Неточные совпадения
Точно как бы после долгих странствований приняла уже его родная крыша и, по совершенье всего, он уже получил все желаемое и бросил скитальческий посох, сказавши: «Довольно!» Такое обаятельное расположенье навел ему на
душу разумный разговор хозяина.
Кружок — это ленивое и вялое житье вместе и рядом, которому придают значение и вид
разумного дела; кружок заменяет разговор рассуждениями, приучает к бесплодной болтовне, отвлекает вас от уединенной, благодатной работы, прививает вам литературную чесотку; лишает вас, наконец, свежести и девственной крепости
души.
О нет! ничего подобного, конечно, не допустят
разумные педагоги. Они сохранят детскую
душу во всем ее неведении, во всей непочатости и оградят ее от злых вторжений. Мало того: они употребят все усилия, чтобы продлить детский возраст до крайних пределов, до той минуты, когда сама собой вторгнется всеразрушающая сила жизни и скажет: отныне начинается пора зрелости, пора искупления непочатости и неведения!
Он написал листов тысячу, чтобы доказать: qu'il ne peut exister d'être intelligent Créateur et régulateur, [Что не может существовать существа
разумного, создателя и правителя (франц.).] мимоходом уничтожая слабые доказательства бессмертия
души.
Душа моя раскрывалась — я болтал с ним, как с
разумным другом, как с снисходительным наставником… потом он так же внезапно покидал меня — и рука его опять отклоняла меня — ласково и мягко, но отклоняла.
Она говорила, а гордое чувство все росло в груди у нее и, создавая образ героя, требовало слов себе, стискивало горло. Ей необходимо было уравновесить чем-либо ярким и
разумным то мрачное, что она видела в этот день и что давило ей голову бессмысленным ужасом, бесстыдной жестокостью. Бессознательно подчиняясь этому требованию здоровой
души, она собирала все, что видела светлого и чистого, в один огонь, ослеплявший ее своим чистым горением…
Проникнись этою деятельною,
разумною любовью, постигни, что в самом искаженном человеческом образе просвечивает подобие божие — и тогда, только тогда получишь ты право проникнуть в сокровенные глубины его
души!"
Проговорив это, очарованный странник как бы вновь ощутил на себе наитие вещательного духа и впал в тихую сосредоточенность, которой никто из собеседников не позволил себе прервать ни одним новым вопросом. Да и о чем было его еще больше расспрашивать? повествования своего минувшего он исповедал со всею откровенностью своей простой
души, а провещания его остаются до времени в руке сокрывающего судьбы свои от умных и
разумных и только иногда открывающего их младенцам.
— Но как же я не умираю, когда меня
душа оставляет? — сделала весьма
разумный вопрос Людмила.
Правда, что Лозинская была женщина
разумная и соблазнить ее было не легко, но что у нее было тяжело на
душе, это оказалось при получении письма: сразу подкатили под сердце и настоящая радость, и прежнее горе, и все грешные молодые мысли, и все бессонные ночи с горячими думами.
И каждый раз, когда женщина говорила о многотрудной жизни сеятелей
разумного, он невольно вспоминал яркие рассказы отца о старинных людях, которые смолоду весело промышляли душегубством и разбоем, а под старость тайно и покорно уходили в скиты «
душа́ спасать». Было для него что-то общее между этими двумя рядами одинаково чуждых и неведомых ему людей, — соединяла их какая-то иная жизнь, он любовался ею, но она не влекла его к себе, как не влекли его и все другие сказки.
«За то, что ты не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе
душ врагов, но просил мудрости, то вот я делаю по слову твоему. Вот я даю тебе сердце мудрое и
разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе».
В настоящем же своем положении он не мог нигде найти себе дела по
душе, потому что вообще не понимал смысла жизни и не мог дойти до
разумного воззрения на свои отношения к другим.
Генерал (Татьяне). Пошлите его ко мне, я буду в столовой пить чай с коньяком и с поручиком… х-хо-хо! (Оглядывается, прикрыв рот рукой.) Благодарю, поручик! У вас хорошая память, да! Это прекрасно! Офицер должен помнить имя и лицо каждого солдата своей роты. Когда солдат рекрут, он хитрое животное, — хитрое, ленивое и глупое. Офицер влезает ему в
душу и там все поворачивает по-своему, чтобы сделать из животного — человека,
разумного и преданного долгу…
Поэзия, основывается на нашем внутреннем чувстве, на влечении нашей
души ко всему прекрасному, доброму и
разумному.
Ардальон Семеныч, будучи скрытен от природы, начитался в каком-то швейцарском философе, что
разумный человек не должен раскрывать внутренность
души своей перед невежественной толпою, а, напротив, должен согласоваться наружно с взглядами и убеждениями окружающих его людей; а потому он сознательно, законно позволял себе надевать в обществе довольно разнохарактерные маски, не делаясь через то обманщиком и лицемером, а, напротив, оставаясь правдивым, честным человеком, всегда верным своему слову.
Андрей. Ну-ка, давай по
душе… (Чокаются и пьют). Скажи-ка ты мне, ты, человек
разумный, образованный: любит она меня или нет?
