Неточные совпадения
Эх! эх! придет ли времечко,
Когда (приди, желанное!..)
Дадут понять крестьянину,
Что розь портрет портретику,
Что книга книге розь?
Когда мужик не Блюхера
И не милорда глупого —
Белинского и Гоголя
С базара понесет?
Ой
люди,
люди русские!
Крестьяне
православные!
Слыхали ли когда-нибудь
Вы эти имена?
То имена великие,
Носили их, прославили
Заступники народные!
Вот вам бы их портретики
Повесить в ваших горенках,
Их книги прочитать…
И даже отпадавшие от православия
русские люди остаются
православными по своему душевному типу, и труднее всего им постигнуть католическую культуру и душевный тип, на ее почве вырастающий.
И во-первых,
люди специальные и компетентные утверждают, что старцы и старчество появились у нас, по нашим
русским монастырям, весьма лишь недавно, даже нет и ста лет, тогда как на всем
православном Востоке, особенно на Синае и на Афоне, существуют далеко уже за тысячу лет.
Скажу только, что
русская православная атмосфера за рубежом может лишь оттолкнуть от православия
человека, который дорожит истиной, правдой и духовной свободой.
Но за всеми этими различаемыми течениями скрыта общая
русская православная религиозность, выработавшая тип
русского человека с его недовольством этим миром, с его душевной мягкостью, с его нелюбовью к могуществу этого мира, с его устремленностью к миру иному, к концу, к Царству Божьему.
— Дослушайте, пожалуйста, и дайте договорить, а там уж и делайте ваши замечания, — произнес он досадливым голосом и продолжал прежнюю свою речь: — иначе и не разумел, но… (и Марфин при этом поднял свой указательный палец) все-таки желательно, чтоб в России не было ни масонов, ни энциклопедистов, а были бы только истинно-русские
люди, истинно-православные, любили бы свое отечество и оставались бы верноподданными.
— Бьем тебе челом ото всего
православного мира, — сказал Годунов с низким поклоном, — а в твоем лице и Ермаку Тимофеевичу, ото всех князей и бояр, ото всех торговых
людей, ото всего люда
русского! Приими ото всей земли великое челобитие, что сослужили вы ей службу великую!
[Имеющее некоторый успех между
русскими людьми определение церкви Хомякова не исправляет дела, если признавать вместе с Хомяковым, что единая истинная церковь есть
православная.
— Глубоко, бесконечно жаль, что мы с тобой разно мыслим. Ах, Алеша, Алеша, брат мой милый! Мы с тобою
люди русские,
православные, широкие
люди; к лицу ли нам все эти немецкие и жидовские идеишки? Ведь мы с тобой не прохвосты какие-нибудь, а представители именитого купеческого рода.
— Видите? Они, кудрявые, по улицам ходят, народ избивают, который за государеву правду против измены восстаёт, а мы,
русские,
православные люди, даже говорить не смей. Это — свобода?
— Нет, — отвечал зять, нахмурясь. — Я
человек старого покроя, нынче служба наша не нужна, хоть, может быть,
православный русской дворянин стоит нынешних новичков, блинников да басурманов, — но эта статья особая.
Он имел прямой, здравый
русский ум и толк: вся
православная Русь знает это из его сочинений; но в светском обществе самые ограниченные светские
люди считали Загоскина простяком; мошенники, вероятно, выражались об нем еще бесцеремоннее.
— Похож? — кричит. — Это, брат, весьма хорошо, коли похож! Эх, милый, кабы нашего брата, живого
человека, да не извела в давнее время
православная церковь — не то бы теперь было в
русской земле!
— Я
человек истинно
русский и
православный — мне нужен «хлеб насущный», а не надсущный!
— Как это — иностранцам-то?.. Э, нет, батюшка, нет, — не продам! Нет, батюшка, и так у нас уже много этого несчастного разлада слова с делом. Что в самом деле баловаться? Зачем нам иностранцы? Если мы
люди истинно
русские, то мы и должны поддержать своих, истинно
русских торговцев, а не чужих. Пусть у меня купит наш истинно
русский купец, — я ему продам, и охотно продам. Даже своему,
православному человеку уступлю против того, что предлагают иностранцы, — но пусть истинно
русский наживает.
«Надо быть, не
русский, — подумал Алексей. — Вот, подумаешь, совсем чужой
человек к нам заехал, а матушка русска земля до усов его кормит… А кровному своему ни места, ни дела!.. Ишь, каково спесиво на
людей он посматривает… Ишь, как перед нехристем народ шапки-то ломит!.. Эх ты, Русь
православная! Заморянину — родная мать, своим детушкам — злая мачеха!..»
