Неточные совпадения
— И
нравственности по Домострою [«Домострой» — русский письменный памятник XVI века, содержащий свод правил
религиозного, семейно-бытового и общественного поведения. «Домострой» стал символом домашнего деспотизма родителей, темных и отсталых понятий.], вы думаете? Как бы не так, — возразил Салов, — вы знаете ли, что у многих из сих милых особ почти за правило взято: любить мужа по закону, офицера — для чувств, кучера — для удовольствия.
С такою же ревнивою заботливостью наблюдал он и за
нравственностью крестьян, и за исполнением ими
религиозных обязанностей.
У дяди Павла Борисыча повторилась та же сцена, что и у ma tante, с тою разницей, что вместо нравоучений о
религиозном чувстве и твердых правилах
нравственности дядя сказал следующее наставление...
В Европе развивались знания и улучшался материальный быт, при постепенном развращении нравов; в России же сохранялась чистота веры и
нравственности, причем она не отставала и на пути просвещения, утверждая его на
религиозных основаниях.
Потому, между прочим,
религиозный «закон» шире
нравственности, включая в себя требования обрядовые и вообще культовые, которые с точки зрения
нравственности совершенно не нужны и представителями этической религии отвергаются как идолопоклонство и суеверие (Afterdienst и Abgötterei у Канта).
Пускай вдумаются в смысл тех рассказов Библии, когда Бог, для целей
религиозного строительства или для испытания веры, разрешал или даже повелевал деяния,
нравственности заведомо противоречившие: жертвоприношение единственного сына, кровавое истребление целых народов, обман, воровство.
Вообще при сведении существа религии к
нравственности, которое столь обычно в рационалистическом уклоне
религиозной мысли (Кант, Фихте, Л. Толстой и др.), игнорируется собственная природа религии.
Но
нравственность, предполагающая греховное раздвоение, борьбу добра и зла в человеке, не может иметь безусловного
религиозного значения, она есть Ветхий Завет, период подзаконности, который преодолевается (хотя и не отменяется) Новым Заветом, царством благодати [В русской литературе «сравнительный анализ» Ветхого и Нового заветов впервые был произведен митрополитом Иларионом (XI в.) в «Слове о Законе и Благодати».