Но как иногда яркий солнечный луч проникает меж туч черно-сизых, так и теперь перед очами его омраченной
души девственной прелести полный величаво вставал светозарный образ Дуни, и
разумные, скромные речи ее слово за слово вспадали на память ему и, ровно целебный бальзам, капля за каплей в разбитое сердце лились…
Считай себя всегда школьником-учеником. Не думай, чтобы ты был стар, чтобы учиться, что
душа твоя уже такова, какой она должна быть, и не может быть лучше. Для
разумного человека нет оконченного курса: он до самого гроба ученик.
Разумный человек находит в себе понятие своей
души, себя и
души всемирной — бога, и, сознавая невозможность довести эти понятия до полной ясности, с покорностью останавливается перед ними и не дотрагивается до покрова.
Главной помощью в борьбе этой служит человеку то, что он может соединяться с
разумной деятельностью всех живших до него мудрецов и святых людей мира. Такое общение с мыслью прежде живших святых и мудрых людей есть молитва, то есть повторение тех слов, которыми люди эти выражали свое отношение к своей
душе, к другим людям и к миру и началу его.
Если же это так, то, очевидно,
разумные существа низошли из высшего состояния в низшее, и притом не только
души, заслужившие это нисшествие разнообразием своих движений, но и те существа, которые были низведены из высшего и невидимого состояния в это низшее и видимое для служения всему миру, хотя и не по своему желанию: суете во твари повинуся не волею, но за повинувшаго ю на уповании (Рим. 8:20).
Напротив,
разумная и словесная природа
души, будучи сотворена вместе с земным духом, получила от Бога оживляющий (ξωοποιόν) дух, которым сохраняет и оживляет соединенное с ним тело» (с. 1147).
Зиновий Алексеич рос под неусыпными, денно-нощными заботами матери. Отцу некогда было заниматься детьми: то и дело в отлучках бывал. Только у него об них и было заботы, чтоб, возвращаясь из какой-нибудь поездки, привезти гостинцев: из одежи чего-нибудь да игрушек и лакомств. Мать Зиновья Алексеича женщина была добрая, кроткая, богомольная; всю
душу положила она в деток. И вылился в них весь нрав
разумной матери.
Человек имеет в глубине
души своей неизгладимое требование того, чтобы жизнь его была благом и имела
разумный смысл, а жизнь, не имеющая перед собой никакой другой дели, кроме загробной жизни или невозможного блага личности, есть зло и бессмыслица.
— Владыко святый, — начал он взволнованным голосом, — и вы все,
разумные, советные мужи новгородские, надежда, опора наша, ужели вы хотите опять пустить этих хищных литвинов в недра нашей отчизны? Скажите же, кто защитит ее теперь от них, или от самих вас? Разве они не обнажали уже не раз перед вами черноту
души своей, и разве руки наши слабы держать меч за себя, чтобы допускать еще завязнуть в этом деле лапам хитрых пришельцев?
— Владыко святой, — начал он взволнованным голосом, — и вы все,
разумные, советные мужики новгородские, надежда, опора наша, неужели вы хотите опять пустить этих хищников литовцев в недра нашей отчизны? Скажите-ка, кто защитит ее теперь от них, или от самих вас? Разве они не обнажили уже не раз перед вами черноту
души своей, и разве руки наши слабы держать меч за себя, чтобы допускать еще завязнуть в этом деле лапами хитрых пришельцев?
Поддевкина. Между нами сказать, он тебя так расхваливает; по словам его, и девицы нет краше и
разумнее. Не красней, голубка моя; стыда тут нет никакого: человек благородный, интересный, 60
душ, после отца-скопидома сундук с деньгами в кладовой; а ты ведь, барышня, девица честная, весь квартал про тебя худого слова сказать не посмеет.
При приближении опасности, всегда два голоса одинаково сильно говорят в
душе человека: один весьма разумно говорит о том, чтобы человек обдумал самое свойство опасности и средства для избавления от нее; другой еще
разумнее говорит, что слишком тяжело и мучительно думать об опасности, тогда как предвидеть всё и спастись от общего хода дела не во власти человека, и потому лучше отвернуться от тяжелого, до тех пор, пока оно не наступило, и думать о приятном.
Но как ни странно кажется мне ослепление людей, верящих в необходимость, неизбежность насилия, как ни неотразимо очевидна для меня неизбежность непротивления, не
разумные доводы убеждают меня и могут неотразимо убедить людей в истине непротивления, убеждает только сознание человеком своей духовности, основное выражение которого есть любовь. Любовь же, истинная любовь, составляющая сущность
души человека, та любовь, которая открыта учением Христа, исключает возможность мысли о каком бы то ни было насилии.
Та борьба между стремлением к жизни животной и жизни
разумной, которая лежит в
душе каждого человека и составляет сущность жизни каждого, по этому учению совершенно устраняется.
Верил ли он тем
разумным доводам, которые были в речи масона, или верил, как верят дети интонациям, убежденности и сердечности, которые были в речи масона, дрожанию голоса, которое иногда почти прерывало масона, или этим блестящим, старческим глазам, состарившимся на том же убеждении, или тому спокойствию, твердости и знанию своего назначения, которые светились из всего существа масона, и которые особенно сильно поражали его в сравнении с своею опущенностью и безнадежностью; — но он всею
душой желал верить, и верил, и испытывал радостное чувство успокоения, обновления и возвращения к жизни.