Неточные совпадения
Отчасти оно выражается в
форме материальных ущербов и утрат, но преимущественно в
форме более или менее продолжительной отсрочки общественного
развития.
— Я не могу вполне с этим согласиться, — отвечал Алексей Александрович. — Мне кажется, что нельзя не признать того, что самый процесс изучения
форм языков особенно благотворно действует на духовное
развитие. Кроме того, нельзя отрицать и того, что влияние классических писателей в высшей степени нравственное, тогда как, к несчастью, с преподаванием естественных наук соединяются те вредные и ложные учения, которые составляют язву нашего времени.
Потом перед ним вырастали трудности: постепенность
развития, полнота и законченность характеров, связь между ними, а там, сквозь художественную
форму, пробивался анализ и охлаждал…
Св. Франциск возможен был лишь при натуральном, примитивном хозяйстве, и потому да здравствуют элементарные
формы материальной жизни, не будем допускать
развития!
Сама любовь русского человека к родной земле принимала
форму, препятствующую
развитию мужественного личного духа.
Если идти назад по линии материального
развития человечества, то мы не дойдем до свободного и цельного духа, а дойдем лишь до более элементарных и примитивных
форм материальной жизни.
Можно установить четыре периода в отношении человека к космосу: 1) погружение человека в космическую жизнь, зависимость от объектного мира, невыделенность еще человеческой личности, человек не овладевает еще природой, его отношение магическое и мифологическое (примитивное скотоводство и земледелие, рабство); 2) освобождение от власти космических сил, от духов и демонов природы, борьба через аскезу, а не технику (элементарные
формы хозяйства, крепостное право); 3) механизация природы, научное и техническое овладение природой,
развитие индустрии в
форме капитализма, освобождение труда и порабощение его, порабощение его эксплуатацией орудий производства и необходимость продавать труд за заработную плату; 4) разложение космического порядка в открытии бесконечно большого и бесконечно малого, образование новой организованности, в отличие от органичности, техникой и машинизмом, страшное возрастание силы человека над природой и рабство человека у собственных открытий.
Боятся, что европейская техника, машина,
развитие промышленности, новые
формы общественности, формально схожие с европейскими, могут убить своеобразие русского духа, обезличить Россию.
Один из самых печальных результатов петровского переворота — это
развитие чиновнического сословия. Класс искусственный, необразованный, голодный, не умеющий ничего делать, кроме «служения», ничего не знающий, кроме канцелярских
форм, он составляет какое-то гражданское духовенство, священнодействующее в судах и полициях и сосущее кровь народа тысячами ртов, жадных и нечистых.
Но можно считать доказанным, что община не была исключительной особенностью России и была свойственна всем
формам хозяйствования на известной ступени
развития.
Духа, который охватит всю социальную жизнь человечества, он представляет себе скорее в
форме развития, чем в
форме катастрофы.
Я не говорю уже о
формах, которые у брюнетки никогда не достигают такой полноты и роскоши
развития, такой, если можно так выразиться, лучезарности, как у блондинки.
Упомянув о значении капитализма, как общественно-прогрессивного деятеля, поскольку он, при крупной организации промышленного производства, возвышает производительность труда, и далее, поскольку он расчищает почву для принципа коллективизма, Прозоров указал на то, что
развитие нашего отечественного капитализма настойчиво обходит именно эту свою прямую задачу и, разрушив старые крепостные
формы промышленности, теперь развивается только на счет технических улучшений, почти не увеличивая числа рабочих даже на самый ничтожный процент, не уменьшая рабочего дня и не возвышая заработной платы.
Но теперь не в этом дело, a вы понимаете, мы с этого попа Туберкулова начнем свою тактику, которая в
развитии своем докажет его вредность, и вредность вообще подобных независимых людей в духовенстве; а в окончательном выводе явится логическое заключение о том, что религия может быть допускаема только как одна из
форм администрации.
Люди верили, как чему-то вполне доказанному и потому не требующему доказательств, тому, что, так как до сих пор все народы развивались в государственной
форме, то эта
форма и навсегда есть необходимое условие
развития человечества.
Одни люди говорят, что нужнее для человечества государство, что уничтожение государственной
формы повлекло бы за собой уничтожение всего того, что выработало человечество, что государство как было, так и продолжает быть единственной
формой развития человечества и что всё то зло, которое мы видим среди народов, живущих в государственной
форме, происходит не от этой
формы, а от злоупотреблений, которые могут быть исправлены без уничтожения, и что человечество, не нарушая государственной
формы, может развиться и дойти до высокой степени благосостояния.
