. Прощайте! Благодарю, что посетили; прошу и вперед не забывать: коли выберется
свободный часик, приезжайте пообедать, время провести. Может быть, опять случится услужить чем-нибудь друг другу.
Приходит муж. Он прерывает
Сей неприятный tête-а-tête;
С Онегиным он вспоминает
Проказы, шутки прежних лет.
Они смеются. Входят гости.
Вот крупной солью светской злости
Стал оживляться разговор;
Перед хозяйкой легкий вздор
Сверкал без глупого жеманства,
И прерывал его меж
темРазумный толк без пошлых
тем,
Без вечных истин, без педантства,
И не пугал ничьих ушей
Свободной живостью своей.
Но, шумом бала утомленный,
И утро в полночь обратя,
Спокойно спит в тени блаженной
Забав и роскоши дитя.
Проснется зá полдень, и снова
До утра жизнь его готова,
Однообразна и пестра,
И завтра
то же, что вчера.
Но был ли счастлив мой Евгений,
Свободный, в цвете лучших лет,
Среди блистательных побед,
Среди вседневных наслаждений?
Вотще ли был он средь пиров
Неосторожен и здоров?
Прости ж и ты, мой спутник странный,
И ты, мой верный идеал,
И ты, живой и постоянный,
Хоть малый труд. Я с вами знал
Всё, что завидно для поэта:
Забвенье жизни в бурях света,
Беседу сладкую друзей.
Промчалось много, много дней
С
тех пор, как юная Татьяна
И с ней Онегин в смутном сне
Явилися впервые мне —
И даль
свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Еще не ясно различал.
Эпизод с перчаткой, хотя и мог кончиться дурно, принес мне
ту пользу, что поставил меня на
свободную ногу в кругу, который казался мне всегда самым страшным, — в кругу гостиной; я не чувствовал уже ни малейшей застенчивости в зале.
Он перевел дух
свободнее. «Наверно, не
то!» Мало-помалу он стал ободряться, он усовещивал себя всеми силами ободриться и опомниться.
— Позвольте, позвольте, я с вами совершенно согласен, но позвольте и мне разъяснить, — подхватил опять Раскольников, обращаясь не к письмоводителю, а все к Никодиму Фомичу, но стараясь всеми силами обращаться тоже и к Илье Петровичу, хотя
тот упорно делал вид, что роется в бумагах и презрительно не обращает на него внимания, — позвольте и мне с своей стороны разъяснить, что я живу у ней уж около трех лет, с самого приезда из провинции и прежде… прежде… впрочем, отчего ж мне и не признаться в свою очередь, с самого начала я дал обещание, что женюсь на ее дочери, обещание словесное, совершенно
свободное…
Дело следователя ведь это, так сказать,
свободное художество, в своем роде-с или вроде
того… хе! хе! хе!..
Теленок по своему возрасту имел слишком много
свободного времени, и занялся
тем, что в счастливый час досуга отжевал углы у всех листов «Псалтиря».
Приглаживая щеткой волосы, он протянул Самгину
свободную руку, потом, закручивая эспаньолку, спросил о здоровье и швырнул щетку на подзеркальник, свалив на пол медную пепельницу, щетка упала к ногам толстого человека с желтым лицом,
тот ожидающим взглядом посмотрел на Туробоева, но, ничего не дождавшись, проворчал...
Здесь было
свободней, и чем дальше,
тем все более свободно, — по обе стороны коридора непрерывно хлопали двери, как бы выкусывая людей, одного за другим.
— Слышите? — подхватил Бердников. — В эстеты произвел меня. А
то — нигилистом ругает. Однако чем же я виноват, ежели у нас свобода-то мысли именно к празднословию сводится и больше никуда? Нуте-ко, скажите, где у нас свободная-то мысль образцово дана? Чаадаев? Бакунин и Кропоткин? Герцен, Киреевский, Данилевский и другие этого гнезда?