Для католиков божественная церковь совпадает с римской иерархией и папой. Для
православных божественная церковь совпадает с учреждением восточной и
русской иерархии. Для лютеран божественная церковь совпадает с собранием
людей, признающих библию и катехизис Лютера. Для мыслящих
людей и та, и другая, и третья церкви суть только ложные человеческие учреждения.
Старик Иосаф был прежде всего твердый
русский человек, который презирал всякую кривду, всякое шатание житейское, как умственное, так и нравственное, шел неуклонно своим прямым пугем, паче зеницы ока оберегая
русские интересы
православной русской церкви и своей многочисленной паствы; он охотно благословлял и содействовал открытию воскресных и народных школ, но не иначе как под руководством священников или
людей лично ему известных; к нему шел за советом и помощью всякий, действительно нуждающийся в совете либо в помощи, и никогда не получал себе отказа.
— Прощайте, возлюбленные! Прощайте! — раздался его любящий, но твердый старческий голос. — Расставаясь с вами, скажу одно вам: будьте твердыми сынами нашей
Православной Восточной церкви; будьте твердыми и честными
людьми русскими! Ежели кого обидел или прегрешил я пред кем-либо из вас, простите мне ради Христа, простившего врагам своим свое великое поругание, свою страшную крестную смерть. Прощайте!
Отец мой был поляк и католик. По семейным преданиям, его отец, Игнатий Михайлович, был очень богатый
человек, участвовал в польском восстании 1830–1831 годов, имение его было конфисковано, и он вскоре умер в бедности. Отца моего взял к себе на воспитание его дядя, Викентий Михайлович, тульский помещик, штабс-капитан
русской службы в отставке,
православный. В университете отец сильно нуждался; когда кончил врачом, пришлось думать о куске хлеба и уехать из Москвы. Однажды он мне сказал...
В типе
русского человека всегда сталкиваются два элемента — первобытное, природное язычество, стихийность бесконечной
русской земли и
православный, из Византии полученный, аскетизм, устремленность к потустороннему миру.
— Пустишь, брат, как без
русских ничего не сможешь сделать! — негодующе сказал Михайло. — Они тоже рады
православного человека обидеть! Вон земляк у нас с войны воротился, сказывал; что они там делали, турки эти, — не накажи, господи!
Православных христиан, что баранов, свежевали; кишки им выпускали, на огне жарили!
Для одних он был прежде всего предстателем за «униженных и оскорбленных», для других — «жестоким талантом», для третьих — пророком нового христианства, для четвертых он открыл «подпольного
человека», для пятых он был прежде всего истинным
православным и глашатаем
русской мессианской идеи.
Прошло семь лет, полных великими историческими событиями, теми событиями, при одном воспоминании о которых горделиво бьется сердце каждого истинно
русского человека, каждого
православного верноподданного. Канул в вечность 1812 год, год, по образному выражению славного партизана Дениса Давыдова, «со своим штыком в крови по дуло, со своим ножом в крови по локоть».
— Вот так-то, сударь мой, и наука, преподаваемая французами детям
русских бояр, она, как вакса, съест всю доброту и крепость души
русского человека: он не будет знать ни Бога, ни святой
православной Руси, не будет иметь чистой любви к царю и отечеству, не станет любить и уважать своих родителей, не будет годен ни на что и никуда… точно так же, как стали негодны мои сапоги.
Если
православная вера
русского человека не вполне была благоприятна личному творчеству и историческому действию, то социалистическая вера по-новому неблагоприятна этому.
Они немного только расходятся в способах применения конституционных начал. Петербуржец — больше европеец, с маленьким пристрастием даже к социализму, получает очень большое жалованье по местам, которые он занимает. Николай же Семеныч — чисто
русский человек,
православный, с оттенком славянофильства, владеет многими тысячами десятин земли.
По
православному каноническому праву, из разномыслящих с господствующею церковью
русских людей сюда относятся не принимающие во всей полноте никейского символа и отвергающие, или, по своему мудрованию, изменяющие которые либо из существенных догматов христианской веры, как, например, догматы о Троице, воплощении, таинствах и т. п.
Православное воспитание не оставило в душе
русского человека твердого осадка в форме культурных добродетелей норм цивилизации, как оставило религиозное воспитание на Западе.
Итак, во всех тяжелых и соблазнительных положениях своего плена, Мошкин показал себя
человеком мужественным, неподкупным и беззаветно преданным
православной вере и
русскому царю. Таким он, нимало не обинуясь, выставляет себя сам в челобитной со скаского, и так же представляют его личность современные комментаторы челобитной; но я опять говорю, что
человек, сохраняющий в себе здравый смысл, не может принять все рассказанное в этой «скаске».