Содержание «взятки» изменилось, границы ее получили совсем другие очертания, притягательные ее силы приобрели особливый полет и изумительнейшее, дотоле неслыханное
развитие, а составители толковых словарей упорствуют утверждать, что «взятка» есть то самое, что в древности собирал становой пристав в
форме кур и яиц и лишь по временам находил, в виде полуимпериала, во внутренностях какого-нибудь вонючего распотрошенного трупа.
Это особого рода фатальный закон, в силу которого первая стадия
развития всегда принимает
формы ненормальные и даже уродливые.
Чтобы даже в музыке они любили бетховенскую фугу [Фуга — музыкальная полифоническая
форма, зародившаяся в XVI веке и получившая свое полное
развитие в творчестве Иоанна-Себастьяна Баха.
Форма, от рождения предназначенная быть прекрасною, может случаем повредиться в какой-нибудь части; тотчас же страдают от этого и другие части; потому что природе тогда бывают нужны силы для восстановления поврежденной части, и она отнимает их у других частей, что необходимо вредит их
развитию.
Но вопрос в том, находятся ли в действительности в совершенно чистом
развитии основные, ненарушимые для искусства
Формы природы.
Но с течением времени, по мере сознательного
развития общества, тип этот изменял свои
формы, становился в другие отношения к жизни, получал новое значение.
Дальнейшее
развитие духа было необходимым шагом вперед, но оно не могло иначе быть, как на счет плоти, тела,
формы: оно было выше, но должно было пожертвовать античной грацией.
Но дух человечества, нося в глубине своей непреложную цель, вечное домогательство полного
развития, не мог успокоиться ни в одной из былых
форм; в этом тайна его трансценденции, его перехватывающей личности (übergreifende Subjectivität).
А для того, чтоб перейти во всеобщее сознание, потеряв свой искусственный язык, и сделаться достоянием площади и семьи, живоначальным источником действования и воззрения всех и каждого, — она слишком юна, она не могла еще иметь такого
развития в жизни, ей много дела дома, в сфере абстрактной; кроме философов-мухаммедан, никто не думает, что в науке все совершено, несмотря ни на выработанность
формы, ни на полноту развертывающегося в ней содержания, ни на диалектическую методу, ясную и прозрачную для самой себя.
В них проводились следующие главные мысли: «Общее образование важнее специального; нужно главным образом внушать детям честные стремления и здравые понятия о жизни, а техника всякого рода, формальности и дисциплина — суть дело второстепенное; в раннем возрасте жизни важно семейное воспитание, и потому жизнь в закрытых заведениях вредно действует на
развитие детей; воспитатели и начальники учебных заведений должны знать свое дело и заботиться не об одной чистоте зданий и соблюдении
формы воспитанниками».
Если
развитие и было, то самое ничтожное, да и то скорее в отношении к внешности, к
форме выражения, а уж никак не в отношении к
развитию и расширению содержания.
Венеровский. Я признаю-с
развитие всегда за благо, в каких бы
формах оно ни проявлялось бы, но…
Разница в степени
развития и в
форме проявления, а основа и здесь и там одна и та же.
Поэтому мне кажется очень вероятным, что низшие животные обладают сознанием в мере, пропорциональной степени
развития органа этого сознания, и что они переживают, в более или менее определенной
форме, те же чувства, которые переживаем и мы».
Учению Платона об идеях Аристотель противопоставляет свое учение о
формах (μορφή), осуществляющихся в некоем субстрате (ΰποκείμενον), материи (ϋλη), причем
форма есть движущий принцип, ведущий
развитие к своему полнейшему осуществлению: она является и данностью, и заданностью для своего вида, а вместе и законом ее
развития, целепричиной, делающей вещь воплощением своей идеи (εντελέχεια).
Поэтому религия с своими несовершенными
формами «представления» и веры есть также лишь ступень
развития его самосознания, которая должна быть превзойдена, притом именно в философии.
Такая манера применяется им но всех почти важнейших диалогах зрелого периода (исключение составляют, кажется, только «Парменид», «Филеб» и «Софист»); напряженнейшая философская спекуляция у него сменяется мифом, отнюдь не занимающим случайное место в качестве литературного орнамента, но играющим определенную роль в
развитии мысли, — иногда в
форме мифа высказываются самые основные утверждения, имеющие значение необходимого аргумента.
