Психология народных обрядов коренится в
религиозном миросозерцании. Заклинающий человек властен над природой, она служит только ему; оттого он сам чувствует себя богом. Это подтверждается массой фактов, собранных о людях-богах. Состояние сознания заклинающего природу, по словам Е. В. Аничкова, еще не религия, но то смутное мировоззрение, в котором таились уже зачатки религии. Заклинание — это древнейшая форма религиозного сознания. [Там же, стр. 38–39]
Положение людей христианского мира ужасно, но вместе с тем оно — то самое, которое не могло не быть, которое должно было быть и которое неизбежно должно привести эти народы к избавлению. Страдания, испытываемые людьми христианского мира, вытекающие из отсутствия свойственного нашему времени
религиозного миросозерцания, суть неизбежные условия роста и неизбежно должны окончиться принятием людьми своиственного их времени религиозного миросозерцания.
Неточные совпадения
Это делали и левые направления, исходившие из позитивистического
миросозерцания, и направления славянофильские,
религиозные.
Традиционное
миросозерцание революционной интеллигенции с аскетическим сужением сознания, с моральным ригоризмом, с
религиозным отношением к социализму расшаталось, и в некоторых кругах интеллигенции и полуинтеллигенции в результате разочарования революцией началось настоящее моральное разложение.
Он должен был прежде всего выразить кризис
миросозерцания интеллигенции, духовные искания того времени, идеализм, движение к христианству, новое
религиозное сознание и соединить это с новыми течениями в литературе, которые не находили себе места в старых журналах, и с политикой левого крыла Союза освобождения, с участием более свободных социалистов.
Я мог выражать лишь свою мысль, лишь свое
миросозерцание, свою
религиозную философию, на которых отпечатлелись резко индивидуальные черты.
Происходили самые утонченные беседы на темы литературные, философские, мистические, оккультные,
религиозные, а также и общественные в перспективе борьбы
миросозерцаний.
Политически журнал был левого, радикального направления, но он впервые в истории русских журналов соединял такого рода социально-политические идеи с
религиозными исканиями, метафизическим
миросозерцанием и новыми течениями в литературе.
Но по философским и
религиозным основам своего
миросозерцания Маркс не мог дальше пойти верным путем.
Религиозное сознание естественно и неудержимо стремится к догмату, и разве искание догмата, «составление убеждений», «поиски
миросозерцания», не составляют предмета постоянной тревоги и стремлений всякой живой души, которая не может удовлетвориться духовной недоношенностью, аморфной неизреченностью чувства?
Мотив страха нередко играл определяющую роль в
религиозных верованиях,
миросозерцаниях, социальных институтах, обычаях и бытовых устроениях.
Коммунизм же прежде всего хочет быть «
миросозерцанием», он тоталитарен, и потому вопрос
религиозный для него очень важен.
1829 г.] Удивительная жертвоспособность людей нигилистического
миросозерцания свидетельствует о том, что нигилизм был своеобразным
религиозным феноменом.
Интеллигенция скорее напоминала монашеский орден или
религиозную секту со своей особой моралью, очень нетерпимой, со своим обязательным
миросозерцанием, со своими особыми нравами и обычаями и даже со своеобразным физическим обликом, по которому всегда можно было узнать интеллигента и отличать его от других социальных групп.
Народу, под которым понималось главным образом крестьянство, было чуждо «
миросозерцание» интеллигенции, народ все еще оставался
религиозным, православным и безрелигиозность интеллигенции его отталкивала.
Так как в марксизме и в социализме перестали видеть религию, целостное
миросозерцание, отвечающее на все вопросы жизни, то освободилось место для
религиозных исканий, для духовного творчества.
Содержание пьес Шекспира, как это видно по разъяснению его наибольших хвалителей, есть самое низменное, пошлое
миросозерцание, считающее внешнюю высоту сильных мира действительным преимуществом людей, презирающее толпу, то есть рабочий класс, отрицающее всякие, не только
религиозные, но и гуманитарные стремления, направленные к изменению существующего строя.
Это указывает на то, что аскезу можно понимать формально, независимо от
религиозного и метафизического
миросозерцания.
Идея свободы всегда была основной для моего
религиозного мироощущения и
миросозерцания, и в этой первичной интуиции свободы я встретился с Достоевским как своей духовной родиной.
Как видите, Маркс не связывал русского тяготения к Царьграду с интересами капиталистической буржуазии, голова его не была забита трафаретами с общими местами, он видел тут прежде всего тяготение русского крестьянства с его
религиозным и национальным
миросозерцанием.