Бабушка, как я сказала еще в самом начале моей хроники, очень уважала
свободу суждений, ибо находила, что «в затиши деревья слабокоренны».
Человек не лишается прямо, путем физического насилия, свободы совести, свободы мысли,
свободы суждения, но он поставлен в материально зависимое положение, находится под угрозой голодной смерти и этим лишен свободы.
Неточные совпадения
8-е марта показало самым наглядным и убедительным образом, чего стоит
свобода личного мнения, во сколько ценится независимость убеждения и вообще чтó значит «сметь свое
суждение иметь», и этим-то самым 8-е же марта для меньшинства образованного общества поднесло первую склянку отрезвляющего спирта: оно сделало поворот в известной части наименее зависимого общественного мнения, и в этом, так сказать, историческая заслуга 8-го марта; в этом лежит его право на память в летописях санкт-петербургского развития и прогресса.
А при лживости и подкупности прессы результаты получаются самые ужасные в смысле порабощения человека, лишения его
свободы совести и
суждения.
Стихия революции всегда была антиперсоналистической, т. е. реакционной, она всегда была неблагоприятной
свободе духа,
свободе личности,
свободе личных
суждений.
И это, быть может, самый трудный этический вопрос: как бороться за чистоту и
свободу своей совести, свободное стояние перед Богом в своих восприятиях и
суждениях, в оценках и действиях с давящим общественным мнением установленных группировок, к которым человек принадлежит?
Условная ложь социально организованных группировок (к ним я причисляю и идеологические направления и школы) лишает личность
свободы нравственного восприятия и нравственного
суждения.
Нравственное
суждение совершает не личность, в
свободе стоящая перед Богом, а семья, класс, партия, национальность, вероисповедание и т. п.
Но это значит, что личность осуществляет
свободу своего духа, определяется в своих
суждениях и делах оригинально, т. е. сообразно своим источникам, а не гнетом социальной обыденности.
Труд как проклятие, как добывание хлеба насущного в поте лица есть основная причина образования в мире социальной обыденности, подавляющей личность и лишающей ее
свободы и оригинальности нравственных
суждений.
Она должна покоиться на первородных интуициях, в которых человек свободен от окружений и наслоений жизни, парализующих
свободу его нравственных
суждений.
Католик должен высказывать свое
суждение о Лютере, насилуя свою совесть и
свободу своих оценок, более того, совесть его уже настолько социально организована и проникнута условно-полезной ложью, что он не замечает своей несвободы.
Свобода их
суждений засорена и замутнена.
В этом он лишен чистоты,
свободы и оригинальности нравственных
суждений и действий.
Эстет есть существо, лишенное всякой
свободы восприятия и
суждения.
Чем дальше назад буду я переноситься воспоминаниями, или, чтò то же самое, вперед
суждением, тем рассуждение мое о
свободе поступка будет становиться сомнительнее.
Постепенность представления о бòльшей или меньшей
свободе и необходимости в этом отношении зависит от бòльшего или мèньшего промежутка времени от совершения поступка до
суждения о нем.
Как бы мы ни приближали время
суждения ко времени поступка, мы никогда не получим понятия
свободы во времени.
Так что, если мы рассматриваем такое положение человека, в котором связь его с внешним миром наиболее известна, период времени
суждения от времени совершения поступка наибольший и причины поступка наидоступнейшие, то мы получаем представление о наибольшей необходимости и наименьшей
свободе.