Основное противоречие философии Гегеля заключается в том, что в ней динамика и диалектика мысли принимают
форму законченной системы, т. е. как бы прекращается диалектическое
развитие.
Затем, университет в его лучших представителях, склад занятий, отличие от тогдашних университетских городов, сравнительно, например, с Казанью, все то, чем действительно можно было попользоваться для своего общего умственного и научно-специального
развития; как поставлены были студенты в городе; что они имели в смысле обще-развивающих условий; какие художественные удовольствия; какие
формы общительности вне корпоративной, то есть почти исключительно трактирной (по"кнейпам") жизни, какую вело большинство буршей.
Для Сергея Андреевича и Киселева взгляды их противников были полны непримиримых противоречий, и они были убеждены, что те не хотят видеть этих противоречий только из упрямства: Даев и Наташа объявляли себя врагами капитализма — и в то же время радовались его процветанию и усилению; говорили, что для широкого
развития капитализма необходимы известные общественно-политические
формы, — и в то же время утверждали, что сам же капитализм эти
формы и создаст; историческая жизнь, по их мнению, направлялась не подчиняющимися человеческой воле экономическими законами, идти против которых было нелепо, — но отсюда для них не вытекал вывод, что при таком взгляде человек должен сидеть сложа руки.
Марксисты считали народников реакционерами, сторонниками отсталых
форм хозяйства, народники же считали марксистов сторонниками капитализма, призванными служить
развитию капитализма.
Он не был противником индустриального
развития, подобно многим другим народникам, но он ставит традиционный для русской мысли XIX века вопрос о том, может ли Россия избежать капиталистического периода
развития, и решает его в том смысле, что Россия может сократить до нуля срок капиталистического периода и прямо перейти от низших
форм хозяйства к хозяйству социалистическому.
Иван Павлович следил за ней тревожным взглядом. Он один из окружающих ее понимал страшную опасность, в которой она находится, видел быстрое
развитие ее внутренних, нравственных страданий, в таких резких
формах отражающихся на ее и без того слабом организме. Он чуял приближающуюся беду и оставался бессильным, немым зрителем угасающей юной, дорогой для него жизни.
Быть может сплетня в
форме прямого обвинения Дарьи Николаевны в ускорении смерти генеральши Салтыковой и получила бы гораздо большее
развитие, если бы не случилось одно обстоятельство, заставившее умолкнуть слишком уж ретивых и громких обвинителей «из общества». Обстоятельство это было «мнение», высказанное «власть имущей особой», особенно со времени удачного, по ее мнению, совета, данного ею покойной генеральше повидать лично Дарью Николаевну, покровительствовавшей последней.
Особенно рьяные охотники до сильных ощущений, избравшие себе всецело жизненным девизом: «нраву моему не препятствуй», платили контрибуции в
форме ежемесячных взносов, сумма которых определялась как по состоянию плательщика так и по степени
развития его мускульной силы.
Эти впечатления не прошли бесследно для Александра Васильевича и в другом отношении. Он переживал время возмужания, время окончательного физического
развития, он делался мужчиной, а это именно та пора, когда образ существа другого пола волнует кровь, мутит воображение. Образ истерзанной кнутом и ножом палача красавицы так запечатлелся в уме молодого Суворова, что красивые
формы женского тела если и рисовались в его воображении, то всегда сопровождались воспоминаниями об этой холодящей мозг картине.
Конституция польского королевства, получившая полное
развитие в последний период его существования, зародилась давно. В удельное время началось усиливаться значение дворянства, при Казимире Великом получило определенную
форму и затем продолжало расти.
На Востоке антропологическое было совсем задавлено; на Западе оно получило выражение и
развитие, но этот западный антропологизм и придал католичеству ярко выраженную
форму языкохристианства.
Причины в том, что вследствие несчастного, случайного убийства царя, который освободил народ, совершенного небольшой группой людей, ошибочно воображавших, что они этим служат всему народу, правительство решило не только не идти вперед, отрешаясь все более и более от несвойственных условиям жизни деспотических
форм правления, но напротив, вообразив себе, что спасение именно в этих грубых отживших
формах, в продолжение 20 лет не только не идет вперед, соответственно общему
развитию и усложнению жизни, и даже не стоит на месте, а идет назад, этим обратным движением все более и более разделяясь с народом и его требованиями.