Сравнивая свои чувствования с
теми, которые влекли его к Лидии, он находил, что тогда инстинкт наивно и стыдливо рядился в романтические мечты и надежды на что-то необыкновенное, а теперь ничего подобного нет, а есть только вполне
свободное и разумное желание овладеть девицей, которая сама хочет этого.
— Да, — забывая о человеке Достоевского, о наиболее
свободном человеке, которого осмелилась изобразить литература, — сказал литератор, покачивая красивой головой. — Но следует идти дальше Достоевского — к последней свободе, к
той, которую дает только ощущение трагизма жизни… Что значит одиночество в Москве сравнительно с одиночеством во вселенной? В пустоте, где только вещество и нет бога?
— Я ужасно занят, ни минуты
свободной нет, — отговаривался Обломов. — Вы потрудитесь только сказать, что так как задаток остается в вашу пользу, а жильца я найду,
то…
Потом уж он не осиливал и первого
тома, а большую часть
свободного времени проводил, положив локоть на стол, а на локоть голову; иногда вместо локтя употреблял
ту книгу, которую Штольц навязывал ему прочесть.
Сначала слышался только ее смущенный шепот, но по мере
того, как она говорила, голос ее становился явственнее и
свободнее; от шепота он перешел в полутон, потом возвысился до полных грудных нот. Кончила она покойно, как будто пересказывала чужую историю.
Он вспомнил, как напрасно добивался он от нее источника ее развития, расспрашивая о ее воспитании, о
том, кто мог иметь на нее влияние, откуда она почерпнула этот смелый и
свободный образ мысли, некоторые знания, уверенность в себе, самообладание. Не у француженки же в пансионе! Кто был ее руководителем, собеседником, когда кругом никого нет?
Вера приходила, уходила, он замечал это, но не вздрагивал, не волновался, не добивался ее взгляда, слова и, вставши однажды утром, почувствовал себя совершенно твердым,
то есть равнодушным и
свободным, не только от желания добиваться чего-нибудь от Веры, но даже от желания приобретать ее дружбу.
— С французом, с Шарлем укатила!
Того вдруг вызвали в Петербург зачем-то. Ну, вот и она… «Меня, говорит, кстати проводит до Москвы monsieur Charles». И как схитрила: «Хочу, говорит, повидаться с родными в Москве», и выманила у мужа вид для
свободного проживания.
Райский вздохнул
свободнее, но, взглянув из-за кустов на ее лицо, когда она тихо шла
тою же широкой походкой назад, — он еще больше замер от ужаса.
Никакой искренней своей мысли не высказала она, не обнаружила желания, кроме одного, которое высказала категорически, — это быть
свободной,
то есть чтобы ее оставляли самой себе, не замечали за ней, забыли бы о ее существовании.
— Если я не буду чувствовать себя
свободной здесь,
то как я ни люблю этот уголок (она с любовью бросила взгляд вокруг себя), но тогда… уеду отсюда! — решительно заключила она.
Еще не веря себе, он поспешил было давеча к маме — и что же: он вошел именно в
ту минуту, когда она стала
свободною и завещавший ее ему вчера старик умер.
И
те десять человек стесняли бы
свободные действия гребцов — и не при этом океанском волнении.
У него сознание это происходит не из
свободного стремления содействовать общему благу и проистекающего от
того чувства любви и благодарности к
той власти, которая несет на себе заботы об этом благе.
Если все, что грузится в судно, выложить на
свободное место,
то неосторожный человек непременно подержит пари, что это не войдет туда, — и проиграет.
В воображении его восстали эти запертые в зараженном воздухе сотни и тысячи опозоренных людей, запираемые равнодушными генералами, прокурорами, смотрителями, вспоминался странный, обличающий начальство
свободный старик, признаваемый сумасшедшим, и среди трупов прекрасное мертвое восковое лицо в озлоблении умершего Крыльцова. И прежний вопрос о
том, он ли, Нехлюдов, сумасшедший или сумасшедшие люди, считающие себя разумными и делающие всё это, с новой силой восстал перед ним и требовал ответа.
Но
то свободное, духовное существо, которое одно истинно, одно могущественно, одно вечно, уже пробудилось в Нехлюдове.
Она, не обращая никакого внимания на
то, что происходило вокруг нее, ходила босая и в одной грязной серой рубахе взад и вперед по
свободному месту камеры, круто и быстро поворачиваясь, когда доходила до стены.
Для этих мыслей у Надежды Васильевны теперь оставалось много
свободного времени: болезнь мужа оторвала ее даже от
того мирка, с которым она успела сжиться на приисках.
Не отдавая себе отчета в
том, что его тянуло в бахаревский дом, Привалов скучал в
те свободные промежутки, которые у него оставались между двумя визитами к Бахаревым.
Чтобы хоть как-нибудь убить
свободное время, которое иногда начинало просто давить Привалова, он стал посещать Общественный клуб — собственно,
те залы, где шла игра.
В этом причина
того, что революции не приводят обыкновенно к созданию нового
свободного общества и всегда заключают в себе возврат к старому обществу.
Я все время имею в виду не демократические программные требования и задания, которые заключают в себе некую правду и справедливость, а
тот дух отвлеченной демократии,
ту особую общественную метафизику и мораль, в которой преобладает внешнее над внутренним, агитация над воспитанием, притязательность над ответственностью, количества над качествами, уравнительная механика масс над творчеством
свободного духа.
По-иному, но
та же русская черта сказалась и у наших революционеров-максималистов, требующих абсолютного во всякой относительной общественности и не способных создать
свободной общественности.
Некоторые славянофильствующие и в наши горестные дни думают, что если мы, русские, станем активными в отношении к государству и культуре, овладевающими и упорядочивающими, если начнем из глубины своего духа создавать новую,
свободную общественность и необходимые нам материальные орудия, если вступим на путь технического развития,
то во всем будем подобными немцам и потеряем нашу самобытность.
В Париже — последнее истончение культуры, великой и всемирной латинской культуры, перед лицом которой культура Германии есть варварство, и в
том же Париже — крайнее зло новой культуры, новой
свободной жизни человечества — царство мещанства и буржуазности.
Но личность существует лишь в
том случае, если человек есть
свободный творческий дух, над которым кесарь не всесилен.
Нравственно предосудительно желать быть вполне чистым и
свободным от вины насилия и убийства и в
то же время желать для себя, для своих близких, для своей родины
того, что покупается насилием и убийством.
Если идти назад по линии материального развития человечества,
то мы не дойдем до
свободного и цельного духа, а дойдем лишь до более элементарных и примитивных форм материальной жизни.
Если революция отрицает
свободное творчество духовных ценностей,
то его отрицала и организованная, затвердевшая в своих формах религия прошлого.
Видишь: предположи, что нашелся хотя один из всех этих желающих одних только материальных и грязных благ — хоть один только такой, как мой старик инквизитор, который сам ел коренья в пустыне и бесновался, побеждая плоть свою, чтобы сделать себя
свободным и совершенным, но однако же, всю жизнь свою любивший человечество и вдруг прозревший и увидавший, что невелико нравственное блаженство достигнуть совершенства воли с
тем, чтобы в
то же время убедиться, что миллионы остальных существ Божиих остались устроенными лишь в насмешку, что никогда не в силах они будут справиться со своею свободой, что из жалких бунтовщиков никогда не выйдет великанов для завершения башни, что не для таких гусей великий идеалист мечтал о своей гармонии.
А если тайна,
то и мы вправе были проповедовать тайну и учить их, что не
свободное решение сердец их важно и не любовь, а тайна, которой они повиноваться должны слепо, даже мимо их совести.
— «А спроси, — отвечаю ей, — всех господ офицеров, нечистый ли во мне воздух али другой какой?» И так это у меня с
того самого времени на душе сидит, что намеднись сижу я вот здесь, как теперь, и вижу,
тот самый генерал вошел, что на Святую сюда приезжал: «Что, — говорю ему, — ваше превосходительство, можно ли благородной даме воздух
свободный впускать?» — «Да, отвечает, надо бы у вас форточку али дверь отворить, по
тому самому, что у вас воздух несвежий».